Дело № 2 - 366
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2019 года Нейский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего - судьи Верховского А.В.,
при секретаре Озеровой О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области об изменения формулировки увольнения и выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области об изменения формулировки увольнения и выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания. В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства. С ДД.ММ.ГГГГ, она работала специалистом 1 разряда отдела учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области с фактическим местом работы в ТОРМ г. Нея, что подтверждается копией приказа №ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа она была уволена с работы подпункту 7 части первой ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации).
С данной мотивировкой увольнения она не согласна по следующим основаниям.
В соответствии с приказом она уволена за отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, а фактически работодатель сокращает ее рабочее место в ТОРМ г. Нея прекращая его деятельность с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области.
В соответствии с уведомлением об изменении существенных условий служебного контракта, она выразила свое мнение, о несогласии с мотивировкой данного уведомления, а именно согласно уведомления, работодатель сообщает ей, что с ДД.ММ.ГГГГ ТОРМ г. Нея прекращает свою работу и предлагает ей ту же самую должность специалиста 1 разряда отдела учета и работы с налогоплательщиками в Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области в г. Шарья, а также иные вакантные должности гражданской службы согласно штатного расписания. Предложения данных должностей не является изменением существенных условий служебного контракта, так как в соответствии со ст. 24 ч. 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» существенными условиями служебного контракта являются:
1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
2) дата начала исполнения должностных обязанностей;
3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
5) права и обязанности представителя нанимателя;
6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного
органа);
8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами;
9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;
10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.
В соответствии с данной статьёй работодатель должен уведомить ее, что
именно он изменяет существенного в условиях служебного контракта. Однако он этого не делает, а предлагает ей фактически перевод на ту же должность только в г. Шарья, при этом не предлагает условий по представлению ей служебного жилья. Перевод или перемещение в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулируется ст. 28., но не как не ст. 29.
Однако в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ№«О прекращении работы территориально - обособленных рабочих мест» фактически происходит сокращение данных рабочих мест в г. Нея и их дальнейшая ликвидация. Она считает, что данные действия должны производиться в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79.ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а не по ст. 29. Выполняя свои действия по ст. 29 работодатель просто умышленно уходит от выплаты положенного денежного содержания при сокращении или ликвидации. В соответствии со ст. 31 п. 6. в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в "другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении, государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. Таким образом, она должна была бы быть уволена не по ст. 33 пункту 7 части первой, а по пункту 8.2 части 1 статьи 37, если это сокращение ее фактического рабочего места или по пункту 8.3 части 1 статьи 37, если это фактическая ликвидация ТОРМ г. Нея.
В отзыве на исковое заявление ФИО1 Межрайонная ИФНС России №6 по Костромской области указывает, что в соответствии с требованиями ст. 29 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о госслужбе) в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта, о чем гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.
Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.
В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта).
-2-
Согласно ст. 23 Закона о госслужбе под служебным контрактом понимается соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
При этом существенными условиями служебного контракта являются, в том числе, наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделении государственного органа (статья 24 Закона о госслужбе).
В соответствии со служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ № № Л.Н. взяла на себя обязательства исполнять должностные обязанности по должности специалиста 1 разряда отдела учета и работы с налогоплательщиками. При этом рабочим местом ФИО1 являлось ТОРМ в г. Нея.
В связи с передачей с ДД.ММ.ГГГГ полного спектра услуг налоговых органов в МФЦ, ТОРМ налогового органа на территории г. Нея, а также на территориях еще 16 муниципальных образований Костромской области, прекратили с указанной даты свою деятельность.
В соответствии с требованиями вышеприведенных правовых норм, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 было вручено уведомление об изменении существенных условий служебного контракта, а именно - территориального расположения рабочего места.
Согласно штатному расписанию Инспекции как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после, штатная численность отдела учета и работы с налогоплательщиками Инспекции составляла 26 штатных единиц, То есть сокращении должностей государственной гражданской службы не было. За исключением территориального расположения рабочего места, никакие иные условия профессиональной служебной деятельности ФИО1, установленные служебным контрактом и должностным регламентом, не изменялись.
Во исполнение требований статьи 29 Закона о госслужбе ФИО1 неоднократно предлагались для замещения вакантные должности гражданской службы, как в самом налоговом органе, так и в иных органах (СК «Согласие»; ПАО Росгосстрах»), от которых истец письменно отказалась, на основании чего ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ № о расторжении ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 служебного контракта в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением. существенных условий служебного контракта).
Просят суд в удовлетворении требований ФИО1 отказать.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддерживает и пояснила суду, что она не согласна с тем, что ее уволили по п.7 ч.1 ст.33. Не согласна и с отзывом, так как. здесь сокращение должностей идет, о ликвидации здесь вообще как-бы нет, а фактически здесь ликвидация идет. Читает: «если в случае прекращения деятельности филиала или представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками производится по правилам, предусмотренным для случая ликвидации организации. То есть оно как-бы закрывается, ликвидируется это рабочее место, в соответствии с ликвидацией должна сократиться и ее должность. Она считает, что здесь увольнение должно быть по статье 37 ч.1 п.8,3 по ликвидации обособленного подразделения.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области ФИО2 с иском не согласен и пояснил суду, что ТОРМ -Нея, это не был ни филиал, ни подразделение, это было территориальное обособленное рабочее место. Пример: У них было сокращение в г. Мантурово. Там всех сократили и выплатили компенсации, соответственно все вакансии были сокращены. А все ТОРМы сейчас находятся в их инспекции по штатному расписанию. В данном случае имеет место сокращение должностей, о ликвидации речи не идет. Вам предлагали занять должности, от которых вы отказались. Тут о сокращении речи не идет. Если бы ТОРМы были упразднены, штатное расписание изменилось, то тогда да, это было бы ликвидацией. А здесь просто ФНС решила, что ТОРМы малоэффективны, функции все равно передали МФЦ. У них приехали из Кологрива, ФИО3, работают и те же самые функции исполняют. У них осталось всего три инспекции, две из которых в г. Костроме и их Шарьинская инспекция, работает на всю область. Естественно, их штат нужен большой. Приехали 4-5 человек и работают по своим служебным обязанностям.
Выслушав объяснения сторон, свидетеля ФИО5, исследовав материалы дела, суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу, что увольнение ФИО1 обоснованно и законно, и считает, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Свидетель ФИО5 пояснила суду, что они все делали на основании письма ИФНС России, на основании плана проведения дорожной карты и дополнительного письма. Был издан приказ о прекращении работы малоэффективных ТОРМ., что они с 1 октября прекращают свою работу в связи с оптимизацией площадей и расходов на недвижимое имущество. Все было согласовано с администрациями Костромской области. Дальше они сделали уведомления всем работникам их ТОРМов об изменении существенных условий служебного контракта. Они разослали всем главам письма об оказании помощи в трудоустройстве высвобождаемых работников, предлагали все должности, которые у них есть работникам. В данном случае, Нейские работники отказались. Сокращения штата или численности у них не было, сколько было человек, столько и есть. И дальше, сделали приказ и уволили в связи с отказом от предложенных должностей.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В силу ч. 1 ст. 31 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.
Согласно ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ существенными условиями служебного контракта являются: наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа; дата начала исполнения должностных обязанностей; права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент; виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования; права и обязанности представителя нанимателя; условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа); условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью; нахождение должности,
-3-
замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.
Согласно ч. 2, 3, 4 ст. 29 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения.
Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.
В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе, следующие условия: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходила государственную гражданскую службу в территориально-обособленном рабочем месте по адресу: <адрес>, Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области расположенной по адресу: <адрес>.
Так, приказом и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 принята на работу в отдел учета и работы с налогоплательщиками, специалистом 1 разряда в Межрайонную ИФНС России № 6 по Костромской области.
ДД.ММ.ГГГГ между Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области и ФИО1 заключен соответствующий служебный контракт № на неопределенный срок, в соответствии с которым ФИО1 взяла на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, и обязалась исполнять должностные обязанности по должности, на каком рабочем месте и по какому адресу, не в контракте, не в приказе, ни в трудовой книжке не указано.
Приказом и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение письма УФНС России по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№, деятельность территориально-обособленного рабочего места Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области в г. Нея Костромской области, была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ознакомлена с уведомлением о предстоящем изменении существенных условий труда, а именно о прекращении работы ТОРМа в г. Нея, с предложением ей работы по ее должности в Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области расположенной по адресу: Костромская область, г. Шарья, с разъяснением об увольнении по п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по истечении двух месяцев в случае не согласия.
ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 письменно выразила свое несогласие работать в новых условиях.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с ФИО1 расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 освобождена от замещаемой должности и уволена с гражданской службы в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". При увольнении истице была выплачена компенсация за неиспользованные дни отпуска.
В силу ст. 73 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" служебный контракт - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Существенные условия служебного контракта установлены в ч. 3 ст. 24 Федерального закона № 79-ФЗ.
В ч. 5 этой статьи закреплено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
Порядок изменения существенных условий служебного контракта регламентирован нормами ст. 29 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", которая допускает изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей (ч. 1).
При этом законодатель предусмотрел специальные гарантии государственным служащим. Так, об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения (ч. 2 ст. 29 Федерального закона № 79-ФЗ).
Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (ч. 3 и ч. 4 ст. 29).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ст. 29 настоящего Федерального закона) является одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.
Истец ФИО1 просит обязать Межрайонную ИФНС России № 6 по Костромской области изменить формулировку ее увольнения и уволить по пункту 8.2 части 1 статьи 37, если это сокращение ее фактического рабочего места или по пункту 8.3 части 1 статьи 37, если это фактическая ликвидация ТОРМ г. Нея, а также выплатить ей четырехмесячное денежное содержание.
Согласно штатному расписанию, утвержденному приказом организации № от ДД.ММ.ГГГГ количество единиц штата не изменялось не до ДД.ММ.ГГГГ, не после данной даты, то есть сокращение штата не было и уволить ФИО1 по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" оснований не было.
-4-
По пункту 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" в связи с упразднением государственного органа, уволить ФИО1, также оснований не было.
Государственный орган это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.
Межрайонная ИФНС России № 6 по Костромской области упразднению не подвергалось.
Проанализировав с учетом приведенных норм, пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, установленные фактические обстоятельства по делу и оценив доказательства в совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что служебный контракт с ФИО1 правомерно расторгнут по п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", нарушений норм названного Федерального закона при увольнении истицы работодателем допущено не было, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 об изменения формулировки увольнения и выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания не имеется.
Руководствуясь статьями 12, 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области об изменения формулировки увольнения и выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через районный суд.
Судья: А.В. ВЕРХОВСКИЙ