РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Кизовской В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению ТСЖ «Удача» о признании незаконными предписании Государственной жилищной инспекции Самарской области»,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ «Удача» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписаний Государственной жилищной инспекции Самарской области. В обоснование своих требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией Самарской области было издано распоряжение №ТАвз-16468/1 о проведении плановой, документарной проверки товарищества. Согласно распоряжению, проверка проводилась с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2012 год. Задачами проверки являлись: проверка правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья; проверка правомерности принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе управляющей организации, в целях заключения договора управления, правомерности утверждения условий договора управления и его заключения; проверка соответствия устава товарищества, внесённых в устав изменений требованиям законодательства. Срок проверки определён 20 рабочих дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки составлен акт ЖГАвз-16468/1, в котором отражены выявленные нарушения. В частности, инспекцией установлено, что отдельные положения Устава ТСЖ «Удача» не соответствуют действующему законодательству РФ, а именно: устав содержит ссылки на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; положения Устава не соответствуют требованиям законодательства РФ, а именно: в соответствии с Жилищным кодексом РФ в Устав ТСЖ «Удача» не внесены изменения согласно ст. 135; ст. 137, ч.2 ст. 152, ч.14 ст. 155, п. 9, п. 10 ст. 138; ч. 3 ст. 48, ч. 1 ст. 37; п.п. 1.1. ч. 1 ст. 146; ч. 2 ст. 45; п.2 ч. 2 ст. 145; п. 5 ч.2 ст. 145; ч. 3 ст. 146; пп. 1ч.1 ст. 146;ч.4 ст. 146; ч.1 ст. 47; ч. 6 ст. 146; п.7 ст. 148; ч. 4 ст. 143; ст. 142.
По результатам проверки, ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией Самарской области товариществу выдано предписание №TAB3-16468/1. Согласно предписанию, ТСЖ «Удача» обязано в шестимесячный срок (до ДД.ММ.ГГГГ года) привести в соответствии с требованиями законодательства и представить в Государственную жилищную инспекцию Самарской области: внесённые в Устав ТСЖ «Удача» сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.
ТСЖ «Удача» обратилось с заявлением о признании данного предписания незаконным.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ года, оставленным без изменения постановлением ФАС Поволжского округа от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что оспариваемое предписание не затрагивает права товарищества в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, следовательно, данный спор неподведомственен арбитражному суду.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ТСЖ «Удача» поступило уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №ТАвз-29727/1-У из которого следует, что в отношении товарищества ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание ЖГАвз-6325. Также ДД.ММ.ГГГГ в адрес товарищества поступило предписание №ТАвз- 29727 от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно указанному предписанию ГЖИ Самарской области требует в шестимесячный срок устранить несоответствия некоторых положений Устава ТСЖ «Удача», которые аналогичны нарушениям изложенным в предписании №ТАвз-16468/1 от ДД.ММ.ГГГГ года.
По мнению ТСЖ предписания ЖГАвз-63225 от ДД.ММ.ГГГГ и №ТАвз-29727 от ДД.ММ.ГГГГ года, являются незаконными.
В соответствии с п.1 ст.135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Согласно пункту 2 статьи 135 Жилищного кодекса РФ устав ТСЖ принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п.2 ст.52 Гражданского кодекса РФ в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определённые цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
Раздел 1 Устава ТСЖ «Удача», утверждённого протоколом общего собрания членов товарищества от ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения (п. 1.1 Устава).
Порядок управления деятельностью ТСЖ «Удача» содержится в Главе 4 «Правовое положение членов Товарищества. Органы управления товарищества. Ревизионная комиссия (Ревизор) Товарищества» Устава, утверждённого протоколом общего собрания членов от ДД.ММ.ГГГГ года.
Пункт 2.1. «Предмет и цели деятельности товарищества» Устава ТСЖ «Удача» содержит в себе сведения о предмете и цели деятельности товарищества.
Указанное опровергает утверждение инспекции о несоответствии Устава товарищества действующему законодательству, поскольку, содержит все положения, предусмотренные п.2 ст.52 Гражданского кодекса РФ.
Как следует из оспариваемых предписаний, ГЖИ Самарской области установила, что положения Устава товарищества не учитывают изменений внесенных в Жилищный кодекс РФ после марта 2007 года. Однако, согласно п.8 ст.5 Жилищного кодекса РФ в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего кодекса, применяются положения настоящего кодекса.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс РФ. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса РФ, должны применяться нормы этого кодекса (часть 8 статьи 5 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, отсутствие в Уставе товарищества положений, установленных Жилищным кодексом РФ, не является несоответствием Устава товарищества обязательным требования.
Указание в предписаниях, как на несоответствие действующему законодательству, положений Устава ТСЖ «Удача» таковыми не являются.
Пункт 1.1. Главы 1 Устава товарищества содержит указание на то, что товарищество создано, в том числе в соответствии с положениями Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Данное положение соответствует действительности, поскольку ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций внесена запись о ТСЖ «Удача» за учётным номером № и выдано свидетельство серии №.
Изменение в законодательстве, имевшее место после ДД.ММ.ГГГГ года, не отменяет сам факт создания и регистрации товарищества в качестве некоммерческой организации и не лишает товарищество права ссылаться на это в своих учредительных документах.
Пункт 2.2.1 Главы 2 Устава, предусматривают возможность приобретения и реализацию товариществом ценных бумаг.
Пункт 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ в качестве одной из цели создания товарищества собственников жилья, предусматривает осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению имущества собственников помещений многоквартирных домов, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Пункты 1,2 ст. 137 Жилищного кодекса РФ наделяют товарищество правами продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу; заключать сделки и совершать иные отвечающие целям и задачам товарищества действия.
Пункт 2.5.4. Устава товарищества предусматривает возможность по решению общего собрания размещения части свободных денежных средств товарищества в облигации, акции и иные ценные бумаги.
Общее собрание членов товарищества, чья компетенция не исчерпывается вопросами указанными в п. 2 ст. 145 Жилищного кодекса РФ, вправе решать вопросы об определении направлении расходования доходов полученных от деятельности, в том числе и приобретать акции облигации и иные ценные бумаги, если этими сделками будет обеспечиваться создание, содержание, сохранение и приращение имущества собственников.
При таких обстоятельствах положения пунктов 2.2.1. Устава ТСЖ «Удача» не противоречат положениям ст.ст. 135, 137 Жилищного кодекса РФ.
Полагая, что положения пункта 2.2.2. Устава товарищества, не соответствуют ст.152 Жилищного кодекса РФ, инспекция указала, что товарищество собственников жилья не может осуществлять такой вид деятельности как оказание бытовых услуг.
Статья 152 Жилищного кодекса РФ определяет, что товарищество вправе заниматься хозяйственной деятельностью по обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме.
Согласно п.1 Правил бытового обслуживания населения в РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 года №1025, под бытовыми услугами понимаются услуги оказывающиеся гражданину для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу статьи 135 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья, являясь формой объединения собственников квартир в доме, оказывает услуги по содержанию имущества собственников и обеспечению их комфортного проживания в своей собственности, что может расцениваться как оказание бытовых услуг.
Поэтому указание на несоответствие положений пункта 2.2.2. Устава Товарищества ст.152 Жилищного кодекса РФ не основано на законе.
Пункт 2.3.3. Главы 2.3. Устава содержит указание на право товарищества требовать штрафные санкции за просрочку исполнения обязательств по участию в общих расходах.
Пункт 11 ст.157 Жилищного кодекса РФ устанавливает для лиц несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязанность уплаты кредитору пени.
Согласно ст. 330 Гражданского кодекса РФ штраф и пени, являясь синонимами, обозначают неустойку, то есть определённую законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Соответственно пункт 2.3.3 устава не противоречит положениям п.11 ст. 157 Жилищного кодекса РФ.
Пункт 2.4.1. Главы 2.4. Устава предусматривает обязанность товарищества обеспечивать исполнение требований жилищного законодательства, положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также Устава товарищества. Указанное положение Устава учитывает возможные изменения действующего законодательства в будущем, в том числе и положения п.п. 9,10 ст. 138 ФИО1.
Пункт 2.5.4. Главы 2,5. Устава предусматривает возможность по решению общего собрания, размещения части свободных денежных средств товарищества в облигации, акции и иные ценные бумаги.
Данный пункт соответствует положениями п. 2 ст. 145 Жилищного кодекса РФ, предоставляющим общему собранию членов товарищества принимать решения по расходованию средств, полученных в качестве дохода в результате своей деятельности,
Пункт 3.2.5. Главы 3.2. Устава разъясняет порядок определения доли собственника помещений в общем имуществе многоквартирного дома и не противоречит п.1. ст.37 Жилищного кодекса РФ.
Положения п.3 ст.48 Жилищного кодекса РФ, на которые имеется ссылка в оспариваемом предписании, определяют порядок голосования собственника на общем собрании и не имеют отношения к порядку определения доли в общем имуществе.
Пункт 4.4.4. Главы 4.4. Устава определяет компетенцию общего собрания членов товарищества.
В частности указанный пункт устава предусматривает право общего собрания принять решение по вопросам реорганизации и ликвидации товарищества, а также право принять решение об образовании специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ведение ремонта дома и его оборудования.
Указанные положения не противоречат п. 2,5 ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса РФ, поскольку, перечень вопросов, отнесённых к компетенции общего собрания, не является исчерпывающим.
Пункт 4.5.4. Главы 4.5. Устава предусматривает, что общее собрание членов товарищества правомочно, если на нём присутствуют более половины членов товарищества или их представителей.
Данное положение устава, по смыслу, аналогично положению ч.3 ст.146 Жилищного кодекса РФ.
Указанное положение устава не противоречит норме ст.45 Жилищного кодекса РФ, а конкретизирует сроки проведения повторного собрания, в случае отсутствия необходимого кворума.
Пункт ДД.ММ.ГГГГ Главы 4.5. Устава, регламентирует процедуру голосования на общем собрании членов товарищества и не противоречит положениям ст.47 Жилищного кодекса РФ.
Пункт 4.5.12. Главы 4.5. Устава, предусматривающего возможность голосования без совместного присутствия членов (заочное голосование) не противоречит положениям ст.47 Жилищного кодекса РФ.
Пункты 4.6.11., 4.6.12. Главы 4.6. Устава Товарищества, регламентирующих деятельность правления товарищества, не противоречат положениям ст.146 Жилищного кодекса РФ, поскольку, указанные нормы регламентируют иные правоотношения, связанные с порядком организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья. Кроме того, пункт 4.6.11. Главы 4.6. устава товарищества, по смыслу соответствует ст.147 Жилищного кодекса РФ.
Отсутствие в пункте 4.6.12. Главы 4.6. Устава товарищества указание на секретаря заседания правления, не является нарушением закона, поскольку, избрание секретаря заседания правления товарищества не предусмотрено Жилищным кодексом РФ. Отсутствие подписи секретаря на влияет на легитимность принятых правлением решений.
Пункт 4.7.1. Главы 4.7. устава товарищества, в качестве обязанности правления предусматривает ведение списка членов ТСЖ «Удача». Указанное положение устава не противоречит требованиям ст.148 Жилищного кодекса РФ, поскольку, слова «список» и «реестр» являются синонимами.
Пункт 6.3. устава предусматривает возможность объединения двух и более товариществ, по правилам предусмотренным Жилищным кодексом РФ.
Норма статьи 142 Жилищного кодекса РФ предусматривает возможность создания для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой, объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья. Управление таким объединением осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о некоммерческих организациях. Таким образом, ссылка в уставе товарищества на отсылочную норму Жилищного кодекса РФ не может расцениваться как нарушение действующего законодательства.
Оспариваемым предписанием инспекция возлагает на товарищество обязанность по приведению устава в соответствии с изменениями, внесёнными в Жилищный кодекс РФ. Однако законы, которыми с апреля 2007 года в Жилищный кодекс РФ вносились изменения, не содержали в себе указания на необходимость приведения учредительных документов товариществ в соответствие с изменениями, внесёнными в кодекс.
При таких обстоятельствах, по мнению товарищества, вступившие в законную силу изменения в Жилищный кодекс РФ, не породили у ТСЖ «Удача» обязанности по внесению изменений в устав, а требование инспекции, изложенное в оспариваемом предписании незаконно.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, товарищество просило признать незаконными предписания Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №ТАвз-6325 и от ДД.ММ.ГГГГ №ТАвз-29727 и взыскать с Государственной Жилищной инспекции Самарской области расходы по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель заявителя, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица, действующий на основании доверенности требования не признал, представил письменный отзыв.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днём, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2012 год, согласованного с прокуратурой <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ жилищной инспекцией проведена плановая документарная проверка в отношении ТСЖ «Удача», зарегистрированного по адресу: 445057, <адрес>, по вопросам правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерности принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе управляющей организации, в целях заключения договора управления, правомерности утверждения условий договора управления и его заключения, соответствия устава ТСЖ, внесённых в устав изменений обязательным требованиям жилищного законодательства РФ.
В ходе проведения проверки установлено, что отдельные положения Устава ТСЖ «Удача» от 2007 года, утверждённого решением общего собрания членов товарищества, не соответствуют действующему жилищному законодательству. Положения устава ТСЖ, не соответствующие действующему законодательству, приведены в акте проверки и предписании №ТАвз- 16468/1 от ДД.ММ.ГГГГ года.
Материалами дела подтверждается, что в связи с неисполнением предписания №ТАвз-16468/1 от ДД.ММ.ГГГГ года, ТСЖ «Удача» в установленный, ст.20 Жилищного кодекса РФ шестимесячный срок, специалистом жилищной инспекции ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание ЖГАвз-6325.
Установлено, что данное предписание выдано в рамках проведения внеплановой/документарной проверки исполнения ранее выданного предписания (ТАвз-16468/1 от ДД.ММ.ГГГГ года).
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» №294-ФЗ, основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Установлено также, что в декабре 2013 года жилищной инспекцией проведена внеплановая/документарная проверка исполнения ТСЖ «Удача» предписания ЖГАвз-6325 от ДД.ММ.ГГГГ года, по результатам которой установлено, что предписание №ТАвз-6325 от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, в виду чего выдано предписание №ТАвз-29727.
Судом установлено, что все вышеуказанные предписания вынесены по факту выявления аналогичных нарушений, связанных с несоответствием отдельных положений Устава ТСЖ требованиям Жилищного кодекса РФ.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Кроме того, согласно пункту 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений в шестимесячный срок со дня направления такого предписания.
Согласно ст.52 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.
Согласно предписаниям №№ТАвз-16468/1; ТАвз-6325; ЖГАвз-29727, отдельные положения Устава ТСЖ «Удача» от 2007 года, не соответствуют законодательству РФ.
Так, п.1.1. Главы 1 Устава ТСЖ «Удача» не соответствует действующему законодательству, поскольку, содержит в себе ссылку на Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который с момента принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №278-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не распространяется на товарищества собственников жилья. Таким образом, указание в Уставе на нормативный акт, утративший силу, либо не распространяющиеся на такое юридическое лицо, является нарушением действующего законодательства.
Кроме того, п.1.1. Главы 1 Устава ТСЖ «Удача» установлено, что ТСЖ создано по решению общего собрания домовладельцев многоквартирного дома, в том числе в соответствии с Жилищным кодексом РФ, однако на момент принятия собственниками помещений решения о создании ТСЖ, Жилищный кодекс РФ не был введён в действие.
До вступления в силу действующего Жилищного кодекса РФ правовое положение ТСЖ регулировалось Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья».
П.2.2.1. Главы 2.2. Устава ТСЖ «Удача» в части указания на хозяйственную деятельность, которой вправе заниматься товарищество, а именно действия, связанные с приобретением и реализацией ценных бумаг, не соответствует действующему жилищному законодательству поскольку, ст. 135 и ст. 137 Жилищного кодекса РФ не предусмотрено право товарищества приобретать и реализовывать ценные бумаги.
Положениями ст.24 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» указанное право предусмотрено для некоммерческих организаций, однако с момента принятия Федерального закона от 29.11.2007 года №278-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не распространяется на товарищества собственников жилья.
П.2.2.2. Главы 2.2. Устава ТСЖ «Удача» в части указания на виды хозяйственной деятельности, которой вправе заниматься товарищество, не соответствует действующему жилищному законодательству РФ, поскольку ч.2 ст.152 Жилищного кодекса РФ определён исчерпывающий перечень видов хозяйственной деятельности, которой вправе заниматься товарищество.
Согласно ст.152 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности: обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме; строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме; сдача в аренду, внаём части общего имущества в многоквартирном доме. Однако п.2.2.2. Главы 2.2. Устава ТСЖ «Удача» содержит в себе такой вид деятельности, как оказания бытовых услуг. Согласно общему понятию под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, бытовые услуги включают в себя: ремонт обуви, ремонт верха обуви, изготовление и прикрепление ремешков, язычков, удлинение ремешков и замена резинок, изготовление и прикрепление новых украшений, ремонт старых украшений и фурнитуры, замена застежки-молнии, постановка набоек, косячков, рубчиков из всех видов материалов, постановка и ремонт внутренних задников, подпяточников, стелек и полустелек из различных, ремонт швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи и т. д.
Согласно 4.1 ст.135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признаётся некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с Жилищным кодексом РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами.
Таким образом, при буквальном толковании вышеуказанного понятия, указание в уставе товарищества в качестве вида хозяйственной деятельности «оказание бытовых услуг», является неправомерным и не соответствующим целям, задачам товарищества, а также видам хозяйственной деятельности, которой вправе заниматься товарищество.
П.2.2.2. Главы 2.2. Устава ТСЖ «Удача» в части указания на хозяйственную деятельность установлено, что товарищество вправе осуществлять куплю-продажу, сдачу в аренду, в наём физическим и юридическим лицам различного рода оборудования, инвентаря и других материальных ценностей, направленных на достижение уставных ценностей товарищества. Однако п.7 ч.1 ст.137 Жилищного кодекса РФ, установлено, что ТСЖ вправе продавать и передавать во временное пользование, обменивать только исключительно имущество, принадлежащее товариществу. Таким образом, указанный пункт устава не соответствует ч.2 ст. 152 Жилищного кодекса РФ, а также задачам и целям товарищества (ст. 135, ст. 137 Жилищного кодекса РФ).
Также п. 2.2.3. Главы 2.2. Устава ТСЖ «Удача» предусматривает, что лицензируемые виды деятельности осуществляются товариществом при наличии лицензии, полученной в установленном законом порядке. Указанный пункт устава товарищества не соответствует действующему законодательству, поскольку данная норма установлена для некоммерческих организаций статьёй 24 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», который с момента принятия Федерального закона от 29.11.2007 года №278-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не распространяется на товарищества собственников жилья.
Кроме того, перечень лицензируемых видов деятельности определяется законом. Так к видам деятельности подлежащей лицензированию относятся использование атомной энергии, деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, деятельность, связанная с защитой государственной тайны, деятельность кредитных организаций, деятельность по проведению организованных торгов, деятельность по организации биржевой торговли, деятельность биржевых посредников и биржевых брокеров и т.д.
Учитывая, что товарищество собственников жилья создаётся для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, то указанные виды деятельности не связаны с целями и задачами товарищества, для которых оно создано.
П. 2.3.3. Главы 2.3. Устава ТСЖ «Удача» в части указания на право товарищества требовать штрафные санкции за просрочку исполнения обязанностей по участию в общих расходах, не соответствует ч.14 ст.155 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается, поскольку Гражданский кодекс РФ выделил два вида неустойки, штраф и пени. Под пеней понимается такая неустойка, которая устанавливается на случай просрочки исполнения и исчисляется за каждый определённый отрезок времени с нарастающим итогом. Пеня обычно устанавливаются в виде процента к цене нарушенного обязательства.
Штраф - неустойка, установленная в твёрдой сумме, взыскиваемая однократно.
П.2.4.1. Главы 2.4. Устава в части указания на обязанности товарищества, не соответствует действующему Жилищному кодексу РФ, поскольку не содержит в себе ряд обязанностей, предусмотренных п.9, п. 10 ст. 138 Жилищного кодекса РФ, согласно которым, товарищество обязано: вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов РФ, указанные в ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ; представлять в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, указанные в ч.2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, в течение трёх месяцев с момента государственной регистрации внесённых в устав товарищества изменений, заверенные председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копию устава товарищества, выписку из протокола общего собрания членов товарищества о принятии решения о внесении изменений в устав товарищества с приложением заверенных председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копий текстов соответствующих изменений.
П. 2.5.4. Главы 2.5. Устава ТСЖ «Удача» в части указания на то, что на основании решения общего собрания членов товарищества часть свободных денежных средств может быть помещена в облигации, акции и другие ценные бумаги не соответствует действующему законодательству, поскольку данная норма была установлена ч.2 ст.40 Федерального закона от 15.06.1996 года №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья». С принятием Федерального закона РФ от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» Федеральный закон от 15.06.1996 года №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» утратил своё действие.
Действующим жилищным законодательством РФ не предусмотрено право товариществ часть свободных денежных средств помещать в облигации, акции и другие ценные бумаги.
П.3.2.5. Главы 3.2. Устава не соответствует действующему жилищному законодательству РФ, поскольку, указывает, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме для каждого собственника рассчитывается в процентах, исходя из соотношения общей площади принадлежащих данному собственнику помещений. При производстве расчёта доля каждого собственника определяется с точностью до сотых долей процента. Частью 1 ст.37 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Таким образом, по смыслу ч.1 ст.37 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество для каждого собственника помещений будет равняться площади помещения, находящегося в его собственности.
П. 4.4.3. Главы 4.4. Устава ТСЖ «Удача» не соответствует действующему жилищному законодательству, поскольку предусматривает, что внеочередное общее собрание может быть созвано по инициативе правления, членов товарищества, обладающих 10 и более процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества, а также по решению правления или по требованию ревизионной комиссии товарищества. Однако согласно пп.1.1. ч. 1 ст. 146 Жилищного кодекса РФ положения статей 45 - 48 Жилищного кодекса РФ распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Частью 2 ст.45 Жилищного кодекса РФ установлено, что проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Таким образом, действующим законодательством не установлены какие-либо ограничения по количеству голосов, которым должен обладать инициатор проведения собрания.
Кроме того, п.4.4.4. Главы 4.4. Устава ТСЖ «Удача» не соответствует действующему законодательству РФ, поскольку, относит к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества. Пунктом 2 ч. 2 ст.145 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания членов товарищества принятие отнесено принятие решений не только о реорганизации и ликвидации товарищества, но и назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.
Также п.4.4.4. Главы 4.4. Устава не соответствует действующему законодательству РФ, поскольку, относит к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья - образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ведение ремонта дома и его оборудования. Пункт 5 ч.2 ст.145 Жилищного кодекса РФ относит к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья не образование специальных фондов товарищества, а утверждение порядка образования и их использования, а также утверждения отчетов об использовании таких фондов.
П.4.5.4. Главы 4.5. Устава не соответствует ч.3 ст.146 Жилищного кодекса РФ, поскольку, общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нём присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества (подсчет голосов осуществляется по квадратным метрам).
Также п. 4.5.4. Главы 4.5. устава не соответствует действующему жилищному законодательству, поскольку согласно уставу при отсутствии кворума для проведения общего собрания, должно быть повторное общее собрание в срок, не превышающий одного месяца, в том числе в форме заочного голосования, однако, ст.45 Жилищного кодекса РФ не устанавливает, какие-либо ограничения, связанные со сроками для проведения повторного общего собрания.
П.п.1.1. ч.1 ст.146 Жилищного кодекса РФ установлено, что, положения ст.45-48 Жилищного кодекса РФ распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Пунктом. 4.5.5. Главы 4.5. устава ТСЖ предусмотрено, что решения общего собрания по вопросам, отнесённым к компетенции общего собрания в соответствии с подпунктами 2, 7, 8, 13 пункта 4.4.4. настоящего устава, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов.
Согласно подпунктам 2, 7, 8, 13 пункта 4.4.4. устава ТСЖ к компетенции общего собрания относится принятие решение о реорганизации и ликвидации товарищества, решения о получении заёмных средств, в том числе банковских кредитов, определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества, а также принятие решений о сдаче в аренду или передачи иных прав на общее имущество в многоквартирном доме.
Частью 4 ст.146 Жилищного кодекса РФ установлено, что только лишь решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов, принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов, определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества.
Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.
П. 4.5.11. и п. 4.5.12. Главы 4.5. устава ТСЖ не соответствует действующему законодательству, а именно ч.1 ст. 47 Жилищного кодекса РФ, поскольку устав предусматривает, что голосование по вопросам повестки дня общего собрания может осуществляться устно либо посредством оформленных в письменной форме решений членов товарищества по вопросам, поставленным на голосование, а также, что решение общего собрания может быть принято без проведения общего собрания членов товарищества (совместного присутствия членов товарищества для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам поставленным на голосование) путём проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества, в письменной форме решений членов товарищества по вопросам, поставленным на голосование.
Положениями ст.47 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путём совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 Жилищного кодекса РФ кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путём проведения заочного голосования (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Таким образом, общее собрание может быть проведено в форме заочного голосования, только в том случае если предварительно очное с той же повесткой дня не имело кворума.
При этом принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приёма.
П. 4.6.11. Главы 4.5. устава не соответствует ч.6 ст.146 Жилищного кодекса РФ, поскольку, предусматривает, что заседание правления признаётся правомочным, если в таком заседании принимает участие большинство членов правления. Согласно ч.6 ст.146 Жилищного кодекса РФ правление товарищества собственников жилья правомочно принимать решения, если на заседании правления товарищества присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов правления товарищества.
П.4.6.12. Главы 4.5. Устава не соответствует действующему законодательству, а именно ч.6 ст.146 Жилищного кодекса РФ, поскольку, им предусмотрено, что решения правления оформляются протоколом и подписываются всеми присутствующими на заседании членами правления и председателем правления. Частью 6 ст.146 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что решения, принятые правлением товарищества, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются только председателем правления товарищества и секретарем заседания правления товарищества.
П.4.7.1. Главы 4.7. устава не соответствует действующему законодательству РФ, поскольку относит к обязанностям правления ведение списка членов товарищества, поскольку, согласно п.7 ст.148 Жилищного кодекса РФ в обязанности правления входит ведение реестра членов товарищества.
В соответствии с ч.4 ст.143 Жилищного кодекса РФ реестр членов товарищества собственников жилья должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Таким образом, п.4.7.1. Главы 4.7. Устава не соответствует действующему жилищному законодательству, поскольку, правление товарищества должно вести не просто список членов товарищества, а его реестр, включающий все сведения указанные в ч.4 ст.143 Жилищного кодекса РФ.
П.6.3.1. Главы 6 Устава ТСЖ не соответствует ст.142 Жилищного кодекса РФ, поскольку им предусмотрено, что для управления общим имуществом в многоквартирном доме два и более товарищества могут создать объединение товариществ. Согласно ст.142 Жилищного кодекса РФ только для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья. Управление таким объединением осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о некоммерческих организациях, который, с момента принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №278-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не распространяется на товарищества собственников жилья.
При наличии указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Государственной жилищной инспекцией в адрес ТСЖ «Удача» обоснованно вынесены соответствующие предписания, в связи с чем, оснований для удовлетворения завяленных товариществом требований не имеется.
Кроме того, согласно положениям ст. 256 ГПК РФ, гражданин (организация) вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Установлено, что оспариваемое предписание №ТАвз-6325 от ДД.ММ.ГГГГ неоднократно направлялось по юридическому адресу ТСЖ «Удача», что подтверждается почтовыми отправлениями №, приложенными к материалам дела, а также вернувшимися в жилищную инспекцию почтовыми конвертами с отметками «Истёк срок хранения».
Поскольку вышеуказанное предписание направлялось жилищной инспекцией по адресу государственной регистрации товарищества, суд считает, что товарищество уведомлено надлежащим образом.
Также судом установлено, что специалист жилищной инспекцией ФИО2 связывался с ТСЖ «Удача» по телефону <данные изъяты> и ходе телефонного разговора с ФИО3, представившейся управляющей, специалист сообщил о том, что в отношении ТСЖ вынесено предписание №ТАвз-6325, которое неоднократно направлялось по юридическому адресу товарищества.
Предписание №ТАвз-6325 от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в отношении ТСЖ «Удача» ввиду неисполнения предписания №ТАвз-16468/1 от ДД.ММ.ГГГГ года, которое получено ТСЖ «Удача» ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается почтовым уведомлением №.
Указанные предписания касаются одного факта и одних и тех же нарушений, связанных с несоответствием отдельных положений Устава ТСЖ «Удача», обязательным требованиям, установленным Жилищным кодексом РФ.
Таким образом, ТСЖ «Удача» было извещено о повторном выданном предписании №ТАвз-6325 от ДД.ММ.ГГГГ года, в виду неисполнения предписания №ТАвз-16468/1 от ДД.ММ.ГГГГ года, а равно как о несоответствиях отдельных положений Устава товарищества, обязательным требованиям Жилищного кодекса РФ. Учитывая, что с соответствующим заявлением ТСЖ обратилось в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ год, им пропущен трёхмесячный срок, установленный ст.256 ГПК РФ для подачи соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление ТСЖ «Удача» о признании незаконными предписаний Государственной жилищной инспекции Самарской области» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд в апелляционном порядке в течение 30 дней.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья