ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3661/2021УИД760014-01-2021-003010-50ИЗ от 17.12.2021 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-3661/2021 УИД 76RS0014-01-2021-003010-50 изг. 17.12.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2021 года г. Ярославль

Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,

при секретаре Ляминой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО10 к департаменту образования Ярославской области, департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, территориальной администрации Фрунзенского и Красноперекопского районов мэрии г. Ярославля о понуждении к включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, понуждении к предоставлению жилого помещения,

установил:

ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился с исковым заявлением к департаменту образования Ярославской области, департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, территориальной администрации Фрунзенского и Красноперекопского районов мэрии г. Ярославля о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного фонда, о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После лишения родителей родительских прав за ним закреплено жилое помещение по адресу <адрес>. Площадь указанного жилого помещения, приходящаяся на одно зарегистрированное в жилом помещении лицо, составляла 9,14 кв.м., что менее учетной нормы предоставления, установленной в г. Ярославль. Приговором Ярославского областного суда от 20.10.2008 он был осужден по ст. 105 ч.1, ст. 30 ч.3 ст. 105 ч.2 п. «а» к 7 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, в связи с чем по достижении восемнадцатилетнего возраста он не мог обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 16.07.2019 года он обратился в департамент образования Ярославской области с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В удовлетворении его заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного фонда было отказано, поскольку на момент обращения ему было больше 23-х лет. Истец полагает, что отказ во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного фонда является незаконным, поскольку до достижения возраста 23 лет истец являлся нуждающимся в предоставлении жилого помещения, жилым помещением до настоящего времени не обеспечен.

Истец просит восстановить ему срок для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признать незаконным исключение из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и восстановить его в списке, обязать департамент имущественных и земельных отношений <адрес> (ДИЗО ЯО) и департамент образования Ярославской области включить ФИО10 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать ДИЗО ЯО и департамент образования Ярославской области предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ярославской области, обязать территориальную администрацию Фрунзенского и Красноперекопского районов мэрии г. Ярославля предоставить ФИО10 жилое помещение, отвечающее нормам, установленным законодательством, не менее 17 кв.м. общей площади жилого помещения.

В судебном заседании истец ФИО10, представитель истца по устному ходатайству ФИО11 исковые требования поддержали в полном объеме, указывая на то, что родители истца были лишены родительских прав, истец помещен на полное государственное обеспечение в государственное учреждение. За истцом было закреплено жилое помещение по адресу <адрес>, в котором он никогда не проживал, данное жилое помещение находилось в собственности его дяди и тети. Поскольку приговором Ярославского областного суда от 20.10.2008 он был осужден по ст. 105 ч.1, ст. 30 ч.3 ст. 105 ч.2 п. «а» к 7 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, до достижении возраста 23 лет он не имел возможности самостоятельно обратиться с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. После возвращения из мест лишения свободы проживать в закрепленном за ним жилом помещении он не мог, поскольку его родственники возражали против его вселения в указанное жилое помещение, общая площадь жилого помещения. приходящаяся на каждое зарегистрированное в жилом помещении лицо была менее учетной нормы предоставления. Полагают, что срок для обращения с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, пропущен по уважительной причине в связи с отбыванием наказания в виде лишения свободы. Поскольку в соответствии с действующим законодательством жилое помещение специализированного жилищного фонда предоставляется лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сроком на 5 лет, а затем предоставляется на основании договора социального найма, полагают, что в связи с тем, что с момента достижения истцом возраста 23 лет более пяти лет назад, жилое помещение должно быть предоставлено истцу по договору социального найма на одного члена семьи общей площадью не менее 14 кв.м. Несмотря на то, что истец никогда не состоял в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, просят в соответствии с изученной представителем судебной практикой восстановить истца в указанном списке. Обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на ответчика территориальную администрацию Фрунзенского и Красноперекопского районов мэрии г. Ярославля, поскольку жилые помещения по договору социального найма предоставляются органом местного самоуправления.

Представитель ответчика Департамента образования Ярославской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором против удовлетворения исковых требований возражал, указывая на то, что ФИО10 утрачено право на меру социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ, поскольку с заявлением о предоставлении жилья на льготных основаниях до достижения возраста 23 лет в уполномоченный орган он не обращался, по состоянию на 01.01.2013 года у него отсутствовало нереализованное право на обеспечение жилым помещением, посколкьу постановлением главы территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля от 24.03.3006 № 205 за ФИО10 закреплено право пользования жилым помещением по адресу <адрес>. Нахождение истца в местах лишения свободы не свидетельствует о наличии уважительных причин пропуска срока на подачу заявления о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку препятствовало ему обратиться с соответствующим заявлением посредством почтовой связи. Кроме того, заявление о включении в список подано ФИО10 спустя три года с момента освобождения из мест лишения свободы.

Представители ответчиков Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, территориальной администрации Фрунзенского и Красноперекопского районов мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению частично.

Материалами дела установлено, что ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Родители истца были лишены в отношении него родительских прав решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 30.10.2002. Мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

В собственности истец жилого помещения не имеет, при помещении истца на полное государственное обеспечение после лишения родителей родительских прав за ним было закреплено жилое помещение по адресу <адрес>.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ (далее по тексту ЖК РФ) и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, действующей с 1 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Аналогичные положения предусмотрены Законом Ярославской области ЯО от 09.11.2007 № 85-з (ред. от 28.02.2013) «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области».

Статьей 6<1> указанного закона предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда Ярославской области однократно предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Возраста 23 лет ФИО10, достиг ДД.ММ.ГГГГ.

По состоянию на дату вступления в силу изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( 01.01.2013 года) истец ФИО10 не достиг возраста 23 лет, поэтому в силу положений абз.4 ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ критерии нуждаемости в жилых помещениях, установленные ч.4 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ на него распространялись.

Как следует из представленной в материалы дела домовой книги жилого дома по адресу <адрес>, по состоянию на 01.01.2013 года в указанном жилом доме были зарегистрированы 9 лиц: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 Общая площадь жилого дома составляет 64,3 кв.м. Размер общей площади жилого дома, приходящийся на каждое зарегистрированное лицо составлял 7,14 кв.м., что менее учетной нормы предоставления жилого помещения в г. Ярославле.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в связи с наличием того обстоятельства, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, в силу подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря № 159-ФЗ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2, не достигший возраста 23 лет, являлся нуждающимся в предоставлении жилого помещения, поскольку общая площадь жилого дома по месту его регистрации была менее учетной нормы предоставления.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона, носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Однако отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Истец указывает на то, что в связи с отбыванием наказания в виде лишения свободы он не имел возможности собрать документы, необходимые для постановки его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, с затем, с ДД.ММ.ГГГГ о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Указанный факт подтверждается представленной в материалы дела справкой об освобождении.

При указанных обстоятельствах достижение ФИО10 возраста на момент подачи заявления о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее утрату ее права на получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 3 и пп. 3 п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397 утверждены вступившие в силу с 18.04.2019 года Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 г. или после 01.01.2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Поскольку после ДД.ММ.ГГГГ, но до достижения возраста 23 лет ( ДД.ММ.ГГГГ) у истца имелось нереализованное право на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к правоотношениям сторон по настоящему гражданскому делу применимы положения Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397.

При указанных обстоятельствах отказ департамента образования Ярославской области во включении ФИО10 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, является незаконным.

При указанных обстоятельствах необходимости в восстановлении ФИО10 срока для обращения с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, не имеется, в силу положений Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397 срок включения указанных лиц в список не ограничен, критерием включения в список является установление нуждаемости в жилом помещении на момент достижения возраста 23 лет.

Оснований для восстановления истца в списке суд не усматривает, поскольку истец в указанный список ранее не включался.

На момент рассмотрения настоящего гражданского дела нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения не отпала, поскольку собственником либо нанимателем жилого помещения истец не является, общая площадь жилого помещения по месту регистрации менее учетной нормы предоставления.

Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).

В Ярославской области формирование списка осуществляет департамент образования Ярославской области, который и является надлежащим ответчиком в части заявленных требований о включении ФИО10 в список.

ДИЗО ЯО надлежащим ответчиком в данной части исковых требований не является.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации ( ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Органом, уполномоченным на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области в силу норм Закона Ярославской области от 9 ноября 2007 года № 85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области», является ДИЗО.

Органы местного самоуправления, в том числе территориальная администрация Фрунзенского и Красноперекопского районов мэрии г. Ярославля, полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, не обладают.

В соответствии с положениями ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает гражданские дела в пределах заявленных исковых требований.

Истцом заявлены исковые требования о понуждении ответчиков к предоставлению жилого помещения на условиях договора социального найма, вместе с тем, в силу положений ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ истец имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, оснований для предоставления истцу жилого помещения на условиях договора социального найма отсутствуют.

Установленных федеральным законом оснований, в силу которых суд в данном случае мог бы выйти за пределы заявленных исковых требований, не имеется.

При этом суд принимает во внимание, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением на основании договора найма специализированного жилого помещения возникнет у ДИЗО ЯО только после случае включения истца в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Поскольку на момент рассмотрения настоящего гражданского дела истец в список не включен, его право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не нарушено.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований ФИО10 к департаменту образования Ярославской области, ДИЗО ЯО, территориальной администрации Фрунзенского и Красноперекопского районов мэрии г. Ярославля о понуждении к предоставлению жилого помещения должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на Департамент образования Ярославской области обязанность включить ФИО10 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в силу норм Закона Ярославской области от 09.11.2007 года №85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области».

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья: В.В.Барышева