Дело № 2-3662/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Омск 28 сентября 2020 года
Куйбышевский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Овчаренко М.Н.,
при секретаре Михайловой Е.В.,
помощник судьи Савченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца ФИО1, третьего лица ФИО4, представителей ответчика по доверенности ФИО5, ФИО6, Голубь Н.В. гражданское дело по иску ФИО1 к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Омский государственный университет путей сообщений» о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО2 обратилась в суд с названным иском. В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ заключила договор № об образовании, на обучение по образовательным программам высшего образования (очная форма обучения) ее дочери ФИО4 С ДД.ММ.ГГГГ ее дочь перевели на дистанционный способ обучения. Полагала, что дистанционная форма обучения является разновидностью заочной формы обучения. На данный момент учебный процесс ее дочери ограничивается тем, что ей дают задания, которые она выполняет самостоятельно, а также переписывает заранее подготовленный текст лекций. Все необходимые знания для выполнения заданий ей приходится искать самостоятельно при помощи сети интернет. Ею было написано заявление на имя ректора образовательного учреждения о перерасчете стоимости обучения за период нахождения ФИО7 на дистанционной форме обучения, в чем ей было отказано, что явилось основанием для обращения в суд. Отказ был аргументирован тем, что на данный момент организована контактная работа с обучающимися в электронной информационной образовательной среде с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В том числе, указано, что из-за реализации таких технологий обучение преимущественно состоит в индивидуальном общении обучающегося с преподавателем, что требует от преподавателя повышенных временных затрат. Это не влечет изменения основных характеристик обучения. С отказом не согласна, поскольку договор № был заключен на программу очного обучения, в соответствии с данным договором оплата за обучение должна производиться за указанную форму обучения. В связи со сложившейся ситуацией у нас в стране очное (дневное) обучение в данный момент невозможно, в связи с этим обучение происходит в дистанционном режиме, что является одной из форм заочного обучения. Исходя из определения очного обучения, выходит, что студенты в обязательном порядке должны посещать лекции и семинары, а также проходить практики, чего в данный момент не происходит. Согласно пункту 2.4.4 договора исполнитель (Омский Государственный Университет Путей и Сообщений) обязан обеспечить обучающемуся предусмотренные выбранной образовательной программой условия ее освоения, что на данный момент не осуществляется. Согласно пункту 3.1. договора в стоимость образовательных услуг включаются расходы по материально техническому обеспечению процесса обучения обучающегося, расходы по электро-, водо- газоснабжению помещений исполнителя. На данный момент ее дочь проходит обучение в дистанционном режиме и не использует материально техническую базу исполнителя, в том числе, не используются коммунальные ресурсы исполнителя. Оказание оплачиваемой услуги производится не в полном объеме. Согласно пункту 3.11. договора при переводе обучающегося на другую форму обучения, производится перерасчет стоимости обучения. Согласно условиям договора при обнаружении недостатка образовательной услуги, в том числе, оказание не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного оказания образовательной услуги; соразмерного уменьшения стоимости оказанной образовательной услуги; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной образовательной услуги своими силами или третьими лицами.
В рамках уточненного искового заявления просила обязать ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения» произвести перерасчет оплаты за обучение по договору № об образовании, на обучение по образовательным программам высшего образования (очная форма обучения), заключенному между ФИО1 и ОмГУПС, за апрель и май 2020 года в сторону уменьшения на 59 %; обязать ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения» произвести снижение стоимости за обучение по договору №, при дальнейшем сохранении дистанционной формы обучения.
В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что предоставленные услуги не отвечают требованиям заключенного договора об образовании. Обучение производилось не в полном объеме, и не соответствует определению очной формы обучения. Полагала, что дистанционная форма обучения ближе к заочной форме обучения. Оплата обучения производилась по очной форме обучения, а знания предоставляются в режиме заочного обучения. Если бы дочь при дистанционной форме обучения получала те знания, которые предполагались при очной форме, проводились какие-то веб-лекции и веб-занятия, тогда претензий не было бы. В период дистанционного обучения на общий портал скидывали задания, и учащийся выполнял это задание, никаких лекций не проводилось, во многих университетах и институтах такие занятия практиковались. Ей оплачена существующая задолженность за апрель-май 2020 года, и первый взнос за этот семестр в размере 10000 рублей.
Представители ответчика по доверенности ФИО5, ФИО8, Голубь Н.В. исковые требования не признали. Просили в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, доводы которых сведены к следующему:
Использование в спорный период дистанционных технологий в процессе обучения и приостановление посещения образовательного учреждения было обусловлено установленными запретами в связи с недопущением распространения коронавирусной инфекции., что исключает ответственность образовательной организации. Использование дистанционных технологий не является формой обучения, является образовательной технологией, может применяться при любой форме обучения, в том числе, очной. Применительно к специальности «Таможенное дело» образовательный стандарт ограничения использования дистанционного способа обучения не устанавливает. Объем обязательных занятий, сроки получения образования, меры социальной поддержки и стимулирования не были изменены. Использование данной технологии не повлекло автоматическое изменение формы обучения на заочную. Университет обеспечил студентов лекционным материалом путем предоставления непосредственного доступа. Образовательный стандарт допускает отсутствие непосредственного контакта студентов и преподавателей. ФИО4 имела доступ к электронно-библиотечным системам, имела возможность задать любые вопросы через портал и электронную почту преподавателя. Доказательств нарушения срока проверки работ и влияния нарушения этого срока на качество образовательной услуги не представлено. Ответчиком обеспечены все условия для процесса обучения. Взаимодействие преподавателей и студентов происходило через портал ОмГУПС, через электронную почту преподавателей. Все лекции и задания размещались на этом портале. Доступ к порталу у ФИО3 имелся, она активно взаимодействовала с преподавателями.
Дополнительно было пояснено, что в рамках выполнения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования вся электронно-информационная образовательная среда, которая создана в университете, соответствует требованиям этого стандарта, лекции могут проводиться, в том числе, и в форме документооборота в электро-информационной образовательной среде. Нарушений законодательства в этом нет. Разница между очным и заочным обучением заключается в периоде обучения, наполняемости дисциплин, количестве часов. И там, и там может применяться дистанционный способ. И при заочной форме также происходит общение путём обмена информацией на портале. Для заочной формы обучения существует специальный портал. Стоимость обучения зависит от количества часов, специфики дисциплин, содержания и наполняемости этих дисциплин, от продолжительности обучения. Заочная форма обучения предполагает большую самостоятельную форму работы обучающегося, и меньшую форму взаимодействия с преподавателем (контактные работы). С учетом того, что идет меньше работы с преподавателем, оплата ниже, так как фонд оплаты труда преподавателей складывается из того, как взаимодействует преподаватель и обучающийся. При использовании дистанционных технологий временных затрат преподавателя не меньше. Одно дело провести семинарское занятие 1,5 часа, спросить несколько студентов. В группе 24 человека. При дистанционном способе преподаватель должен проверить каждого студента в каждой группе. На проверку каждого задания уходит больше времени, чем, если бы он пришел в аудиторию и провел полтора часа со студентами. Когда дается задание каждому студенту, он обязан выполнить его в любом случае, иначе у него не будет этот период зачтен и работа не будет зачтена, и соответственно он не получит балл за это семинарское занятие.
Третье лицо ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что в апреле – мае 2020 года в период дистанционного обучения звукового контакта с преподавателями не было. Общение проходило либо на портале, либо в чатах. Им скидывали домашнее задание и лекции, также практические задание, которые они должны были переписать, сделать и отправить преподавателю. Лекции были оформлены сплошным документом. Когда им в расписании ставили пары на 08-00 часов, преподаватели говорили им, чтобы они отметились на портале и все. Если у них возникали вопросы, то они могли их задавать в общем чате. Основная претензия к процессу обучения в апреле-мае 2020 года это то, что не было общения с преподавателями. Когда они им писали, преподаватели могли игнорировать сообщения, несколько день не заходить на портал. Кроме того, задания, которые они скидывали на портал, удалялись, и преподаватели могли поставить отметку о том, что задание не выполнено, просто потому что задание удалялось. Поскольку у нее нет компьютера, то некоторые задания она не могла выполнить, преподаватели же не предлагали альтернативный вариант. В университете есть компьютерный кабинет, куда она может приходить на очной форме обучения, когда ей удобно, и делать все эти задания, на дистанционном обучении у нее такой возможности не было. Считает, что лекция, которая написана от руки, и лекция, которую рассказывает преподаватель, отличаются, поскольку, когда читает преподаватель, он делает акцент на важных вещах. Какие-либо претензии по поводу использования дистанционных технологий не писала. Доступ к электронной библиотеке ей был предоставлен, с учебно-методическим материалом была знакома. К сессии она не была допущена, так как была задолженность, в связи с пандемий не было возможности оплатить учебу.
Выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
Право на образование в Российской Федерации гарантируется не зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения» и ФИО1 заключен договор № об образовании на обучение по образовательным программам высшего образования (очная форма обучения). Предмет договора -обучение ФИО3 по образовательной программе высшего образования, специалитета по очной форме обучения по специальности «38.05.02 Таможенное дело». Полная стоимость образовательных услуг за весь период обучения составляет 511 000 рублей. Размер оплаты обучения за один семестр 2019/2020 учебного года устанавливается приказом ректора и составляет 51 100 рублей (т. 1 л.д. 9).
Согласно приказу о зачислении № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 зачислена с ДД.ММ.ГГГГ на обучение по образовательной программе высшего образования, специалитета по очной форме обучения по специальности «38.05.02 Таможенное дело» (т. 2 л.д. 244-247).
Согласно приказу об установлении стоимости платных образовательных услуг по очной форме обучения в 2019-2020 учебном году №/о от ДД.ММ.ГГГГ стоимость специалитета по специальности «Таможенное дело» составляет 102 200 рублей (т. 2 л.д. 213-216).
Распоряжением Губернатора Омской области от 17.03.2020 № 19-р «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области» введен режим повышенной готовности».
Приказом Минобрнауки № 397 от 14.03.2020, приказом Минобрнауки № 487 от 26.03.2020, приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта № 99 от 16.03.2020 и приказом № 175 от 12.05.2020, № 192 от 26.05.2020 исключено присутствие работников на рабочих местах с 30.03.2020 года. При реализации образовательных программ высшего образования, среднего профессионального образования и соответствующих дополнительных профессиональных программ предусмотреть: возможность предоставления индивидуальных каникул для обучающихся, в том числе путем перевода их на обучение по индивидуальному учебному плану; организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде; использование различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (т. 2 л.д.138-148).
Во исполнение вышеуказанных актов были изданы приказы ОмГУПС: № 45/д от 16.03.2020, № 46/д от 16.03.2020, № 51/д от 19.03.2020, № 86а/д от 12.05.2020, № 99/д от 01.06.2020, № 109/д от 15.06.2020, которым установлен особый режим организации учебного процесса, обеспечена учебная организация процесса с применением дистанционных технологий по всем программам высшего и среднего профессионального образования (том 2 л.д.179-193).
В соответствии с частью 2 ст. 17 ФЗ от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Существенные определения установленных законодательно форм обучения «очная», «заочная», «очно-заочная» действующими нормативно правовыми актами не установлено.
Законодательство регламентирует особенности организации и условий обучения в отношении конкретных форм обучения.
Основными критериями дифференциации форм обучения являются объем обязательных занятий педагогического работника с обучающимися, сроки получения образования, устанавливаемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в РФ» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (ч. 1-2 ст. 13 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Согласно приказу Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 утвержден порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Согласно п. 3 указанного Положения организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах обучения или при их сочетании. При проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся. При реализации образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий образовательные организации самостоятельно определяют объем аудиторской нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися, и учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий. Объем образовательной программы не завит от формы получения образования, формы обучения, сочетания различных форм обучения, применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, использования сетевой формы реализации образовательной программы, обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения. Допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории (т. 2 л.д. 113-117).
Таким образом, дистанционное обучение является образовательной технологией, и соответственно может применяться при освоении образовательной программы при любой форме обучения, в том числе, очной.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» (уровень специалитета), утвержденный приказом Минобрнауки № 850 от 17.08.2015 закрепляет возможность применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации программы специалитета. В п. 7.1.2. указанного стандарта допускается взаимодействие между участниками образовательного процесса в форме синхронного и (или) асинхронного взаимодействия посредством сети «Интернет», также предусмотрено обеспечение обучающегося индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам и к электронной информационно-образовательной среде организации (т. 2 л.д.90-112).
В пункте 1.7. образовательной программы высшего образования по специальности 38.05.02 Таможенное дело закреплено положение, согласно которому реализация образовательной программы может осуществляться с частичным применением дистанционных образовательных технологий (т. 2 л.д. 221-229).
Следовательно, университет вправе использовать дистанционные образовательные технологии как средство организации учебного процесса, реализуемого при очной форме обучения.
Использование дистанционных образовательных технологий не повлекло изменение формы обучения с очной на заочную форму обучения, а является средством организации учебного процесса.
Довод истца о том, что ответчиком была изменена форма обучения, и тем самым изменены условия заключенного договора, является необоснованным.
В соответствии с п. 28 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки № 301 от 05.04.2017г., контактная работа может быть аудиторной, внеаудиторной, а также проводиться в электронно-информационной образовательной среде (т. 2 л.д. 118-137).
Пунктом 2.1. указанного Положения установлено, что электронная информационно-образовательная среда университета обеспечивает взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе асинхронное взаимодействие посредством локальной вычислительной сети университета и сети Интернет.
В Положении об электронной информационно-образовательной среде федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения», утвержденном 09.01.2017г. ректором ОмГУПС, предусмотрено взаимодействие между участниками образовательного процесса, а том числе асинхронное взаимодействие посредством локальной вычислительной сети университета и сети «Интернет». В пункте 2.2.2 указаны электронные образовательные ресурсы, в том числе: научная библиотека университета; электронная библиотечная система «Лань»; университетская библиотека ONLINE; электронная библиотечная система «Юрайт»; электронная библиотечная система «Троицкий мост». Пункт 2.2.4 предусматривает информационные системы – образовательные порталы университета.
Согласно договору на оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «<данные изъяты>» и ОмГУПС, последнему предоставлена услуга по предоставлению изданий для использования пользователями путем обеспечения доступа к электронно-библиотечной системе, принадлежащей ООО «Издательско-торговая компания «Троицкий мост». Лицензия по договору предоставляется на срок 1 календарный год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 165-172).
Согласно решению методического совета по вопросу о применении дистанционных образовательных технологий в учебном процессе в связи с введением режима предупреждения распространения коронавирусной инфекции, утвержденного протоколом заседания методического совета от ДД.ММ.ГГГГ№ педагогическим работникам обеспечить с ДД.ММ.ГГГГ своевременное размещение материалов по всем видам учебных занятий, предусмотренных учебным планом и расписанием на весенний семестр 2019/2020 учебного год, на образовательных порталах университета не менее, чем за две недели вперед (т. 2 л.д. 202-212).
Справкой от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что в соответствии с решением методического совета от ДД.ММ.ГГГГ и приказом ректора от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении дистанционных образовательных технологий в учебном процессе в связи с ведением режима предупреждения распространения коронавирусной инфекции» всеми педагогическими работниками ОмГУПСа своевременно размещались материалы по всем видам учебных занятий, предусмотренных учебным планом и расписанием на весенний семестр 2019/2020 учебного года, на образовательных порталах университета не менее, чем за две предстоящие недели (т. 2 л.д. 151).
Как следует из справки ОмГУПС от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была зарегистрирована на образовательном портале <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 152).
В журнале регистрации выданных обучающимся и ППС логинов и паролей на доступ к электронным учебникам издательства «Троицкий мост», указано, что ФИО4 получила логин и пароль, а, следовательно, и доступ к данным системам (т. 2 л.д. 177-178), что ею не оспаривалось.
Согласно журналу регистрации студентов по информированию о правилах пользования научной библиотекой ОмГУПС, о порядке доступа в ЭБС, получении читательского билета и о соглашении на обработку персональных данных ФИО4 получила логин и пароль, а, следовательно, и доступ к данным системам (т. 2 л.д. 198-199).
Из представленных в материалы дела распечаток с портала университета, распечаток ЭБС, также скриншотов почты преподавателей, рабочих программ по дисциплинам следует, что ФИО4 была обеспечена лекционным материалом.
В соответствии с п. 4.5. Положения об организации применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования в ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения», утвержденного ректором университета 01.12.2017 срок проверки работ обучающихся составляет 10 рабочих дней. Доказательств нарушения данного срока истцом в материалы дела не представлено.
Согласно приказу ОмГУПС № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении учебной практики организовано проведение учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков) обучающихся 1 курса института менеджмента и экономики специальности 38.05.02 Таможенное дело, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на кафедре «Таможенное дело и право» с применением дисциплинарных образовательных технологий, в том числе ФИО4 Руководителем практики был назначен С.В.Е. ФИО4 было выслано индивидуальное задание и программа прохождения учебной практики.
Вынужденное использование дистанционного обучения не повлекло автоматическое изменение очной формы обучения на заочную. Образовательный стандарт допускает отсутствие непосредственного контакта студентов и преподавателей. ФИО4 имела доступ к электронно-библиотечным системам, имела возможность задать любые вопросы через портал и электронную почту преподавателя. Ответчиком обеспечены все условия для процесса обучения. Взаимодействие преподавателей и студентов происходило через портал ОмГУПС, через электронную почту преподавателей. Все лекции и задания размещались на этом портале. Доступ к порталу у ФИО4 имелся, она активно взаимодействовала с преподавателями.
Доказательств нарушения качества образовательной услуги стороной истца не представлено.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что ответчик надлежащим образом обеспечил процесс обучения с использованием дистанционных технологий и в полном соответствии с законодательством и федеральным государственным образовательным стандартом.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья М.Н. Овчаренко