ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3662/2014 от 22.07.2014 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-3662/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2014 года, город Пермь,

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Копылова-Прилипко Д.А.,

при секретаре Заниной М.В., с участием:

представителя заявителя ФИО5 – ФИО6, на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.25/,

представителей заинтересованного лица Пермской городской Думы – ФИО7 и ФИО8, на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.94/, от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.95/,

представителей заинтересованных лиц Администрации г. Перми и ФИО9 – ФИО10, ФИО11, на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.92,93/,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО5 об оспаривании решения конкурсной комиссии на замещение должности главы Администрации города Перми, возложении обязанности принять решение,

заинтересованные лица: Конкурсная комиссия по проведению конкурса на замещение должности главы Администрации г. Перми, Администрация города Перми, Пермская городская Дума, ФИО9,

У с т а н о в и л:

ФИО5, в порядке Гл. 23, 25 ГПК РФ, обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Перми (далее по тексту – Конкурсная комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ о представлении ФИО9 Пермской городской Думе для назначения на должность главы администрации города Перми, возложении обязанности на Конкурсную комиссию принять решение о признании указанного конкурса, несостоявшимся.

В обоснование своих требований заявитель указывает, что на основании решения Пермской городской Думы № 52 от 25.03.2014 г., он (ФИО5), ФИО9, и ещё восемь лиц подали заявления для участия в конкурсе на замещение должности главы администрации города Перми. По итогам заседания Конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, все кандидаты были допущены к участию в конкурсе, а сам конкурс-испытание состоялся ДД.ММ.ГГГГ. В ходе него, Конкурсной комиссией были заслушаны кандидаты, с которыми также были проведены собеседования, после чего, Конкурсная комиссия приняла решение о представлении Пермской городской Думе для утверждения на должность главы администрации города Перми кандидатуры ФИО9

Он (ФИО5) полагает, что представление кандидатуры ФИО9 для назначения на указанную должность произошло с нарушением процедуры, установленной п., п.5.3, 6.4.2, 6.4.3, 6.5 Положения «О порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Перми и принятия решения Пермской городской Думой о назначении главы администрации города Перми», утвержденного решением Пермской городской Думы от 02.03.2006 N 40 (далее по тексту – Положение), ч.6 ст. 58.1 «Устава города Перми», утвержденного решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г., федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Буквальное толкование норм, содержащихся в данных нормативно-правовых актах, позволяет сделать вывод о том, что возможность представления Пермской городской Думе для назначения на должность главы администрации г. Перми только одного кандидата не предусмотрена, поскольку в вышеуказанных пунктах Положения идет упоминание о кандидатах, которые могут быть представлены для назначения на указанную должность, только во множественном числе, и, соответственно, только путем проведения голосования по нескольким, а не одному кандидату, Пермская городская Дума должна принимать соответствующее решение. Обоснованность данной позиции подтверждается и тем, что ранее, до внесения ДД.ММ.ГГГГ изменений в Положение, в вышеуказанных пунктах, имелось упоминание о возможности представления Пермской городской Думе и возможности голосования только по одному кандидату, однако, в связи с внесенными изменениями, такая возможность в настоящее время, утрачена.

Кроме того, поскольку в Положении однозначно не прописаны некоторые моменты, касающиеся проведения конкурса, Конкурсной комиссии следовало руководствоваться п.5.7 Положения «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в городе Перми», утвержденным решением Пермской городской Думы от 25.03.2008 г. N 92, из которого следует, что для назначения на должность муниципальной службы города Перми, Конкурсной комиссией работодателю представляется список кандидатов, одного из которых, работодатель назначает на вакантную должность муниципальной службы. Аналогичная норма содержится и в ст. 17 федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Он (ФИО5) полагает, что соответствует всем требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность главы администрации г. Перми, имеет необходимый опыт работы, образование, профессиональные знания, программу, представленную на конкурс, в которой раскрыты перспективы развития г. Перми. При этом, приняв решение о не представлении его (заявителя) кандидатуры Пермской городской Думе, Конкурсная комиссия нарушила права и в том, что к принятию данного решения не были привлечены эксперты и специалисты, которые смогли бы дать оценку программе.

Также указывает, что Конкурсной комиссией были нарушены сроки, предусмотренные п.5.2. Положения, касающиеся информирования кандидатов о дате, времени месте проведения конкурса-испытания.

В связи с изложенным, полагает, что принятие ДД.ММ.ГГГГ оспариваемого решения, при допущенных нарушениях, создало препятствия к осуществлению его (ФИО5) прав и свобод, нарушило его права на равный доступ к муниципальной службе.

Заявитель ФИО5 в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом /л.д.15,20/, представил заявление /л.д.102/, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствии, на требованиях настаивал в полном объеме.

Представитель заявителя – ФИО6 подержала доводы своего доверителя, указав, что по основаниям, изложенным в заявлении, решение Конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит признанию незаконным.

Заинтересованное лицо Конкурсная комиссия по проведению конкурса на замещение должности главы Администрации г. Перми о времени и месте рассмотрения дела извещено /л.д.17/, своего представителя в судебное заседание не направило, каких-либо ходатайств не заявляло.

Представители заинтересованного лица Пермской городской Думы - ФИО7 и ФИО8 с требованиями ФИО5 не согласны, по доводам, изложенным в письменном отзыве /л.д.26-31/, согласно которому, конкурс проведен в строгом соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Перми и Положением. Кандидатам, при проведении конкурса, обеспечен равный доступ к муниципальной службе, а также соблюдены все их права и свободы. Целью проведения конкурса является отбор наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимое образование, профессиональные знания, опыт руководящей работы, из числа которых, Пермская городская Дума назначает руководителя администрации г. Перми. В соответствии с п.4.7 Положения, конкурс проводится при условии допуска к нему не менее двух кандидатов. В рассматриваемом случае, до конкурса было допущено 10 кандидатов, в т.ч., ФИО5 Для оценки личностных и профессиональных качеств кандидата проводится конкурс-испытание путем личного участия кандидата в заседании Конкурсной комиссии и изложения тезисов программы по теме «Создание в Перми комфортной городской среды», а также, индивидуального собеседования. Согласно п.3.4 Положения, задачами Конкурсной комиссии, является, в т.ч., выработка предложений для представления Пермской городской Думе кандидатов (кандидата) на должность главы администрации г. Перми по результатам конкурса. По итогам конкурса, Конкурсная комиссия принимает одно из следующих решений: о представлении кандидатов на рассмотрение Пермской городской Думе; о признании конкурса несостоявшимся.

Законодательством РФ, в т.ч., федеральным законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Уставом г. Перми, Положением не установлены ограничения, в том числе, по минимальному количеству (числу) кандидатов на должность главы местной администрации, представляемых на рассмотрение представительному органу местного самоуправления. Ограничения, в т.ч., по минимальному количеству установлены только в отношении количества кандидатов, выносимых на рассмотрение конкурсной комиссии, а не Пермской городской Думе. Указанное требование в рассматриваемом случае соблюдено. Пункты 6.4.2, 6.5 Положения не запрещают представлять Пермской городской Думе на голосование одну кандидатуру. Таким образом, Конкурсная комиссия совершенно правомерно вынесла на рассмотрение Пермской городской Думе одного кандидата и не вправе была принимать решение о признании конкурса несостоявшимся.

Ссылки ФИО5 на Положение «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в городе Перми», утвержденное решением Пермской городской Думы от 25.03.2008 г. № 92 являются несостоятельными, поскольку данный акт не является общим по отношению к Положению. Положением предусмотрен отдельный исчерпывающий порядок проведения конкурса, и применение иных муниципальных правовых актов города Перми при проведении конкурса не требуется.

Кроме того, Конкурсной комиссией не были нарушены права заявителя и в связи с не привлечением экспертов и специалистов, которые могли бы дать оценку программе ФИО5, поскольку такая обязанность законодательством на Комиссию не возложена, ввиду того, что привлечение специалистов является правом, а не обязанностью Конкурсной комиссии.

Согласно п.4.2 Положения, информация о форме проведения конкурса, сведения о дате, времени и месте проведения конкурса указываются в объявлении о проведении конкурса, подлежащем опубликованию не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь», в иных печатных средствах массовой информации, а также размещается в сети Интернет на официальном сайте города Перми. Данное требование закона соблюдено в полном объеме, что свидетельствует об отсутствии нарушений сроков информирования кандидатов о дате, времени и месте проведения конкурса-испытания.

Также представители заинтересованного лица Пермской городской Думы заявили ходатайство о прекращении производства по делу, о чем представили письменное заявление /л.д.89-90/. Ходатайство мотивировали тем, что Конкурсная комиссия была создана на период проведения конкурса, т.е. на период ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время, срок полномочий Конкурсной комиссии, истек, соответственно органа, решение которого оспаривается, не существует. Кроме того, Конкурсная комиссия не является органом местного самоуправления, не наделена собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Конкурсная комиссия, в соответствии со статьей 37 Закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», может состоять из лиц, не являющихся должностными лицами, государственными и муниципальными служащими. Таким образом, решение конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не является правовым актом и не может быть обжаловано в порядке гражданского судопроизводства.

Представители заинтересованных лиц Администрации г. Перми и ФИО9 - ФИО10 и ФИО11 просили в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме по доводам, изложенным письменном отзыве /л.д.87-88/, согласно которому, процедура назначения главы администрации г. Перми соответствует федеральному закону от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу города Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г., Положению.

При таких обстоятельствах, на основании ч.2 ст. 257 ГПК РФ, с учётом мнения представителей заявителя и заинтересованных лиц, явившихся в судебное заседание, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителя заявителя и представителей заинтересованных лиц, оценив доводы ФИО5, изложенные в заявлении, исследовав материалы дела, суд находит требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению, в силу следующего.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как установлено в судебном заседании, 25.03.2014 г. Пермской городской Думой принято решение № 52 «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации города Перми» /л.д.33-34,103-104/, в соответствии с которым: решено в период ДД.ММ.ГГГГ провести конкурс на замещение должности главы администрации г. Перми; создана Конкурсная комиссия в количестве 18-ти человек; назначено 2/3 членов Конкурсной комиссии в количестве 12 человек, согласно приложению к решению № 52; Конкурсной комиссии поручено организовать с ДД.ММ.ГГГГ проведение конкурса и размещение (опубликование) объявления о проведении конкурса не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Законодательного собрания Пермского края от 17.04.2014 г. № 1231 /л.д.35/ назначены члены Конкурсной комиссии в количестве 6-ти человек.

Решениями Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.37/ и /л.д.38/, заместителем председателя Конкурсной комиссии избран ФИО1, секретарем Конкурсной комиссии избран ФИО2, что также подтверждается Протоколом заседания Конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.40-42/.

ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения Конкурсной комиссии /л.д.39/, в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» опубликовано объявление о проведении конкурса на замещение должности главы администрации города Перми /л.д.8-10/, в котором (объявлении) указаны: форма проведения конкурса, время, дата и место его проведения - ДД.ММ.ГГГГ в 12.00 час. в малом зале администрации г. Перми <Адрес>; требования к кандидату; перечень документов, необходимых для участия в конкурсе; дата, по которую принимаются документы – ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в Конкурсную комиссию с соответствующим заявлением, к которому был приложен необходимый пакет документов, обратился ФИО5 /л.д.12-13/.

ДД.ММ.ГГГГ Конкурсной комиссией принято решение /л.д.49/, в соответствии с которым, до участия в конкурсе допущены 10 кандидатов, в т.ч., ФИО5 и ФИО9, что также подтверждается протоколом заседания Конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.50-52/, списком кандидатов, представивших документы на участие в конкурсе /л.д.79-83/.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес кандидатов на должность главы администрации г. Перми почтовой корреспонденцией направлены проекты повестки дня заседания Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации г. Перми, также кандидатам сообщены дата, время и место заседания комиссии – ДД.ММ.ГГГГ в 12.00 час. по <Адрес> /л.д.53-66/.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Конкурсной комиссии в составе председателя и 16-ти членов комиссии. В ходе заседания Конкурсной комиссии, были заслушаны все кандидаты на замещение должности главы администрации г. Перми, в т.ч. ФИО5 и ФИО9, затем кандидаты на указанную должность были обсуждены, после чего было проведено голосование: против ФИО5 проголосовал 1 член комиссии, воздержалось – 16; за ФИО9 отдано 17 голосов. По итогам голосования решено представить на рассмотрение Пермской городской Думе кандидата на замещение должности главы администрации г. Перми ФИО9 Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом заседания Конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.44-48/.

В соответствии с решением Конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.43/ ФИО9, как кандидат на замещение должности главы администрации города Перми, представлен на рассмотрение Пермской городской Думе.

Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.36/ ФИО9 назначен на должность главы администрации города Перми с ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая представленные доказательства, а также анализируя правовые нормы, регулирующие сложившиеся правоотношения в совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, принятым без нарушения установленной законом процедуры, в пределах полномочий Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Перми (ч.5,6 ст. 37 федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.50-52 ст. 41 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 13.03.1996, Положения «О порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Перми и принятия решения Пермской городской Думой о назначении главы администрации города Перми», утвержденного решением Пермской городской Думы от 02.03.2006 г. № 40).

Поскольку глава администрации города является одним из ключевых элементов в структуре органов местного самоуправления и в связи с тем, что он обладает особым статусом, законом предусмотрена специальная процедура назначения на должность главы администрации города Перми, которая регламентирована федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Уставом города Перми, Положением.

Из положений ч.1,2 ст. 37 федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

В городе Перми глава администрации является лицом, назначаемым на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, при этом, назначение главы администрации осуществляется Пермской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (ст. 58.1 Устава города Перми).

В соответствии с ч.1 ст. 17 федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Согласно ч.5,6 ст. 37 федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст. 17 федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Согласно положений ч.3,6 ст. 58.1 Устава города Перми, главой администрации города является лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности; назначение главы администрации осуществляется Пермской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации города, общее число членов конкурсной комиссии, а также порядок принятия решения о назначении на должность главы администрации города устанавливаются Пермской городской Думой.

Во исполнение указанных требований закона, Пермской городской Думой разработано Положение, из п.1.2, п.3.1, п.4.1, п.4.2, п.4.7, п.5.1, п.5.2, п.5.3, п.5.4, п.5.5 которого следует, что конкурс обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к муниципальной службе в Пермском крае. Целью проведения конкурса является отбор наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимое образование, профессиональные знания, опыт руководящей работы, из числа которых Пермская городская Дума назначит руководителя администрации города - главу администрации города Перми (п.1.2).

Формирование конкурсной комиссии (далее - Комиссия) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п.3.1).

О проведении конкурса на замещение должности главы администрации города Перми Пермской городской Думой принимается решение, в котором определяются: сроки проведения конкурса; срок опубликования объявления о проведении конкурса; члены конкурсной комиссии, назначаемые Пермской городской Думой (п.4.1).

Объявление о проведении конкурса публикуется не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", в иных печатных средствах массовой информации, а также размещается в сети Интернет на официальном сайте города Перми (п.4.2).

Конкурс на замещение должности главы администрации города Перми проводится при условии допуска к нему не менее двух кандидатов (п.4.7).

Для оценки профессиональных и личностных качеств кандидата на замещение должности главы администрации города Перми проводится конкурс-испытание. Конкурс-испытание проводится при личном участии кандидата в форме изложения тезисов Программы, а также индивидуального собеседования. Критерием оценки кандидатов на должность главы администрации города Перми является видение перспектив развития города Перми, понимание проблем городского хозяйства и путей их решения (п.5.1).

Конкурс-испытание проводится на заседании Комиссии. Изложение кандидатом тезисов Программы не может превышать 15 минут. После заслушивания кандидата с ним проводится индивидуальное собеседование. По каждому из кандидатов Комиссия принимает в отсутствие кандидата открытым голосованием простым большинством голосов от числа членов Комиссии, присутствующих на заседании, решение о внесении или об отказе от внесения на рассмотрение Пермской городской Думы. В случае равенства голосов определяющим является голос председателя Комиссии. Каждый член Комиссии вправе голосовать за несколько кандидатур на должность главы администрации города. Результаты голосования фиксируются в протоколе заседания конкурсной комиссии (п.5.2).

По итогам конкурса конкурсная комиссия принимает одно из следующих решений: - о представлении кандидатов на рассмотрение Пермской городской Думе; - о признании конкурса несостоявшимся. Конкурсная комиссия принимает решение о признании конкурса несостоявшимся в одном из следующих случаев: - поступления менее двух заявлений на участие в конкурсе; - допуска к участию в конкурсе менее двух кандидатов; - отказа от внесения всех кандидатов на рассмотрение Пермской городской Думе (п.5.3).

Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами конкурсной комиссии, принявшими участие в ее заседании, не позднее дня, следующего за днем заседания конкурсной комиссии, на котором оно было принято (п.5.4).

В случае признания конкурса несостоявшимся Пермская городская Дума принимает решение о проведении повторного конкурса в соответствии с настоящим Положением в срок не позднее 10 дней с момента поступления решения конкурсной комиссии в Пермскую городскую Думу (п.5.5).

Таким образом, оценивая доводы ФИО5 о том, что возможность представления Пермской городской Думе для назначения на должность главы администрации г. Перми только одного кандидата не предусмотрена, поскольку в Положении идет упоминание о кандидатах, которые могут быть представлены для назначения на указанную должность, только во множественном числе, суд приходит к выводу о том, представление Пермской городской Думе только одного кандидата на должность главы администрации г. Перми ни действующему федеральному законодательству, ни Уставу города Перми, ни Положению не противоречит.

Не могут служить доказательством нарушения прав заявителя в указанной части, те обстоятельства, что ранее, до ДД.ММ.ГГГГ, Положение содержало ссылки на возможность представления на должность главы администрации г. Перми только одной кандидатуры, а в связи с внесенными ДД.ММ.ГГГГ в Положение изменениями, такая возможность утрачена, поскольку содержащиеся в ч.5,6 ст. 37 федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст. 17 федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п.5.3, п.6.4.2, п.6.4.3 Положения, ст. 58.1 Устава города Перми, нормы не содержат прямого запрета на представление Пермской городской Думе только одной кандидатуры для назначения на должность главы администрации города Перми.

Анализируя нормы, содержащиеся в вышеуказанных нормативных правовых актах, суд приходит к выводу о том, что они (акты) не содержат количественных ограничений по числу претендентов на замещение должности главы администрации города Перми, а само Положение не препятствует Конкурсной комиссии представить на утверждение представительного органа муниципального образования как одного, так и нескольких кандидатов, набравших наиболее количество голосов. При этом, представление на утверждение Пермской городской Думы кандидатов, набравших разное количество голосов, создало бы необоснованное преимущество кандидату, получившему меньшее количество голосов. В рассматриваем случае только кандидатура ФИО9 набрала большее число голосов на заседании Конкурсной комиссии – в количестве 17-ти голосов, при этом, следующими кандидатами, набравшими значительное число голосов членов Конкурсной комиссии, являются ФИО3 и ФИО4 – по 4 голоса, а ФИО5 не получил ни одного голоса члена Конкурсной комиссии.

Фактически, количественное ограничение по количеству кандидатов, содержится только в п.4.7 Положения, согласно которому, конкурс на замещение должности главы администрации города Перми проводится при условии допуска к нему не менее двух кандидатов, что в рассматриваемом случае соблюдено, поскольку до участия в конкурсе было допущено 10 кандидатов.

При этом, суд учитывает, что возможность представления Пермской городской Думе только одного кандидата, прямо предусмотрена п. 3.4 Положения, согласно которому, одной из основной задач Конкурсной комиссии, является выработка для представления Пермской городской Думе кандидатов (кандидата) на должность главы администрации города Перми по результатам конкурса.

Ссылки ФИО5 на п.5.7 Положения «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в городе Перми», утвержденного решением Пермской городской Думы от 25.03.2008 N 92, согласно которому, решение конкурсной комиссии об утверждении списка кандидатов на замещение вакантной должности муниципальной службы является основанием для назначения на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, и заключения Работодателем трудового договора с ним, суд находит несостоятельными, поскольку данное положение устанавливает порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в городе Перми, определяет правила проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в городе Перми, предусматривает опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора, т.е. это положение распространяется в отношении всех должностей муниципальной службы г. Перми.

Вместе с тем, как уже ранее отмечалось, глава администрации города является одним из ключевых элементов в структуре органов местного самоуправления и в связи с тем, что он обладает особым статусом, законом предусмотрена специальная процедура назначения его на должность, которая регламентирована специальным нормативным правовым актом: Положением «О порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Перми и принятия решения Пермской городской Думой о назначении главы администрации города Перми», утвержденного решением Пермской городской Думы от 02.03.2006 N 40.

Не находит суд нарушений прав и законных интересов ФИО5 и в том, что на заседании Конкурсной комиссии, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, к участию не были привлечены эксперты и специалисты, которые смогли бы дать оценку программе заявителя и его личностным и профессиональным качествам.

В силу п. 3.3 Положения, по решению председателя Конкурсной комиссии к работе Конкурсной комиссии с правом совещательного голоса могут привлекаться специалисты по правовым и кадровым вопросам органов местного самоуправления города Перми, а также независимые эксперты.

Таким образом, привлечение независимых экспертов и специалистов является правом, а не обязанностью Конкурсной комиссии, и данном случае, это право было реализовано путем не привлечения к заседанию Конкурсной комиссии независимых экспертов, при этом, в заседании участвовали сотрудники аппарата Пермской городской Думы (руководитель аппарата, начальник отдела по вопросам муниципальной службы и кадров аппарата, начальник управления экспертизы и аналитики, заместитель начальника отдела по вопросам муниципальной службы и кадров).

Кроме того, ФИО5 не представлено бесспорных доводов того, что присутствие независимых экспертов, с учётом того, что они имеют только право совещательного голоса, могло повлиять на решение Конкурсной комиссии, приятое по кандидатуре заявителя, при этом, суд учитывает, что правом на оценку программ кандидатов и правом на голосование по каждой кандидатуре, обладают только члены Конкурсной комиссии (п.5.2 Положения), состав которой, был утвержден Решением Пермской городской Думы от 25.03.2014 г. № 52, Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 17.04.2014 г. № 1231.

Основывая свои доводы о необходимости отмены оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 также указывает, что Конкурсной комиссией были нарушены сроки, касающиеся информирования кандидатов о дате, времени и месте проведения конкурса-испытания.

Порядок извещения кандидатов на должность главы администрации о проведении конкурса регламентирован ч.5 ст. 37 федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст. 17 федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п.4.2 Положения.

Указанными нормативными правовыми актами, в их взаимосвязи, установлено, что объявление о проведении конкурса публикуется не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", в иных печатных средствах массовой информации, а также размещается в сети Интернет на официальном сайте города Перми.

21.04.2014 г. Конкурсной комиссией принято решение № 3 /л.д.39/, которым утвержден текст объявления о проведении конкурса, определена дата, не позднее которой объявление должно быть опубликованным (ДД.ММ.ГГГГ), определены средства массовой информации, в которых подлежит опубликованию текст объявления: «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь», «Российская газета», а также Интернет-сайты: www.gorodperm.ru, www.duma.perm.ru.

Объявление о проведении конкурса на замещение должности главы администрации города Перми, было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» /л.д.8-10/, и в объявлении содержалась вся необходимая информация, в т.ч., указаны дата, время и место проведения конкурса.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в адрес кандидатов на должность главы администрации г. Перми, в т.ч., и в адрес ФИО5, почтовой корреспонденцией направлены проекты повестки дня заседания Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации г. Перми, также кандидатам сообщено дата, время и место заседания комиссии – ДД.ММ.ГГГГ в 12.00 час. по <Адрес> /л.д.53-57/.

В судебном заседании установлено, что конкурс на замещение должности главы администрации г. Перми был назначен на ДД.ММ.ГГГГ и в этот день конкурс был проведен.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении Конкурсной комиссией порядка извещения кандидатов на замещение должности главы администрации города Перми о проведении конкурса, в т.ч., относительно соблюдения сроков извещения, при этом, самим ФИО5 не приведено доводов и не представлено доказательств нарушения его прав в указанной части, поскольку в заседании Конкурсной комиссии ДД.ММ.ГГГГ заявитель, как кандидат на замещение указанной должности, участие принимал, к заседанию Конкурсной комиссии подготовил соответствующую программу, что свидетельствует о том, что ФИО5 был уведомлен надлежащим образом о заседании Конкурсной комиссии и имел достаточное количество времени для подготовки к заседанию.

При названных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что представление Пермской городской Думе кандидата на замещение должности главы администрации г. Перми ФИО9, оформленное в виде решения Конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.43/, не создало препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов ФИО5 и не нарушило его права на равный доступ к муниципальной службе. Указанное решение принято без нарушения установленной законом процедуры, в пределах полномочий Конкурсной комиссии.

Разрешая требования ФИО5, суд находит необоснованными, изложенные в письменном ходатайстве о прекращении производства по делу, доводы представителей заинтересованного лица Пермской городской Думы о том, что в настоящее время полномочия Конкурсной комиссии истекли, что свидетельствуют об отсутствии органа, решение которого оспаривается, а также о том, что решение конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не может быть обжаловано в порядке гражданского судопроизводства.

Сам факт прекращения полномочий Конкурсной комиссии не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку оспариваемое решение было принято в период осуществления полномочий Конкурсной комиссии и оно является обязательным для участников возникшего правоотношения, на основании в т.ч., данного решения от ДД.ММ.ГГГГ, Пермской городской Думой 20.06.2014 г. принято решение № 127, которым ФИО9 назначен на должность главы администрации г. Перми, что свидетельствует о том, что даже после окончания полномочий Конкурсной комиссии (по ДД.ММ.ГГГГ), принятые Конкурсной комиссией акты продолжают являться основанием для возникновения и прекращения иных правоотношений и что они (акты) могут быть предметом судебного рассмотрения.

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п., п.1,2,9 Постановления от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в соответствии со ст. 46 Конституции РФ и Гл. 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, или подача искового заявления).

Вместе с тем, по смыслу ст. 3, ст. 4 ГПК РФ заявитель самостоятельно в собственном интересе определяет предмет своего обращения в суд и его основания.

Из заявления ФИО5 усматривается, что его требования содержат публично-правовой характер, т.к. предметом оспаривания является решение Конкурсной комиссии, которым, по мнению заявителя, были нарушены его права и свободы или созданы препятствия к осуществлению прав и свобод. При этом, согласно п.3.1, п.3.4 Положения, формирование конкурсной комиссии осуществляется в соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в своей работе Конкурсная комиссия руководствуется федеральным, краевым законодательством и Уставом города Перми. Как следует из представленных в материалы дела доказательств, все члены Конкурсной комиссии, являются депутатами, либо должностными лицами администрации губернатора Пермского края, либо должностными лицами исполнительных органов Пермского края.

Следовательно, обращаясь в суд, ФИО5 оспаривает решение, принятое специальным органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решения о представлении Пермской городской Думе кандидата на замещение должности главы администрации г. Перми, обязательное для участников возникшего правоотношения.

Таким образом, вышеуказанное решение от ДД.ММ.ГГГГ может быть оспорено в порядке, предусмотренной Гл. 23, 25 ГПК РФ.

С учётом изложенного, требования ФИО5 об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы Администрации г. Перми и возложении обязанности принять решение о признании несостоявшимся конкурса на замещение должности Главы Администрации города Перми, удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении заявления ФИО5 об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы Администрации г. Перми, возложении обязанности принять решение о признании несостоявшимся конкурса на замещение должности главы Администрации города Перми, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья: Копылов-Прилипко Д.А.