ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3663/18 от 19.07.2018 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Мотивированное решение

изготовлено 23.07.2018

дело № 2-3663/2018

РЕШЕНИЕ

Именем российской Федерации

19 июля 2018 года город Мурманск

Октябрьский районный суд город Мурманска в составе

председательствующего судьи Молчановой Е.В.,

при секретаре Житниковой А.В.,

с участием прокурора Ивановой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Т.А. к Управлению федеральной налоговой службы по Мурманской области о признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов, признании незаконным и отмене приказа о прекращении (расторжении трудового договора), восстановлении на службе,

установил:

С.Т.А. обратилась в суд с иском к УФНС России по Мурманской области о признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов, признании незаконным и отмене приказа о прекращении (расторжении трудового договора), восстановлении на службе.

В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята на государственную гражданскую службу и назначена на должность <данные изъяты>, с нею заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы на неопределенный срок.

Приказом по Управлению ФНС России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут, она освобождена от занимаемой должности по инициативе представителя нанимателя, в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, пункт 1.1 часть 1 ст. 37 Федерального закона от 27.04.2004 № 79-фЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации.

Основанием для издания приказа явилось решение руководителя от ДД.ММ.ГГГГ к протоколу заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, приказ УФНС России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ «О применении взыскания к С.Т.А.», статья 127 Трудового кодекса РФ.

Свое увольнение считает незаконным по следующим основаниям.

Так, в связи с заключением контракта, ДД.ММ.ГГГГ ею в отдел кадров УФНС России по Мурманской области была представлена справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на себя и своего несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ она была уведомлена о том, что по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах (расходах), имуществе и обязательствах имущественного характера, проведенной отделом безопасности УФНС России по Мурманской области, выявлены обстоятельства, позволяющие усомниться в достоверности сведений, представленных в разделах справки о доходах, а именно не указаны денежные средства, поступившие на банковский счет в размере 437598 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника отдела безопасности УФНС РФ по Мурманской области ею была подана объяснительная записка, из текста которой следовало, что в конце ДД.ММ.ГГГГ ее бывшим супругом ФИО5, брак с которым расторгнут в ДД.ММ.ГГГГ, были переданы в долг своему другу ФИО2 денежные средства в размере 470000 рублей. В ДД.ММ.ГГГГ он также передал ФИО2 в долго денежные средства в размере 365000 рублей. Поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она не состояла с ФИО5 в браке, сведения о его доходах, расходах и обязательствах имущественного характера в отношении него ею не подавались.

В ДД.ММ.ГГГГФИО2 со счета своей сожительницы ФИО3 перечислил на счет покрытия банковской карты, открытый на ее имя, денежную сумму в 437598 рублей в качестве исполнения обязательств по договорам займа, поскольку банковские счета ФИО5 были заблокированы, в связи с наложением на них ареста.

Учитывая, что денежные средства, поступившие на ее счет со счета ФИО3, являются возвратом денежных средств по договору займа, доходом они не являются, следовательно не подлежат отражению в разделе «Сведения о доходах».

Не подлежат указанные суммы и отражению в графе «Сумма поступивших на счет денежных средств», поскольку указанная графа заполняется только в случае, если общая сумма денежных поступлений на счет за отчетный период превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за отчетный период и два предшествующих ему года, тогда как сумма ее доходов за ДД.ММ.ГГГГ и доходы ее бывшего мужа за ДД.ММ.ГГГГ значительно превышает общую сумму денежных поступлений на счет в ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ она была уведомлена о продлении срока проведения проверки до 90 дней.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена в известность о том, что по результатам проведенной проверки выявлены обстоятельства, позволяющие усомниться в достоверности сведений, представленных в справке.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов УФНС России по Мурманской области, на которой по результатам рассмотрения материалов проверки установлено, что сведения, представленные ею, являются недостоверными, и (или) неполными, рекомендовано применить меру ответственности – увольнение гражданского служащего в связи с утратой доверия.

ДД.ММ.ГГГГ она была ознакомлена с приказом о прекращении трудового договора.

Несмотря на то, что в качестве основания для издания приказа указаны решение руководителя от ДД.ММ.ГГГГ к протоколу заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, приказ УФНС России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ «О применении взыскания к С.Т.А.», ни решение руководителя, ни приказ о применении взыскания для ознакомления ей предъявлены не были, с содержанием указанных документов она не ознакомлена до настоящего времени.

Кроме того, в ходе заседания комиссии представление руководителя Управления ФНС России по Мурманской области отсутствовало, на ознакомление членам комиссии указанное представление предъявлено было, она с текстом представления не ознакомлена, в протоколе заседания комиссии отражены лишь выступления участвующих в заседании комиссии лиц, претензии, предъявляемые ей, включены в выступление начальника отдела безопасности ФИО4, какого либо обоснование принятия решения отсутствует.

При анализе денежных средств, поступающих на ее банковские счета, не учтено, что часть денежных средств, поступивших на счета, является переводом денежных средств между своими банковскими счетами, а также зачислением на свой счет ранее снятых средств с другого счета.

При таких обстоятельствах, полагает, что ответчиком был нарушен установленный законом порядок привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности, а потому - примененное в отношении нее дисциплинарное взыскание не может быть признано законным.

Также указала, что ни в протоколе заседания комиссии, ни в приказе о расторжении контракта не имеется сведений о том, в чем выразилось правонарушение, обстоятельства его совершения, отсутствует какое-либо обоснование избрания именно такого взыскания.

С учетом изложенного, просит суд признать незаконным решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов УФНС России по Мурманской области; признать незаконным и отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении (расторжении) трудового договора (служебного контракта); восстановить на службе в должности <данные изъяты> Управления ФНС России по Мурманской области.

Истец и ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали, дали пояснения, аналогичные изложенным в описательной части решения суда.

Представители ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, указав, что применение к С.Т.А. взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия при установлении обстоятельств, свидетельствующих о нарушении антикоррупционного законодательства со стороны государственного гражданского служащего, является законным и обоснованным. УФНС России по Мурманской области не допущено нарушений как при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего, так и при принятии решения о расторжении контракта в связи с утратой доверия. На основании изложенного, УФНС России по Мурманской области просит отказать в удовлетворении требований С.Т.А. в полном объеме.

Суд, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федерального Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, претендуя на замещение должности гражданской службы, С.Т.А. представила в отдел кадров УФНС России по Мурманской области сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего несовершеннолетнего ребенка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГС.Т.А. была принята на государственную гражданскую службу и назначена на должность <данные изъяты> с истцом заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы на неопределенный срок.

ДД.ММ.ГГГГ от начальника отдела безопасности, руководителю УФНС России по Мурманской области поступила докладная записка «О проведении проверки» о представлении С.Т.А. недостоверных (неполных) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в части не отражения суммы поступивших на счет денежных средств в Разделе 1 «Сведения о доходах» как «Иные доходы» и финансовых обязательствах в Разделе 6.2 «Срочные обязательства финансового характера».

Факт поступления денежных средств на счет С.Т.А., был установлен при проведении выездной налоговой проверки в отношении ПАО «Мурманский морской торговый порт» за ДД.ММ.ГГГГ.

Так, в ходе анализа товарных и денежных потоков, проведения мероприятий налогового контроля установлена схема обналичивания денежных средств путем перечисления ООО «СК Север» в адрес ООО «Ланотек» <данные изъяты>, ООО «Промстрой» <данные изъяты>, ООО «Технострой» <данные изъяты>, обладающих признаками фирм «однодневок», за услуги по ремонту транспортных средств.

Согласно выпискам банков в ДД.ММ.ГГГГ от ООО «Ланотек» <данные изъяты>, ООО «Промстрой» <данные изъяты>, ООО «Технострой» <данные изъяты> осуществились перечисления на банковские карточные счета индивидуальным предпринимателям ФИО3 (22903000 рублей), ФИО2 (47001000 рублей) в качестве оплаты за услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств.

В ходе проводимого анализа налоговым органом запрошены выписки по лицевым счетам указанных предпринимателей.

По данным выписки по счету, открытому ФИО3 в Мурманском филиале № 8627 ПАО «Сбербанк России» в период 2016 года осуществлялись перечисления денежных средств на лицевые счета физических лиц, в том числе на лицевой счет С.Т.А. в сумме 437589 рублей.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основания для проведения проверки соблюдения служащим требований антикоррупционного законодательства установлены в Положении. Решение о проведении проверки рекомендуется оформлять визой руководителя (представителя нанимателя) на документе-основании. Такое решение рекомендуется принимать в течение 1-2 служебных дней с момента поступления в государственный орган края соответствующего документа-основания. Срок принятия решения обусловлен тем, что взыскания за совершение коррупционных правонарушений применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.

Решение о проведении проверки принимается отдельно в отношении каждого гражданина и оформляется в письменной форме.

Согласно ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому также полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем) в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера регулируется Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 (далее - Положение № 559).

В соответствии с п. 4 Положения № 559, при назначении на должность предоставляются сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату); а также сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату).

Сведения представляются в форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».

В соответствии с п. 22 Положения № 1065, руководитель соответствующей кадровой службы обеспечивает уведомление в письменной форме государственного служащего о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подпункта "б" пункта 22 , в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения.

В пп. «б» п. 22 Положения № 1065 указывается на проведение в случае обращения государственного служащего беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с Положением, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, - в течение семи рабочих дней со дня обращения государственного служащего, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с государственным служащим.

В соответствии со ст. 31 Положения № 1065 должностное лицо, уполномоченное назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившее государственного служащего на должность федеральной государственной службы, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в пункте 28 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений: назначить гражданина на должность федеральной государственной службы; отказать гражданину в назначении на должность федеральной государственной службы; применить к государственному служащему меры юридической ответственности; представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Если доклад о результатах проверки направляется представителем нанимателя в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, то взыскание применяется также и на основании рекомендации указанной комиссии.

Порядок работы названной комиссии установлен Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821.

В соответствии с п. 20 указанного Положения, на заседании комиссии заслушиваются пояснения государственного служащего, рассматриваются материалы по существу вынесенных на данное заседание вопросов, а также дополнительные материалы.

Как указано в п. 22 названного Положения, по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "а" пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений: установить, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065, являются достоверными и полными; установить, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Положения, названного в подпункте "а" настоящего пункта, являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

Согласно п. 30 Положения, решение комиссии оформляется протоколом, который подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании.

Пункты 31-33 Положения регламентирует порядок составления протокола заседания комиссии и его вручение государственному служащему.

В частности, в протоколе должны быть указаны: дата заседания комиссии, фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании; формулировка каждого из рассматриваемых на заседании комиссии вопросов с указанием фамилии, имени, отчества, должности государственного служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов; предъявляемые к государственному служащему претензии, материалы, на которых они основываются; содержание пояснений государственного служащего и других лиц по существу предъявляемых претензий; фамилии, имена, отчества выступивших на заседании лиц и краткое изложение их выступлений; источник информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии, дата поступления информации в государственный орган; другие сведения; результаты голосования; решение и обоснование его принятия.

Приказом УФНС России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки в отношении С.Т.А.» отделом безопасности Управления в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных С.Т.А. за ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГС.Т.А. уведомлена о том, что по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах (расходах) об имуществе и обязательствах имущественного характера, проведенной отделом безопасности УФНС России по Мурманской области, выявлены обстоятельства, позволяющие усомниться в достоверности сведений, представленных в разделах справки о доходах (расходах) об имуществе и обязательствах имущественного характера – не указаны денежные средства, поступившие на банковский счет в размере 437598 рублей. Разъяснено право ознакомления с поступившей должностному лицу информацией и с результатами ее проверки в отделе безопасности Управления.

ДД.ММ.ГГГГС.Т.А. представила объяснения по факту проверки достоверности и полноты сведений о доходах (расходах), об имуществе и обязательствах имущественного характера, ДД.ММ.ГГГГ представила копии документов.

В объяснениях С.Т.А. указала, что ее бывший муж ФИО5 в конце 2014 года предоставил заем своему знакомому ФИО2 в размере 470000 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ - 365000 рублей. В период ДД.ММ.ГГГГ по просьбе ФИО5 в счет погашения долга, денежные средства от ФИО2 и его гражданской жены ФИО3 были перечислены на банковскую карту С.Т.А. в размере 850000 рублей. Часть перечисленных средств использована С.Т.А. для погашения автокредита, а часть денежных средств в сумме 150000 рублей была переведена по просьбе ФИО5 на похороны его первой жены. По мнению государственного служащего, указанные денежные средства не являются доходом и не подлежат отражению в Справке. При подаче Справки за ДД.ММ.ГГГГ по прежнему месту работы (ИФНС России по г. Мурманску) истцом было написано заявление о невозможности предоставления сведений о доходе супруга в силу объективных причин. Фактический доход ФИО5 по месту работы в ООО «Гарант-Сервис» составил 277251 рубль 92 копейки, по месту работы в ООО «Норд-Грейс» - 699747 рублей 87 копеек. В данной связи совокупная сумма доходов государственного служащего (ее супруга) за ДД.ММ.ГГГГ превышала сумму поступивших денежных средств на счета в ДД.ММ.ГГГГ. В целях исключения совершения мошеннических действий с банковскими картами в течение ДД.ММ.ГГГГС.Т.А. осуществляла внутреннюю транзакцию по своим банковским счетам и вкладам, в результате чего обороты на конец отчетного периода значительно выросли.

В ходе проведенной проверки УФНС России по Мурманской области запрошена информация по движению денежных средств по счетам в банках. Согласно ответу ПАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ, за отчетный период ДД.ММ.ГГГГ на счет С.Т.А. в ПАО «Сбербанк России» поступило 2599178 рублей 10 копеек; на счет «универсальный на 5 лет» - 806027 рублей 24 копейки, на счет «сохраняй 3-6 месяцев – 127428 рублей 44 копейки.

По результатам сравнительного анализа сумм, поступивших на счета денежных средств, общая сумма денежных поступлений на счета за отчетный период 2016 год составила – 2599178 рублей 10 копеек. Тогда как сумма С.Т.А. и ее супруга за 2014- 2016 годы, установленная на основании справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных С.Т.А. в рамках исполнения обязанности по предоставлению таких сведений в соответствии с антикоррупционным законодательством, составила 2035769 рублей 05 копеек.

Дополнительно УФНС России по Мурманской области в ПАО «Сбербанк России» запрошены сведения о плательщиках, осуществлявших перечисление денежных средств на счет С.Т.А. за 2016 год, по приходным операциям с указанием ФИО отправителя.

Согласно представленной информации от ДД.ММ.ГГГГ, в течение ДД.ММ.ГГГГ на банковскую карту С.Т.А. через систему «Сбербанк онлайн» (SBOL) поступили денежные средства: от ФИО5 в сумме 136800 рублей; от ФИО2 - 509510 рублей; от ФИО3 - 437598 рублей; от ФИО6 - 58000 рублей; от ФИО7 - 99200 рублей; от ФИО8 - 25950 рублей.

Банковскими документами подтверждается, что в общей сложности от ФИО3, ФИО2 на банковскую карту С.Т.А. перечислено 947109 рублей, что превышает сумму заявленных С.Т.А. долговых обязательств в размере 835000 рублей.

При этом, возникшая разница (доход) в размере 112109 рублей, истцом не обоснована, пояснения о характере перечислений денежных средств от ФИО6, ФИО7, ФИО8 не даны.

С.Т.А. в силу положений действующего законодательства должна была отразить в строке «Иные доходы» раздела 1 Справки за ДД.ММ.ГГГГ поступившие денежные средства в сумме 112109 рублей на ее банковскую карту.

Возникшие на период ДД.ММ.ГГГГ обязательства финансового характера в сумме 835000 рублей также должны были быть отражены истцом в подразделе 6.2 представленной Справки.

Таким образом, представленные С.Т.А. сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ содержат недостоверные и неполные сведения в части полученного гражданским служащим дохода и наличия обязательств финансового характера.

Представленных С.Т.А. сведения о доходах бывшего супруга ФИО5 за период ДД.ММ.ГГГГ, своего подтверждения в ходе проверки не нашли.

Также в ходе проведения проверки установлено, что факт обращения С.Т.А. в ИФНС России по г. Мурманску (прежнее место работы истца) с заявлением о невозможности предоставления Справки за ДД.ММ.ГГГГ в отношении своего бывшего супруга не подтвержден.

За период работы в ИФНС России по г. Мурманску С.Т.А. с заявлением в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов не обращалась, сведений об уточненных данных о доходах супруга, в установленном порядке от нее не поступало.

Приказом УФНС России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ «О продлении срока проведения проверки», срок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах (расходах) об имуществе и обязательствах имущественного характера был продлен до 90 дней.

ДД.ММ.ГГГГС.Т.А. уведомлена о продлении срока проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах (расходах) об имуществе и обязательствах имущественного характера.

По итогам проведенной проверки отделом безопасности УФНС России по Мурманской области на имя руководителя была подготовлена докладная записка от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой руководителю Управления было рекомендовано предоставить материалы проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

ДД.ММ.ГГГГС.Т.А. была ознакомлена докладной запиской отдела безопасности УФНС России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГС.Т.А. приглашена на заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов УФНС России по Мурманской области для рассмотрения по существу, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ, руководителем УФНС России по Мурманской области в соответствии с Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, ст. 53.9 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, протокол заседания комиссии по соблюдению к протоколу заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов УФНС России по Мурманской области и рекомендации комиссии рассмотрено, принято решение: в отношении государственного гражданского служащего – <данные изъяты> УФНС России по Мурманской области С.Т.А. имеются основания для утраты доверия, с учетом рекомендации комиссии применить меру юридической ответственности – увольнение в связи с утратой доверия.

Приказом по Управлению ФНС России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут, С.Т.А. освобождена от занимаемой должности по инициативе представителя нанимателя, в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, пункт 1.1 часть 1 ст. 37 Федерального закона от 27.04.2004 № 79-фЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Дисциплинарные взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении государственным служащим дисциплинарного коррупционного проступка.

Трудовой договор расторгается по инициативе работодателя в связи с непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставлением или представлением неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставлением или представлением заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных ТК, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя (п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ).

Законодательством Российской Федерации перечень и критерии уважительности причин непредставления сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи уважительных и объективных причин не установлен.

При принятии решения по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, следует исходить из оценки всей совокупности имеющихся сведений, содержащихся в заявлении государственного служащего (работника), в том числе пояснений государственного служащего (работника) в отношении мер, предпринятых им в целях получения необходимых сведений, иных материалов, свидетельствующих о невозможности представить указанные сведения (например, супруги при юридически оформленном браке фактически не проживают друг с другом и (или) между ними существуют личные неприязненные отношения, супруг (супруга) признан безвестно отсутствующим, находится в розыске и т.д.)

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Анализ правовых норм названного закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы, а также порядок прекращения государственной службы.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане, замещающие должности государственной службы обязаны предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Невыполнение указанной обязанности является правонарушением, влекущим применение дисциплинарного взыскания к государственному гражданскому служащему.

Аналогичная норма закреплена в ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которой непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если предоставление таких сведений, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений, является правонарушением, влекущим применение дисциплинарного взыскания к гражданскому государственному служащему.

Согласно ст. 59.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

В соответствии с положениями ст. 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов.

В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона.

Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, или взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 статьи 59.1 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим взыскания.

В соответствии с Общими принципами служебного поведения государственных служащих, утвержденными Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885 государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов; соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа.

Проанализировав юридически значимые доказательства и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии у ответчика оснований для применения к истцу дисциплинарного взыскания в виде замечания в соответствии с п. 1 ст. 59.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», учитывая, что решение о привлечении истца к дисциплинарной ответственности было принято по результатам заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих, где был установлен факт предоставления истцом недостоверных и не полных сведений о доходах за ДД.ММ.ГГГГ.

Установив фактические обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что у Управления имелись основания для увольнения С.Т.А. в связи с утратой доверия за предоставление неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и соблюден, установленный законом, порядок увольнения по указанному основанию.

Факт совершения истцом дисциплинарного проступка подтверждается материалами дела, до издания приказа об увольнения у истца затребованы объяснения в письменной форме по обстоятельствам предоставления недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и такие объяснения им были даны, срок применения дисциплинарного взыскания соблюден.

По результатам проверки по фактам, изложенным в служебной записке, утверждено заключение о результатах проверки.

Основанием для увольнения главного государственного налогового инспектора С.Т.А. стал доклад начальника отдела безопасности Управления от ДД.ММ.ГГГГ о результатах проверки, проводимой в отношении С.Т.А. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065.

Состав комиссии по проведению служебной проверки в отношении истца утвержден приказом руководителя, в него включены квалифицированные специалисты, что соответствует положениям ч. 4 ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и не оставляет сомнений в компетентности комиссии.

Учитывая вышеприведенные нормы права и установленные в судебном заседании обстоятельства с учетом предоставленных сторонами доказательств в обоснование своих позиций, суд приходит к выводу о том, что ответчиком предоставлено достаточно доказательств совершения истцом нарушения, являющегося основанием к увольнению, предусмотренного ст. 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Процедура и порядок увольнения с должности С.Т.А. соблюден, дисциплинарное взыскание в виде увольнения произведено в срок со дня поступления информации о совершении правонарушения, подтвержденной в ходе проверки, объяснения от истца были истребованы.

При увольнении главного государственного налогового инспектора отдела камерального контроля представителем нанимателя учтены результаты предшествующего исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

При этом, в силу части 2 статьи 59.3 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей являются лишь одним из обстоятельств, подлежащих учету при применении взысканий к государственным гражданским служащим.

При этом, доводы истца об отсутствии представления руководителя УФНС России по Мурманской области на заседании комиссии, о не ознакомлении членов комиссии и ее самой, судом во внимание не принимаются, поскольку представлением руководителя и основанием для рассмотрения материалов проверки на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, поименованным в п. 16 Положения № 821, является докладная записка отдела безопасности Управления.

Представленная истцом в судебном заседании выписка Сбербанка России по ее лицевому счету не может служить основанием для признания незаконным решения комиссии УФНС России по Мурманской области, так как в материалах проверки ответчика имеется выписка по счетам С.Т.А., представленная банком по запросу комиссии.

Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства, не отрицалось истцом в ходе рассмотрения дела, она знала о проведении проверки, проверка проходила в течение 3 месяцев, она имела возможность представлять свои объяснения, доказательства, знакомиться с документами которые были истребованы в ходе ее проведения. Никто не препятствовал ей в ознакомлении с запрошенными в ходе проверки документами.

Однако, истец пояснила, что она давала объяснения только по тем обстоятельствам, по которым ей было предложено.

Между тем, на заседании комиссии, где были оглашены результаты проведенной проверки и все установленные в ходе ее проведения обстоятельства, истица присутствовала, давала пояснения. Согласно выписке из протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ после выступления членов комиссии и оглашения имеющихся документов, запрошенных в ходе проверки, истцом поддержаны доводы, изложенные в объяснениях, дополнительных доказательств своей позиции не представлено. В объяснениях истицы не содержится информации о том, что она переводила денежные средства с одного своего счета на другой свой счет, либо то, что информация представленная Сбербанком не полная или не достоверная.

Факт не вручения С.Т.А. копии приказа о применении взыскания, не может свидетельствовать о нарушении ее прав, поскольку в ходе проведения проверки с истцом была проведена беседа, от нее были представлены объяснения по существу предъявленных претензий к государственному служащему. Таким образом, на момент применения взыскания истец располагала информацией по существу предъявленных к ней претензий.

Таким образом, оснований для признания незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов УФНС России по Мурманской области, а также признания незаконным и отмене приказа от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении (расторжении) трудового договора (служебного контракта) по обстоятельствам, изложенным истцом, суд не усматривает.

Следовательно, исковые требования С.Т.А. к УФНС России по Мурманской области о признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов, признании незаконным и отмене приказа о прекращении (расторжении трудового договора), удовлетворению не подлежат.

Поскольку требования о восстановлении С.Т.А. в должности главного государственного налогового инспектора отдела камерального контроля УФНС России по Мурманской области, являются производными (неразрывно связанными с основными требованиями) от требований о признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов и признании незаконным и отмене приказа о прекращении (расторжении трудового договора), данные требования также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

решил:

Исковые требования С.Т.А. к Управлению федеральной налоговой службы по Мурманской области о признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов, признании незаконным и отмене приказа о прекращении (расторжении трудового договора), восстановлении на службе - ставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманск в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Молчанова