дело № 2-3665/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2013 года г.Щелково, Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Адамановой Э.В.,
при секретаре судебного заседания Вериной А.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челенкиди ФИО8, Худякова ФИО9 к Администрации г.о. Фрязино Московской области о признании незаконным и отмене Постановления администрации города Фрязино Московской области, обязании к восстановлению в списке,
Установил:
Истцы, уточнив исковые требования, обратились в Щелковский городской суд Московской области с иском к ответчику. В обоснование иска указано, что на основании постановления Главы города Фрязино Московской области от 04.05.2009 № 229, которым утвержден протокол от 28.04.2009 № 02 заседания общественной комиссии по формированию списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы при администрации города Фрязино, истцы, в составе семьи из 4 человек, признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы и их семья была включена в список молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2010 году. Также, в иске указано, что согласно Протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Фрязино от 28.01.2010г. № 1, утвержденного постановлением Главы города Фрязино Московской области от 15.02.2010г. № 80, их семья в количестве членов семьи из 4-х человек, включена в уточненный, по итогам 2009 года, список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году. Челенкиди ФИО10., Худяков ФИО11. указывают на то, что 05.06.2013 г. Худяковым ФИО12. получена по почте выписка из протокола от 22.04.2013 № 02 заседания общественной комиссии по формированию списка молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы при администрации города Фрязино», утвержденного обжалуемым ими постановлением администрации города от 14.05. 2013 № 238. Из содержания указанной выписки из протокола заседания общественной комиссии при администрации г.о. Фрязино Московской области супругам Челенкики ФИО13., Худякову ФИО14. стало известно о том, что их семья, состоящая из 4- х членов семьи, исключена из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2011-2015 годы в связи с превышением 35 летнего возраста в 2013 году супруга Худякова ФИО15.
Истцы считают незаконным указанное выше Постановление администрации города Фрязино Московской области от 14.05.2013 № 238, которым утвержден Протокол от 22.04.2013 № 02 заседания общественной комиссии при администрации г. Фрязино Московской области по формированию списка молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 года в части исключения их семьи, в количестве 4- х человек, из указанного списка молодых семей, считают его в указанной части подлежащим отмене и восстановлении их семьи в списке молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 года, поскольку полагают, что возрастной критерий родителей (одного из них) установлен лишь для решения вопроса о включении молодой семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». При этом возрастной ценз не предусмотрен при решении вопроса выделения молодой семье социальной выплаты для приобретения жилья. Поэтому у ответчика по настоящему делу не было правовых оснований для исключения из списка их семьи, как участника программы «Обеспечение жильем молодых семей». На основании изложенного просят: признать незаконным и отменить Постановление администрации города Фрязино Московской области от 14.05.2013 № 238, которым утвержден Протокол от 22.04.2013 № 02 заседания общественной комиссии при администрации г. Фрязино Московской области по формированию списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы в части исключения из списка молодой семьи участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы семьи Челенкиди О.Х. в составе семьи из 4 –х человек, обязать Администрацию г. Фрязино Московской области восстановить в списке молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы семью Челенкиди ФИО17. в составе семьи 4- х человек.
В судебном заседании истец Челенкиди ФИО18. на исковых требованиях с учетом уточнений настаивает, просит удовлетворить заявление по указанным основаниям.
Истец Худяков ФИО19. в судебное заседание не явился, извещен и времени и дате рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истцов ФИО5, действующий на основании доверенности (копия в деле), иск поддержал в полном объеме, с учетом уточнений, по указанным основаниям, просит суд требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности (копия в деле), иск не признала. Представить суду правовые основания, послужившие для исключения из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2011-2015 годы семью истцов в количестве членов семьи их 4-х человек не смогла. Дополнительно пояснила, что возрастной ценз, как основание для вышеуказанного исключения не содержится и в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050. Не смотря на это, обжалуемое истцами постановление содержит ссылку на указанные Правила. Вместе с тем, полагала, что возрастной ценз достижения одним из супругов 35 лет, распространяется не только для решения вопроса о включении молодой семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», но и распространяется при решении вопроса выделения молодой семье социальной выплаты для приобретения жилья. В связи с тем, что дата рождения Худякова ФИО20 19.02.1978 и в 2013 году ему исполнилось 35 лет, считает, что обжалуемое истцами Постановление законно и отмене не подлежит. Просит суд оставить исковое заявление без удовлетворения.
Суд, изучив материалы дела, выслушав истицу Челенкиди ФИО21., представителя истцов Колначёва Р.Н., представителя Администрации г.о. Фрязино Московской области ФИО6, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что на основании постановления Главы города Фрязино Московской области от 04.05.2009 № 229, которым утвержден протокол от 28.04.2009 № 02 заседания общественной комиссии по формированию списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы при администрации города Фрязино, соистцы в составе семьи из 4 человек были признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы и их семья была включена в список молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2010 году.
Согласно Протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Фрязино от 28.01.2010 № 1, утвержденного постановлением Главы города Фрязино Московской области от 15.02.2010 № 80 семья истцов в количестве членов семьи из 4-х человек включена в уточненный по итогам 2009 года список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году.
Постановлением администрации города Фрязино Московской области от 14.05.2013 № 238, которым утвержден Протокол от 22.04.2013 № 02 заседания общественной комиссии при администрации г. Фрязино Московской области по формированию списка молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 года семья соистцов была исключена из списка молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы в составе семьи 4- х человек связи с тем, что возраст Худякова ФИО22 в 2013 году превысил 35 летний возрастной рубеж.
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 254 ГПК РФ предусмотрено право гражданина, организации оспорить в суд решение, действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Исходя из действующего законодательства и практики его применения судами в контексте содержания ст. 46 Конституции Российской Федерации следует, объектами обжалования в суд могут быть как правоприменительные акты органов государственной власти любого уровня, органов местного самоуправления и должностных лиц, нарушающие конкретные права и свободы граждан, так и фактически неправомерные действия органов государственной власти любого уровня, органов местного самоуправления и должностных лиц, совершаемые без соответствующего их оформления в виде документов, правоприменительных актов.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации).
При этом, положениями ч.2 ст. 4 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Положениями ст. 40 регламентировано право каждого на жилище. Согласно положений данной правовой нормы никто не может быть произвольно лишен жилища. При этом, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 02. 07. 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» акцентировал внимание судов на том, что конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Правительства МО от 27.03.2009 № 241/12 была утверждена долгосрочная целевая программа Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы». Целью которой, как указано в паспорте данной программы, является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания для жителей Московской области.
Участником данной программы и была семья соистцов по настоящему гражданскому делу, что подтверждается выпиской из протокола от 28.04.2009 № 02 заседания общественной комиссии по формированию списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы, представленной в материалах дела.
Согласно паспорта вышеуказанной долгосрочной программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы» ее подпрограммой является, в том числе, и подпрограмма «Обеспечение жилье молодых семей» (Приложение № 15 к программе). Как указано в разделе 3.2. долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009- 2012 годы» основной целью подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Для достижения основной цели необходимо решить следующие задачи: предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (далее - социальная выплата); создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Аналогичные цели и задачи подпрограммы указаны в разделе 3 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Механизм реализации Подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участницам Подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (п. 6 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Приложением № 2 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» являются «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства» (далее- Правила»).
Указанные Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям - участницам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» 2011-2015 годы (далее - федеральная подпрограмма) и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище" на 2009-2012 годы» (далее - Подпрограмма) социальных выплат на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение, а также использования таких выплат (раздел 1 Правил).
Участницей федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая, в том числе следующему условию: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Государственным заказчиком решения о включении молодой семьи - участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальных выплат в планируемом году не превышает 35 лет.
Таким образом, исходя из анализа указанных выше положений, суд приходит к выводу о том, что возрастной критерий родителей (одного из них) установлен лишь для решения вопроса о включении молодой семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». При этом возрастной ценз не предусмотрен при решении вопроса выделения молодой семье социальной выплаты для приобретения жилья. Поэтому суд считает, что у ответчика по настоящему делу не было правовых оснований для исключения из списка, как участника программы «Обеспечение жильем молодых семей» семьи соистцов.
Из материалов дела следует, что семья истцов Челенкиди ФИО23. и Худякова ФИО24 признана участником вышеуказанной программы в 2009 году, а поэтому, соответствовала всем требования, которые предъявляются при признании молодой семьи участницей данной программы и подпрограммы, которые указаны в разделе 1 Правил (участницей федеральной подпрограммы и Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Государственным заказчиком решения о включении молодой семьи - участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальных выплат в планируемом году не превышает 35 лет; признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с пунктами 5-10 настоящих Правил; наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в порядке и по условиям, установленным Государственным заказчиком; имеющая место жительства в Московской области.
Таким образом, администрация г. Фрязино Московской области, в лице комитета по управлению имуществом и жилищным вопросам, признав семью Челенкиди ФИО25. и Худякова ФИО26. участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» взяла на себя обязательство по включению их семьи в список молодых семей, имеющих право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья на основании указанных правовых норм, которую им обязаны были предоставить еще в 2010 году, согласно Протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Фрязино от 28.01.2010 № 1, утвержденного постановлением Главы города Фрязино Московской области от 15.02.2010 № 80, представленный в материалах дела, а не формально признать участниками программы их семью, не выполнив свои обязательства по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилья в указанный срок и дождавшись, когда одному из членов их семьи исполнится 35 лет, исключить из списка молодых семей, имеющих право на такую социальную выплату.
Вместе с тем, в силу положений ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ)
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Стороны пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
На основании изложенного, суд считает исковые требования Челенкиди ФИО27., Худякова ФИО28. законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск Челенкиди ФИО29, Худякова ФИО30 – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление администрации города Фрязино Московской области от 14.05.2013 № 238, которым утвержден Протокол от 22.04.2013 № 02 заседания общественной комиссии при администрации г. Фрязино Московской области по формированию списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы в части исключения из списка молодой семьи участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы семьи Челенкиди ФИО31 в составе семьи из 4 –х человек, и обязать Администрацию г. Фрязино Московской области восстановить в списке молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы семью Челенкиди ФИО32 в составе семьи 4- х человек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Щёлковский городской суд Московской области.
Судья Адаманова Э.В.
Решение изготовлено в окончательной форме 24 сентября 2013 года
Судья Адаманова Э.В.