Дело № 2-3665/2023 12 декабря 2023 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В составе председательствующего судьи Иванова М.А.,
при секретаре Носулько Д.А.,
с участием помощника прокурора Володиной Э.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане, в помещении Магаданского городского суда, гражданское дело по иску прокурора города Магадана, поданное в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному образованию «Город Магадан» в лице Департамента образования мэрии города Магадана, Комитету по финансам мэрии города Магадана, муниципальному бюджетному дошкольному учреждению г. Магадана «Детский сад комбинированного вида № 53» о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности, организовать проведение работ по оборудованию оконных блоков замками безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Магадана обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному образованию «Город Магадан» в лице Департамента образования мэрии города Магадана, муниципальному бюджетному дошкольному учреждению г. Магадана «Детский сад комбинированного вида № 53» (далее – МБДОУ города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 53»), указав в его обоснование, что в ходе проведенной прокуратурой г. Магадана проверки установлено, в нарушение требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в МБДОУ города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 53» имеются оконные блоки, не оборудованные замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Изложенное свидетельствует о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, неисполнении обязанности учреждения по обеспечению безопасного пребывания в нем учащихся, а также нарушением прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, с учетом заявления об изменении исковых требований, просит суд:
- обязать муниципальное образование «Город Магадан», в лице департамента образования мэрии города Магадана в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий в МБДОУ города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 53» по оборудованию оконных блоков 19 замками безопасности в следующих помещениях:
на 1-ом этаже в группе «Рябинка» в количестве 2 шт;
на 1-ом этаже в группе «Колокольчик» в количестве 1 шт;
на 1-ом этаже в группе «Медвежата» в количестве 3 шт;
на 2-ом этаже в группе «Звездочки» в количестве 4 шт;
на 2-ом этаже в группе «Солнышко» в количестве 5 шт;
на 2-ом этаже в группе «Теремок» в количестве 4 шт;
Обязать МБДОУ города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 53» не позднее двух месяцев с даты выделения финансирования в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, организовать проведение работ по оборудованию оконных блоков 19 замками безопасности в следующих помещениях:
на 1-ом этаже в группе «Рябинка» в количестве 2 шт;
на 1-ом этаже в группе «Колокольчик» в количестве 1 шт;
на 1-ом этаже в группе «Медвежата» в количестве 3 шт;
на 2-ом этаже в группе «Звездочки» в количестве 4 шт;
на 2-ом этаже в группе «Солнышко» в количестве 5 шт;
на 2-ом этаже в группе «Теремок» в количестве 4 шт;
Протокольным определением суда от 3 ноября 2023 года в соответствии со ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по финансам мэрии г. Магадана.
В судебном заседании помощник прокурора г. Магадана исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Участвуя в судебном заседании 3 ноября 2023 года представители ответчиков Департамента образования мэрии города Магадана и МБДОУ города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 53» полагали, что исковые требования удовлетворению не подлежат, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Суд, руководствуясь положениями ч.4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав представленные в деле письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации детство находится под особой защитой государства.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
На основании пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).
Пункты 17, 18, 20 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006, устанавливают необходимость принятия комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на указанные объекты (территории), обеспечения их охраны, пропускного режима и оснащения объектов (территорий) техническими средствами и системами охраны.
Общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в пункте 7.1.10 СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», согласно которому оконные блоки в зданиях образовательных организаций для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися. Светопрозрачные и стеклянные ограждения в зданиях образовательной организации должны быть выполнены из неразрушающегося при растрескивании остекления.
Протоколом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 29 января 2021 г. № 136-П принят ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия».
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 мая 2021 года № 398-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 23166-2021 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2021 г.
Согласно ГОСТ 23166-2021 настоящий стандарт распространяется на оконные и балконные блоки различного функционального назначения, балконное остекление и устанавливает общие требования к их изготовлению и применению. Настоящий стандарт является основополагающим для комплекса стандартов на конкретные виды и конструкции изделий независимо от материала их изготовления и используемых комплектующих деталей (пункт 1).
Оконные и балконные блоки, балконное остекление должны быть безопасными при эксплуатации и обслуживании и соответствовать общим требованиям, предъявляемым к безопасности зданий согласно Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Федеральному закону от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункт 6.1.1).
Для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо соблюдать следующие требования:
применять откидно-поворотный способ открывания, предусматривающий вначале откидывание створки при повороте ручки и последующий перевод створки в распашное положение с помощью ручки через возврат створки в начальное (закрытое) положение, что затруднительно сделать ребенку младшего школьного возраста;
применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении;
детские замки безопасности следует выбирать с учётом рекомендаций производителей замков в зависимости от конструкции оконного блока и самого замка с обязательным выполнением функции блокировки распашного открывания;
детский замок безопасности должен предусматривать запирание как на ключ (т.е. иметь механизм запирания), так и с помощью специального ключа (ручки) без применения замочного механизма (пункт 6.3.1).
Как установлено судом и следует из выписки ЕГРЮЛ от 10 октября 2023 года, МБДОУ города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 53» является юридическим лицом, осуществляющим образовательную деятельность. Учредителем МБДОУ города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 53» является муниципальное образование «Город Магадан», функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования мэрии г. Магадана.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.4, 3.9 Положения о департаменте образования мэрии г. Магадана, утвержденного решением Магаданской городской Думы от 14 июня 2016 г. № 37-Д (далее – Положение), Департамент является отраслевым органом мэрии города Магадана со статусом юридического лица. Департамент осуществляет полномочия и функции учредителя муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования «Город Магадан» в соответствии с действующим законодательством. Департамент является главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных образовательных учреждений, в том числе, средств, источником которых являются бюджет муниципального образования «Город Магадан» в пределах своих полномочий, а также бюджет Магаданской области в рамках переданных полномочий в сфере образования, и реализует предоставленные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве учредителя муниципальных образовательных учреждений департамент, в том числе организует за счёт средств местного бюджета мероприятия по содержанию зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, организует работы по выполнению капитального и текущего ремонта зданий и сооружений образовательных учреждений, вносит в комитет по финансам мэрии г. Магадана предложения по формированию бюджета образовательной отрасли (п.п. 2.3.5, 2.3.16, 2.3.24 Положения).
Комитет по финансам мэрии города Магадана в соответствии с Положением о данном комитете, утвержденном решением Магаданской городской Думы от 14 июня 2016 г. № 37-Д, является функциональным органом мэрии города Магадана со статусом юридического лица, который в рамках своих полномочий доводит до главных распорядителей (распорядителей), получателей средств городского бюджета и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита городского бюджета уведомления о лимитах бюджетных ассигнований, лимитах бюджетных обязательств; организует в установленном порядке исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства городского бюджета, обеспечивает учет и хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств городского бюджета, предусмотренных на содержание Комитета (п.п. 1.1., 1.2., 2.4., 2.26, 2.30 Положения).
Прокуратурой г. Магадана в рамках проведенной проверки соблюдения образовательными организациями требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних установлено, что в помещениях МБДОУ города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 53» вопреки вышеприведенным требованиям имеются оконные блоки, не оборудованные замками безопасности.
Как следует из акта осмотра оконных блоков от 14 ноября 2023 года, в МБДОУ города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 53» при наличии технической возможности установки, отсутствуют замки безопасности на 19 оконных блоках в следующих помещениях:
на 1-ом этаже в группе Рябинка в количестве 2 шт;
на 1-ом этаже в группе «Колокольчик» в количестве 1 шт;
на 1-ом этаже в группе «Медвежата» в количестве 3 шт;
на 2-ом этаже в группе «Звездочки» в количестве 4 шт;
на 2-ом этаже в группе «Солнышко» в количестве 5 шт;
на 2-ом этаже в группе «Теремок» в количестве 4 шт;
Обстоятельства, указанные в акте, ответчиками не оспаривались и подтверждаются имеющейся в акте подписью заведующей МБДОУ города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 53».
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что в МБДОУ города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 53» в нарушение требований закона безопасные условия для обучения несовершеннолетних детей не обеспечены в полном объеме, что создает угрозу жизни и здоровью обучающихся.
Доводы ответчиков о том, что требования ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий, а потому требования к наличию замков безопасности должны быть установлены в проектной документации на здание либо в техническом задании на изготовление оконных блоков и отражены в паспорте изделия или в общем документе на эксплуатацию здания, суд находит несостоятельными, поскольку положения указанного ГОСТ 23166-2021 устанавливает требования не только к изготовлению, но и применению оконных блоков, предусматривает применение детских замков безопасности для обеспечения безопасности детей. По этой причине, не имеется оснований считать, что приведенные требования обеспечения безопасности детей в части оборудования оконных блоков замками безопасности подлежат выполнению исключительно в соответствии с проектной документацией одновременно с возведением здания образовательного учреждения или его реконструкцией и (или) капитальным ремонтом.
При таком положении суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными. Указанные нарушения подлежат устранению, для чего на муниципальное образование «Город Магадан» в лице департамента образования мэрии г. Магадана как на главного распорядителя бюджетных средств для подведомственных образовательных учреждений должна быть возложена обязанность по обеспечению финансирования соответствующих мероприятий, а на МБДОУ города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 53» возложена обязанность по оборудованию оконных блоков в вышеперечисленных помещениях замками безопасности.
В тоже время, суд считает, что поскольку Комитет по финансам мэрии города Магадана, в силу Положения о данном Комитете, являясь функциональным органом мэрии города Магадана, не наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных средств для образовательных учреждений города, то исковые требования прокурора к указанному органу не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Предложенные прокурором сроки для выполнения исковых требований, суд находит разумными и достаточными для устранения установленных нарушений.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Поскольку исковые требования прокурора, освобождённого от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, подлежат удовлетворению, а ответчик Департамент образования мэрии г. Магадана освобождён от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика МБДОУ города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 53» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан».
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Магадана в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному образованию «Город Магадан» в лице Департамента образования мэрии города Магадана, Комитету по финансам мэрии города Магадана, муниципальному бюджетному дошкольному учреждению г. Магадана «Детский сад комбинированного вида № 53» о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности, организовать проведение работ по оборудованию оконных блоков замками безопасности - удовлетворить частично.
Обязать муниципальное образование «Город Магадан», в лице департамента образования мэрии города Магадана № в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий в муниципальном бюджетном дошкольном учреждении г. Магадана «Детский сад комбинированного вида № 53» по оборудованию оконных блоков 19 замками безопасности в следующих помещениях:
на 1-ом этаже в группе Рябинка в количестве 2 шт;
на 1-ом этаже в группе «Колокольчик» в количестве 1 шт;
на 1-ом этаже в группе «Медвежата» в количестве 3 шт;
на 2-ом этаже в группе «Звездочки» в количестве 4 шт;
на 2-ом этаже в группе «Солнышко» в количестве 5 шт;
на 2-ом этаже в группе «Теремок» в количестве 4 шт;
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное учреждение г. Магадана «Детский сад комбинированного вида № 53» не позднее двух месяцев с даты выделения финансирования в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, организовать проведение работ по оборудованию оконных блоков 19 замками безопасности в следующих помещениях:
на 1-ом этаже в; группе Рябинка в количестве 2 шт;
на 1-ом этаже в группе «Колокольчик» в количестве 1 шт;
на 1-ом этаже в группе «Медвежата» в количестве 3 шт;
на 2-ом этаже в; группе «Звездочки» в количестве 4 шт;
на 2-ом этаже в группе «Солнышко» в количестве 5 шт;
на 2-ом этаже в группе «Теремок» в количестве 4 шт.
В удовлетворении исковых требований к Комитету по финансам мэрии города
Магадана отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного учреждение г. Магадана «Детский сад комбинированного вида № 53» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд, через Магаданский городской суд. в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить срок составления мотивированного решения суда - 19 декабря 2023 года.
Судья М.А.Иванов
№ | № |
№
№
№
№
№
№