ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3666/2022 от 04.10.2022 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

№2- 3666/2022

61RS0022-01-2022-005337-20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2022г. г.Таганрог

Таганрогский городской суд в составе председательствующего Сенковенко Е.В., при секретаре Приходько В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Таганрога к Акционерному обществу «Таганрогский металлургический завод» об обязании приведения защитных сооружений в надлежащее состояние,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в Таганрогский городской суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику, в котором с учетом ст. 39 ГПК РФ просит суд обязать АО «Тагмет» привести защитные сооружения гражданской обороны инв. , , , расположенные по адресу: <адрес>, в соответствии с п. 3.2.1 правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 , а именно обеспечить гидроизоляцию защитных сооружений.

В обоснование требований указано, что прокуратурой г. Таганрога проведена проверка состояния защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в федеральной собственности, в том числе в АО «Таганрогский металлургический завод» (далее - АО «Тагмет»). По договору от 28.06.2006 Территориальным управлением имущественных отношений Российской Федерации переданы ПАО «Тагмет» на ответственное хранение и безвозмездное использование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, расположенные по адресу: <адрес>. Согласно паспортам объектов АО «Тагмет» для обслуживания переданы защитные сооружения гражданской обороны, находящиеся в федеральной собственности (инв. №, ). Указанные средства коллективной и индивидуальной защиты гражданской обороны являются собственностью Российской Федерации. По условиям договора предприятия обязуются сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по назначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений. В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15.12.2002 утверждены правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Вместе с тем, защитное сооружение гражданской обороны , , к приему укрываемых не готово, поскольку в нарушение требований пункта 3.2.1 Правил не обеспечено в мирное время к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений и не обеспечены необходимые условия для безопасного пребывания ввиду затопления грунтовыми водами. Прокуратурой города 23.06.2020 по фактам выявленных нарушений АО «Тагмет» внесено представление, которое рассмотрено, признано обоснованным, приняты меры к устранению нарушений, а именно по защитным сооружениям (инв. ,) в целях локализации подтопления грунтовыми водами и обеспечения необходимого сухого климата произведена установка оборудования автоматических откачивающих систем грунтовых вод. Откачка и удаление грунтовых вод производится в автоматическом режиме. Ввиду отсутствия денежных средств проведение ремонта по защитному сооружению (инв. ) включено в инвестиционную программу 2022-2023 годов. В ходе проверки в 2021 году установлено, что (инв. ,) периодически подтапливаются, а защитное сооружение (инв. ) необходимо привести в надлежащее состояние с целью его готовности к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений. В этой связи в 2021 году прокуратурой города внесено представление, которое рассмотрено, нарушения не устранены. Таким образом, принятые АО «Тагмет» меры не привели к устранению нарушений, в связи с чем сохранность имущества в полном объеме не обеспечена. Защитные сооружения гражданской обороны , , к приему укрываемых не готовы, поскольку в нарушение требований пункта 3.2.1 Правил не обеспечена в мирное время готовность защитных сооружений гражданской обороны (помещений и оборудований систем жизнеобеспечения) к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений и не обеспечены необходимые условия для безопасного пребывания ввиду затопления грунтовыми водами. Несоблюдение требований законодательства при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны приводит к порче или уничтожению имущества, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, что и послужило основанием для обращения в суд с данными требованиями.

В судебном заседании старший помощник прокурора И.И.П. требования поддержал и просил удовлетворить.

Ответчик по делу - представитель АО «Тагмет» Л.В.Н., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель 3-го лица ОНД по г.Таганрогу ГУ МЧС России в судебном заседании поддержал исковые требования.

Представитель 3-го лица - ТУ Росимущества в РО в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст. 1,3,9 ФЗ от <дата> N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" утверждены правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

П. 3.2.1 Правил, при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

П. 3.2.7 установлено, что помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации.

По договору от 28.06.2006 «о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны», территориальным управлением имущественных отношений Российской Федерации переданы по акту ПАО «Тагмет» на ответственное хранение и безвозмездное использование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 7-19).

Согласно паспортам объектов АО «Тагмет», для обслуживания переданы защитные сооружения гражданской обороны, находящиеся в федеральной собственности (инв. №, , (л.д. 20-25;26-31;32-37)). Указанные средства коллективной и индивидуальной защиты гражданской обороны являются собственностью Российской Федерации. По условиям договора предприятия обязуются сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по назначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.

По результатам проведенной прокурорской проверки установлено, что защитное сооружение гражданской обороны , , к приему укрываемых не готово, поскольку не обеспечено в мирное время к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений и не обеспечены необходимые условия для безопасного пребывания ввиду затопления грунтовыми водами (л.д. 38-39).

Прокуратурой города 23.06.2020 по фактам выявленных нарушений АО «Тагмет» внесено представление, по результатам которого приняты меры к устранению нарушений, а именно по защитным сооружениям (инв. ,346) в целях локализации подтопления грунтовыми водами и обеспечения необходимого сухого климата произведена установка оборудования автоматических откачивающих систем грунтовых вод: откачка и удаление грунтовых вод производится в автоматическом режиме.

В ходе проверки в 2021 году установлено, что (инв. ,) периодически подтапливаются, а защитное сооружение (инв. ) необходимо привести в надлежащее состояние с целью его готовности к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений. В этой связи в 2021 году прокуратурой города внесено представление, которое рассмотрено, нарушения не устранены (л.д.47-50). Принятые АО «Тагмет» меры не привели к устранению нарушений, в связи с чем сохранность имущества в полном объеме не обеспечена.

Согласно письму начальника ОНД и ПР по г. Таганрогу ЛЕ.А., в ЗС ГО , , не обеспечено в мирное время готовность защитного сооружения гражданской обороны к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений и не обеспечены необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых (затоплено).

Согласно п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309), организации, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают их сохранность, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной, а не поэтапной готовности к использованию.

Таким образом, законодательством предусмотрено необходимость постоянного поддержания защитных сооружений гражданской обороны в состоянии готовностью к использованию согласно их назначению. В рассматриваемом случае система гражданской обороны не воссоздается заново с соблюдением этапов строительства и оснащения защитных сооружений, а требует постоянного поддержания уже имеющихся защитных сооружений в состоянии готовности к чрезвычайным ситуациям, в связи с чем заявленные требования законны и обоснованны, доказательств обратного ответчиками не представлено.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора <адрес> к Акционерному обществу «Таганрогский металлургический завод» удовлетворить.

Обязать АО «Таганрогский металлургический завод» обеспечить гидроизоляцию защитных сооружений инвентарные номера , ,, расположенные по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в апелляционном порядке через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 11 октября 2022г.