Дело №2 -366/2020;
УИД 75RS0031-01-2020-000404-89
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2020 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Н.В Набережневой,
при секретаре К.А Черемисиновой,
с участием заместителя прокурора Оловяннинского района Тюричкина И.Н.,
представителя ответчика по доверенности ФИО1,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Оловяннинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Дорекс» об обязании разработать проект и провести рекультивацию земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Оловяннинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Оловяннинский районный суд с требованиями к ответчику – ООО «Дорекс» разработать проект рекультивации земель (приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования), расположенных на земельном участке, находящемся в границах сельского поселения «Мирнинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края справа от федеральной трассы «Мирная-Борзя» на расстоянии около 300 метров. Возложить на ООО «Дорекс» обязанность за счет собственных средств провести работы по биологической и технологической рекультивации нарушенных земель в соответствии с проектом рекультивации и в порядке, установленном правил рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства «О проведении рекультивации и консервации земель» №800 от 10.07.2018 на земельном участке находящимся в границах сельского поселения «Мирнинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края справа от федеральной трассы «Мирная-Борзя» на расстоянии около 300 метров.
В обоснование иска указал, что 06.10.2019 прокуратурой района произведено обследование карьера, находящегося в границах сельского поселения «Мирнинское» справа от федеральной трассы «Мирная-Борзя» на расстоянии около 300 метров. Площадь карьера составляет около 1,5 га, глубина выемки грунта 2,5-3 метра. Установлено, что выемка грунта произведена 05.10.2019 в объеме 487 куб. метров ООО «Дорекс».
Между тем, до настоящего времени со стороны указанной организации каких-либо мер, направленных на рекультивацию земельного участка не принято.
В нарушение вышеприведенных норм ООО «Дорекс» не провело работы по биологической и технологической рекультивации земельного участка.
Поскольку указанный земельный участок утратил первоначальную природно-хозяйственную ценность, в связи с чем является источником отрицательного воздействия на окружающую среду. Нарушен почвенный покров, образован техногенный рельеф, как следствие происходят другие качественные изменения, ухудшающие экологическую обстановку в целом.
В связи с чем нарушаются права неопределенного круга лиц – постоянно или временно проживающих на территории сельского поселения Мирнинское» на благоприятную окружающую среду в связи с негативным влиянием на почвенный слой. Кроме того, ввиду образования в почвенном слое углублений существует угроза физического и имущественного вреда населению ( в том числе несовершеннолетним) в случае неосторожного поведения.
В судебном заседании заместитель прокурора Тюричкин И.Н. требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ООО «Дорекс» по доверенности ФИО1 в судебном заседании требования признал в полном объеме о чем представил суду заявление, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица администрации МР «Оловяннинского района» в судебном заседании участия не принимал о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, Российской Федерации.
Согласно п.5 ст.13 Земельного кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 18.03.2020) лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Статьей 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно ч.2 ст.78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
В соответствии с п.3 правил рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 800 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель") разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно п.8 Правил рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
В соответствии с п.13 Правил, разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется с учетом: площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных в результате проведенного обследования земель; требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка; целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель.
В соответствии с п.15 Правил, проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с:
а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка;
б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем;
в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.
Согласно п. 16 Правил, заявление о согласовании проекта рекультивации земель или проекта консервации земель с приложением соответствующего проекта подается или направляется лицом, обеспечившим его подготовку в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил (далее - заявитель), лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, лично на бумажном носителе или посредством почтовой связи либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом заявлении указывается способ направления заявителю уведомления о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статья 42 Земельного Кодекса РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются в том числе земли, недра, почвы.
В соответствии с Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 800 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель") в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков; арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством); исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Дорекс» является субподрядной организацией. По договору субподряда ООО «Дорекс» взяло на себя обязательство провести ремонтные работы на федеральной автодороге 311-316 км. На устной договоренности с администрацией сельского поселения «Мирнинское» и муниципального района «<адрес>» организация ООО «Дорекс» произвела выемку грунта с карьера находящегося в границах СП «Мирнинское» справа от федеральной трассы сообщением «Мирная-Борзя» <адрес> на расстоянии около 300 метров. ДД.ММ.ГГГГ с вышеуказанного карьера было вывезено 487 куб. метров (общее количество рейсов-26). От рекультивации земельного участка организация не отказывается, это произойдет только в 2020 году, так как организация больше не намерена использовать грунт с данного участка, Площадь которая подверглась изменению в виду изъятия грунта на карьере составляет 0,5 га. (объяснение начальника участка ООО «Дорекс» ФИО2)
Согласно акту осмотра карьера заместителем прокурора Оловяннинского района Тюричкиным И.Н. находящегося в границах сельского поселения «Мирнинское» справа от федеральной трассы «Мирная-Борзя» на расстоянии около 300 метров, установлено, что площадь карьера составляет около 1,5 га, глубина выемки грунта 2,5-3 метра. Начальником участка ООО «Дорекс» ФИО2 указано, что с этого карьера 05.10.2019 произведена выемка грунта в объемах 487 куб. метров.
До настоящего времени ответчиком обязанность не исполнена, рекультивация не проведена, обратного суду не представлено. Более того, ответчик с требованиями согласен в полном объеме.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованны, учитывая, что нарушение экологического и земельного законодательства в виде не проведения рекультивации земель после их использования влечет нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии ст.103 ГПК РФ с ответчика не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина, в бюджет муниципального района «Оловяннинский район» в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования заместителя прокурора Оловяннинского района удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Дорекс» разработать проект рекультивации земель (приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования), расположенных на земельном участке, находящемся в границах сельского поселения «Мирнинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края справа от федеральной трассы «Мирная-Борзя» на расстоянии около 300 метров.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Дорекс» обязанность за счет собственных средств провести работы по биологической и технологической рекультивации нарушенных земель в соответствии с проектом рекультивации и в порядке, установленном правил рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства «О проведении рекультивации и консервации земель» №800 от 10.07.2018 на земельном участке находящимся в границах сельского поселения «Мирнинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края справа от федеральной трассы «Мирная-Борзя» на расстоянии около 300 метров.
Взыскать с ООО «Дорекс» государственную пошлину в бюджет муниципального района «Оловяннинский район» в размере 6000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба либо принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Оловяннинский районный суд.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 16.06.2020 года.
Судья: Набережнева Н.В.