ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-366/2013 от 12.08.2013 Горьковского районного суда (Омская область)

                           Дело № 2-366/ 2013 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Горьковский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Ашитка Е.Д.,

при секретаре Гущанской Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское 12 августа 2013 года дело по иску ФИО4 к Министерству труда и социальной политики Омской области и Администрации Горьковского муниципального района Омской области     о восстановлении нарушенного права,

                                                                          УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в суд с иском о восстановлении нарушенного права к Министерству труда и социальной политики Омской области и администрации Горьковского муниципального района Омской области, в обоснование иска, указывая, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается справкой Военного комиссариата Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ года, удостоверением № и свидетельством о браке. Муж истца - ФИО1, умер ДД.ММ.ГГГГ года. Как указывает истец, она зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. Данная квартира является собственностью ФИО2, что подтверждено договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о государственной регистрации права на квартиру и земельный участок, на котором расположена квартира, от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была зарегистрирована по адресу: <адрес>, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ее дочери ФИО3. ФИО4 выехала из данного жилого помещения по причине нездорового для ее организма климата (высокая влажность, ветренность).

14 марта 2012 года ФИО4 подала на имя главы Алексеевского сельского поселения заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

14 марта 2012 года истец обратилась с заявлением к руководителю Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Горьковскому району о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Как указывает истец, постановлением главы администрации Алексеевского сельского поселения № 9 от 15.03.2012 года, она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдова ветерана ВОВ.

Истец считает, что все необходимые документы истцом были представлены в Администрацию Горьковского МР Омской области для включения ее в списки на предоставление свидетельства на получение выплаты для приобретения жилья.

В свою очередь, как указано истцом, администрацией Горьковского МР Омской области 04.05.2012 года принято постановление № 374 о включении истца в списки граждан претендующих на получение единовременной денежной выплаты, на приобретение (строительство) жилья, как вдовы участника Великой Отечественной войны. Полный пакет документов был направлен в Министерство труда и социального развития <адрес>.

Однако, письмом от 06.06.2013 года № 551 администрация Горьковского муниципального района Омской области со ссылкой на Министерство труда и социального развития Омской области сообщила, что ей отказано во включении в списки на предоставление свидетельства на получение единовременной денежной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

По мнению истца, в силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Однако указанная статья не раскрывает понятия «намеренные действия». Что само по себе дает возможность тем либо иным должностным лицам произвольно толковать норму права, ущемляя права граждан. Из предписаний ст. 53 ЖК не возможно однозначно установить, кто должен доказывать наличие (отсутствие) умысла на совершение «намеренных действий». По логике и универсальным принципам права такие «намеренные действия» должны доказываться тем должностным лицом, которое на их основе отказывает соответствующему лицу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Истец считает, что доводы, изложенные в письме не основаны на законе.

Просит суд признать решение Администрации Горьковского муниципального района Омской области, изложенное в письме от 06.06.2013 года № 551, об отказе во включении ее в сводный список на предоставление свидетельства на получение выплаты для приобретения (строительства) жилья незаконным и обязать Администрацию Горьковского муниципального района Омской области и Министерство труда и социального развития Омской области включить ее в указанный список.

Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть дело без нее, с участием ее представителя ФИО10

В судебном заседании представитель истца ФИО10 настаивал на удовлетворении иска по изложенным выше основаниям. Подчеркнув, что ФИО4, была поставлена на очередь в качестве нуждающийся в улучшении жилищных условий, она не имеет и не имела собственного жилья. Она не совершала умышленных действий направленных на ухудшение ее жилищных условий. Фактически истец в силу объективных причин изменила место жительство, возвратившись на родину. В связи с отсутствием собственного жилья, истец проживает в съемной квартире, принадлежащей ФИО2.

          Представитель ответчика Администрации Горьковского МР Омской области ___ иск не признала, пояснив, что истец ранее проживала в Приморском крае, до смены места жительства была обеспечена жилой площадью более установленной учетной нормы, а следовательно ее переехав проживать в Омскую область, т.к. истец не входила в круг лиц имеющих право на получение выплаты она фактически ухудшила свои жилижные условия. Просила в иске отказать.

Представитель Министерства труда и социального развития Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Представив письменные возражения на иск, которые по сути доводов аналогичены пояснениям представителя администрации ФИО5

Т. лицо представитель администрации Алексеевского СП Горьковского пояснил, что ему известна истица, т.к. она ранее проживала на территории Алексеевского сельского поселения. ФИО4 <...>, примерно 6 лет назад она к дочери в приморский край, а затем вернулась и в настоящее время проживает в квартире знакомых, собственного жилья ФИО4 никогда не имела. Уезжая к дочери, ФИО4 квартиру оставила колхозу.

    В марте прошлого года ФИО4 была поставлена на учет в качестве нуждающийся в жилом помещении и ей было рекомендовано обратиться в Администрацию района для получения жилья как вдове участника ВОВ. Постановление о поставке ФИО4 на учет в качестве нуждающийся в жилом помещении в настоящее время не отменено.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

На основании ст. 15 Федерального закона «О ветеранах», ветераны Великой Отечественной войны в качестве мер социальной поддержки имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной воны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В целях реализации федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» утверждено, постановлением Правительства Омской области ль 26 июля 2006 года № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов.

В силу п.1 Порядка, он определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов. Право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области: нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года категории граждан, установленные статьями 14, 16, 21 Федерального закона «О ветеранах», а также инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов; нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14,15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» (п. 2 Положения)

Кроме того, согласно п. 9 Порядка, основаниями для отказа во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат, являются: представление документов лицом не имеющим права на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком; представление заявителем неполного перечня документов, указанных в пункте 7 настоящего порядка, либо наличие в данных документах недостоверных сведений. Формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, у учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области.

Согласно п.п. 10 Порядка Минтруд Омской области ежедневно формирует сводный список граждан, претендующих на получение выплат из числа категорий граждан, указанных в пп. 2 п.3 ст. 23.2 Федерального Закона РФ «О ветеранах» и представляет их в Минстрой Омской области.

В силу требований ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, п.1 ст. 16 Закона Омской области от 28.12.2005 года № 722-03 «О государственной политики Омской области в жилищной сфере» Решение о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимается органом местного самоуправления Омской области по месту жительства граждан или органом местного самоуправления Омской области не по месту жительства граждан в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст. 53 Жилищного кодекса РФ).

Из смысла положения указанной нормы закона следует, что действия, направленные на ухудшение жилищных условий с целью признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, должны быть намеренными и ухудшить жилищные условия.

Судом установлено, что истец ФИО4., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника ВОВ ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ года.

С мая 2007 года по июнь 2010 года ФИО4 проживала и была зарегистрирована по адресу : Приморский <адрес> в квартире принадлежащей ее дочери.

Истец зарегистрирована и проживает в квартире ФИО2 (при этом последняя не является родственницей истца), расположенной по адресу <адрес>. По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ГП ОО «Омский Центр ТИЗ» ФИО4 в числе собственников объектов недвижимости не значится.

14.03.2012 г. ФИО4 обратился в Администрацию Алексеевского сельского поселения Горьковского МР Омской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

На основании Постановления Главы Администрации Алексеевского СП Горьковского МР Омской области от 15.03.2013 г. № 9 была принята на указанный учет к качестве нуждающийся

Кроме того, из материалов дела следует, что 04.05.2012 года в соответствии с постановлением ИО Главы Горьковского МР Омской области № 374 вдова участника ВОВ ФИО4 включена в список граждан, претендующих на получение денежной выплаты на приобретение ( строительство) жилья, постановлением № 535 от 21.06.2013 года постановление № 374 от 04.05.2012 года признано утратившим силу ( л.д.      )

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО4 поживает в жилом доме, 1960 года постройки. С печным отоплением без водоснабжения и водоотведения ( л.д     )

        В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе судебного разбирательства ответчиками в суд не представлено доказательств свидетельствующих о том, что истец намеренно ухудшила собственные жилищные условия.

Совершенный истцом переезд не может рассматриваться как намеренные действия, направленные на ухудшение жилищных условий.

При этом суд учитывает общеисвестный факт разных климатических условий Приморского края и Омской области и возраст истца

То обстоятельство, ФИО4 не претендовала на получение денежной выплаты на приобретение ( строительство) жилья как вдова участника ВОВ проживая в Приморском крае, а пожелала воспользоваться соответствующим правом проживая в Омской области, с учетом положений ст.9-10 ГК РФ,. не возможно рассматривать как злоупотребление правом с ее стророны.

На момент рассмотрения спора постановление в соответствии с которым ФИО4 поставлена на учет в качестве нуждающийся в жилом помещении не изменялось ( отменялось)

В силу ч.2, 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является факт проживания гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Таким образом, суд считает, что ФИО4 имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и быть обеспеченным жилым помещением в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а также Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов».

Кроме того, суд учитывает положения ФЗ № 79 от 06.05.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», которым внесены изменения в ст. 15 ФЗ «О ветеранах», обеспечение жильём осуществляется без учёта их имущественного положения.

Пунктом 2 указанного ФЗ закреплено, что действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 4 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 и подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

При этом Федеральным законом «О ветеранах» в редакции, действующей на момент рассмотрения данного спора, установлено, что участники Великой Отечественной войны и члены семей умерших участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз.

Тот факт, что истец являлась членом семьи умершего участника ВОВ в судебном заседании никем не оспаривается

При таких обстоятельствах, в соответствии с приведенными выше нормами права, суд считает, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением как лицо, имеющее право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём.

Таким образом, требования истца о восстановлении нарушенного права с приведенными выше нормами права подлежат удовлетворению.

          Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ    

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО4 удовлетворить.

Признать необоснованным отказ Администрации Горьковского МР Омской области от 06.06.2013 года, обязать включить ФИО4 в списки на предоставление свидетельства на получение выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Горьковский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

        Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 19.08.2013 2013 года