Дело № 2-366/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Удорский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Попова В.В.,
при секретаре Аврамовой В.В.,
с участием прокурора Кармановой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 19 августа 2013 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Удорского района Республики Коми в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Удорском районе Республики Коми о признании права на перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и возложения обязанности произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости,
установил:
Прокурор Удорского района обратился в суд в интересах ФИО1 к ГУ-УПФР в Удорском районе с указанным иском, в обоснование которого указал следующее. ФИО1 в период с 15.08.2012 по 17.08.2012 работодателем был направлен в командировку в местность, отнесенную к районам Крайнего Севера, что дает истцу право на перерасчет базового размера трудовой пенсии по старости. Обратившись ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный орган с заявлением о перерасчете базового размера трудовой пенсии, решением от ДД.ММ.ГГГГ получил отказ, поскольку нет достоверных сведений о его нахождении в командировке. Просит признать за истцом право на указанный перерасчет и возложить на ответчика обязанность произвести за период нахождения в командировке с 15 по 17 августа 2012 года перерасчет фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости.
Участвующий в деле прокурор заявленные исковые требования поддержала.
Истец ФИО1, извещенный надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в Удорском районе ФИО2 иск не признала, поскольку достоверных сведений о нахождении истца в командировке не представлено, в иске просит отказать.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, допросив свидетелей, суд приходит к следующему мнению.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является получателем трудовой пенсии по старости с 18.11.2003, назначенной по сведениям из пенсионного дела, в соответствии со статьей 27 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», продолжая свою трудовую деятельность в должности слесаря по ремонту в Удорском ДРСУч ОАО «Коми дорожная компания».
Приказом № 112-к от 14.08.2012 руководителя Удорского ДРСУч ОАО «Коми дорожная компания» слесарь по ремонту ДСТиТ ФИО1 направлен в командировку в Пинежский район Архангельской области в Нюхчинское участковое лесничество сроком на 3 календарных дня с 15 по 17 августа 2012 года, цель командировки - получение запасных частей на трактор СДМ-14.
Руководителем организации ФИО1 выдано служебное задание, целью которой определено получение запасных частей в Нюхчинском лесничестве. ФИО1 было выдано командировочное удостоверение № 85 от 14.08.2012, в котором также отражены указанные сведения. Командировочное удостоверение содержит отметки о дате приезда истца 15.08.2012 в с. Нюхча и дате выезда из с. Нюхча 17.08.2012, которые заверены подписью государственного лесного инспектора Сурского лесничества ФИО3 и его печатью.
Указанное командировочное удостоверение работодателем признается как достоверное. Служебное заседание содержит отчет о его выполнении, а именно о фактическом получении запасных частей организацией, а также заключение работодателя о выполнении работником ФИО1 служебного задания. Авансового отчета по итогам командировки ФИО1 не составлял, поскольку подотчетных денежных средств не получал.
Обратившись ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный орган с заявлением о перерасчете базового размера трудовой пенсии по старости в связи с командировкой в район Крайнего Севера, решением от ДД.ММ.ГГГГ получил отказ. Сомнения пенсионного органа вызвали расхождения наименований организаций, куда направлен работник в командировку (Нюхчинское участковое лесничество), и фактически проставившей отметки о прибытии и убытии ФИО1 (печать государственного лесного инспектора Сурского лесничества). Письмом № 838 от 01.11.2012 зам. руководителя Сурского лесничества (территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области) сообщил пенсионному органу о том, что ФИО1 в командировку не прибывал, поскольку Нюхчинское участковое лесничество является структурным подразделением Сурского лесничества, а главный специалист-эксперт Нюхчинского участкового лесничества ФИО3 не был вправе проставлять отметки в командировочном удостоверении о прибытии и убытии истца. Допрошенный по судебному поручению в качестве свидетеля руководитель Сурского лесничества ФИО4 показал именно об этом.
Однако отказ пенсионного органа в перерасчете фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости по указанным выше основаниям, суд находит неправомерным в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о трудовых пенсиях) трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (п. 2 ст. 7 Федерального закона о трудовых пенсиях).
Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Лицам, имеющим смешанный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, стаж работы для исчисления повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости исчисляется в соответствии с пунктом 7 статьи 14 Федерального закона о трудовых пенсиях.
Порядок индексации размеров трудовых пенсий (включая их фиксированный базовый размер) установлен пунктом 6 статьи 17 Федерального закона о трудовых пенсиях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2013 № 264 коэффициент дополнительного увеличения размера страховой части трудовой пенсии по старости с 01.04.2013 утвержден в размере 1,033.
Юридически значимыми обстоятельствами для исчисления повышенного размера базовой части пенсии как для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, в данном случае является осуществление гражданином трудовой обязанности в рамках трудовых отношений в особых климатических условиях – местности, находящейся в районах Крайнего Севера, вне зависимости от продолжительности осуществления таких обязанностей в данной местности.
Статьей 166 Трудового кодекса РФ под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статьям 167 и 168 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, дополнительные и иные расходы. Поэтому период нахождения в командировке является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749, предусмотрено направление в командировку работника, состоящего в трудовых отношениях с работодателем (пункт 2). Срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения (пункт 4). Цель командировки работника определяется руководителем командирующей организации и указывается в служебном задании (пункт 6). Работнику оформляется командировочное удостоверение, подтверждающее срок его пребывания в командировке (дата приезда и дата выезда), оформляемое в одном экземпляре, подписываемое работодателем, вручается работнику и находится у него в течение всего срока командировки. Фактический срок пребывания в месте командирования определяется по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, которые делаются в командировочном удостоверении и заверяются подписью полномочного должностного лица и печатью, которая используется в хозяйственной деятельности организации, в которую командирован работник (пункт 7). Средний заработок за период нахождения работника в командировке сохраняется за все дни работы (пункт 9).
Работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение 3 рабочих дней авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах, к которому приложить командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом, фактических расходах по проезду и об иных расходах, связанных с командировкой; отчет о выполненной работе в командировке в письменной форме (пункт 26).
В судебном заседании нашло свое полное подтверждение фактическое направление работодателем работника в служебную командировку, фактическое пребывание истца в служебной командировке в указанных в документах местности и срок, надлежащее оформление работодателем работнику командировочных документов и принятие его результатов работодателем. Истец был направлен в командировку в другой субъект Российской Федерации в указанную работодателем организацию - Нюхчинское участковое лесничество. На работника не возлагалась обязанность самостоятельно устанавливать место командировки, какая организация является чьим структурным подразделением и кому именно подчиняется, как организованы там документооборот и хозяйственная деятельность. Поэтому истец прибыл в Нюхчинское участковое лесничество как предписал ему работодатель в командировочных документах и выполнил задание работодателя. То обстоятельство, что отметки о прибытии и убытии были сделаны специалистом Нюхчинского участкового лесничества, не имевшего полномочий на такие действия, а не Сурского лесничества, не имеет принципиального значения при разрешении заявленного спора, вытекающего из пенсионных правоотношений, поскольку, как уже было указано выше, юридически значимыми обстоятельствами для разрешения дела, является фактическое осуществление гражданином трудовой обязанности в определенной местности, отнесенной к районам Крайнего Севера.
Допрошенный по судебному поручению в качестве свидетеля главный специалист-эксперт Нюхчинского участкового лесничества Сурского лесничества ФИО3, не припоминая точной даты, подтвердил факт пребывания ФИО1 в командировке в Нюхчинском участковом лесничестве для приобретения запасных частей. Он ставил отметки в командировочном удостоверении ФИО1, с предупреждением о том, что отметку лучше сделать в Сурском лесничестве.
Допрошенный по судебному поручению в качестве свидетеля водитель Нюхчинского участкового лесничества Сурского лесничества ФИО5 также подтвердил пребывание истца в командировке в Нюхчинском участковом лесничестве с 15 по 17 августа 2012 года.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей руководитель Удорского ДРСУч ОАО «Коми дорожная компания» ФИО6 и главный механик предприятия ФИО7 показали, что никаких претензий относительно пребывания ФИО1 в командировке не имеют. Командировочные документы были оформлены надлежащим образом, они их под сомнение не ставят, служебное задание ФИО1 выполнил, запчасти для тракторов привез, техника была отремонтирована.
Действующее законодательство предусматривает весьма ограниченный круг негативных последствий для работника вследствие ненадлежащего оформления командировочных документов. К таковым отнесены возможность непринятия авансового отчета бухгалтерией организации, и как результат отказ бухгалтерии компенсировать произведенные работником расходы; а также невозможность включения в состав расходов организации (в целях налогообложения прибыли) расходов по командировке, как не имеющих надлежащего документального подтверждения вследствие оформления авансового отчета с нарушением установленных законодательством требований и отсутствия необходимых приложений к нему или ненадлежащего их оформления (письмо Федеральной налоговой службы от 25.11.2009 № МН-22-3/890 «О документальном подтверждении командировочных расходов»). Каких-либо иных негативных последствий несоблюдение формальностей по оформлению командировочных документов законодательство не содержит.
Применительно же к отношениям, урегулированным пенсионным законодательством, достоверно и документально подтвержденный факт пребывания работника в командировке в местности, отнесенной к району Крайнего Севера, пусть даже и с нарушением некоторых формальностей по оформлению командировочных документов, не препятствует и не может препятствовать реализации гражданином пенсионных прав, и является основанием для перерасчета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии. Иное противоречило бы конституционным принципам, закрепленным в статьях 7 и 39 Конституции Российской Федерации.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что представленные доказательства в их совокупности с достоверностью свидетельствуют о том, что в период с 15 по 17 августа 2012 г. истец направлялся работодателем в командировку в Пинежский район Архангельской области, где в течение полного рабочего дня на протяжении 3 календарных дней, как ему предписывал работодатель, фактически осуществлял трудовые функции.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (в ред. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.07.1993 N 1245-р) в Архангельской области к районам Крайнего Севера с 01 июля 1993 года отнесен Пинежский район. Как следует из уведомления МИФНС № 3 по Архангельской области от 26.03.2008 на учет в налоговом органе поставлено Сурское лесничество Нюхчинское участковое лесничество, расположенное в д. Занюхча Пинежского района Архангельской области, ул. Лесная, дом 7. Общероссийской классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утв. Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413 (в редакции от 12.12.2012) также содержит сведения о Нюхчинском поселении Пинежского района в состав которой входит и деревня Занюхча.
При таких обстоятельствах, исковые требования суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Поскольку заявление истца о перерасчете ответчиком принято ДД.ММ.ГГГГ, то перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии должен быть произведен с 1-го числа следующего после обращения месяца, то есть с ДД.ММ.ГГГГ (статья 20 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Удорском районе Республики Коми о признании права на перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и возложения обязанности произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, удовлетворить.
Признать право Костова Панайота ФИО8 на перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Удорском районе Республики Коми произвести Костову Панайоту ФИО8 перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с учетом нахождения в командировке в период с 15 августа по 17 августа 2012 года в районах Крайнего Севера, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Удорском районе Республики Коми государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Удорский» в размере <данные изъяты> рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Удорский районный суд.
Председательствующий
Мотивированное решение принято 22 августа 2013 года в Удорском районном суде.