ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-366/2014 от 13.03.2014 Вельского районного суда (Архангельская область)

  Дело № 2- 366/2014 13 марта 2014 года

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Вельский районный суд Архангельской области

 В составе председательствующего, судьи, Латфуллина И.Г.,

 при участии прокурора Рогожниковой Я.Н.,  

 при секретаре Пивневой В.А.,

 рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Вельске гражданское дело по заявлению Прокурора Вельского района к администрации муниципального образования «Судромское» о признании распоряжения главы муниципального образования «Судромское» от * 2013 года №* «Об увеличении должностных окладов муниципальных служащих МО «Судромское» и утверждении штатного расписания» недействующим,

 установил:

 Прокурор Вельского района Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании распоряжения главы муниципального образования «Судромское» от * 2013 года №* «Об увеличении должностных окладов муниципальных служащих МО «Судромское» и утверждении штатного расписания» недействующим.

 В обоснование заявленного требования указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления действующего законодательства при увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания муниципальных служащих. Установлено, что распоряжением главы МО «Судромское» от * 2013 года №* произведена индексация должностных окладов месячного содержания лиц, замещающих муниципальные должности муниципальных служащих администрации МО «Судромское» в 1,055 раза. Данное распоряжение противоречит действующему законодательству и подлежит признанию недействующим по следующим основаниям. В силу ч.2 ст.22 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Положениями ч.13 ст.30 Закона Архангельской области от 27 сентября 2006 года №222-12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» предусмотрено, что увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания муниципальных служащих может производится на основании правовых актов представителей нанимателя в сроки и размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Архангельской области соответственно для федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих Архангельской области. Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания муниципальных служащих в иные сроки и иных размерах не производится. Аналогичная норма предусмотрена «Положением о денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования «Судромское», утвержденное решением Совета депутатов МО «Судромское» от 09 апреля 2009 года №*. Согласно Указу Президента Российской Федерации №781 от 17 октября 2013 года «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности Федеральной государственной гражданской службы» с 1 октября 2013 года в 1,055 раза повышены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещающими ими должностями федеральной государственной гражданской службы и размерами месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации, установленные Указом президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 « О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих». Однако, в силу пп.6 ст.1 Закона Архангельской области от 22 ноября 2013 года №52-3-ОЗ «О приостановлении действия отдельных положений областных законов в части увеличения (индексации) размеров окладов денежного содержания государственных гражданских служащих Архангельской области и муниципальных служащих, денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Архангельской области и муниципальные должности», до 31 декабря 2014 года приостановлено действие п.7 ст.18 областного закона от 16 апреля 1998 года №68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области». В соответствии со ст.2 Закона Архангельской области от 22.11.2013 №52-3-ОЗ «О приостановлении действия отдельных положений областных законов в части увеличения (индексации) размеров окладов денежного содержания государственных гражданских служащих Архангельской области и муниципальных служащих, денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Архангельской области и муниципальные должности», закон вступил в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с1 октября 2013 года. Вместе с тем, при отсутствии соответствующего нормативного правового акта Архангельской области регламентирующего повышение (индексацию) размеров окладов денежного содержания государственных гражданских служащих Архангельской области главой администрации МО «Судромское» принято решение о проведении такой индексации, что в соответствии с п. «а» «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96, является широтой дискреционных полномочий, под которой понимается отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц). В связи с изложенным, распоряжение главы МО «Судромское» от * 2013 №* противоречит положениям действующего федерального законодательства. В ходе проверки также было установлено, что в периодическом печатном издании указанное распоряжение не публиковалось.

 В судебном заседании помощник прокурора Рогожникова Я.Н.  поддержала заявленные требования в полном объеме и по тем же основаниям.

 Представитель администрации МО «Судромское» Бужинский С.В. заявленные требования не признал, указав, что решение об увеличении размера денежного оклада муниципальных служащих МО «Судромское» на *% принималось в строгом соответствии с Положением «О денежном содержании муниципальных служащих МО «Судромское», утвержденного 09 апреля 2009 года решением совета депутатов МО «Судромское» второго созыва №29, Указом Президента Российской Федерации №781 от 17 октября 2013 года, Федеральным Законом №25-ФЗ от 02.03.2007 года, Законом Архангельской области №222-12-ОЗ от 27.09.2006 года. Необходимый объем денежных средств для выплаты заработной платы муниципальным служащим в МО «Судромское» заложен в бюджете МО «Судромское» на 2013 и 2014 годы. Решение об утверждении бюджета принято на сессии совета депутатов МО «Судромское». Заработная плата для муниципальных служащих МО «Судромское» выплачивается из собственных доходов муниципального образования. Денежных средств для выплаты заработной платы муниципальным служащим МО «Судромское» в бюджете поселения на 2013 и 2014 год достаточно. Закон Архангельской области от 22.11.2013 года №52-3-ОЗ, на которые ссылается Прокуратура Вельского района, вступил в действие позднее, чем было принято распоряжение главы МО «Судромское» от 01.10.2013 года №48-р и Указ Президента Российской Федерации №781 от 17.10.2013 года. Отмена распоряжения главы МО «Судромское» №48-р невозможна, так как данное действие не исполнимо. Данное действие повлечет изменение существенных условий трудовых договоров с муниципальными служащими МО «Судромское», так как будет затрагивать пересмотр заработной платы работников в сторону уменьшения.

 Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

 Статьей 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

 В соответствии с подпунктом «к» пункта 1 ст.72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Согласно ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

 В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

 В силу п.5 ст.5 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон) взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих.

 В силу ч.2 ст.22 Закона органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 Положениями ч.13 ст.30 Закона Архангельской области от 27.09.2006 N 222-12-ОЗ (ред. от 19.12.2013) "О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области", предусмотрено, что увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания муниципальных служащих может производиться на основании правовых актов представителей нанимателя в сроки и размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Архангельской области соответственно для федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих Архангельской области. Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания муниципальных служащих в иные сроки и иных размерах не производится.

 Аналогичная норма предусмотрена в пункте 14 «Положения о денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования «Судромское», утвержденное решением Совета депутатов МО «Судромское» от 09 апреля 2009 года №29.

 Согласно Указу Президента Российской Федерации №781 от 17.10.2013 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности Федеральной государственной гражданской службы» с 1 октября 2013 года в 1,055 раза повышены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещающими ими должностями федеральной государственной гражданской службы и размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации, установленные Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих».

 Однако, в силу пп.4 ст.1 Закона Архангельской области от 22.11.2013 №52-3-ОЗ «О приостановлении действия отдельных положений областных законов в части увеличения (индексации) размеров окладов денежного содержания государственных гражданских служащих Архангельской области и муниципальных служащих, денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Архангельской области и муниципальные должности», до 31 декабря 2014 года приостановлено действие п.13 ст.30 областного закона от 27.09.2006 N 222-12-ОЗ "О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области".

 В соответствии со ст.2 Закона Архангельской области от 22.11.2013 №52-3-ОЗ «О приостановлении действия отдельных положений областных законов в части увеличения (индексации) размеров окладов денежного содержания государственных гражданских служащих Архангельской области и муниципальных служащих, денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Архангельской области и муниципальные должности», закон вступил в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2013 года.

 Судом установлено и подтверждено материалами дела, что * 2013 года главой МО «Судромское принято распоряжение №* об увеличении денежных окладов муниципальных служащих администрации МО «Судромское» и утверждении штатного расписания.

 Согласно данного распоряжения увеличен размер денежного оклада муниципальных служащих муниципального образования «Судромское» на * процентов с * 2013 года и утверждено новое штатное расписание в отношении муниципальных служащих: главный специалист, 2 должностей ведущий специалист, специалист первой категории.

 Принятие распоряжения «Об увеличении денежных окладов муниципальных служащих администрации МО «Судромское» и утверждение штатного расписания относится к компетенции главы администрации МО «Судромское».

 В силу п.13 ст.30 областного закона от 27.09.2006 N 222-12-ОЗ "О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области" распоряжение №48-р «Об увеличении денежных окладов муниципальных служащих администрации МО «Судромское» и утверждении штатного расписания является нормативным правовым актом.

 В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

 Данное распоряжение в установленном законом порядке не опубликовано и не обнародовано. Доказательства обратного представителем МО «Судромское» в суд не предоставлено.

 Нормативных правовых актов Архангельской области об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания муниципальных служащих не принималось.

 Таким образом, глава МО «Судромское» издал данное распоряжение до принятия нормативных правовых актов Российской Федерации и Архангельской области об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания муниципальных служащих. Ссылка представителя о том, что распоряжение издано после Указа Президента Российской Федерации №* от * 2013 года не состоятельна, поскольку на день рассмотрения дела изменения в распоряжение не внесены. Также не состоятельна ссылка представителя о достаточности средств в бюджете МО «Судромское» на данное увеличение, поскольку не имеет правового значения по заявленному требованию.

 При таких обстоятельствах, суд, дав анализ приведенных норм и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, пришел к выводу, что распоряжение главы МО «Судромское» №* «Об увеличении денежных окладов муниципальных служащих администрации МО «Судромское» и утверждении штатного расписания» противоречит положениям федерального и областного законодательства, имеющим большую юридическую силу, поэтому требование прокурора Вельского района Архангельской области о признании недействующим данного распоряжения подлежит удовлетворению.

 Решение суда о признании недействующим распоряжения главы муниципального образования «Судромское» от 01 октября 2013 года №* «Об увеличении должностных окладов муниципальных служащих МО «Судромское» и утверждении штатного расписания» вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и влечёт за собой утрату силы этого нормативного правового акта, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.

 Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

 В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

 Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.

 При таких обстоятельствах, с заинтересованного лица администрации МО «Судромское», являющейся органом местного самоуправления, государственная пошлина взысканию не подлежит.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

 решил :

 заявление Прокурора Вельского района к администрации муниципального образования «Судромское» о признании распоряжения главы от * 2013 года №* «Об увеличении должностных окладов муниципальных служащих МО «Судромское» и утверждении штатного расписания» недействующим – удовлетворить.

 Признать недействующим распоряжение главы муниципального образования «Судромское» от * 2013 года №* «Об увеличении должностных окладов муниципальных служащих МО «Судромское» и утверждении штатного расписания» со дня вступления решения суда в законную силу.

 Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд.

 Председательствующий И.Г.Латфуллин