Дело №2-4/2018 Мотивированное решение изготовлено
12 февраля 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Коношский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Никановской И.А.,
при секретаре Шутеевой С.А.,
с участием старшего помощника прокурора Коношского района Савониной Л.В.,
представителя ответчиков - ООО «УК «Жилкомсервис» и ООО «Жилкомсервис+» ФИО1
представителя третьего лица администрации МО «Коношское» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Коношского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УК «Жилкомсервис» и ООО «УК Жилкомсервис+» о понуждении производить начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды на основании показаний общедомовых (коллективных) приборов учета в домах, где фактический объем потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды и произвести перерасчет оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды с 01.03.2017 до настоящего времени
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Коношского района Архангельской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УК «Жилкомсервис» о понуждении производить начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды на основании показаний общедомовых (коллективных) приборов учета и произвести перерасчет оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды с 01 января 2017 года.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка правомерности начисления ООО «УК «Жилкомсервис» платы за электроэнергию на общедомовые нужды, в ходе которой установлено следующее.
Размер платы за коммунальные услуги в соответствии со ст. 157 ЖК РФ рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Исходя из буквального содержания пункта 44 Правил следует, что при осуществлении расчетов размера платы за коммунальную услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются формулы приложения № 2 к данным Правилам, учитывающие фактический объем соответствующего коммунального ресурса, который определяется по данным коллективного прибора учета.
Проверкой установлено, что в управлении ООО «УК «Жилкомсервис» находится 313 многоквартирных домов, из которых 136 оборудованы общедомовыми приборами учета. Вместе с тем, независимо от наличия в жилом доме общедомовых (коллективных) приборов учета, ООО «УК Жилкомсервис» производит начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды по утвержденному тарифу. Полагает, что ООО «УК «Жилкомсервис» начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды производится с нарушением действующего законодательства, а именно, по имеющемуся тарифу, а не на основании ведомостей распределения электроэнергии, предоставляемых ПАО «Архэнергосбыт», что значительно увеличивает стоимость предоставляемой услуги и нарушает права и законные интересы граждан. Например, ПАО «Архэнергосбыт» представлена ведомость начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды по <адрес>. Указанный дом оборудован общедомовым прибором учета. Исходя из представленных расчетов установлено, что сумма платы за электроэнергию на общедомовые нужды по <адрес> составляет: январь 2017 г. - 19,81 руб.; февраль 2017 г. - 43,26 руб.; март 2017 г. - 19,66 руб.; апрель 2017 г. - 7,86 руб.; май 2017 г. - 4, 92 руб. Согласно представленным Н.М., проживающим по адресу: <адрес>, квитанциям, сумма платы за электроэнергию на общедомовые нужды, рассчитанная ООО «УК «Жилкомсервис», по его квартире составила: апрель 2017 г. - 169,72 руб.; май 2017 г. - 169,72 руб. При обращении Н.М. в ООО «УК «Жилкомсервис» с заявлением о перерасчете насчитываемых сумм «ОДН электроэнергия» ему было отказано. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «УК «Жилкомсервис» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. ООО «УК «Жилкомсервис» представление прокурора района ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено и признано необоснованным, допущенные ООО «УК «Жилекомсервис» нарушения до настоящего времени не устранены. В результате незаконных действий ООО «УК Жилкомсервис» по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды вопреки требованиям Правил №354, ухудшено положение потребителей электроэнергии, проживающих в многоквартирных домах, в связи с завышением ООО «УК «Жилкомсервис» платы за коммунальные услуги, то есть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Просит обязать ООО «УК «Жилкомсервис» производить начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды на основании показания общедомовых (коллективных) приборов учета, произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды с 01.01.2017 до настоящего времени.
В процессе рассмотрения дела старший помощник прокурора Коношского района Савонина Л.В. исковые требования изменила, просила обязать ООО «УК «Жилкомсервис» производить начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды на основании показаний общедомовых (коллективных) приборов учета в домах, где фактический объем потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Обязать ООО «УК «Жилкомсервис» произвести перерасчет оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды с 01.03.2017 до настоящего времени.
Требования мотивированы тем, что при проведении указанной выше проверки правомерности начисления ООО «УК «Жилкомсервис» платы за электроэнергию на общедомовые нужды, было установлено, что согласно приказу директора ООО УК «Жилкомсервис» ФИО3, первоначально, т.е. с 01.01.2017 плата за электрическую энергию на общедомовые нужды начислялась по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета, а с 01.03.2017 - по нормативу. Полагает это неправомерным, поскольку согласно письма Минстроя России N 4275-АЧ/04 от 14 февраля 2017 г., размер расходов на оплату, в том числе, электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 г. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату, в том числе, электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 марта 2016 г. N 73-ФЗ) положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч.1 ст. 156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения, в том числе, расходов на оплату электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, применяются с 1 января 2017 г.
Ч. 10 ст. 12 названного федерального закона в редакции, которая приведена в Письме, предусмотрено, что при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату, в том числе, электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, ее размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. По смыслу приведенной нормы не исключается для определенного случая меньший, а именно фактический, размер этих расходов, который может быть ниже размера норматива.
В результате незаконных действий ООО «УК «Жилкомсервис» по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды, вопреки требованиям действующего законодательства, ухудшено положение потребителей электроэнергии, проживающих в многоквартирных домах, в связи с завышением ООО «УК «Жилкомсервис» платы за коммунальные услуги, то есть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Определением Коношского райсуда к участию в деле в качестве соответчика привлечена ООО «УК Жилкомсервис +».
В судебном заседании старший помощник прокурора Коношского района Савонина Л.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исках, просила требования обязать ООО «УК «Жилкомсервис» и ООО «УК «Жилкомсервис+» производить начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды на основании показаний общедомовых (коллективных) приборов учета в домах, где фактический объем потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Обязать ООО «УК «Жилкомсервис» произвести перерасчет оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды с 01.03.2017 до настоящего времени.
Дополнила, что представленные квитанции о начисленных платежах за коммунальные услуги разных потребителей Ю.Н., Н.М., и др., подтверждают то, что нарушены права неопределенного круга лиц.
Представитель ответчиков ООО «УК «Жилкомсервис» и ООО «УК «Жилкомсервис+» ФИО1 в судебном заседании измененные исковые требования прокурора не признала в полном объеме. Пояснила, что в связи с изменениями, внесенными в ЖК РФ с 01 января 2017 года в состав платы за содержание жилого помещения включены расходы на оплату, в том числе, электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме. ООО УК «Жилкомсервис» является управляющей компаний для 313 домов, часть их них, 136 домов, оснащены коллективными приборами учета электроэнергии. ООО «УК Жилкомсервис +» по агентскому договору производит для ООО «УК Жилкомсервис» начисление платы за жилье и коммунальные услуги. Действительно с марта 2017 года они производят начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды по нормативу, как того требуют положения Жилищного Кодекса РФ, а не по показаниям приборов учета.
В соответствии с ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов, в том числе, на оплату электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Те же положения содержаться и в п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирного дома, утв. Постановлением Правительством РФ от 13.08.2006 №491, которыми установлен порядок определения расходов на содержание общего имущества и их структура. То есть п.10 ст.12 176-ФЗ и п.29 Правил №491 ПП РФ утвердили предельный размер расходов собственников помещений на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения
надлежащего содержания общего имущества, а не порядок установления размера такой платы. Согласно п.9.2 ст. 156 ЖК размер платы за содержание жилого помещения стоимость коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня работ определяется исходя из норматива потребления соответствующих видов ресурсов по тарифам, утверждаемым субъектами РФ.
Расчет размера платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за период с января 2017 года по май 2017 года они производят в размере, не превышающем норматив потребления, утвержденный Постановлением Минэнергосвязи Архангельской области от 17.08.2012 № 9-пн; а с июня 2017 года по настоящее время - в размере, не превышающем норматив потребления, утвержденный Постановлением Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 30.05.2017 №39-пн. С 10 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», введена в действие новая редакция ч.9.2 ст.156 ЖК РФ. Данной редакцией п.9.2 ст.156 ЖК РФ предусмотрена возможность проведения перерасчета размера расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ. Дома, которыми они управляют, не оснащены автоматизированными информационно-измерительными системами учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, с целью возможности одномоментного снятия показаний. Они с августа 2017 года начали проводить собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах с целью принятия решений об определении размера расходов граждан на оплату электроэнергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из объема потребления коммунальных ресурсов по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, либо возможности проведения перерасчета размера таких расходов. Однако надо отметить, что в 40 домах показания приборов учета превышают, иногда значительно, нормативы потребления. Полагают, что доводы иска прокурора основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Представитель третьего лица - ПАО «Архэнергосбыт» Плесецкое межрайонное отделение» в судебном заседании отсутствовал, был надлежащим образом уведомлен о дате и времени судебного заседания, представил отзыв согласно которому исковые требования прокурора поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель третьего лица администрации МО «Коношское» ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы прокурора, полагала исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Архангельской области в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно отзыву от ДД.ММ.ГГГГ. с 01 января 2017 года потребители, проживающие в домах, находящихся в управлении управляющей компании, в составе платы за содержание жилья вносят этой компании плату за коммунальные ресурсы, в том числе электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды такие потребители не вносят с 01 января 2017 года. Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируют Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491. Действующим в январе - мае 2017 года законодательством не предусмотрено определение платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, исходя из показаний общедомовых приборов учета электрической энергии. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и не могут быть применены в рассматриваемой ситуации, так как речь идет об определении платы за услуги по содержанию общего имущества собственников помещений дома.
Только с 10.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым в часть 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса РФ внесены изменения, предусматривающие возможность определения размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, но исключительно в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме подобного решения.
Из отзыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанное письмо Минстроя России от 14.02. 2017 не может быть использовано для определения размера платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества, поскольку оно носит информационно-разъяснительный характер. Также инспекция обращает внимание суда на следующее. Согласно ч. 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, устанавливается на срок не менее чем один год. Определение размера платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества дома, включенной в состав платы за содержание жилья, исходя из показаний приборов учета приведет к нарушению указанного положения Жилищного Кодекса РФ, поскольку размер платы за содержание жилья в этом случае будет изменяться ежемесячно. Просит в иске прокурору отказать.
Заслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчиков, третьего лица, свидетеля, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого исследованного доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод неопределённого круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что ООО «УК «Жилкомсервис» является управляющей компанией для 313 многоквартирных жилых домов на территории п.Коноша, из которых 136 оборудованы общедомовыми приборами учета электрической энергии.
Договоры управления многоквартирными домами заключены ДД.ММ.ГГГГ на срок по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на срок по ДД.ММ.ГГГГ.
Между ООО «УК «Жилкомсервис» и ООО «УК «Жилкомсервис +» заключен агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ООО «УК «Жилкомсервис +» обязалось оказывать услуги, в том числе по начислению платы за коммунальные услуги.
Во исполнение условий указанного агентского договора, ООО «УК «Жилкомсервис +» начисляло плату за услугу энергоснабжения, потребляемую при содержании общего имущества многоквартирных домов, и предъявляло квитанции на оплату таких услуг.
Между сторонами возник спор о правильности начислений «УК «Жилкомсервис» и «УК «Жилкомсервис +» неопределенного кругу лиц платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общедомового имущества, за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В судебном заседании установлено, что 136 многоквартирных домов, которые находятся под управлением ООО «УК Жилкомсервис» оборудованы общедомовыми приборами учета электрической энергии.
Также судом установлено и подтверждается представителем ответчиков ФИО1, что в спорный период, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, ответчики производили начисление платы за услугу электроснабжения, в целях содержания общего имущества жителям указанных домов, исходя не из фактически потребленного объема электроэнергии согласно приборам учета, а с применением норматива потребления коммунальной услуги.
П. 11 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
С введением в действие Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января 2017 года в состав платы за содержание жилого помещения включены плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, что следует из положений ч.2 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 этой же статьи, плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды вносят собственники и наниматели помещений только в случае выбора непосредственного способа управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован.
Поскольку, как установлено в судебном заседании, собственниками 313 жилых многоквартирных домов выбран и реализован такой способ управления многоквартирными домами, как управляющая организация, то плата за электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включается в состав платы за содержание жилого помещения.
Таким образом, с 01 января 2017 года потребители, проживающие в домах, находящихся в управлении управляющей компании, в составе платы за содержание жилья вносят этой компании плату за коммунальные ресурсы, в том числе электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды такие потребители не вносят с 01 января 2017 года.
В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услугна общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируют Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491)
Согласно пункту 29 Правил № 491 при первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, норма части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит указание на определение размера соответствующих расходов для граждан.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме". Постановлением N 1498 предусматривается, что в указанных целях подлежат применению тарифы на холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, сточные воды, утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по категории потребителей "население". Размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, определяется путем суммирования размера расходов по каждому виду коммунальных ресурсов, который определяется путем перерасчета стоимости каждого вида коммунального ресурса, определенного соответственно площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на 1 квадратный метр площади жилых и нежилых помещений в каждом многоквартирном доме. В указанных целях площадь помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, определяется в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом таких помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ.
Пунктом 3 указанного Постановления предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016года N 1498, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 1 июня 2017 года утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления. Согласно п.3 указанного постановления, до утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 г., при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области утверждены Постановлением Министерства энергетики и связи Архангельской области от 17 августа 2012 года № 9-пн, действующей по состоянию на 1 ноября 2016 г., то есть на период спорных отношений до 1 июня 2017 года.
Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Архангельской области, определенные расчетным методом, утверждены Постановлением Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 30 мая 2017 года № 39-пн. Их действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 июня 2017 года.
Таким образом, действующим с января 2017 года законодательством не предусмотрено определение платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, исходя из показаний общедомовых приборов учета электрической энергии.
Как следует из акта проверки жилищного законодательства Государственной жилищной инспекции Архангельской области от 10 августа 2017 года в отношении ООО «УК Жилкомсервис» проведена проверка порядка определения размера платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> за период с января 2017 года по июнь 2017 года. В ходе проверки нарушений не выявлено. Расчет размера платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за период с января по мая 2017 года произведен в размере, не превышающем норматив потребления, утвержденный Постановлением Министерства энергетики и связи Архангельской области от 17.08.2012 № 9-пн, за июнь 2017 года - в размере, не превышающем норматив потребления, утвержденный Постановлением Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 30 мая 2017 года № 39-пн.
В суде установлено, что согласно приказу директора ООО «УК Жилкомсервис» №11 от 9 февраля 2017 года с 1 января 2017 года в состав платы за содержание жилого помещения включены расходы на оплату холодной воды, электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно приказу директора ООО «УК Жилкомсервис» № 15 от 29 марта 2017 года с 1 марта 2017 года определять плату за электроэнергию потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирных домах в каждом расчетном периоде, не превышая объем коммунального ресурса, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в соответствующем многоквартирном доме. Бухгалтерии ООО «УК Жилкомсервис +» применять нормативы на электроэнергию действующие по состоянию на 1 ноября 2016 года. (т.1 л.д.53-55)
Исходя из вышеприведенных положений действующего на период спорных отношений законодательства, а также указанных локальных актов управляющей компании, суд приходит к выводу о том, что ответчик обоснованно производил начисления платы за услугу электроснабжения в целях содержания общего имущества жителям многоквартирных домов, находящимся под управлением ООО «УК Жилкомсервис» с применением установленного в Архангельской области норматива потребления коммунальной услуги, поскольку иной способ расчета данного вида услуги в спорный период законодателем не был определен.
Довод прокурора о необходимости произведения расчета платы за содержание общего имущества многоквартирного дома в соответствии с формулами, указанными в Приложении №2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, суд считает необоснованным и отклоняет ввиду следующего.
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 было принято в целях реализации положений ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанная норма регулирует отношения по установлению размера платы за коммунальные услуги. Соответственно, указанные прокурором правила регулируют только вопросы установления размера платы за коммунальные услуги, и не подлежат применению при определении размера платы за жилое помещение.
Плата за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, как было установлено судом выше, положениями ст.ст.154, 156 ЖК РФ отнесена в состав платы за жилое помещение, в связи с чем формулы, указанные в Приложении №2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, к возникшим правоотношениям, вопреки доводам прокурора, применению не подлежит.
Разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о том, что включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, данные в письме от 14.02.2017 №4275-АЧ/04, на которые ссылается прокурор в подтверждение своей позиции, не содержат обязательных к исполнению разъяснений, поскольку в письме подчеркивается, что данное разъяснение является лишь мнением Минстроя России, о чем указано и в решении Верховного Суда РФ от 7.11.2017г. № АКПИ17-836.
Как следует из решения Верховного Суда РФ от 7.11.2017г. № АКПИ17-836, анализ содержания Письма позволяет сделать вывод, что оно носит информационно-разъяснительный характер, не устанавливает каких-либо новых правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и оказывающих общерегулирующее воздействие на общественные отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Имеющиеся в его абзаце четвертом разъяснения не выходят за рамки адекватного истолкования (интерпретации) части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ и не влекут изменения правового регулирования соответствующих правоотношений.
То есть данное Письмо не может быть использовано в данном случае для определения размера платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества дома.
Следует отметить, что на момент рассмотрения спора, с 10 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», введена в действие новая редакция ч.9.2 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Внесение указанных изменений было направлено на восполнение пробела в действующем законодательстве, не позволяющем при переходе с 1 января 2017 года на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии по нормативам, утверждаемым органами власти субъектов Российской Федерации, оплачивать расходы на общедомовые нужды в объеме фактически потребленных коммунальных ресурсов.
Таким образом, на момент начисления ответчиком платы за услуги электроэнергии на общедомовые нужды за период с 1 марта до 10 августа 2017 года у ответчика не имелось оснований производить начисления, исходя из фактически потребленных ресурсов, в связи с чем, действия ООО «УК Жилкомсервис» и ООО «УК Жилкомсервис+» по начислению платы за электроэнергию потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в размере нормативов, являются законными.
Следует отметить, что действующей редакцией п.9.2 ст.156 ЖК РФ предусмотрена возможность проведения перерасчета размера расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, после введения указанной нормы в действие, у потребителей, проживающих в указанных многоквартирных домах возникло право обратиться к исполнителю коммунальных услуг с заявлением о проведении перерасчета размера платы.
Как следует из исковых заявлений прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, однако доказательств, подтверждающих, что с 10 августа 2017 года действиями ответчиков по начислению платы за электроэнергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в размере нормативов, нарушаются права неопределенного круга лиц в судебное заседание прокурором не представлено. Представленные квитанции об оплате за коммунальные ресурсы В.В., Т.Н., заявление О.А., и иные письменные документы свидетельствуют о начислении ООО «МУП Жилкомсервис+» платы за электроэнергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из нормативов потребления, за период до июня 2017 года и до августа 2017 года.
Более того, ответчиком представлены протоколы собраний собственников многоквартирных домов по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым:
- собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> решили определять размер расходов граждан в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной и горячей воды, электроэнергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя их показаний коллективного прибора учета с ДД.ММ.ГГГГ; перерасчет платы по электроэнергии на указанные нужды произвести за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из показаний общедомового прибора учета.
- собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> решили определить размер расходов граждан в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной и горячей воды, электроэнергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя их показаний коллективного прибора учета; перерасчет платы по электроэнергии на указанные нужды произвести за период с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из показаний общедомового прибора учета.
Таким образом, в суде установлено, что расчет размера платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за период с января 2017 года по май 2017 года произведен ответчиками в размере, не превышающем норматив потребления, утвержденный постановлением минэнергосвязи Архангельской области от 17.08.2012 № 9-пн; а с июня 2017 года - в размере, не превышающем норматив потребления, утвержденный постановлением министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 30.05.2017 №39-пн.
Прокурором в нарушение ст. 56 ГПК ПФ не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц при начислении платы на содержание общего имущества многоквартирного дома в спорный период.
Таким образом, исковые требования прокурора Коношского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УК «Жилкомсервис» о понуждении производить начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды на основании показаний общедомовых (коллективных) приборов учета в домах, где фактический объем потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды и понуждении ООО «УК «Жилкомсервис» и ООО «УК «Жилкомсервис+» произвести перерасчет оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды с 01.03.2017 до настоящего времени не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Коношского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УК «Жилкомсервис» и ООО «УК «Жилкомсервис+» о понуждении производить начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды на основании показаний общедомовых (коллективных) приборов учета в домах, где фактический объем потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды и понуждении ООО «УК «Жилкомсервис» и ООО «УК «Жилкомсервис+» произвести перерасчет оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды с 01.03.2017 до настоящего времени - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Коношский районный суд.
Председательствующий И.А. Никановская