Дело № 2-366/2021 г.
74RS0033-01-2021-000528-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Фершампенуаз 11 августа 2021 года
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Бикбовой М.А., при секретаре Юдиной И.С., с участием помощника прокурора Нагайбакского района Могутновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждения «Кассельская средняя общеобразовательная школа» Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Нагайбакского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждения «Кассельская средняя общеобразовательная школа» Нагайбакского муниципального района Челябинской области (далее по тексту МОУ «Кассельская СОШ»), администрации Нагайбакского муниципального района о возложении обязанности по оборудованию здания школы, расположенного по адресу: Нагайбакский район, п. Кассельский, ул. Красноармейская, д.6 средствами автоматической пожарной сигнализации, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования прокурора мотивированы тем, прокуратурой Нагайбакского района проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности на объектах образовательного учреждения. В ходе проведенной проверки установлено, что в здании МОУ «Кассельская СОШ» не соблюдаются правила пожарной безопасности, а именно имеющаяся система АПС эксплуатируется с превышением срока службы для средства пожарной автоматики, то есть более 10 лет.
В судебном заседании помощник прокурора Нагайбакского района Могутнова Н.А. требования подержала.
Ответчик - представитель МОУ «Кассельская СОШ» на судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, суду представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Ответчик - представитель администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, причины неявки суду не сообщил.
Третье лицо - Управление образования администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, извещен о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении рассмотрения дела в суд не обращался.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно ст. 28 Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно п.п. «а» п. 4 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания общеобразовательных организаций относятся к классу функциональной пожарной опасности - Ф4.1.
В соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В соответствии с п. 14.4 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденный приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 175, на объектах класса функциональной опасности Ф1.1 и Ф4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы.
В силу п. 3 Типового перечня (плана) мероприятий по подготовке образовательных учреждении к новому учебному году, утвержденного указанием Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 марта 2008 года №№АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23, установка автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения при пожаре, а также их техническое обслуживание, является одним из мероприятий по подготовке образовательного учреждения к новому учебному году.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Нагайбакского района получено информационное письмо начальника ОНД и ПР по Агаповскому, Кизильскому и Нагайбакскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Челябинской области, согласно которому, была проведена проверка по соблюдению требований пожарной безопасности здания общеобразовательного учреждения МОУ «Кассельская СОШ». В ходе проверки установлено, что система автоматической пожарной безопасности не соответствует требованиям СП 5.13130.2009 года. О чем прокурор района информирован и было вынесено 26.02.2021 г. его представление начальнику управления отдела образования, которое не исполнено по настоящее время.
Правовой статус МОУ «Кассельская средняя общеобразовательная школа» как образовательной организации усматривается из его Устава, согласно которому оно является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Факт нарушения с превышением срока эксплуатации АПС на момент проверки в указанном здании образовательной организации подтверждается сведениями отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Агаповскому, Кизильскому и Нагайбакскому районам Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области и не оспаривается представителем образовательной организации.
Решая вопрос об ответственности органа местного самоуправления за исполнение образовательной организацией требований закона, суд считает, что такая ответственность имеет субсидиарный характер.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться имуществом, в том числе руководители организаций.
Согласно п. 11 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, на основании ч. 2 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В силу п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ установлены особенности правового положения казенных учреждений. Согласно п. 1 этой статьи казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение
МОУ «Кассельская средняя общеобразовательная школа» является казенным учреждением, созданным Нагайбакским муниципальным районом, полномочия учредителя которого осуществляются администрацией Нагайбакского муниципального района. Функции и полномочия собственника имущества учреждения осуществляются управлением по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации Нагайбакского муниципального района.
Отсутствие соответствующей требованиям СП 5.13130.2009 года автоматической системы пожарной безопасности, не способствует принятию современных и эффективных мер по недопущению последствий защиты и охраны здоровья и жизни граждан, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности выполнению требований прокурора и необходимости возложения на образовательную организацию обязанности по оборудованию здания указанной системой пожарной безопасности, а при недостаточности денежных средств возложить обязанность по финансированию установки системы пожарной безопасности на администрацию Нагайбакского муниципального района.
Доказательств оборудования системой пожарной безопасности здания МОУ «Кассельская средняя общеобразовательная школа» судом не установлено.
Суд считает, что срок, в который прокурор просит устранить выявленные нарушения, является разумным и достаточным.
При таких обстоятельствах заявленные требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению полностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194,198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое требования прокурора Нагайбакского района Челябинской области удовлетворить.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кассельская средняя общеобразовательная школа», а при недостаточности средств администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области обязать в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать здание образовательного учреждения, расположенное по адресу: Челябинская область Нагайбакский район, п. Кассельский, ул. Красноармейская, д. 6, автоматической пожарной сигнализацией.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.
Председательствующий:
Мотивировочная часть решения изготовлена 12 августа 2021 года.