ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-366/2021 от 24.12.2021 Комаричского районного суда (Брянская область)

УИД 32RS0017-01-2021-000455-23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Комаричи Брянской области Дело № 2-366/2021

24 декабря 2021 года

Комаричский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи- Кадыковой Е.С.,

при секретаре- Вдовенковой Т.В.,

с участием представителя истца – ФИО1, действующей по доверенности от 22.04.2021,

представителя ответчика – ФИО2, действующей по доверенности от 12.03.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о признании незаконным решения об отказе в приватизации жилого помещения, о признании права на приватизацию жилого помещения и возложении обязанности по заключению договора приватизации жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о признании незаконным решения об отказе в приватизации жилого помещения, о признании права на приватизацию жилого помещения и возложении обязанности по заключению договора приватизации жилого помещения.

В обоснование иска указала, что решением Комаричского районного суда от 03.06.2021 исковые требования истца к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о признании недействующим в части распоряжение администрации и обязании предоставить жилое помещение- удовлетворены.

Суд постановил: признать недействующим распоряжение администрации Комаричского муниципального района Брянской области №443а-р от 03.11.2020 «О дальнейшем использовании жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных по адресу: <адрес>» и обязал администрацию Комаричского муниципального района Брянской области предоставить ФИО3 жилое помещение вне очереди по договору социального найма по месту ее жительства в <адрес> общей площадью не менее нормы предоставления жилой площади.

09.06.2021 администрация Комаричского муниципального района Брянской области заключила с истцом договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования , которым истцу представлено жилое помещение- квартира, расположенная по адресу: <адрес>, сроком на 10 лет.

Истец зарегистрировалась по указанному адресу, производит оплату коммунальных платежей.

По обращению истца к ответчику 06.09.2021 с заявлением о заключении договора о передаче в собственность, в порядке приватизации представленного ей жилья, ответчик ответил отказом, сославшись, что с истцом заключен договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Ссылаясь на положения Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 №1541-1 ФИО3 просит суд признать незаконным решение об отказе в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признать право на приватизацию указанного жилого помещения и возложении обязанности по заключению договора приватизации жилого помещения.

В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, в порядке ст. 48 ГПК РФ, действует через своего представителя ФИО1

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, сославшись на то, что ФИО3 истцу было предоставлено жилье не договору социального найма, а по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, оценив, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Вступившим в законную силу решением суда от 03.06.2021 удовлетворены исковые требования ФИО3 к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о признании недействующим в части распоряжение администрации и обязании предоставить жилое помещение.

Суд постановил: признать недействующим распоряжение администрации Комаричского муниципального района Брянской области №443а-р от 03.11.2020 «О дальнейшем использовании жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных по адресу: <адрес>», в части п.1, которым ФИО3 оставлена в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и обязал администрацию Комаричского муниципального района Брянской области предоставить ФИО3 жилое помещение вне очереди по договору социального найма по месту ее жительства в <адрес> общей площадью не менее нормы предоставления жилой площади.

Постановлением администрации Комаричского муниципального района Брянской области №262 от 08.07.2021 дано распоряжение отделу управления муниципальным имуществом заключить с ФИО3 договор социального найма жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Во исполнение указанного постановления Администрация Комаричского муниципального района Брянской области заключила с ФИО3 договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования от 09.07.2021, передав во владение и пользование сроком на 10 лет изолированное жилое помещение -квартиру, находящуюся в муниципальной собственности площадью 41,5 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.

06.09.2021 ФИО3 обратилась в администрацию с заявлением о передаче указанного жилого помещения в собственность, на основании Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 05.10.2021 администрация Комаричского муниципального района Брянской области отказало в приватизации жилья, сославшись, что жилое помещение предоставлено истцу по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Как следует из ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается (ст. 7).

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются (ч. 2, 3 ст. 49 ЖК РФ): гражданам, признанным органом местного самоуправления в установленном порядке малоимущими; иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в частности (п. 6 ч. 5 ст. 47 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; ч. 1 ст. 6 Закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ; ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ; п. 5 ст. 14 Закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ, именно педагогическим работникам; сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005; инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов; больным заразными формами туберкулеза.

Договор социального найма заключается между гражданином и собственником жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (действующим от его имени уполномоченным органом) на основании решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма (ч. 3, 4 ст. 57, ч. 1 ст. 60, ст. 63 ЖК РФ).

Предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно быть изолированным, пригодным для постоянного проживания и иметь общую площадь на одного человека не ниже установленной нормы предоставления (ч. 1 ст. 50, ст. 62 ЖК РФ).

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия (ч. 2 ст. 60 ЖК РФ).

Жилые помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях или нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, если (ч. 1, 2 ст. 91.3 ЖК РФ; ст. 25 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ): доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества не превышают максимальный размер, устанавливаемый органами местного самоуправления (актом представительного органа местного самоуправления) в соответствии с законодательством субъекта РФ, который, в свою очередь, не может превышать размер, позволяющий гражданину и членам его семьи приобрести жилое помещение в собственность за счет собственных средств, кредита или займа на территории соответствующего муниципального образования;

гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ.

Граждане, состоящие на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, могут подать по своему выбору заявление о предоставлении жилого помещения одному наймодателю таких жилых помещений, в том числе в строящемся наемном доме социального использования на территории муниципального образования (в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - на территории соответствующего субъекта РФ), если решением, актом или договором, устанавливающим (изменяющим) цель использования такого наемного дома, установлены условия предоставления жилых помещений в нем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 91.14, п. 1 ч. 3 ст. 91.17 ЖК РФ).

Указанные заявления учитываются наймодателем в порядке очередности исходя из времени постановки граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений (ч. 2 ст. 91.14 ЖК РФ).

Наймодателем по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования могут являться (ч. 1 ст. 91.2 ЖК РФ; п. 1 Требований, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.12.2014 N 1318): орган государственной власти или местного самоуправления, выступающий соответственно от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, либо уполномоченная указанным органом организация; соответствующая установленным требованиям организация - собственник жилого помещения частного жилищного фонда либо организация, уполномоченная собственником такого жилого помещения.

Предметом договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть жилое помещение в наемном доме социального использования, за исключением комнат (части квартиры), или жилой дом, являющийся наемным домом социального использования (ст. 91.5 ЖК РФ).

Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается на основании решения наймодателя о предоставлении такого жилого помещения на срок не менее чем один год, но не более чем десять лет (ч. 3, 5 ст. 91.1, ч. 1 ст. 91.6 ЖК РФ).

К императивным обязанностям наймодателя и правам нанимателя по договору жилого помещения жилищного фонда социального использования являются: передача нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания, осуществление надлежащей эксплуатация жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставление или обеспечение предоставления нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечение проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении, заключение нового договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, своевременно проведение капитального ремонта.

Таким образом, право на приватизацию жилого помещения возникает исключительно у нанимателей, заключивших договора социального найма.

Поскольку ответчик заключил с истцом не договор социального найма, а договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, у истца не возникло правовых оснований требования признания за ней права на приватизацию жилья, представленного ей договором от 09.07.2021.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования ФИО3 подлежат отказу.

Вместе с тем, суд отмечает, что решением суда от 03.06.2021 на ответчика возложена обязанность по заключению договора социального найма, постановлением администрации №262 от 08.07.2021 распоряжение по заключению такого договора принято, вместе с тем решение суда не исполнено, что является нарушением ст. 13 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о признании незаконным решения об отказе в приватизации жилого помещения, о признании права на приватизацию жилого помещения и возложении обязанности по заключению договора приватизации жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Комаричский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.С. Кадыкова

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24.12.2021.

Мотивированное решение составлено 29.12.2021.