ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-366/2021 от 28.04.2021 Анивского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2-366/2021

УИД 65RS0003-01-2021-000304-05

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анивский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего: судьи Невидимовой Н.Д.

при ведении протокола секретарем Кызыл-оол С.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора к обществу с ограниченной ответственностью Сахалинская мясоперерабатывающая фабрика «Золотой теленок» о возложении обязанности предоставить декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования готовых товаров, в том числе упаковки, расчет сумм экологического сбора за 2019 год,

у с т а н о в и л:

22 марта 2021 года Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в суд с исковым заявлением, указав, что им выявлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности общества с ограниченной ответственностью Сахалинская мясоперерабатывающая фабрика «Золотой теленок» (далее – ООО СМПФ «Золотой теленок») в виде непредоставления декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования готовых товаров, в том числе упаковки, расчета сумм экологического сбора года за 2019 год.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО СМПФ «Золотой теленок» в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года осуществляло деятельность в качестве юридического лица, код и наименование основного вида деятельности (далее – ОКВЭД) 10.1 «переработка и консервирование мяса и мясной пищевой продукции».

В Перечне готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденном Распоряжением Правительства от 28 декабря 2017 года -р, данная упаковка находится в группе «Тара металлическая легкая». Код товаров (продукции) по общероссийскому классификатору по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЭД 2008) – 25.92.11.000 наименование «Банки консервные из черных металлов, закрываемые пайкой или отбортовкой, вместимостью менее 50 л» и/или в группе наименование «Стекло полое». Код товаров (продукции) по общероссийскому классификатору по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЭД 2008) – 23.13.11.121 наименование «Банки стеклянные для консервов».

В установленный Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 года № 1417, срок, декларация в управление не поступила. 10 июня 2020 года в адрес ответчика направлено требование о предоставлении указанной декларации, которая оставлена без удовлетворения.

Изложив указанные в заявлении обстоятельства, Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора просит обязать ООО СМПФ «Золотой теленок» предоставить декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования готовых товаров, в том числе упаковки, расчета сумм экологического сбора за 2019 год, в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, действующий по доверенности, на исковых требованиях настаивал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика ООО СМПФ «Золотой теленок» ФИО2, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования готовых товаров, в том числе упаковки, расчет сумм экологического сбора за 2019 год направлены в адрес истца 16 марта 2020 года.

Кроме того, из представленных письменных возражений на исковое заявление следует, что доводы истца о том, что ответчик осуществлял деятельность по переработке и консервированию мяса и мясной пищевой продукции основано исключительно на сведениях, отраженных в Едином государственном реестре юридических лиц. Отмечается, что сведения о видах экономической деятельности, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц, носят информационный и формальный характер, в связи с чем не могут являться подтверждением того, что юридическое лицо осуществляет именно указанный вид деятельности. Присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них. Указание в Едином государственном реестре юридических лиц кодов ОКВЭД не может расцениваться как ограничение прав коммерческой организации заниматься иными видами деятельности.

Ранее ответчик действительно осуществлял деятельность по переработке мяса, но не осуществлял его консервирование, следовательно, не использовал в ходе осуществления деятельности такую упаковку (тару) как стекло полое, тара металлическая легкая, в связи с чем у него не возникает обязанности по предоставлению декларации, отчетности и расчету сумм экологического сбора в связи с выпуском в обращение такой упаковки товара.

Результатом осуществления экономической деятельности по переработке мяса являлось изготовление колбасных изделий – колбаса, сосиски, сардельки и прочая мясная продукция, которая упаковывалась в различную оболочку: белковую, текстильную, вакуумную, полиамидную и т.д. Отчет о выпуске в оборот такой продукции направлен в адрес истца 16 марта 2020 года.

Изложив в отзыве указанные обстоятельства, представитель ответчика по доверенности ФИО2 просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Отходами от использования товаров являются отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств (статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии со статьей 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации (часть 1).

Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении:

товаров, произведенных на территории Российской Федерации;

упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации (часть 1.1).

Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно (часть 3).

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, со дня уплаты экологического сбора (часть 9).

Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть16).

Отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (часть 17).

Порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, предусмотренных Перечнем товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года № 2970-р (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений), юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство на территории Российской Федерации и импорт из третьих стран или ввоз из государств - членов Евразийского экономического союза товаров, упаковки товаров предусмотрен Положением о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 года № 1417 (далее – Положение о декларировании).

В соответствии с Положением о декларировании декларация представляется:

производителями товаров в отношении:

товаров, произведенных на территории Российской Федерации;

упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации (пункт 3).

Декларация заполняется в отношении каждого наименования товара, упаковки товара по форме согласно приложению (пункт 5).

В позициях декларации, не подлежащих заполнению, ставится прочерк (пункт 7).

Отчетным периодом для представления декларации признается один календарный год (пункт 9).

Декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом (пункт 10).

Декларация представляется производителями товаров, импортерами товаров посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью (пункт 11).

При представлении декларации в электронной форме дополнительное представление на бумажном носителе не требуется.

В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей декларация представляется производителями товаров, импортерами товаров на бумажном носителе в одном экземпляре лично или посредством почтового отправления (с описью вложения и уведомлением о вручении) с обязательным предоставлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, предоставляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения:

производителями товаров - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя товаров (пункт 13).

Датой представления декларации в электронной форме считается дата ее отправления по телекоммуникационным сетям.

Датой представления декларации на бумажном носителе считается отметка Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или ее территориального органа о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления (пункт 14).

Согласно частям 2, 8 статьи 24.5 «Об отходах производства и потребления», экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.

Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года № 1073 установлено, что с 2017 года уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляются ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом, отчетным периодом по экологическому сбору признается календарный год.

Порядок, форма и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в отношении товаров, упаковки товаров, включенных в Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года № 2970-р, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство на территории Российской Федерации и импорт из третьих стран или ввоз из государств - членов Евразийского экономического союза товаров, упаковки товаров, а также порядок учета и контроля выполнения установленных нормативов утилизации установлены Правилами предоставления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2015 года № 1342 и действующими в отчетном 2019 году (далее – Правила предоставления отчетности).

Согласно указанным Правилам, отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием программных средств единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (пункт 4).

При подаче отчетности в форме электронных документов путем использования программных средств системы учета отходов дополнительное представление отчетности на бумажном носителе не требуется (пункт 5).

Датой приема отчетности в форме электронного документа считается дата ее отправления посредством системы учета отходов (пункт 7).

Датой приема отчетности на бумажном носителе считается дата проставления отметки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или ее территориального органа о получении отчетности на бумажном носителе или дата почтового отправления (абзац 2 пункта 7).

В судебном заседании установлено, что, согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО СМПФ «Золотой теленок» является переработка и консервирование мяса и мясной пищевой продукции (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 10.1).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года № 2970-р утвержден Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее – Перечень), который действовал в отчетный 2019 год.

В указанный перечень входят банки консервные из черных металлов, закрываемые пайкой или отбортовкой, вместимостью менее 50 л (группа № 30 «Тара металлическая легкая», код товара (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по виду экономической деятельности 25.92.11.000), и банки стеклянные для консервов (группа № 28 «Стекло полое», код товара (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по виду экономической деятельности 23.13.11.121).

Судом установлено, что ООО СМПФ «Золотой теленок» в срок до 01 апреля 2020 года не предоставило в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за 2019 год, в срок до 15 апреля 2020 года - отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, в том числе упаковки, а также расчет сумм экологического сбора за 2019 год.

Доводы стороны ответчика о том, что общество в 2019 году не осуществляло такой вид деятельности как консервирование мяса и мясной пищевой продукции, а сведения об основном виде деятельности, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, носят формальный и информационный характер, судом отклоняются, поскольку Положение о декларировании не предусматривает освобождение от подачи декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в связи с неосуществлением основного вида деятельности; пунктом 7 Положения о декларировании предусмотрено, что в позициях декларации, не подлежащих заполнению, ставится прочерк. Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров; государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами, в связи с чем оснований не доверять сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, не имеется.

Оценивая доводы стороны ответчика ООО СМПФ «Золотой теленок» о том, что декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, в том числе упаковки, расчет сумм экологического сбора за 2019 год направлены в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора 16 марта 2020 года, в подтверждение чего предоставлена опись с почтовым штампом, суд приходит к следующему.

Как следует из представленной стороной ответчика описи, 16 марта 2020 года ООО СМПФ «Золотой теленок» направлено почтовое отправление, опись содержит штамп почтового отделения с. Троицкое Анивского района Сахалинской области с указанием даты «16.03.20» и идентификатором почтового отправления «».

Согласно информации от 28 апреля 2021 года, предоставленной Управлением Федеральной почтовой службы Хабаровского края АО «Почта России», номер штрихового почтового идентификатора не отслеживается в автоматизированной информационной системе АО «Почта России»; отслеживание статусов почтовых отправлений осуществляется по идентификационным номерам, присвоенным при приеме.

Из информации от 28 апреля 2021 года, предоставленной Управлением Федеральной почтовой службы Сахалинской области АО «Почта России», следует, что из объяснения начальника отделения почтовой связи 694046 с. Троицкое установлено, что почтовое отправление в приеме в отделении почтовой связи 694046 с. Троицкое не значится, 16 марта 2020 года приема регистрируемых почтовых отправлений не было, указанный номер почтового отправления некорректный, для проведения более качественной проверки необходима копия кассового чека.

В судебном заседании установлено и следует из сообщения Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, что по состоянию на 21 апреля 2021 года ООО СМПФ «Золотой теленок» декларацию о количестве выпушенных в обращение готовых товаров, в том числе упаковки, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, расчет суммы экологического сбора за 2019 год на бумажном носителем, а также в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, путем использования электронных сервисов системы учета отходов не предоставляло, трек- недействителен.

Согласно разъяснениям, изложенным в письме Росприроднадзора от 15 января 2021 года № , в случае направления отчетности на бумажном носителе посредством почтового отправления датой приема отчетности считается дата уведомления о вручении.

Представителем ответчика в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду иные доказательства, подтверждающие факт направления и получения истцом декларации о количестве выпущенных в обращение готовых товаров, в том числе упаковки, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, расчета суммы экологического сбора за 2019 год, не представлены.

Таким образом, доводы стороны ответчика о своевременном предоставлении декларации, отчетности и расчета путем почтового отправления своего подтверждения в судебном заседании не нашли.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора подлежат удовлетворению в полном объеме и возлагает на ООО СМПФ «Золотой теленок» обязанность предоставить истцу декларацию о количестве выпущенных в обращение готовых товаров, в том числе упаковки, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, расчет суммы экологического сбора за 2019 год.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает необходимым установить срок исполнения решения – 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, является доходом муниципальных районов.

Учитывая, что органы Росприроднадзора на основании пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, с ООО СМПФ «Золотой теленок» в бюджет муниципального образования «Анивский городской округ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, определяемом в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью Сахалинская мясоперерабатывающая фабрика «Золотой теленок» предоставить в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, в том числе упаковки, расчет сумм экологического сбора за 2019 год в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Сахалинская мясоперерабатывающая фабрика «Золотой теленок» государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей в доход муниципального образования «Анивский городской округ».

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня составления в мотивированной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 04 мая 2021 года.

Председательствующий: судья Н.Д. Невидимова