Троицко-Печорский районный суд Республики Коми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-367/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2011 года
Троицко-Печорский районный суд РК в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.,
с участием истца ФИО4,
представителя ответчика - Администрации МР «Троицко-Печорский» ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица ООО «Коммунальник» - директора ФИО6,
представителя третьего лица ОАО «Коми энергосбытовая компания» ФИО7, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Балака О.П.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Администрации МР «Троицко-Печорский» о перерасчете платы за отопление, предоставление счетов на отопительный сезон, замены окон в квартире, отключение батарей отопления, отмены оплаты за освещение мест общего пользования и отключении освещения в местах общего пользования
УСТАНОВИЛ
ФИО4, ФИО1., ФИО2., ФИО3. обратились в суд с иском к Администрации МР «Троицко-Печорский» о перерасчете платы за отопление на 50 %, предоставление счетов на отопительный сезон, проведение ремонта потолка в квартире №, замены окон в квартире, отключение батарей отопления в квартире, проведении ремонта печей в квартирах №, №, урегулирования оплаты за электроэнергию в местах общего пользования, перерасчета за вывоз мусора.
В обосновании исковых требований истцы указали, что дом № по заселен в мае ДД.ММ.ГГГГ и с тех пор никакого ремонта не проводилось. За период ДД.ММ.ГГГГ. дважды обращались в суд по поводу ремонта дома. Многие годы крыша протекала, из-за чего в квартире № обрушился потолок на кухне и в коридоре. Батареи отопления вечно холодные, а оплату требуют в полном объеме. Платит и зимой и летом, хотя летом отопления нет. Окна в квартире открыть невозможно, поскольку все сгнило из-за протечек крыши. Печи разваливаются, так как разрушен фундамент между первым и вторым подъездом, полы наклоняются. За электроэнергию в подъездах начисляют с ДД.ММ.ГГГГ, непонятно по какому принципу, поскольку каждый месяц разные суммы. Света в подъезде не было с ДД.ММ.ГГГГ. Вывоз мусора осуществляется один раз в неделю.
Определением от 07 сентября 2011 года требования каждого из истцов выделены в отдельное производство.
В последующем, в ходе подготовки, истец уточнил исковые требования, в частности указал, что поддерживает исковые требования о перерасчете платы за отопление, предоставление счетов на отопительный сезон, замены окон в квартире, отключение батарей отопления в квартире, отмены оплаты за освещение мест общего пользования и отключении освещения в местах общего пользования.
В ходе судебного заседания истец поддержал уточненные исковые требования, суду показал, что указанный дом является многоквартирным деревянным домом, 12-ти квартирным, в доме три подъезда. Он проживает в среднем подъезде на 2 этаже. В прошлом году терпенье лопнуло, поскольку батареи еле теплые, постоянно обращался в Администрацию района, в аварийно-диспетчерскую службу Тепловой компании. Котельная не топится, поступил с Тепловой компании ответ, что она отвечает за тепло только до дома. Жилищная инспекция выезжала, замеряла температуру, до его квартиры не дошли, меряли в других квартирах, температура невысокая. Со стороны Администрации района никто не интересуется состоянием отопления, поэтому просит сделать перерасчет за тепло, поскольку услуга является некачественной. Счета приходят за весь год, а отопительный сезон длится 8 месяцев. Счета за отопление приходят от Тепловой компании. У него есть только договор социального найма, больше ни с кем договоров нет.
Вопрос по замене окон он решал в ДД.ММ.ГГГГ через ООО «Коммунальник», пояснили, что вопрос необходимо разрешать через Администрацию района либо менять своими силами. Окна открываешь и все падает. Делал ранее самостоятельно, однако расходы оплатили частично. Если окна открыть в спальне, то для нормального закрытия их необходимо закрыть с наружной стороны. В зало окна промазаны пластилином. Рамы надо менять они рассохлись, расшатались. С Администрации района пришел ответ, что окна меняют через 40 лет, все остальное текущий ремонт и должна делать управляющая компания.
В ДД.ММ.ГГГГ было заключено с ООО «Коммунальник» мировое соглашение», согласно которого они обязались привести электропроводку в порядок. Соглашение в этой части было исполнено ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ. С этого времени свет в подъезде появился. С ДД.ММ.ГГГГ света в подъезде, на 2 этаже, не было. Счета для оплаты стали приходить с конца ДД.ММ.ГГГГ, в них указан период оплаты с ДД.ММ.ГГГГ, эти периоды указаны как долги. С ДД.ММ.ГГГГ стали начислять за свет в качестве текущих расходов. Желает, чтобы свет в подъезде на площадке второго этажа отключили, он им не нужен. На площадке две квартиры, его и квартира №, они привыкли без света. В ООО «Коммунальник» по вопросу отсутствия света не обращался.
По отключению батарей в квартире обращался в ООО «Коммунальник», Тепловую компанию. В Администрацию района с вопросом о переустройстве жилого помещения не обращался.
Представитель ответчика - Администрации МР «Троицко-Печорский» ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду показала, что существует определенный порядок перерасчета за отопление, перерасчет за тепло делает ОАО «Коми тепловая компания». Администрация района никаких коммунальных услуг не представляет, счета никому не выставляет. Договорных отношений между Администрацией района и ОАО «Коми тепловая компания» нет. По муниципальному жилью за тепло платит наниматель. Указание в договоре социального найма на то, что Наймодатель предоставляет коммунальные услуги взяты из Типового договора социального найма.
Замена окон проводится при капитальном ремонте. Период капитального ремонта не наступил. В доме были протечки кровли, поскольку был поврежден шифер. Каких-либо документов о том, что из-за воды повреждено окно не было.
С заявлениями об отключении отопления необходимо обращаться в Администрацию района, поскольку жилье муниципальное.
Относительно освещения мест общего пользования считает, что отключение возможно, но необходимо данный вопрос решать на общем собрании жильцов и с ООО «Коммунальник», поскольку они обслуживают данный дом.
Представитель третьего лица ООО «Коммунальник» - директор ФИО6, исковые требования считает необоснованными, по существу иска показал, что в правилах № 491 четко указано, что является общим имуществом. В состав общего имущества не входят окна и двери, находящиеся в квартирах. По данному дому ООО «Коммунальник» является управляющей организацией по договору управления от ДД.ММ.ГГГГ. В местах общего пользования управляющая компания должна содержать в надлежащем виде электрооборудование, выключатели, плафоны. Каких-либо заявок о том, что света нет вообще, к ним не поступало. Отключение технически возможно, но необходимо решение общего собрания жильцов. Услуга по электроосвещению проходит через них, Комиэнерго собирают плату, поскольку сама управляющая организация не может оказывать коммунальную услугу.
Представитель третьего лица ОАО «Коми энергосбытовая компания» ФИО7 исковые требования считает необоснованными, суду показал, что между ОАО «Коми энергосбытовая компания» и ООО «Коммунальник» заключен агентский договор, в соответствии с которым компания выставляет в своих квитанциях начисления за места общего пользования. Расчет за освещение мест общего пользования производится по Правилам № 307: устанавливаются часы горения, умножаются на мощность ламп и показатель делится на одну квартиру. Есть также договор электроснабжения. По его мнению свет в местах общего пользования отключать нельзя. Если же предположить, что вопрос решен положительно, то заниматься этим вопросом будет ООО «Коммунальник».
Выслушав участников процесса, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Администрацией МР «Троицко-Печорский» (Наймодатель) и ФИО4 (Наниматель), Наймодатель передает Нанимателю в бессрочное владение и пользование для проживания изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат в отдельной квартире, расположенной по адресу: При этом наймодатель обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, канализация и теплоснабжение (центральное отопление).
Вместе с тем, из обстоятельств дела следует, что Администрация МР «Троицко-Печорский» фактически коммунальные услуги нанимателям не предоставляет, счета на оплату таких услуг не выставляет.
На территории Троицко-Печорского района подачу тепловой энергии (отопления) в дома по присоединенной сети и выставлением счетов за данную коммунальную услугу осуществляет Троицко-Печорский филиал ОАО «Коми тепловая компания», данный факт участники по делу не оспаривают.
Основанием для обращения истца с требованием о перерасчете платы за отопление является предоставление такой услуги ненадлежащего качества.
Ст. 157 ч. 4 ЖК РФ предусматривает, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством РФ.
Разделами VII, VIII Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 предусмотрен определенный порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Следовательно, требования истца по вопросу предоставления коммунальной услуги по теплоснабжению ненадлежащего качества должны быть разрешены Троицко-Печорским филиалом ОАО «Коми тепловая компания, как лицом, оказывающим данную услугу. Администрация МР «Троицко-Печорский» по данному требованию является ненадлежащим ответчиком, следовательно, в удовлетворении исковых требований ФИО4 к Администрации МР «Троицко-Печорский» о перерасчете размера платы за предоставление коммунальной услуги по теплоснабжению, суд отказывает.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 года № 237-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306.
В силу ст. 155 ч. 1 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно. Аналогичный срок установлен и пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, согласно которому расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Следовательно, действующим законодательством предусмотрен в качестве расчетного периода для установления норматива потребления коммунальных услуг и оплаты таких услуг месячный срок. Каких-либо ограничений относительно уменьшения (неначисления) норматива потребления конкретной коммунальной услуги с учетом начала и окончания сезона предоставления такой услуги законодательство не содержит, поэтому расчет норматива потребления коммунальной услуги по теплоснабжению рассчитывается за весь календарный год.
Следовательно, учитывая отсутствие правовых оснований для расчета норматива потребления коммунальной услуги по теплоснабжению за иной период, чем календарный год, суд отказывает в удовлетворении исковых требований ФИО4 к Администрации МР «Троицко-Печорский» о предоставлении счетов за отопительный сезон.
В силу заключенного между сторонами договора социального найма жилого помещения, у истца, как нанимателя и у ответчика, как наймодателя, существуют определенные права и обязанности.
В частности из ст. 65 ЖК РФ следует, что наймодатель жилого помещения по договору социального найма, помимо иных обязанностей, осуществляет капитальный ремонт жилого помещения.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения и наниматель же обязан проводить текущий ремонт жилого помещения.
Аналогичные права и обязанности сторон отражены в договоре социального найма жилого помещения. Данным договором конкретизирован перечень работ, который выполняет наниматель в рамках текущего ремонта, относительно окон это следующие работы: окраска оконных переплетов с внутренней стороны, замена оконных приборов. По пояснению участников, под такими приборами понимаются оконные шпингалеты.
Не соглашаясь с данными исковыми требованиями представитель ответчика ссылался на недостижение срока при котором необходимо проведение капитального ремонта дома, в частности работ по замене окон в жилых помещениях.
Из приложения № 3 «Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов» Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) следует, что продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) деревянных оконных переплетов составляет 40 лет. Исходя из того, что данная продолжительность эксплуатации является рекомендуемой, окончательные сроки проведения ремонта зданий их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния.
Актом комиссионного обследования от ДД.ММ.ГГГГ квартиры, где проживает истец установлено, что окна в зало и спальне в удовлетворительном состоянии, со слов нанимателя не крашенные с ДД.ММ.ГГГГ. Нарушений по горизонтали и вертикали оконных переплетов не наблюдается, при воздействии на древесину молотком текстура древесины не меняется (рамы не гнилые). Требуется проведение оштукатуривания деревянных переплетов и их покраску (текущий ремонт).
Следовательно, учитывая конкретизированный в договоре социального найма объем работ в рамках текущего ремонта, выполняемый нанимателем (замена оконных приборов (шпингалетов), весь иной объем работ выполняется силами наймодателя и за его счет.
В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Поскольку неустановленно оснований для проведения работ по замене оконных переплетов (работы по капитальному ремонту), суд отказывает в удовлетворении исковых требований истца о замене окон в квартире.
В соответствии со ст. 546 ГК РФ гражданин, выступающий абонентом по договору электроснабжения (теплоснабжения), использующий энергию для бытового потребления, вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации.
Вместе с тем, с технической точки зрения отказ от централизованного отопления представляет собой, как минимум, процесс по замене, переносу инженерных сетей и оборудования, требующих в свою очередь внесений изменений в технический паспорт, что по смыслу ст. 25 ЖК РФ является переустройством жилого помещения.
Глава 4 Жилищного кодекса РФ регулирует основания, порядок переустройства жилого помещения, ответственность за самовольное переустройство.
В частности, в соответствии с частью 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Часть 2 названной нормы предусматривает, что для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (в данном случае наниматель) в орган местного самоуправления по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение; 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое жилое помещение на основании договора социального найма.
В последующем, орган местного самоуправления выносит решение о согласовании или об отказе в согласовании переустройства (ч. 4 ст. 26 ЖК РФ).
Как установлено из обстоятельств дела, названный порядок переустройства истцом ФИО4 не соблюден, поскольку он не обращался в орган местного самоуправления в установленном порядке с заявлением о переустройстве жилого помещения. Решения об отказе в перепланировке жилого помещения суду не представлено.
В связи с изложенным, учитывая отсутствие нарушения права истца, суд отказывает в удовлетворении исковых требований об отключении централизованного теплоснабжения жилого помещения.
Подпункт «б» пункта 11 Правил содержания общего имущества (в первоначальной редакции) в услуги по содержанию общего имущества включал и освещение помещений общего пользования.
В редакции постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, внесенными в подпункт «б» пункта 11 в услуги по содержанию общего имущества включается обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения.
Следовательно, освещение мест общего пользования является услугой по содержанию мест общего пользования и на данную услугу в полной мере распространяется положение Правил относительно ответственности при оказании услуг и выполнения работ ненадлежащего качества.
В частности, пунктом 6 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.., утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 года № 491 предусмотрено снижение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ отражается в соответствующем акте.
Вместе с тем, из пояснений истца следует, что с ДД.ММ.ГГГГ с заявлениями относительно отсутствия освещения в подъезде не обращался, следовательно, отсутствуют названные выше Акты, как основание для снижения размера платы за содержание жилого помещения или освобождения от оплаты.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований об отмене оплаты за освещение в местах общего пользования, суд отказывает.
Аналогичное мнение суда и относительно отключения электроосвещения в местах общего пользования - на площадке второго этажа подъезда, где находится жилое помещение истца.
В силу ст. 36 ЖК РФ электрическое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.
В соответствии со ст. 44 ч. 1 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления такого дома.
Следовательно, все вопросы относительно общего имущества многоквартирного дома должны решаться общим собранием собственников помещений, которое в свою очередь является основанием для совершения тех или иных действий управляющей организацией. Такого решения истец не представил.
Поэтому по данному требованию, учитывая, что истцом не соблюден установленный порядок разрешения данного вопроса, суд находит необходимым отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Администрации МР «Троицко-Печорский» о перерасчете платы за отопление, предоставление счетов на отопительный сезон, замены окон в квартире, отключение батарей отопления, отмены оплаты за освещение мест общего пользования и отключении освещения в местах общего пользования, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течении 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 07 ноября 2011 года.
Судья Леконцев А.П.