Катайский районный суд Курганской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Катайский районный суд Курганской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего Бутаковой О. А.,
при секретаре Хужиной Л. В.,
с участием истца Тихоняк В. Г.,
представителя истца Барковской С. А.,
представителей ответчика "А"
Екимовой С. А., Чеховой Ю. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Катайске Курганской области 13 ноября 2010 года гражданское дело № 2-367/2010 по иску Тихоняк В.Г. к "А" о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
Установил:
Истец Тихоняк В. Г. обратилась в суд с исковым заявлением к "А", просит взыскать с ответчика в свою пользу недоначисленную заработную плату за период с ... по ... в сумме 43204,20 рублей и обязать "А" выплачивать ей в дальнейшем заработную плату в соответствии с положениями Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, то есть оклад (тарифную ставку) в размере не ниже минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), выплаты компенсационного характера – сверх фиксированного размера оплаты труда.
Свои требования мотивировала тем, что она работает "А" её заработная плата с 01.01.2009 г. составляет 4 330 рублей в месяц, что нарушает её трудовые права и не соответствует Конституции РФ и трудовому законодательству. С 01.01.2009 г. Федеральным законом от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда установлен в размере 4 330 рублей в месяц. Законодательное определение понятия заработной платы устанавливается в ч.1 ст.129 Трудового кодекса РФ. При этом в частях 2 и 3 статьи 129, части 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ дается понятие тарифной ставки, оклада, согласно которых они являются фиксированными размерами оплаты труда без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Вознаграждение за труд, признаваемое в соответствии с ч.1 ст.129 Трудового кодекса РФ первым по значимости слагаемым элементом заработной платы, находится под особой защитой, что указано в ч.3 ст.37 Конституции РФ. Отсюда следует, что вознаграждение за труд, включая его нижнюю планку в виде установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, является не просто составной частью заработной платы, предусмотренной Трудовым кодексом РФ, но и особой конституционной гарантией, не допускающей при этом никакой дискриминации. Таким образом, Конституция РФ предусматривает государственную гарантию по оплате труда всех работников в виде вознаграждения за труд, то есть части заработной платы без учета компенсационных и стимулирующих выплат, которая не может быть ниже установленного размера оплаты труда. Иное в соответствии со статьями 3 и 4 Трудового кодекса РФ можно расценивать только как дискриминацию, то есть ограничение трудовых прав, не связанное с деловыми качествами, а также как принудительный труд, поскольку работа выполняется под угрозой применения наказания (увольнения) при наличии права отказаться от ее выполнения в связи с тем, что заработная плата выплачивается не в полном размере. Размер заработной платы истца с ... по ... составляет 87098, 96 рублей, включая работу, выполненную за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, отпускные, доплату за неблагоприятные условия труда (то есть вредность – .), доплату стимулирующего характера в размере 14 %. Месячный заработок в соответствии с трудовым законодательством в период с ... должен составлять: минимальный размер - 4 330 руб., 4 330 х 30% (стаж работы) – 1 299 руб., (4330+1299) х 15% (уральский коэффициент) – 844,35 руб., итого: 4 330+1 299+844,35=6 473,35 руб. Ежемесячная недоплата составляет 6 473,35 – 4 330 = 2 143,35 руб. Всего с ... по ... недоплата составляет: 2 143,35 руб. х 19 месяцев = 40 723,65 руб. Также за установленные доплаты за неблагоприятные условия труда работникам здравоохранения (то есть вредность) компенсационные выплаты с ... по ... составляют 2 480,55 руб. В соответствии с трудовым законодательством (ст.ст. 146-148, 315-317 Трудового кодекса РФ) компенсационные выплаты работникам не только формально не включаются в состав именно вознаграждения за труд (ч.1 ст.129, ч.2 ст.135 Трудового кодекса РФ), но и основания для осуществления этих выплат связываются не с количеством труда, а с выполнением трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием по профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы) в условиях, отклоняющихся от нормальных, с работой в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, а также иные выплаты компенсационного характера. Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в отличии от вознаграждения за труд и компенсационных выплат могут быть, а могут не быть установлены в порядке, предусмотренном ст.135 Трудового кодекса РФ, так как вознаграждение за труд в виде минимального размера оплаты труда как конституционная гарантия является обязательной формой выражения заработной платы.
В судебном заседании истец Тихоняк В. Г. и её представитель Барковская С. А. поддержали заявленные требования, настаивают на их удовлетворении в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец Тихоняк В. Г. дополнила, что 2480,55 руб. – эта сумма выплат за вредность, которая вошла в состав её заработной платы.
Представители ответчика Екимова С. А. и Чехова Ю. В. в судебном заседании исковые требования не признали в полном объеме. Представитель Екимова С. А. пояснила суду, что оплата труда в "А" осуществляется за счёт средств районного бюджета, средств фонда обязательного медицинского страхования, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В соответствии с трудовым законодательством коллективным договором установлены система и размеры оплаты труда, а также условия выплаты надбавок стимулирующего характера. Руководитель учреждения вправе в пределах фонда заработной платы осуществлять стимулирование работников за особые достижения в профессиональной деятельности. Статьей 133 Трудового кодекса РФ предусмотрено установление региональным соглашением трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений размера минимальной заработной платы в субъекте РФ, который не может быть ниже минимального размера оплаты труда (далее МРОТ), установленного Федеральным законом от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ – 4 330 рублей. В Курганской области МРОТ установлен в пределах, установленных Федеральным законом – 4 330 рублей. В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона № 54 «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» часть 2 ст.129 Трудового кодекса РФ, где раньше давалось понятие минимального размера оплаты труда и говорилось о том, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, утратила силу. Начиная с 01.09.2007 г. в МРОТ входят компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Поскольку районный коэффициент, доплата за стаж, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, доплата стимулирующего характера 14 % относятся к доплатам и компенсационным выплатам, то они тоже входят в МРОТ. Таким образом, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже МРОТ. Если начисленная заработная плата работника со всеми доплатами и надбавками компенсационного характера меньше 4 330 рублей, то устанавливается ежемесячная компенсационная выплата (доплата) до 4 330 рублей. Из расчетных листов Тихоняк В. Г. видно, что все доплаты, надбавки и компенсационные выплаты были произведены, а так как начисленная заработная плата со всеми надбавками и компенсационными выплатами меньше установленного МРОТ, то произведена компенсационная выплата до минимального размера заработной платы - 4330 рублей. Требования истца о выплате недоначисленной заработной платы в виде доплат и компенсационных выплат сверх установленной минимальной заработной платы 4 330 рублей необоснованны. Бухгалтерами "А" неоднократно разъяснялся порядок начисления заработной платы для урегулирования разногласий. "В" проводилась проверка по письму работников "А" по вопросу правильности начисления заработной платы, нарушений не было установлено.
Представитель третьего лица "В" на судебное заседание не явился, поступил отзыв и ходатайство (л.д.72), согласно которого просят рассмотреть дело без участия представителя.
Согласно отзыву (л.д.73-74) третье лицо "В" не согласно с доводами истца, считает, что в величину МРОТ включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты. Статьей 133 Трудового кодекса РФ уточнено, что МРОТ, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из федерального бюджета, организациями, финансируемыми из бюджета субъектов РФ, из местных бюджетов, не только из бюджетных средств соответствующего уровня, но и за счет внебюжетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Утратила силу часть 4 ст.133 Трудового кодекса РФ, которой устанавливалось, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Считает также необоснованным требование истца о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с ..., так как пропущен трехмесячный срок обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора, исчисляемый в соответствии с ч.1 ст.392 Трудового кодекса РФ со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Истец ежемесячно получала в письменной форме от работодателя расчетный листок о составных частях заработной платы, причитающейся ей за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, общей денежной сумме. По состоянию на ... истец может требовать взыскание недоначисленной заработной платы с ...
Заслушав стороны, их представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Тихоняк В. Г. к "А" о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы не подлежат удовлетворению ввиду необоснованности по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец Тихоняк В. Г. работает "А" (л.д.29,30,31-34). Разделом 1 трудового договора предусмотрена оплата труда Тихоняк В. Г. по 3 разряду ЕТКС, установлен должностной оклад в размере 740 рублей в месяц, уральский коэффициент в размере 15%, восьмичасовой рабочий день при пятидневной рабочей неделе, ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск, всего продолжительностью 42 календарных дня.
Согласно справке "А" (л.д.76-81) Тихоняк В. Г. в период с ... по ... начислена заработная плата:
в январе 2009 г.- в размере 5 001,11 рублей;
в феврале 2009 г. – 4 273,89 рублей, начислена компенсация 56,11 рублей до размера 4 330 рублей;
в марте 2009 г. – 3 676,94 рублей, компенсация 653,06 рублей, всего 4 330 рублей;
в апреле 2009 г. – 2 983,67 рублей, компенсация 1 346,33 рублей, всего 4 330 рублей;
в мае 2009 г. – 4 106,02 рублей, компенсация 223,98 рублей, всего 4 330 рублей;
в июне 2009 г. – 3 127,11 рублей, компенсация 1 202,89 рублей, всего 4 330 рублей;
в июле 2009 г. – 2 680,97 рублей, доплата 1 649,03 рублей, всего 4 330 рублей;
в августе 2009 г. – 3 660,58 рублей, компенсация 669,42 рублей, всего 4 330 рублей;
в сентябре 2009 г. – отпускные 6 315,96 рублей;
в октябре 2009 г. (отработано с 14 числа по 31) – 1 706,65 рублей, компенсация до 2 558,64 (за фактически отработанное время) - 851,99, всего 2 558,64 рублей;
в ноябре 2009 г. – 3 771,69 рублей, компенсация 558,31 рублей, всего 4 330 рублей;
в декабре 2009 г. – 3 565,73 рублей, компенсация 764,27 рублей, всего 4 330 рублей;
в январе 2010 г. – 4 702,34 рублей;
в феврале 2010 г. – 3 361,98 рублей, компенсация 968,02 рублей, всего 4 330 рублей;
в марте 2010 г. – 3 147,58 рублей, компенсация 1 182,42 рублей;
в апреле 2010 г. – 3 243,23 рублей, компенсация 1 086,77 рублей, всего 4 330 рублей;
в мае 2010 г. – 2 644,04 рублей, компенсация 1 685,96 рублей, всего 4 330 рублей;
в июне 2010 г. – 3 169,56 рублей, компенсация 1 160,44 рублей, всего 4 330 рублей;
в июле 2010 г. (отработано с 1 по 27) – 2 435,15 рублей, компенсация до 3 739,55 (за фактически отработанное время) – 1 303,4 рублей, всего 3 739,55 рублей; отпускные 4 161,36 рублей.
Из справки "А" о начисленной заработной плате Тихоняк В. Г. за период с ... по ... следует, что в заработную плату истца включается тарифная ставка (оклад) в размере 1531 руб., стажевые в размере 30%, ночные в размере 50%, праздничные, разовая доплата в размере 14%, уральский коэффициент в размере 15%, а также доплата за вредность в размере 80, 40 или 25 процентов от ставки и, в случае недостижения размера начисленной заработной платы до минимального размера оплаты труда 4330 руб., также включена компенсация до установленного размера, с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени.
Начисление компенсации до установленного минимального размера оплаты труда производится на основании постановления Главы Катайского района от 13.09.2007 г. № 250 «О повышении заработной платы работников муниципальных учреждений Катайского района» (л.д.83-84), согласно которому с 01.09.2007 г. локальными нормативными актами муниципальных учреждений Катайского района устанавливается ежемесячная компенсационная выплата (доплата) работникам, полностью отработавшим месячную норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), в целях обеспечения соответствия размера месячной заработной платы работника, установленному Федеральным законом от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», минимальному размеру оплаты труда. Указанным постановлением утверждена тарифная сетка по оплате труда работников муниципальных учреждений Катайского района, в соответствии с которой тарифная ставка работника муниципального учреждения Катайского района с третьим разрядом составляет 1 531 руб. (л.д.85).
Судом установлено, что оспаривая размер и порядок начисления заработной платы, истец считает, что районный коэффициент, стимулирующие и компенсационные надбавки должны начисляться на размер тарифных ставок, окладов, а также базовых окладов, базовых ставок заработной платы, которые должны быть не ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Суд считает, что указанный вывод истца основан на неправильном толковании норм материального права.
Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).
При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
С учетом вышеприведенных норм закона и установленных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В ст.4 Соглашения между Федерацией профсоюзов Курганской области, Правительством Курганской области, Курганским региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей» от 28.04.2008 N 08-0-01 «О поэтапном доведении размера минимальной заработной платы в Курганской области до уровня прожиточного минимума» указано, что месячная заработная плата работника (за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета), полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует настоящее Соглашение, не может быть ниже минимальной заработной платы, установленной настоящим Соглашением.
Согласно ст.5 данного Соглашения в Курганской области минимальная заработная плата устанавливается для работников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, в размере 2 300 рублей.
Ст.8 Соглашения предусмотрено, что настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания Соглашения сторонами и действует до заключения нового соглашения о минимальной заработной плате в Курганской области.
Поскольку совокупный размер месячной заработной платы Тихоняк В. Г. в оспариваемый период составлял не менее 4 330 рублей как российской, так и установленной для Курганской области, нарушений трудовых прав истца при выплате ей заработной платы в указанный истцом период ответчиком не допущено.
Довод представителя истца Барковской С. А. о том, что минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума, который в настоящее время в Курганской области для трудоспособного населения составляет 5504 руб. судом не принимается во внимание по следующим основаниям.
Так в ч.1 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года в сумме 4 330 рублей в месяц.
По состоянию на 24.06.2008 г. величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за 4 квартал 2007 года составила для трудоспособного населения – 4330 руб., что указано в п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 347 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2007 г.».
Величина прожиточного минимума по Курганской области за 4 квартал 2007 года в расчете для трудоспособного населения – 3 827 руб., что предусмотрено постановлением Правительства Курганской области от 29.01.2008 N 07 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Курганской области за IV квартал 2007 года».
Таким образом, на дату принятия Федерального закона от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации был установлен не ниже прожиточного минимума, определенного как в целом по Российской Федерации, так и по Курганской области.
Судом не принимается во внимание заявление третьего лица "В" о пропуске истцом срока обращения в суд за защитой нарушенного права (исковая давность), поскольку в соответствии с ч.2 ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре.
Заявление о пропуске срока исковой давности, сделанное третьим лицом, не является основанием для применения судом исковой давности, если соответствующее заявление не сделано стороной по спору. Ответчик указанного требования не заявил.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Тихоняк В.Г. к "А" о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы отказать в виду необоснованности.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Катайский районный суд Курганской области.
Председательствующий: О. А. Бутакова
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2010 года.