Центральный районный суд г.Тулы
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г.Тулы — Судебные акты
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2010 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Илларионовой А.А.,
при секретаре Тимашове Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3670/10 по иску ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», Департаменту социального развития Тульской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда», признании права на его присвоение и права на выдачу удостоверения «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда»,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Тульской области, Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», отделу социальной защиты населения по Пролетарскому району Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда», признании права на его присвоение и права на выдачу удостоверения «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскании судебных расходов.
В обоснование своих требований ФИО1 указала на то, что она обратилась в Отдел социальной защиты населения по Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда», однако получила отказ, со ссылкой на то, что ее трудовой стаж составляет 17 лет 10 месяцев 21 день и правовых оснований для присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время не усматривается.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» одним из обязательных условий для присвоения звания «Ветеран труда» является наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет.
Поскольку она является муниципальным служащим, то правоотношения, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Тульской области регулируются Законом Тульской области от 25.07.2005 года № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области (с изменениями от 25.11.2008 года и 18.12.2008 года).
По закону № 610-ЗТО право на пенсию за выслугу лет имеют лица, чей стаж муниципальной службы не менее 15 лет и в то же время которые состояли на муниципальной службе на 23.11.1997 года и позже.
На основании справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной , по состоянию на 13.08.2010 года её трудовой стаж составляет 17 лет 10 месяцев 21 день, стаж муниципальной службы 17 лет 0 месяцев 12 дней.
Поскольку на момент обращения с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» её трудовой стаж муниципальной службы составляет более 15 лет и она состоит на муниципальной службе до сих пор, то решение об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда» противоречит действующему региональному законодательству.
Считает, что она имеет право на присвоение звания «Ветеран труда» с момента первоначального обращения - с 13 августа 2010 года.
Просила суд признать незаконным решение об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда» и в выдаче удостоверения «Ветеран труда», признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда» и право на выдачу удостоверения «Ветеран труда», обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» присвоить ей звание «Ветеран труда» с 13 августа 2010 года и выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 2200 рублей из которых 2000 рублей- расходы по оплате юридический услуг, 200 рублей – государственная пошлина.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя ФИО3, что, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, не является препятствием к рассмотрению дела в отсутствие неявившегося истца.
Представитель истца ФИО3, допущенный к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, пояснил что, суть настоящего судебного спора заключается в том, что представители ответчиков считают обязательным наличие одного трудового стажа необходимого для назначения пенсии по старости, который по федеральным законам о пенсии составляет для женщин 20 лет, а истец считает, что в законе имеется выбор: либо наличии трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости (общий для всех женщин - 20 лет), либо трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по выслуге лет (выслуга для разной категории женщин может быть разной). Для истца- это стаж муниципальной службы более 15 лет.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального Закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица, имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: наличие документов, подтверждающих... трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Таким образом, закон связывает возникновение права на пенсию с наличием у работника необходимого стажа. Законодатель включил условие о наличии трудового стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет для тех, у кого нет (или не хватает) трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости.
В связи с вышеизложенным считает, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объёме.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности ФИО4 заявленные исковые требования не признал, просил в иске отказать.
В письменных возражениях, представленных суду, указал на то, что системный анализ норм Федерального закона «О ветеранах» и закона Тульской области № 797 «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» позволяет сделать вывод о том, что условия присвоения звания «Ветеран труда» установлены для лиц имеющих необходимый стаж трудовой деятельности, продолжительность которого определяется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Право на получение пенсии за выслугу лет возникает у муниципальных служащих при соблюдении ряда условий, одним из которых является назначение муниципальному служащему трудовой пенсии по старости или по инвалидности. Сам по себе стаж муниципальной службы не является трудовым стажем, но в соответствии с нормами Закона о трудовых пенсиях засчитывается в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости.
Пенсия за выслугу лет может быть назначена истице в связи с прохождением муниципальной службы и при условии соблюдения других требований закона Тульской области № 610-ЗТО, однако в настоящее время, права на назначение пенсии за выслугу лет истица не имеет, поскольку необходимого трудового стажа для назначения пенсии по старости истица не имеет (трудовой стаж составляет 17 лет 10 месяцев 12 дней), а также ею не соблюдены другие условия назначения пенсии за выслугу лет.
Также возражал против заявленных истцом требований о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 2 000 рублей.
Представители ответчика Департамента социального развития Тульской области по доверенности ФИО5 и ФИО6 исковые требования ФИО1 не признали, просили в иске отказать, в письменных возражениях, представленных суду, указали на то, что законодатель в части 2 статьи 2 Закона от 28.02.2007 № 797-ЗТО определил, что у претендента на звание «Ветеран труда» должны быть: трудовой стаж, подтвержденный документами; длительность указанного трудового стажа должна соответствовать стажу, необходимому для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Истец неверно отождествляет понятия «трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет» и «стаж муниципальной службы, учитываемый при определении права на пенсию за выслугу лет».
Законодатель, при определении права на установление пенсии за выслугу лет, использует понятие «стаж государственной гражданской (муниципальной) службы», а не «трудовой стаж».
Считают, что истец в исковом заявлении безосновательно заявляет лишь о необходимости наличия стажа муниципальной службы не менее 15 лет и нахождении на муниципальной службе на ДД.ММ.ГГГГ и позднее.
Истец в настоящее время не имеет права на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Тульской области 25.07.2010 №610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным, гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области».
Также возражали против заявленных истцом требований о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 2 000 рублей.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 (ранее, до вступления в брак, ФИО8) с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в .
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 – начальник отдела комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав территориального управления администрации , имеет трудовой стаж по состоянию на 13.08.2010 года – 17 лет 10 месяцев, 21 день, стаж муниципальной службы – 17 лет 0 месяцев 12 дней.
Как следует из записи трудовой книжки № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ работала ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, с ДД.ММ.ГГГГ – ведущим специалистом, с ДД.ММ.ГГГГ замещает муниципальную должность муниципальной службы главного специалиста комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ДД.ММ.ГГГГ переведена на муниципальную должность муниципальной службы начальника сектора комиссии по делам несовершеннолетних, ДД.ММ.ГГГГ переведена на муниципальную должность начальника отдела комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает начальником отдела организационной, контрольной и кадровой работы.
В соответствии с Приказом Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 05.08.2003 года № 223, в соответствии с постановлением Госкомстата России от 25.11.2002 года № 215-н «Об утверждении нагрудного знака «За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года», ФИО1 награждена нагрудным знаком Госкомстата России «За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года», как проявившая себя в организации, подготовке и проведении Всероссийской переписи населения 2002 года.
Сведения о данном награждении занесены в трудовую книжку ФИО1 и ответчиками обстоятельства награждения ФИО1 нагрудным знаком Госкомстата России не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управления социальной защиты населения г. Тулы Департамента социального развития Тульской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы.
Начальником управления социальной защиты населения г. Тулы департамента социального развития Тульской области принято решение об отказе ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что ФИО1 не выработала трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии (20 лет для женщин) и необходимый для назначения звания «Ветеран труда».
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 Закона).
В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 07.10.2008 № 1093-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Таким образом, Закон Тульской области не изменил оснований и условий присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах».
Право на пенсию в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Федерального закона назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Закон Тульской области от 25.07.2005 № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области» регулирует правоотношения, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области за счет средств бюджета области и местных бюджетов соответственно.
В соответствии со ст. 1 вышеуказанного Закона пенсия за выслугу лет – это ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами настоящего Закона, назначаемая государственным гражданским (муниципальным) служащим в целях компенсации им денежного содержания, утраченного в связи с прекращением государственной гражданской (муниципальной) службы при достижении установленной настоящим Законом выслуги лет при выходе на трудовую пенсию по старости или по инвалидности (далее - трудовая пенсия);
стаж государственной гражданской (муниципальной) службы – это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной гражданской (муниципальной) службы и иных периодов работы (службы), учитываемых при определении права на пенсию за выслугу лет и при исчислении размера этой пенсии;
Из содержания ст. 2 Закон Тульской области от 25.07.2005 № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области» право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Тульской области, предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы Тульской области, и должности муниципальной службы в Тульской области, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Тульской области, при соблюдении установленных настоящим Законом условий.
Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости или по инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», за исключением пенсий по старости, назначенных гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.
Законом Тульской области от 17.12.2007 № 931-ЗТО «О Реестре должностей муниципальной службы в Тульской области» утвержден Реестр должностей муниципальной службы в Тульской области, который представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления муниципальных образований Тульской области, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно ст. 4 Закон Тульской области от 25.07.2005 № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области» пенсия за выслугу лет назначается при увольнении с муниципальной службы по следующим основаниям:
1) реорганизация, ликвидация или изменение структуры органа местного самоуправления, сокращение численности или штата муниципальных служащих;
2) истечение срока действия контракта, заключаемого с муниципальным служащим, замещающим должность муниципальной службы главы местной администрации;
3) увольнение с должности муниципальной службы, учреждаемой в установленном законодательством порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с прекращением этими лицами полномочий;
4) достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
5) увольнение по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию.
Лица, уволенные с должностей муниципальной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 - 5 настоящего пункта, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением по указанным основаниям.
Стаж государственной гражданской (муниципальной) службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, исчисляется в соответствии с законом области об исчислении стажа государственной гражданской и муниципальной службы государственных гражданских (муниципальных) служащих (ст. 6 закона ТО от 25.07.2005 года № 610 – ЗТО).
Закон Тульской области от 07.10.2008 № 1091-ЗТО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области» определяет периоды работы (службы), включаемые в стаж государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, и стаж муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области, а также порядок исчисления стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы.
Стаж муниципальной службы, исчисленный в соответствии с настоящим Законом, дает право муниципальным служащим на назначение пенсии за выслугу лет, а также служит основанием для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную муниципальную службу.
Следовательно, пенсия за выслугу лет муниципальным служащим в Тульской области устанавливается при одновременном соблюдении нескольких условий, а именно:
- право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Тульской области;
- пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости или по инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», за исключением пенсий по старости, назначенных гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.
- пенсия за выслугу лет назначается лицам, имеющим стаж муниципальной службы не менее 15 лет и состоявшим на муниципальной службе на ДД.ММ.ГГГГ и позднее.
- пенсия за выслугу лет назначается при увольнении с муниципальной службы по основаниям, указанным в пункте 3 статьи 4 Закона от 25.07.2010 года № 610-ЗТО.
Доказательств того, что ФИО1 имеет право на пенсию по выслуге лет суду не представлено.
Доводы истца о том, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, чей стаж муниципальной службы менее 15 лет и которые состояли на муниципальной службе на 23.11.1997 года и позднее, и других требований к муниципальным служащим для возникновения у них права на пенсию по выслуге лет закон Тульской области от 25.07.2005 № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области» не предусматривает, являются ошибочными, основанными на неверном толковании закона.
В соответствии со ст.ст. 3, 10, 77, 88, 90 Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия по стрости на общих основаниях устанавливалась мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам при достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, а пенсия зав выслугу лет устанавливалась в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжёлыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью.
Действие данного закона не распространялось на лиц, проходивших государственную (муниципальную) службу в вопросе их пенсионного обеспечения за выслугу лет.
Закон РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил свою силу в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В данном законе не существует понятия трудового стажа, он заменен на понятие – страховой стаж.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что истец не имеет трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости (17 лет 10 месяцев 21 день) и также не имеет трудового стажа за выслугу лет, а имеет специальный стаж – стаж муниципальной службы, дающий ей право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Тульской области от 25.07.2005 № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области», но который не даёт ей право на присвоение звания «Ветеран труда».
Суд также считает необходимым исключить из числа ответчиков Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», поскольку отдел является структурным подразделением Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы».
Исходя из установленных обстоятельств, приведенных выше доказательств и требований закона, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда», признании права на его присвоение и права на выдачу удостоверения «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда» необоснованны, в связи с чем, имеются правовые основания для отказа в иске ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», Департаменту социального развития Тульской области.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», Департаменту социального развития Тульской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и в выдаче удостоверения «Ветеран труда», признании права на его присвоение и права на выдачу удостоверения «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскании судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий