Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 октября 2013 года.
Лефортовский районный суд г. Москвы в составе председательствующего федерального судьи Целищева А.А.
При секретаре Зацарининой М.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело за №2- 3670/2013 по иску Лефортовского межрайонного прокурора г. Москвы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Велозаводский рынок» об обязании внести изменения в паспорт безопасности
У С Т А Н О В И Л:
Лефортовский межрайонный прокурор г. Москвы обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Велозаводский рынок» об обязании внести изменения в паспорт безопасности
В обосновании своих исковых требований истец указывает, что во исполнение поручения прокуратуры г. Москвы, в августе 2013 года межрайонной прокуратурой проводились проверки исполнения федерального законодательства рынками, функционирующими на территории г. Москвы.
В рамках исполнения указанного поручения- 06.08.2013 Лефортовской межрайонной прокуратурой, совместно с ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в ЮВАО <...> РОНД Управления по ЮВАО ГУ МЧС России по г. Москве, Инспекцией Федеральной налоговой службы № 22 по г. Москве, отделом УФМС по г. Москве в ЮВАО, отделом по ЮВАО УФСБ России по г. Москве и Московской области, ОЭБ и ПК УВД по ЮВАО г. Москвы, управой района ФИО2 г. Москвы была проведена проверка на ОАО «Велозаводский рынок», расположенном по адресу: <...>.
ОАО «Велозаводский рынок» действует на основании разрешения на право организации рынка от 13.05.2013 № 99, выданного Департаментом торговли и услуг г. Москвы, сроком действия до 15.05.2014.
В соответствии с уставом, утвержденным распоряжением Департамента имущества г. Москвы от 08.06.2010 № 1865-р, ОАО «Велозаводский рынок» осуществляет следующие виды деятельности:
организацию торговли сельскохозяйственными продуктами, ремесленно-промышленными изделиями, изготовленными гражданами, организациями и предприятиями, предоставление им торговых мест для продажи продукции и товаров, принятие на хранение товаров, привозимых на рынок и др.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией, среди прочего, разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается -паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 255 утверждены Требования к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений (далее - Требования), которыми определено, что паспорт безопасности розничного рынка (далее - паспорт) составляется в отношении розничного рынка, организованного в порядке, установленном Федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - рынок), с учетом его типа, номенклатуры и объема реализуемых на рынке товаров и оказываемых услуг (выполняемых работ).
Паспорт составляется, и по согласованию с соответствующими органами внутренних дел и государственного пожарного надзора по месту расположения рынка (далее - согласующие органы), утверждается управляющей рынком компанией (далее - компания).
Пункт 1.10. Методических рекомендаций по разработке типового паспорта безопасности крупных объектов розничной торговли и общественного питания, утвержденных распоряжением Правительства Москвы от 03.11.2004 № 2196-РП «Об усилении мер безопасности на крупных объектах потребительского рынка и услуг в Москве», определяет, что паспорт составляется в четырех подлинных экземплярах и согласовывается с территориальными подразделениями ГУВД по г. Москве, ГУ МЧС России по г. Москве, УФСБ России по г. Москве и Московской области (далее - согласующие подразделения) и утверждается руководителем объекта паспортизации.
При этом, на титульном листе паспорта указываются название паспорта с указанием наименования объекта; наименование должности, фамилия, имя, отчество руководителя (заместителя руководителя) объекта, утверждающего паспорт, его подпись и оттиск печати организации объекта, дата утверждения паспорта; наименования должностей, фамилии, имена, отчества руководителей заместителей руководителя) согласующих органов, их подписи и оттиски печатей, дата согласования паспорта (приложение 1).
В силу п. 14 Требований, в случае реорганизации компании, изменения наименования и типа рынка, изменения организации его деятельности, организации охраны и защиты рынка, а также изменения его оснащения техническими средствами обеспечения безопасности компания вносит соответствующие изменения в паспорт не позднее 10 дней с даты изменения.
Компания обязана в 3-дневный срок с даты внесения таких изменений, уведомить об этом в письменной форме согласующие органы, а также территориальный орган безопасности.
Вместе с тем,- продолжает заявитель,- в ходе проверки установлено, что 01.04.2011 ОАО «Велозаводский рынок» составлен паспорт безопасности розничного рынка специализированного (сельскохозяйственного), утвержденный генеральным директором Общества ФИО1
Согласно соответствующим подписям и оттискам печатей на титульном листе от 30.03.2011 паспорт согласован с УВД по ЮВАО г. Москвы, 31.03.2013 - с управлением по ЮВАО ГУ МЧС России по г. Москве - по ГПН.
Однако, - считает взыскатель,- в нарушение вышеприведенных требований закона, с территориальным подразделением УФСБ России по г. Москве и Московской области паспорт безопасности ОАО «Велозаводский рынок» не согласован, что подтверждается отсутствием соответствующих подписей и оттисков печатей на титульном листе паспорта, а также сведениями, представленными отделом по ЮВАО УФСБ России по г. Москве и Московской области.
Таким образом, - заключает истец,- в период времени с 01.04.2011 (дата утверждения паспорта безопасности) по 06.08.2013 (дата проведения проверки) юридическим лицом - ОАО «Велозаводский рынок» допущено нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, выразившееся в организации деятельности по продаже товаров на розничном рынке в отсутствие паспорта безопасности, согласованного и утвержденного в соответствии с установленными законом требованиями, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.34 КоАП РФ (организация деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке при отсутствии паспорта безопасности, а равно- нарушение установленных требований к оформлению или утверждению паспорта безопасности розничного рынка).
15.08.2013 года Лефортовским межрайонным прокурором в отношении ОАО «Велозаводский рынок» возбуждено дело об административном правонарушении по указанной статье которое было направлено для рассмотрения мировому судье судебного участка 267 района « ФИО2 г. Москвы.
Также, установлено, что с момента утверждения паспорта (01.04.2011 года) изменения, касающиеся организации деятельности, охраны и защиты рынка, а также изменения его оснащения техническими средствами обеспечения безопасности, в паспорт безопасности не вносились, согласующие органы и территориальный орган безопасности в письменной форме не уведомлялись.
Так, согласно ст. 15 Федерального закона, торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В ходе проверки установлено, что схема размещения торговых мест на рынке, приведенная в паспорте безопасности ОАО «Велозаводский рынок», не соответствует действительности; в настоящее время рынком используется иная схема, которая в установленном вышеуказанной нормой закона порядке не согласована, в связи с чем -06.08.2013 года ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в ЮВАО в отношении юридического лица -ОАО «Велозаводский рынок» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.34 КоАП РФ.
Реестры продавцов и арендаторов, содержащие краткие сведения о них, включенные в паспорт безопасности ОАО «Велозаводский рынок», также приведены по состоянию на 01.04.2011 года, соответствующие изменения не вносились.
Иные сведения, касающиеся организации деятельности, охраны и защиты рынка, а также изменения его оснащения техническими средствами обеспечения безопасности, содержащиеся в паспорте безопасности рынка и приведенные на момент его составления, также не обновлялись.
По положениям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае, межрайонный прокурор обращается в интересах неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие паспорта безопасности на крупном объекте розничной торговли с массовым пребыванием людей, разработанного, согласованного и утвержденного в соответствии с предъявленными законом требованиями, препятствует реализации целей, установленных Федеральными законами от 25.07.98 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а также законодательством, регулирующим организацию розничных рынков и осуществление деятельности по продаже товаров «выполнению работ, оказанию услуг) на них.
При таких обстоятельствах, Лефортовский межрайонный прокурор г. Москвы просит суд Обязать ОАО «Велозаводский рынок» внести в паспорт безопасности изменения, соответствующие организации деятельности розничного рынка, организации его охраны и защиты, а также оснащения техническими средствами обеспечения, о чем уведомить в письменной форме согласующие органы, а также территориальный орган безопасности..
Ответчик- представитель ОАО «Велозаводский рынок»- исковые требования не признал, отмечая, что в настоящее время Общество проводит необходимые мероприятия, требуемые прокурором.
Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив собранные доказательства, суд находит, что иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.Как установлено в ходе судебного разбирательства во исполнение поручения прокуратуры г. Москвы, в августе 2013 года Лефортовской межрайонной прокуратурой проводились проверки исполнения федерального законодательства рынками, функционирующими на территории г. Москвы.
В рамках исполнения указанного поручения- 06.08.2013 Лефортовской межрайонной прокуратурой г. Москвы, совместно с ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в ЮВАО <...> РОНД Управления по ЮВАО ГУ МЧС России по г. Москве, Инспекцией Федеральной налоговой службы № 22 по г. Москве, отделом УФМС по г. Москве в ЮВАО, отделом по ЮВАО УФСБ России по г. Москве и Московской области, ОЭБ и ПК УВД по ЮВАО г. Москвы, Управой района ФИО2 г. Москвы была проведена проверка на ОАО «Велозаводский рынок», расположенном по адресу: <...>.
ОАО «Велозаводский рынок» действует на основании разрешения на право организации рынка от 13.05.2013 № 99, выданного Департаментом торговли и услуг г. Москвы, сроком действия до 15.05.2014.
В соответствии с уставом, утвержденным распоряжением Департамента имущества г. Москвы от 08.06.2010 № 1865-р, ОАО «Велозаводский рынок» осуществляет следующие виды деятельности:
организацию торговли сельскохозяйственными продуктами, ремесленно-промышленными изделиями, изготовленными гражданами, организациями и предприятиями, предоставление им торговых мест для продажи продукции и товаров, принятие на хранение товаров, привозимых на рынок и др.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией, среди прочего, разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается -паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 255 утверждены Требования к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений (далее - Требования), которыми определено, что паспорт безопасности розничного рынка (далее - паспорт) составляется в отношении розничного рынка, организованного в порядке, установленном Федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - рынок), с учетом его типа, номенклатуры и объема реализуемых на рынке товаров и оказываемых услуг (выполняемых работ).
Паспорт составляется, и по согласованию с соответствующими органами внутренних дел и государственного пожарного надзора по месту расположения рынка (далее - согласующие органы), утверждается управляющей рынком компанией (далее - компания).
Пункт 1.10. Методических рекомендаций по разработке типового паспорта безопасности крупных объектов розничной торговли и общественного питания, утвержденных распоряжением Правительства Москвы от 03.11.2004 № 2196-РП «Об усилении мер безопасности на крупных объектах потребительского рынка и услуг в Москве», определяет, что паспорт составляется в четырех подлинных экземплярах и согласовывается с территориальными подразделениями ГУВД по г. Москве, ГУ МЧС России по г. Москве, УФСБ России по г. Москве и Московской области (далее - согласующие подразделения) и утверждается руководителем объекта паспортизации.
При этом, на титульном листе паспорта указываются название паспорта с указанием наименования объекта; наименование должности, фамилия, имя, отчество руководителя (заместителя руководителя) объекта, утверждающего паспорт, его подпись и оттиск печати организации объекта, дата утверждения паспорта; наименования должностей, фамилии, имена, отчества руководителей заместителей руководителя) согласующих органов, их подписи и оттиски печатей, дата согласования паспорта (приложение 1).
В силу п. 14 Требований, в случае реорганизации компании, изменения наименования и типа рынка, изменения организации его деятельности, организации охраны и защиты рынка, а также изменения его оснащения техническими средствами обеспечения безопасности компания вносит соответствующие изменения в паспорт не позднее 10 дней с даты изменения.
Компания обязана в 3-дневный срок с даты внесения таких изменений, уведомить об этом в письменной форме согласующие органы, а также территориальный орган безопасности.
Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки установлено, что 01.04.2011 года ОАО «Велозаводский рынок» составлен паспорт безопасности розничного рынка специализированного (сельскохозяйственного), утвержденный генеральным директором Общества ФИО1
Согласно соответствующим подписям и оттискам печатей на титульном листе от 30.03.2011 паспорт согласован с УВД по ЮВАО г. Москвы, 31.03.2013 - с управлением по ЮВАО ГУ МЧС России по г. Москве - по ГПН.
Однако, в нарушение вышеприведенных требований закона, с территориальным подразделением УФСБ России по г. Москве и Московской области паспорт безопасности ОАО «Велозаводский рынок» не согласован, что подтверждается отсутствием соответствующих подписей и оттисков печатей на титульном листе паспорта, а также сведениями, представленными отделом по ЮВАО УФСБ России по г. Москве и Московской области.
Следовательно, в период времени с 01.04.2011 (дата утверждения паспорта безопасности) по 06.08.2013 (дата проведения проверки) юридическим лицом - ОАО «Велозаводский рынок» допущено нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, выразившееся в организации деятельности по продаже товаров на розничном рынке в отсутствие паспорта безопасности, согласованного и утвержденного в соответствии с установленными законом требованиями, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.34 КоАП РФ (организация деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке при отсутствии паспорта безопасности, а равно- нарушение установленных требований к оформлению или утверждению паспорта безопасности розничного рынка).
15.08.2013 года Лефортовским межрайонным прокурором в отношении ОАО «Велозаводский рынок» возбуждено дело об административном правонарушении по указанной статье, которое было направлено для рассмотрения мировому судье судебного участка 267 района « ФИО2 г. Москвы.
Также, установлено, что с момента утверждения паспорта (01.04.2011 года) изменения, касающиеся организации деятельности, охраны и защиты рынка, а также изменения его оснащения техническими средствами обеспечения безопасности, в паспорт безопасности не вносились, согласующие органы и территориальный орган безопасности в письменной форме не уведомлялись.
Так, согласно ст. 15 Федерального закона, торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В ходе проверки установлено, что схема размещения торговых мест на рынке, приведенная в паспорте безопасности ОАО «Велозаводский рынок», не соответствует действительности; в настоящее время рынком используется иная схема, которая в установленном вышеуказанной нормой закона порядке не согласована, в связи с чем -06.08.2013 года ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в ЮВАО в отношении юридического лица -ОАО «Велозаводский рынок» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.34 КоАП РФ.
Реестры продавцов и арендаторов, содержащие краткие сведения о них, включенные в паспорт безопасности ОАО «Велозаводский рынок», также приведены по состоянию на 01.04.2011 года, соответствующие изменения не вносились.
Иные сведения, касающиеся организации деятельности, охраны и защиты рынка, а также изменения его оснащения техническими средствами обеспечения безопасности, содержащиеся в паспорте безопасности рынка и приведенные на момент его составления, также не обновлялись.
По положениям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае, межрайонный прокурор обращается в интересах неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие паспорта безопасности на крупном объекте розничной торговли с массовым пребыванием людей, разработанного, согласованного и утвержденного в соответствии с предъявленными законом требованиями, препятствует реализации целей, установленных Федеральными законами от 25.07.98 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а также законодательством, регулирующим организацию розничных рынков и осуществление деятельности по продаже товаров «выполнению работ, оказанию услуг) на них.
При таких обстоятельствах, учитывая тот факт, что по существу заявленных требований ответчик возражений не представил, обстоятельства, изложенные прокурором не оспаривает, суд приходит к выводу об обязании ОАО «Велозаводский рынок» внести в паспорт безопасности изменения, соответствующие организации деятельности розничного рынка, организации его охраны и защиты, а также оснащения техническими средствами обеспечения, о чем уведомить в письменной форме согласующие органы, а также территориальный орган безопасности..
Исходя из изложенного и на основании ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ», ФЗ «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремистской деятельности», руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ОАО «Велозаводский рынок» внести в паспорт безопасности изменения, соответствующие организации деятельности розничного рынка, организации его охраны и защиты, а также оснащения техническими средствами обеспечения, о чем уведомить в письменной форме согласующие органы, а также территориальный орган безопасности..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение одного месяца.
Судья: (Целищев А.А.)