ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3671 от 14.12.2011 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Первомайский районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Первомайский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        / Дело № 2 - 3671/2011

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Макарочкиной О.Н.

при секретаре Власовой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 14 декабря 2011 года

гражданское дело по иску Омского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Центру Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании регистрации судна в качестве маломерного незаконной,

УСТАНОВИЛ:

Омский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Центру Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее по тексту Центр ГИМС МЧС РФ по Омской области) о признании незаконной регистрации в качестве маломерного судна «...» за № ..., принадлежащего на праве собственности К.С.В., признать недействительным судового билета серии ... №, выданного ДД.ММ.ГГГГ и возложении на ответчика обязанности снять судно «...» за № с регистрационного учета. В обоснование своих требований ссылается на то, что в результате проведенной проверки установлен факт незаконной регистрации в качестве маломерного судна за № судна, тип и модель катер, построенного в  в ... году по проекту ..., согласованному Речным Регистром, указанная мощность двигателя ... 55 кВТ, грузоподъемностью 60 тонн, район и условия плавания ВВП, поскольку главный двигатель судна «...» имеет номинальную мощность 176 кВТ, с постройки судно не предназначено для плавания в морских районах, и, следовательно, конструктивно не может быть использовано в целях мореплавания. На основании регистрационных действий ДД.ММ.ГГГГ судовладельцу К.С.В. выдан судовой билет серии ... №. В связи с тем, что зарегистрированное ответчиком судно «...» не учтено в Государственном судовом реестре РФ, органы Госморречнадзора не могут осуществлять надзор за безопасностью эксплуатации указанного судна в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта.

Также Омский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Центру ГИМС МЧС РФ по Омской области о признании незаконной регистрации в качестве маломерного судна «...» за №, принадлежащего на праве собственности С.К.А., Г.В.А., У.А.А., признать недействительными судовые билеты серии ... №, №, ... №, выданные ДД.ММ.ГГГГ и возложить на ответчика обязанность снять судно «...» за № с регистрационного учета, ссылаясь на то, что в результате проведенной проверки установлен факт незаконной регистрации в качестве маломерного судна № судно «...», тип и модель катер пр. ..., построенное в ... году, мощность двигателя 55кВТ, грузоподъемностью 8 000 кг, район и условия плавания ВВП. Поскольку номинальная мощность двигателя, установленная заводом-изготовителем 132 кВт (180 л.с.), а также район плавания судна - внутренние водные пути, постольку судно с момента постройки не предназначено для плавания в морских районах. В связи с тем, что зарегистрированное ответчиком судно «...» не учтено в Государственном судовом реестре РФ, органы Госморречнадзора не могут осуществлять надзор за безопасностью эксплуатации указанного судна в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта.

Определением Первомайского районного суда г. Омска от 03 ноября 2011 года указанные иски объединены в одно производство.

Представитель Омской транспортной прокуратуры Майер Е.П. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исках.

Представитель ответчика Центра ГИМС МЧС России по Омской области ФИО1 согласился с предъявленными требованиями в полном объеме.

Представитель третьего лица Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора ФИО2 действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ заявленные исковые требования прокурора поддержал, указав при этом, что судно, принадлежащее К.С.В. построено в ... году, стояло на учете в Речном регистре, однако обманным путем с целью уйти от контроля Госморречнадзора было снято с учета. Любая реконструкция судна влияет на его устойчивость и безопасность. В результате уменьшения мощности двигателя, управляемость судна становится хуже. Считает, что указанное судно не является прогулочным, поскольку изначально катер был предназначен для перевозки грузов, его грузоподъемность составляет 50 тонн, предоставил суду лицензию на осуществление внутренним водным транспортом грузов выданную ... К.С.В. на период действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Пояснил, что незаконная регистрация влияет на безопасность судоходства. Суда идут по основному ходу, требования предъявляемые к маломерным судам не исполняются.

Представитель третьего лица ФГУ «Российский Речной Регистр» ФИО3 действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора поддержал по основаниям, изложенным в заключении Речного Регистра по теплоходу «...» и теплоходу «...». Суду пояснил, что до ДД.ММ.ГГГГ судно «...» стояло на классификационном учете Обь-Иртышского филиала Российского Речного Регистра, снято с учета в связи с продажей. Мощность двигателя ..., установленного на судне «...», указанная в регистрационной карточке ГИМС в размере 55 кВт является частным случаем и не может являться критерием для определения статуса судна. Исходя из номинальной мощности двигателя, установленной заводом-изготовителем 176 кВт(240 л.с.), а также то, что судно с момента постройки не предназначено для плавания в морских районах в соответствии с п. 1 ст. 35 и п. 1 ст. 17 КВВТ РФ судно подлежит регистрации бассейновым управлением Госморречнадзор Ространснадзора в Государственном судовом реестре РФ. Дал аналогичное обоснование необходимости регистрации в Государственном судовом реестре РФ катера «...», принадлежащего С.К.А., У.А.А., Г.В.А.

Третье лицо К.С.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился. Полагает, что доводы прокурора не обоснованны, так как закон при постановке судна на учет в ГИМС он не нарушил. Суду пояснил, что теплоходом владеет 7 лет, перевозкой коммерческих грузов не занимается. На судне имеется две каюты, шесть пассажирских мест, жилеты, спасательная шлюпка, есть место и для перевозки грузов. Двигатель судна дефорсирован, мощность его стала ниже. На катере ходит по основному судовому ходу, использует его как прогулочный.

Третьи лица С.К.А., Г.В.А., У.А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст.16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

В соответствии с ч.1 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ указанные в пункте 1 настоящей статьи органы осуществляют также государственную регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 КВВТ РФ надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

В соответствии с положением о государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам», утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:

самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.

В соответствии п. 3 Правил судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление) подлежат государственной регистрации в судовой книге.

В силу пп. 10 п. 26 Правил основания возникновения права собственности на судно или часть судна (договор купли-продажи и документы регистрационной карточки-заявления судовладельца).

В соответствии с п. 28 Правил государственная регистрация судна и прав на него, произведенная с нарушением требований законодательства Российской Федерации и настоящих Правил, а также при установлении впоследствии обстоятельств, служащих основанием для отказа в государственной регистрации, считается недействительной.

Из представленных суду материалов Обь-Иртышского филиала Российского речного регистра при производстве первоначального освидетельствования судна в октябре ... года установлено, что сухогрузный теплоход «...» построен по проекту ... в ... году в городе , сборка производилась в  РЭБ флота в ... году под наблюдением Западно-Сибирской инспекции Речного Регистра. Главный двигатель мощностью 150 л.с. при 1 500 об/мин расконсервирован и установлен на судно в ... году. Судно допущено к плаванию в районе разряда «Р» и «Л» без пассажиров (л.д.68).

По данным классификационного свидетельства Российского речного регистра от ДД.ММ.ГГГГ грузовой теплоход «...» с регистровым номером № длиной 30,15 м, шириной 5,5 м, высотой борта 1,2 м, мощностью главных двигателей 110 кВт принадлежащий К.С.В. соответствует требованиям Правил Российского Речного Регистра (л.д.65)

Согласно акту внеочередного освидетельствования судна «...» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63), выписке из Государственного судового реестра РФ по Обь-Иртышскому бассейну (л.д.114) судно снято с регистрации в ОИФ Российского Речного Регистра на основании заявления владельца о снятии с учета от ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением порта регистрации и регистрации перехода права по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Классификационное свидетельство № выданное ДД.ММ.ГГГГ аннулировано.

Судом установлено, следует из регистрационной карточки - заявления судовладельца, что ДД.ММ.ГГГГ К.С.В. обратился к начальнику Омского инспекторского участка Центра ГИМС МЧС России по Омской области с заявлением о регистрации в качестве маломерного прогулочного судна катера «...», ... года постройки на судоверфи  по проекту ..., грузоподъемностью 60 тонн, пассажировместимостью 6 человек, марка двигателя ... мощностью 75 л.с. (55 кВт), район плавания ВВП, судовой билет серии ... № (л.д.12-13).

Понятие маломерного судна содержится в примечании к статье 11.7 КоАП РФ, согласно которому под маломерным судном следует понимать самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л.с.) или с подвесным мотором (подвесными моторами) независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, иное несамоходное (гребную лодку грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов), прогулочное судно пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости, а также водный мотоцикл (гидроцикл).

В заключении Обь-Иртышского филиала Российского Речного Регистра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-11) по теплоходу «...», зарегистрированному в ГИМС по Омской области в качестве маломерного под № указано, что документов, являющихся основанием для указания в регистрационной карточке ГИМС мощности двигателя ... 55 кВт К.С.В. не представлено. Между тем, до снятия судна с классификационного учета на нем был установлен главный двигатель марки ... мощностью 110 кВт (150 л.с.) при 1500 об/мин, номинальная мощность которого указанная в руководстве по эксплуатации изготовителя составляет 176 кВт (240 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2100 об/мин.

Указанная в регистрационной карточке ГИМС мощность двигателя 55 кВт является частным случаем и не может служить критерием для определения статуса судна.

Критериями определяющими классификацию судна Российским Речным Регистром и его регистрации бассейновым управлением Госморречнадзора Ространснадзора либо Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России являются номинальная мощность главного двигателя, установленная изготовителем 176 кВт (240 л.с) и район плавания судна - внутренние водные пути, поскольку с момента постройки судно не предназначено для плавания в морских районах.

Следовательно, в соответствии с п. 1 ст. 35 и п.1 ст. 17 КВВТ РФ судно «НГСГ-61» подлежит классификации, осуществляемой Российским Речным Регистром, а также государственной регистрации бассейновым управлением Госморречнадзора Ространснадзора в государственном судовом реестре РФ.

Требования прокурора о признании регистрации судна «...», принадлежащего К.С.В. в качестве маломерного незаконной и обязании органов ГИМС МЧС РФ по Омской области снять судно с регистрационного учета обусловлено отсутствием возможности осуществления органами Госморречнадзора технического надзора за безопасной эксплуатацией судна на внутренних водных путях, поскольку у ответчика отсутствует техническая документация, определяющая требования к самоходным судам с главными двигателями мощностью более 55 кВт.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Изучив представленные доказательства, суд считает установленным, что на судне «...», принадлежащем К.С.В. мощность двигателя составляет 176 кВт (240 л.с).

Доводы представителя ответчика и третьего лица К.С.В. о том, что указанное судно было переоборудовано в прогулочное путем дефорсирования двигателя, суд находит необоснованными.

Согласно положению о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утвержденного приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 года № 136, переквалификация судов в случае необходимости изменения основного символа класса в формуле класса или типа и назначения судна проводится Речным Регистром по заявке судовладельца (п.7.10).

Работы по подготовке судна к переквалификации с повышением класса и/или в связи с изменением типа и назначения судна должны проводиться в соответствии с технической документацией, согласованной с Речным Регистром, и под его техническим наблюдением. Расчеты и проверки должны выполняться в соответствии с правилами, действующими на момент разработки технической документации по переклассификации, и должны быть ориентированы на новые условия эксплуатации в связи с изменением внешних нагрузок, технических характеристик, рода перевозимого груза и т.п. (п.7.11).

Доказательств переоборудования судна «...» с целью переклассификации на класс, позволяющий эксплуатацию судна в морских районах суду не представлено.

Таким образом, поскольку указанное судно не пригодно для использования его в целях мореплавания, постольку надзор за безопасностью его эксплуатации в соответствии с ч. 2 ст. 36 КВВТ РФ должен осуществляться органами Госморречнадзора.

На основании изложенного, суд считает требования истца в отношении регистрации судна «...» законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Требования Омского транспортного прокурора о признании незаконной регистрации судна «Аргус» в качестве маломерного и обязании снять судно с регистрационного суд также находит законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно регистрационной карточке - заявления судовладельца С.К.А. от ДД.ММ.ГГГГ последний просит зарегистрировать катер «...» проект ..., ... года постройки, грузоподъемностью 8000 кг, пассажировместимостью 8-12 человек, район плавания ВВП-ВП, марка главного двигателя ... мощностью 75 л.с. (55 кВт), судовой билет серии ... № (л.д. 57-58).

Из заключения Обь-Иртышского филиала Российского Речного Регистра от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что владельцами катера «...» являются С.К.А., У.А.А., Г.В.А.. Катер построен по проекту ... в ... году на заводе «...». Сухогрузные теплоходы проекта ... и его модификации ... и ... строились под техническим наблюдением Речного Регистра. В настоящее время на классификационном учете филиала состоит 40 судов данного проекта. Судам с постройки присвоен класс «Р», (внутренние водные пути). Возможность эксплуатации судов в морских районах плавания не предусматривалась.

Основанием для регистрации судна в качестве маломерного послужили заявленные судовладельцем сведения о мощности главного двигателя 55 кВт (75 л.с), подтвержденные заключением по регулировке топливной аппаратуры с насосом высокого давления (0305750) с целью дефорсирования двигателя ... с мощности 133 кВт до 55 кВт для маломерного судна ... с бортовым номером № для владельца Г.В.А., разработанным на кафедре «Теплотехника и тепловые двигатели» СибАДИ и утвержденным проректором по научной работе ГОУ СибАДИ ДД.ММ.ГГГГ.

В заключении (л.д.59-61) указано, что серийный двигатель ... мощностью 133 кВт при частоте вращения 2100 об/мин был дефорсирован до мощности 55 кВт (75 л.с.) путем уменьшения максимальной частоты вращения вала двигателя. Частота вращения вала двигателя уменьшена с 2100 до 900 об/мин за счет уменьшения хода рычага управления и снижения натяжения главной пружины регулятора.

Искусственное ограничение мощности двигателя ЯМЗ-236, установленного на судне «...», реализовано путем ограничения номинальной частоты вращения коленчатого вала. Однако это стало возможным не изменением конструкции самого двигателя, а только регулировкой его компонентов, а именно, топливного насоса высокого давления совместно с всережимным регулятором частоты вращения, что позволяет в случае необходимости изменять мощность в достаточно широких пределах.

Следовательно, указанная в регистрационной карточке ГИМС мощность двигателя 55 кВт является частным случаем и не может являться критерием для определения статуса судна.

Следовательно, в соответствии с п. 1 ст. 35 и п.1 ст. 17 КВВТ РФ, учитывая, что критериями определяющими классификацию судна Российским Речным Регистром и его регистрацию бассейновым управлением Госморречнадзора Ространснадзора либо Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России являются номинальная мощность главного двигателя, установленная изготовителем 132 кВт (180 л.с) и район плавания судна - внутренние водные пути РФ, поскольку с момента постройки судно не предназначено для плавания в морских районах, судно «...» подлежит классификации, осуществляемой Российским Речным Регистром, а также государственной регистрации бассейновым управлением Госморречнадзора Ространснадзора в государственном судовом реестре РФ.

Изучив представленные доказательства, суд находит доводы специалистов Обь-Иртышского филиала Российского Речного Регистра обоснованными.

Доказательств, опровергающих данное заключение, суду не представлено.

Кроме того, в нарушение требований вышеуказанного Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, судовладельцами данного катера переоборудование судна произведено без согласования с Российским Речным Регистром.

Таким образом, суд считает установленным, что на судне «...», принадлежащем С.К.А., У.А.А., Г.В.А. мощность двигателя составляет 132 кВт (180 л.с), что не позволяет использовать его в целях мореплавания.

В связи с тем, что зарегистрированные в Центре ГИМС МЧС РФ по Омской области судна « ...» и «...» не учтены в Государственном судовом реестре РФ, органы Госморречнадзора не могут осуществлять надзор за безопасностью эксплуатации указанного судна в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта.

С учетом изложенного суд соглашается с доводами прокурора о том, что нарушение порядка регистрации судна и, как следствие, отсутствие надлежащего надзора со стороны уполномоченного государственного органа за безопасностью эксплуатации судна, зарегистрированного в Центре ГИМС МЧС РФ Омской области, создает угрозу для неопределенного круга лиц.

В соответствие с положениями п.5 ст.16 КВВТ РФ, п.2 Правил государственной регистрации маломерных судов, утвержденных приказом МЧС РФ от 29.062005 №500, государственная регистрация судна может быть оспорена только в судебном порядке.

Пунктом 28 Правил государственной регистрации маломерных судов предусмотрено, что в случае признания регистрации недействительной судовой билет сдается в орган государственной регистрации, в нем ставится отметка "Регистрация недействительна". Такие же отметки делаются в судовой книге и регистрационной карточке-заявлении, которая хранится в картотеке снятых с учета судов.

При таких обстоятельствах необходимо признать незаконными действия Центра ГИМС МЧС РФ по Омской области по регистрации судна « ...» и судна «...» в качестве маломерных.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Омского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконной регистрацию в качестве маломерного судна «...» за №, принадлежащего на праве собственности К.С.В..

Признать недействительным судовой билет серии ... №, выданный ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по Омской области обязанность снять судно «...» за № с регистрационного учета.

Признать незаконной регистрацию в качестве маломерного судна «...» за №, принадлежащего на праве собственности С.К.А., Г.В.А., У.А.А..

Признать недействительными судовые билеты серии ... №, №, ... №, выданные ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по  обязанность снять судно «...» за № с регистрационного учета.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья  Макарочкина О.Н.  Решение вступило  в законную силу  08.02.2012 года