Дело №2-3671/2023
УИД 59RS0004-01-2023-003835-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2023 года город Пермь
Ленинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Гладковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Быстровой А.Д.,
с участием представителя истца – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Александровска Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах,
у с т а н о в и л:
прокурор города Александровска Пермского края обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, установке коллективных приборов учета потребления ресурсов, в многоквартирном доме по адресу: <Адрес>, в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что согласно региональной программе и краткосрочному плану на 2018-2020 годы, по многоквартирному дому № по <Адрес> до ДД.ММ.ГГГГ запланированы следующие виды капитального ремонта: комплексное обследование, капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем (электроснабжение) и установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов. Постановлением администрации Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ принято решение о проведении ДД.ММ.ГГГГ капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирном доме <Адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специализированной организацией по договору №, заключенному с фондом, окончено проведение инструментального обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>. По договору от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенному с фондом, окончено проведение инструментального обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>. По договору от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Монолит» разработана проектная документация на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Проектно-сметная документация принята ДД.ММ.ГГГГ. По информации фонда от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время готовится пакет документов электронного аукциона по подбору подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, указанного многоквартирного дома. По обращению ФИО прокуратурой города по факту нарушения сроков выполнения работ по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома руководителю фонда ранее, ДД.ММ.ГГГГ внесено представление с требованием устранить нарушения законодательства. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования фондом приняты меры только к разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. В период с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени мер, направленных на обеспечение выполнения работ по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома не принято. Непроведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома <Адрес>, в срок, установленный региональной программой, нарушает права неограниченного круга лиц.
Просит возложить на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанность обеспечить проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем (электроснабжение) и установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирном доме по адресу: <Адрес>, в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам искового заявления.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Представители третьих лиц МУП «ЯйваДом», администрации Александровского муниципального округа Пермского края в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из пункта 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Согласно пункту 10.1 статьи 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: методическое обеспечение установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 8.3 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
В части 1 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Согласно части 7 статьи 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Частью 1 статьи 182 ЖК РФ установлено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Обязанности регионального оператора в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены частью 2 статьи 182 ЖК РФ.
Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 ЖК РФ).
В соответствии со ст.15 Закона Пермского края от 11.03.2017 №304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (принят ЗС ПК 20.02.2014) (далее – Закон Пермского края от 11.03.2017 №304-ПК) исполнительный орган государственной власти, осуществляющий выработку региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, до 15 июня года, предшествующего году реализации региональной программы капитального ремонта, утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока в порядке, устанавливаемом нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока размещается органами местного самоуправления, исполнительным органом государственной власти, осуществляющим выработку региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных органов.
На основании части 1 статьи 21 Закона Пермского края от 11.03.2017 № 304-ПК в целях реализации настоящего Закона создается некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», которая является региональным оператором.
Согласно частей 1, 2 статьи 22 Закона Пермского края от 11.03.2017 № 304-ПК предметом деятельности регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, в том числе финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Основными целями деятельности регионального оператора являются организация и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона Пермского края от 11.03.2017 № 304-ПК региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
1) не менее чем за четыре месяца до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, подготовить и направить собственникам помещений в этом доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации для проведения капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 №288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта.
Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014 - 2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 №288-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014 - 2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта» (далее – Программа).
Прокуратурой города Александровска Пермского края проведена проверка соблюдения НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» жилищного законодательства при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Александровского муниципального округа Пермского края.
В ходе проверки установлено, что согласно региональной программе и краткосрочному плану на 2018-2020 годы, по многоквартирному дому № по <Адрес> до ДД.ММ.ГГГГ запланированы следующие виды капитального ремонта: комплексное обследование, капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем (электроснабжение) и установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов.
Постановлением администрации Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ принято решение о проведении ДД.ММ.ГГГГ капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, установки коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирном доме <Адрес> (л.д. 18-19).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специализированной организацией по договору №, заключенному с фондом, окончено проведение инструментального обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>.
По обращению ФИО прокуратурой города Александровска Пермского края по факту нарушения сроков выполнения работ по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома руководителю фонда ДД.ММ.ГГГГ внесено представление с требованием устранить нарушения законодательства (л.д. 9-12).
По договору от ДД.ММ.ГГГГ№ заключенному с фондом, окончено проведение инструментального обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>.
По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования фондом приняты меры только к разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (л.д. 13-14).
По договору от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Монолит» разработана проектная документация на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Проектно-сметная документация принята ДД.ММ.ГГГГ.
По информации фонда от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время готовится пакет документов электронного аукциона по подбору подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, указанного многоквартирного дома (л.д. 15-17).
Вместе с тем, до настоящего времени со стороны НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязательства по проведению капитального ремонта в многоквартирном доме надлежащим образом не выполнены, что подтверждается представленными в материалы дела документами, ответчиком не оспаривается.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов жителей многоквартирного дома и о наличии угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Сроки, установленные программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме <Адрес>, для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества нарушены. Обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме действующим законодательством возложена на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований и наличии оснований для возложения на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанность обеспечить проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем (электроснабжение) в многоквартирном доме <Адрес>.
В соответствии с п. 6 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) отнесена к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Учитывая изложенное, исковые требования о возложении на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанности по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирном доме по адресу: <Адрес>, также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (части 2 статьи 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Поскольку необходимость установления судом срока для исполнения ответчиком возложенной обязанности прямо предусмотрена статьей 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить такой срок.
Разрешая вопрос о длительности срока, который необходимо предоставить ответчику для выполнения возложенной на него обязанности, учитывая сложность и объем работ по капитальному ремонту крыши многоквартирных домов, учитывая необходимость проведения конкурсных процедур, суд приходит к выводу о предоставлении ответчику срока исполнения возложенной обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
возложить обязанность на Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» <данные изъяты> обеспечить проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем (электроснабжение) и установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирном доме по адресу: <Адрес>.
Установить срок исполнения возложенной обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>