№ 2-3671/22
УИД 36RS0006-01-2022-004953-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2022 года г. Воронеж
Центральный районный суд г. Воронежа в составе
председательствующего судьи Васиной В.Е.
при секретаре Горюхаловой А.Е.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ФГБУ «Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о возложении обязанности по совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
В производстве суда имеется гражданское дело по иску Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ФГБУ «Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» об обязании федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды принять меры, направленные на финансирование дополнительных стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории г. Воронежа в соответствии с законодательством РФ и нормативными документами Росгидромета, и обязании ФГБУ «Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в лице филиала - Воронежский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с момента поступления финансирования оборудовать на территории г. Воронежа посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В судебном заседании представитель истца Ягодкин А.В. требования поддержал.
Представитель Воронежского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" по доверенности Литвинов Д.Н. просил суд в иске отказать.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Суд, выслушав участники процесса, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 2202-1) надзора за соблюдением Воронежским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды — филиал ФГБУ «Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - Воронежский ЦГМС, Филиал) действующего законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в части обеспечения постоянного мониторинга состояния атмосферного воздуха, на территории Воронежской области установлены нарушения, которые согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона № 2202-1 являются охраняемых законом интересов общества или государства.
Статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ) установлено, что загрязнение атмосферного воздуха - это поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Мониторингом атмосферного воздуха является система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-Ф3 «О гидрометеорологической службе» (далее - Федеральный закон от 19.07.1998 № 113-Ф3) мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды включает в себя долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку состояния) окружающей среды, ее загрязнения.
В соответствии с п. 3 Положения о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 477 (далее - Положение № 477) организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.
Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (пункт 4 Положения № 477).
Федеральный закон № 113-Ф3 определяет, что стационарный пункт наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее - стационарный пункт наблюдений) - комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 372 утверждено Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Положение).
Согласно п. 1 Положения Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, федеральному государственному контролю (надзору) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы.
В соответствии с и.и. 5.4.3, 5.4.4 Положения Росгидромет осуществляет деятельность по формированию и обеспечению функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения, а также государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции).
В соответствии со ст. ст. 6, 7 Федерального закона № 113-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в установленном порядке утверждает перечень работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, организует и обеспечивает проведение таких работ, осуществляет иную деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Деятельность гидрометеорологической службы по обеспечению выполнения работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях финансируется за счет федерального бюджета.
Иные работы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях могут финансироваться за счет федерального бюджета и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Согласно ст. 13 Федерального закона № 113-ФЗ Государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства.
Организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Учитывая изложенные правовые нормы, полномочия по организации деятельности стационарных пунктов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха единой системы государственного экологического мониторинга, определении их места расположения, возложены федеральным законом на Росгидромет и его территориальные органы и организации.
В соответствии с п. 4 Положения Росгидромет осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Росгидромета от 12.04.2012 №214 «О реорганизации ФГБУ подведомственных Центрально-Черноземному межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» создано ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС». В составе ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС» образованы филиалы: Белгородский, Брянский, Воронежский, Липецкий, Орловский центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Приказом Росгидромета от 06.10.2015 № 608 утверждён устав ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС» (далее - Устав), а Приказом ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС» от 16.08.2012 №3 утверждено положение о Воронежском центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиале Федерального государственного бюджетного учреждения «Центрально-черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - Положение).
Согласно п.п. 2.1, 3.1, 3.2.2, 3.2.3 Устава ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС» является юридическим лицом, предметом и целью деятельности которого является выполнение работ, оказание услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Росгидромета, обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информации на территории деятельности, проведение наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, в том числе за загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных вод, донных отложений, почв, снежного покрова и осадков, уровнем радиоактивного загрязнением окружающей среды, фоновым состоянием и трансграничным переносом загрязняющих веществ.
В соответствии с п.п. 3.2.11, 3.2.14, 7.3 Устава, ФГБУ «Центрально-черноземное УГМС» осуществляет материально-техническое оснащение наблюдательной сети приборами, оборудованием и другими материальными ресурсами, в целях обеспечения установленной сферы деятельности, организацию в установленном порядке текущего и капитального ремонта, реконструкции находящихся на праве оперативного управления у Учреждения зданий и сооружений, метеорологических площадок, постов наблюдения за загрязнением атмосферы, гидрометрических установок и устройств, оборудования лабораторий и других объектов, создает, реорганизовывает и ликвидирует обособленные подразделения государственной наблюдательной сети (пунктов наблюдений).
Согласно п.п. 2.1, 3.1, 3.2.2 Положения Филиал осуществляет свою деятельность от имени ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС», которое несет ответственность за его деятельность, предметом и основной целью деятельности Филиала является обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информации на территории деятельности, проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в том числе за загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных вод и донных отложений, почв, снежного покрова и осадков, уровнем радиоактивного загрязнения окружающей среды, фоновым состоянием и трансграничным переносом загрязняющих веществ.
В соответствии с п.п. 3.2.11, 3.2.14, 3.2.15 Положения Филиал осуществляет материально-техническое оснащение наблюдательной сети Филиала приборами, оборудованием и другими материальными ресурсами, в целях обеспечения установленной сферы деятельности; организацию в установленном порядке текущего и капитального ремонта, реконструкции, находящихся на праве ) оперативного управления у ФГБУ Центрально-Черноземное УГМС» и находящих в пользовании Филиала зданий и сооружений, метеорологических площадок, постов наблюдений за загрязнением атмосферы, гидрометрических установок и устройств, плавсредств, оборудования лабораторий и других объектов; выполнение функций заказчика при проведении работ по проектированию, капитальному строительству, реконструкции, текущему и капитальному ремонту объектов, в том числе зданий и сооружений, метеорологических площадок, постов наблюдений за загрязнением атмосферы, гидрометрических установок и устройств, оборудования лабораторий и других объектов.
В силу вышеуказанных требований федерального законодательства на Росгидромет, ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС, Воронежский ЦГМС возложена обязанность по организации и оборудованию пунктов наблюдения государственной наблюдательной сети.
08.11.2012 Росгидрометом с целью осуществления деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС», в том числе филиалу - Воронежский ЦГМС предоставлена лицензия № Р/2012/2214/100/Л включающая в себя, в том числе деятельность по определению уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-Ф3 «О гидрометеорологической службе» участники деятельности гидрометеорологической службы обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе требования, установленные федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, при проведении наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, сборе, обработке, хранении и распространении информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также при получении информационной продукции.
Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 524 утверждены Требования к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее - Требования).
Пунктом 120 Требований предусмотрено, что проведение наблюдений за загрязнением окружающей среды включает в себя получение информации о химических процессах, происходящих в окружающей среде, а также определение уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям.
Наблюдения за загрязнением окружающей среды осуществляются государственной системой наблюдения, включающую в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивает Росгидромет, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке (пункт 121 Требований).
Стационарные пункты наблюдений включают в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения (пункт 123 Требований).
Согласно п.158 Требований количество стационарных пунктов наблюдений в зависимости от численности населения городского или сельского поселения устанавливается не менее: 1 - до 50 тыс. человек, 2 - от 50 до 100 тыс. человек, 3 - от 100 до 250 тыс. человек, 4 - от 250 до 500 тыс. человек, 7 - от 500 до 1000 тыс. человек, 10 - более 1000 тыс. человек.
Пункты наблюдений государственной наблюдательной сети организуются преимущественно в административных центрах субъектов Российской Федерации, городах с населением более 100 тыс. человек и крупных промышленных центрах.
Пункты наблюдений территориальных систем наблюдений в городских и иных поселениях с населением менее 100 тыс. человек, а также в дополнение к пунктам государственной наблюдательной сети в целях получения детализированной информации о распределении концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на наблюдаемой территории.
Аналогичные требования к размещению и количеству постов наблюдений за состоянием загрязнения атмосферы предъявляются ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест», «РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы».
Город Воронеж относится к городам, население которых составляет более 1 млн. человек и в соответствии с требованиями законодательства количество стационарных пунктов наблюдений должно составлять не менее 10.
Однако, вопреки указанным требованиям законодательства на протяжении ряда лет, наблюдение за атмосферным воздухом осуществляется с использованием 5 постов, расположенных на территории г.Воронежа. Более того, срок эксплуатации имеющихся постов составляет более 30 лет, имеющееся оборудование требует модернизации или замены.
Ранее, природоохранной прокуратурой, по аналогичным фактам, в адрес Воронежского ЦГМС вносились представления, требования которвх в нарушение положений ст.ст. 6, 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» до настоящего времени в полном объеме не исполнены, количество постов наблюдения за атмосферным воздухом по- прежнему не соответствует требованиям законодательства, модернизация системы мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в Воронежской области не проведена.
Отсутствие необходимого количества систем мониторинга исключает возможность получения фактических сведений о наличии загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, не позволяет точно определить превышения их предельнодопустимой концентрации, и как следствие предоставить уполномоченным органам, в том числе обеспечивающим безопасность государства, достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды.
Факт несоответствия размещения стационарных постов наблюдений за состоянием окружающей среды требованиям федерального законодательства ГОСТ 17.2.3.01-86 и РД 52.04.186-89 также подтверждается информацией Воронежского ЦГМС, письмами в адрес ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС», Росгидромета и иными материалами.
Учитывая, что требованиями ст. ст. 6, 7 Федерального закона № 113-ФЗ, п.п.5.4.3, 5.4.4 Положения Росгидромета, п.2.1 Положения по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, нормами ГОСТ 17.2.3.01-86, РД 52.04.186-89 и Устава ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС, Положения о Филиале обязанность по осуществлению материально-технического оснащения наблюдательной сети, организации текущего и капитального ремонта, находящихся на праве оперативного управления и находящих в пользовании Филиала зданий и сооружений, метеорологических площадок, постов наблюдений за загрязнением атмосферы; выполнение функций заказчика при проведении работ по проектированию, капитальному строительству, реконструкции, текущему и капитальному ремонту объектов, в том числе зданий и сооружений, метеорологических площадок, постов наблюдений за загрязнением атмосферы, гидрометрических установок и устройств, плавсредств, оборудования лабораторий и других объектов возложены, в части своей компетенции, на Росгидромет, ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС» и Воронежский ЦГМС, иск предъявлен к указанным лицам.
Таким образом, обращение прокурора в суд с данным иском связано с необходимостью защиты конституционных прав законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, обеспечение защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, что свидетельствует об отнесении данного спора к экологическому, связанному с природопользованием, предотвращением негативного воздействия вод. Реализуя предоставленные ст. 45 ГПК РФ полномочия, прокурор обращается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.
При невыполнении обязанностей юридическим лицом требований природоохранного законодательства понуждение к их исполнению возможно путем привлечения к гражданско-правовой ответственности в виде возложения на них исполнения этих обязанностей в силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Стороной истца представлено достаточно доказательств в обоснование своих требований согласно ст. 56 ГПК РФ. Ответчик РОСГИДРОМЕТ, соглашаясь с позицией истца о необходимости оборудования дополнительных постов наблюдения, не представил доказательств принятия исчерпывающих мер по получению средств бюджета для финансирование дополнительных стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории г. Воронежа. Доводы о том, что в 2020 и 2022 году ответчиком направлялись заявки на дополнительное финансирование, материалами дела не подтверждены, так как суду представлены только письма из Правительства РФ, датированные 2019 годом. Других доказательств, которые могли бы повлиять на существо решения суда, ответчиками не представлено. При указанных обстоятельствах суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды принять меры, направленные на финансирование дополнительных стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории г. Воронежа в соответствии с законодательством РФ и нормативными документами Росгидромета.
Обязать ФГБУ «Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в лице филиала - Воронежский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с момента поступления финансирования оборудовать на территории г. Воронежа посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с требованиями федерального законодательства.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 27.09.2022.