ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3672/2013 от 20.11.2013 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2-3672/2013г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2013 года                                  г.Элиста

    Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Богзыковой Е.В.

при секретаре судебного заседания Саранговой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО6 к Федеральному казенному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия», Федеральному казённому учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», Федеральному казённому учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в лице Южного филиала о признании незаконным решения об отказе в постановке на учёт для получения жилого помещения со дня первоначальной подачи рапорта, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении, восстановлении в Списках очередников на получение жилого помещения с даты подачи первоначального рапорта,

у с т а н о в и л :

ФИО6 обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.

С ххх он работал в должности <данные изъяты> военизированной пожарной части № Отдела ГСП МВД РК г.Элиста. После службы в Вооруженных Силах РФ с ххх – <данные изъяты> ПЧ № технической службы Отдела ГСП МВД, с ххх – <данные изъяты> ПЧ № Управления ГСП МЧС России Республики Калмыкия, с ххх – <данные изъяты> ПЧ № ГСП МЧС РФ по РК, с ххх – <данные изъяты> ПЧ № Управления по делам ГО и ЧС г.Элиста, с ххх переведен на должность <данные изъяты> ПЧ № Управления ГО и ЧС г.Элиста, с ххх – <данные изъяты> ПЧ № отряда ГПС МЧС России по РК, г.Элиста, с ххх – <данные изъяты> ПЧ № ЦУС ФСП по РК г.Элиста, с ххх года и по настоящее время – <данные изъяты> ПЧ № ЦУКС МЧС России по РК г.Элиста. В период службы ххх им подан рапорт о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении с составом семьи 3 человека: <данные изъяты>. С момента постановки на жилищный учет жилищно-бытовой комиссией каждый год составлялись списки очередников на получение жилых помещений, каждый год в жилищную комиссию по месту работы им подавались необходимые документы для перерегистрации. Приказом Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 298 от 25 июля 2011 года с 1 октября 2011 года на ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее Госэкспертиза МЧС России), возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению. ФКУ «Центр Управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по РК» направило все учетные жилищные дела сотрудников внутренней службы в Южный филиал ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». В ххх года ему направлена выписка из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения, от ххх №, согласно которой ему с составом 4 человек <данные изъяты> отказано в постановке на учет для получения жилого помещения с момента подачи первоначального рапорта с ххх. Основанием для отказа послужила неправомерная, по мнению комиссии, постановка его на учет в ххх году, так как на момент постановки он зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащему ФИО1, и был обеспечен жилой площадью. Считает, что ему неправомерно отказано в постановке на учет Южным филиалом ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». Фактически ответчик снял его с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий. Комиссией не принято во внимание то обстоятельство, что решением жилищно-бытовой комиссии он уже в ххх году принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Снятие с учета носит исключительный характер и принятый на учет гражданин сохраняет свое право состоять на учете впредь до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо возникновения прямо указанных в Жилищном кодексе обстоятельств, являющихся основанием для снятия его с учета. Факт его регистрации в квартире отца ФИО1 не является основанием для ущемления его жилищных прав, не свидетельствует о том, что у он имеет право претендовать на собственность отца или впоследствии может стать собственником указанного жилого помещения. Фактически с со своей семьей он проживает по адресу: <адрес> по договору найма жилого помещения, собственником которого является ФИО2 С момента постановки на учет и по настоящее время жильем он и его семья не обеспечены, в собственности жилая недвижимость у них отсутствует. Комиссией также не учтено, что по адресу: <адрес> на площади 45,42 кв.м зарегистрировано 10 человек. Ответчик направил его учетное дело в Южный филиал ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» на повторное рассмотрение незаконно, так как решением жилищно-бытовой комиссии он принят на учет как нуждающийся в жилом помещении и сохранил свое право состоять в очереди до получения жилого помещения.

Просил суд признать действия ФКУ ЦУКС МЧС РФ по РК по направлению учетного дела на повторное рассмотрение о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем в южный филиал ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» незаконными, признать незаконным решение (протокол №) заседания комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от ххх в части отказа истцу в постановке на учет для получения жилого помещения со дня подачи первоначального рапорта от ххх, обязать ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» поставить истца и членов его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи первоначального рапорта от ххх, в списках очередников на получение жилых помещений в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», взыскать компенсацию морального вреда в сумме ххх руб.

В судебное заседание ФИО6 не явился несмотря на извещение о времени и месте судебного заседания.

Представители истца ФИО7 и ФИО8 исковые требования уточнили, просили суд признать незаконным решение (протокол №) заседания комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от ххх в части отказа истцу в постановке на учет для получения жилого помещения со дня подачи первоначального рапорта от ххх, обязать ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» поставить истца и членов его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи первоначального рапорта от ххх, в списках очередников на получение жилых помещений в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», взыскать компенсацию морального вреда в сумме ххх руб.

Представитель ответчика ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия» ФИО9 исковые требования не признал.

Представитель ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в судебное заседание не явился несмотря на извещение о времени и месте судебного заседания. Сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайство об отложении дела, возражений относительно иска не поступило.

На основании ст.167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Выслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст.29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент принятия истца на жилищный учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались в том числе граждане, проживающие длительное время на условиях найма в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п.1,3-6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Как следует из материалов дела, с ххх ФИО6 работал в должности <данные изъяты> военизированной пожарной части № Отдела ГСП МВД РК г.Элиста. После службы в вооруженных силах с ххх – <данные изъяты> ПЧ № технической службы Отдела ГСП МВД, с ххх – <данные изъяты> ПЧ № Управления ГСП МЧС России Республики Калмыкия, с ххх – <данные изъяты> ПЧ № ГСП МЧС РФ по РК, с ххх – <данные изъяты> ПЧ № Управления по делам ГО и ЧС г.Элиста, с ххх переведен на должность <данные изъяты> ПЧ № Управления ГО и ЧС г.Элиста, с ххх – <данные изъяты> ПЧ № отряда ГПС МЧС России по РК, г.Элиста, с ххх – <данные изъяты> ПЧ № ЦУС ФСП по РК г.Элиста, с ххх года и по настоящее время – <данные изъяты> ПЧ № ЦУКС МЧС России по РК г.Элиста. В период службы ххх ФИО6 подан рапорт о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении с составом семьи 3 человека: <данные изъяты>. Он с составом сеьи 3 человека поставлен на учет. С момента постановки на жилищный учет жилищно-бытовой комиссией каждый год составлялись списки очередников на получение жилых помещений, каждый год в жилищную комиссию по месту работы истцом подавались необходимые документы для перерегистрации.

Приказом МЧС России от 25 июля 2011 года №398 «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» функции по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы возложены на ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».

Во исполнение указанного приказа ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по РК» передало в 2011 году учетные дела своих сотрудников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещений в Южный филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». По результатам рассмотрения учетного дела ФИО6 решением заседания комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от ххх (протокол №13) решено: отказать <данные изъяты> ФИО6 в постановке на учет для получения жилого помещения со дня подачи рапорта (с ххх). Отказ мотивирован тем, что в Цыбулин зарегистрирован по адресу: <адрес> доме, принадлежащем ФИО1, общая площадь 45,42 кв.м, жилая площадь 32,75 кв.м. Проживает по адресу: <адрес> по договору найма жилого помещения от ххх. Согласно протокола УГПС МВД РК от ххх № и приложение № ФИО6 поставлен на учет с составом семьи 3 человека. На момент постановки на учет в 1996 году, согласно ст.29 ЖК РСФСР пункта 1 (обеспечен жилой площадью на одного человека семьи более установленной нормы по Республике Калмыкия). ххх у истца родилась дочь ФИО3, которая также включена в состав его семьи.

Данный отказ суд находит необоснованным.

Согласно ст. ст. 1 и 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ с 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ и признан утратившим Жилищный кодекс РСФСР и другие законы и нормативные акты в области жилищного законодательства.

Статьей 4 данного Федерального закона предусмотрено, что впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются поскольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

В соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Поскольку правоотношения между сторонами, то есть право истца на постановку на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязанность ответчика поставить его на указанный учёт, возникли до принятия Жилищного кодекса РФ, необходимо применить к этим правоотношениям нормы Жилищного кодекса РСФСР.

В соответствии со ст.30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

В силу ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР и ст. 14 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335, (далее Примерные правила) принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

В соответствии с п.7 Примерных правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: а) отсутствие жилой площади; б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. «б»); проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади (п. «з»).

Согласно ст.56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

По представленным документам, учетному делу, решением жилищной комиссии Управления Государственной противопожарной службы МЧС России по РК от ххх (протокол №) ФИО6 поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении с момента подачи рапорта с ххх.

Из пояснений истца, представленных истцом документов следует, что все необходимые документы, подтверждающие право состоять на жилищном учете, сданы им в жилищную комиссию по месту работы (службы); во время подачи рапорта в 1996 году у ФИО6 отсутствовало собственное жилье, он нуждался в жилом помещении и нуждается в нем в настоящее время, что подтверждается исследованным в судебном заседании учётным делом.

Как следует из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ххх №, сведения о правах ФИО6, ххх года рождения, адрес: <адрес>, на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества за период с ххх по ххх не могут быть представлены, поскольку в Едином государственном реестре прав этого субъекта отсутствуют.

Как следует из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия ххх №, сведения о правах ФИО6, ххх года рождения, адрес преимущественного пребывания: <адрес> на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества за период с ххх по ххх не могут быть представлены, поскольку в Едином государственном реестре прав этого субъекта отсутствуют.

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия ххх №, сведения о правах ФИО4, ххх года рождения, адрес преимущественного пребывания: <адрес> на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества за период с ххх по ххх не могут быть представлены, поскольку в Едином государственном реестре прав этого субъекта отсутствуют.

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия ххх №, сведения о правах ФИО3, ххх года рождения, адрес преимущественного пребывания: <адрес> на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества за период с ххх по ххх не могут быть представлены, поскольку в Едином государственном реестре прав этого субъекта отсутствуют.

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия ххх №, следует, что сведения о правах ФИО5, ххх года рождения, адрес преимущественного пребывания: <адрес> на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества за период с ххх по ххх не могут быть представлены, поскольку в Едином государственном реестре прав этого субъекта отсутствуют.

Согласно справке, выданной ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РК ххх за исх. №, по учетным данным за ФИО6 права на объекты капитального строительства в г.Элиста РК по состоянию до 1999 года не зарегистрированы.

По справке, выданной ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РК ххх за исх. №, по учетным данным за ФИО4 права на объекты капитального строительства в г.Элиста РК по состоянию до 1999 года не зарегистрированы.

Согласно справке, выданной ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РК ххх за исх. №, по учетным данным за ФИО5 права на объекты капитального строительства в г.Элиста РК по состоянию до 1999 года не зарегистрированы.

Как следует из выписки из домовой книги квартиросъемщика, по адресу: <адрес> зарегистрированы: <данные изъяты>.

По справке о составе семьи, выданной МКУ «Дирекция единого заказчика» ххх за исх. №, следует, что ФИО6, ххх г.р. зарегистрирован по адресу: <адрес> имеет семью, в состав которой входят: <данные изъяты>.

Согласно договору найма жилого помещения гражданином у гражданина от ххх, зарегистрированному в Межрайонной ИФНС России № по Республике Калмыкия ххх за №, наймодатель в лице ФИО2 предоставляет нанимателю в лице ФИО6 и членам его семьи за плату во временное владение и пользование жилое помещение для проживания с семьей из 4-х человек по адресу: <адрес>.

Исследованные в судебном заседании доказательства, в том числе рапорт ФИО6 от ххх, протокол заседания жилищной комиссии УГПС МЧС России по Республике Калмыкия от ххх №6, списки нуждающихся в предоставлении жилой площади за 1999, 2004, 2008, 2009, 2010 годы свидетельствуют о том, что ФИО6 с ххх принят на учет нуждающихся в жилом помещении, с момента постановки на учет истец проходил перерегистрацию. С учета нуждающихся в улучшении жилищных условий он не исключался, жилищные условия не улучшил.

Основания для принятия его на учет нуждающихся в жилом помещении на момент подачи рапорта и принятия на учет имелись, так как у истца отсутствовало в собственности либо по социальному найму жилое помещение.

Основания, предусмотренные ст.56 Жилищного кодекса РФ, для снятия ФИО6 с жилищного учета отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение жилищной комиссии от ххх по отказу в постановке на жилищный учет ФИО6 с даты подачи рапорта – ххх является неправомерным.

Ссылка в отказе ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» на то, что на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО1, и был обеспечен жилой площадью является неправомерным.

Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с включением в ее состав входящих по состоянию на 1 октября 2001 г. в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральных и территориальных органов, подразделений, учреждений, предприятий, организаций с состоящим на их балансе имуществом.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года №1309 Государственная противопожарная служба МЧС России является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации. До принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации лицам рядового и начальствующего состава, работникам Государственной противопожарной службы МЧС России и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации. В целях реализации данного Указа принят приказ Министра МЧС России и Министра внутренних дел РФ №84 от 31 января 2002 г. «О порядке обеспечения жилой площадью личного состава государственной противопожарной службы», согласно которому до 31 декабря 2002 г. за личным составом ГПС МЧС России сохранялась существующая очередность на получение жилья и улучшение жилищных условий, а также распространен порядок распределения жилой площади в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Следовательно, ФИО6 сохранил право состоять на жилищном учете после преобразования Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

При таких данных ФИО6, вставший на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как сотрудник МЧС России, приобрел право на обеспечение жильем в момент постановки его на учет и не утратил его впоследствии.

Фактически действиями ответчика произведено снятие истца с жилищного учета с ххх. Между тем, снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях носит исключительный характер, а принятый на учет сохраняет право состоять на учете до получения жилого помещения либо возникновения прямо указанных в жилищном законодательстве обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета.

Перечень, предусмотренный ст.56 Жилищного кодекса РФ, является исчерпывающим, снятие граждан с учета по иным основаниям недопустимо.

Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 года № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713» уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей.

    В силу абзаца 2 ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту жительства не влечет правовых последствий в виде приобретения права на жилое помещение по месту регистрации гражданина. Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от ххх №, на основании ст. 56 п. 6 Жилищного кодекса РФ ФИО6 снят с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как следует из материалов дела и пояснений представителей истца, на момент постановки на учет ФИО6 был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности отцу истца ФИО1, но не проживал в этом помещении.

Суд находит обоснованными доводы истца и его представителя о том, что ФИО6 собственником данного жилого помещения не являлся, его регистрация в данной квартире не свидетельствует о том, что у него есть право претендовать на собственность ФИО1 или он впоследствии может стать собственником данного имущества.

Следовательно, регистрация в данном жилом помещении не указывает на отсутствие у истца нуждаемости в получении жилья.

Ответчиками не учтено, что в 2012 году по адресу: <адрес> на площади 45,42 кв.м зарегистрировано 10 человек.

В отношении истца ответчиком также не представлены доказательства того, что им в жилищную комиссию представлены документы, содержащие не соответствующие действительности сведения и послужившие основанием для принятия на учет, а также доказательства неправомерных действий должностных лиц жилищной комиссии при решении вопроса о принятии на учет.

Следовательно, оснований полагать, что в 1996 году ФИО6 неправомерно поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется.

С момента постановки в 1996 году на учет истец жильем не обеспечен.

Учетное дело направлено в Южный филиал ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» фактически на повторное рассмотрение вопроса по постановке на учет. Между тем, решением жилищно-бытовой комиссии он уже был принят на учет и сохранил свое право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до получения жилого помещения.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом доказаны обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований. Суд оценивает представленные истцом доказательства как достоверные. Факт подачи истцом рапорта от ххх и проведения заседания жилищной комиссии ххх, на котором решено поставить его на жилищный учет со дня подачи рапорта, подтверждается исследованными в судебном заседании оригиналами этих документов, материалами учетного дела, показаниями председателя жилищной комиссии на то время.

Возражения и доказательства в обоснование возражений относительно иска и представленных истцом доказательств ответчиком не представлены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности и необходимости удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от ххх в части отказа истцу в постановке на учет для предоставления жилого помещения со дня подачи соответствующего рапорта от ххх, возложении обязанности поставить истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи первоначального рапорта – с ххх, восстановлении истца в Списке очередников на получение жилых помещений в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».

Возражения и доказательства в обоснование возражений относительно иска и представленных истцом доказательств ответчиком не представлены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности и необходимости удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от ххх в части отказа истцу в постановке на учет для предоставления жилого помещения со дня подачи соответствующего рапорта от ххх, возложении обязанности поставить истца с членами семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи первоначального рапорта – с ххх, восстановлении истца с членами семьи в Списке очередников на получение жилых помещений в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».

Исковые требования о признании незаконными действия ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия» незаконными в связи с направлением его учетного дела в Южный филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» для повторного решения вопроса о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи первоначального рапорта от ххх по этим же основаниям не подлежат удовлетворению, так как этими действиями жилищные права истца не нарушены.

В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Доказательства, подтверждающие причинение истцу физических или нравственных страданий действиями ответчиков, истцом не представлены.

По этой причине исковые требования к ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия», к ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о компенсации морального вреда солидарно в размере ххх руб. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

р е ш и л :

    Исковые требования ФИО6 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение заседания комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала Федерального казённого учреждения «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от ххх № в части отказа ФИО6 в постановке на учет для получения жилого помещения со дня подачи первоначального рапорта от ххх, с составом семьи 4 человека.

Обязать Федеральное казённое учреждение «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в лице Южного филиала Федерального казённого учреждения «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» поставить ФИО6 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека <данные изъяты> с даты подачи первоначального рапорта ххх.

Обязать Федеральное казённое учреждение «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в лице Южного филиала Федерального казённого учреждения «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» восстановить ФИО6 с членами семьи в списках очередников на получение жилых помещений Федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия»,

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий                          Е.В. Богзыкова