ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3674/2015 от 24.02.2016 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Рязань 24 февраля 2016 года

Судья Советского районного суда г.Рязани Ерофеева Л.В.,

при секретаре Пискаревой А.С.

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к ООО МСК «Страж» им.С.Живаго о признании недействительным в части договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, взыскании излишне уплаченной страховой премии, неустойки и компенсации морального вреда, внесении данных в Единую автоматизированную систему обязательного страхования,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО МСК «Страж» им. С.Живаго о взыскании излишне уплаченной страховой премии, неустойки и компенсации морального вреда, внесении данных в Единую автоматизированную систему обязательного страхования. Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ООО «МСК «Страж» им. С. Живаго был заключен договор ОСАГО сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается полисом серии <данные изъяты> №, страховая премия в размере <данные изъяты> уплачена полностью; лицами, допущенными к управлению транспортными средствами, были указаны: ФИО1, Т.И.В. и Т.Р.Н. Полагает, что при заключении договора ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ были нарушены его права как страхователя, поскольку Т.И.В. и Т.Р.Н. ООО МСК «Страж» был присвоен <данные изъяты> класс <данные изъяты> а ему (истцу) - <данные изъяты> класс <данные изъяты> тогда как ему, как и другим допущенным к управлению транспортным средством лицам, ответчиком по договору ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ должен быть присвоен <данные изъяты> класс, что соответствует <данные изъяты> это подтверждается проведенной проверкой отделения по Владимирской области ГУ по ЦФО г.Москвы ЦБ РФ и письмом от ДД.ММ.ГГГГ №. В нарушение положений Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 года № «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками» при определении страховой премии ему произведен расчет с повышенным показателем КБМ, в связи с чем с него необоснованно была истребована страховая премия в сумме <данные изъяты>, что соответствует <данные изъяты> классу <данные изъяты> то есть применена скидка <данные изъяты>%. Полагает, что при заключении указанного выше договора ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ должна была быть применена скидка <данные изъяты>%, что соответствует <данные изъяты> классу <данные изъяты>; сумма, подлежащая уплате по данному договору, должна была составлять <данные изъяты>, в связи с чем со страховой компании в его пользу подлежит взысканию излишне уплаченная страховая сумма в размере <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ООО МСК «Страж» с претензией, в которой предлагал возвратить ему излишне уплаченную страховую сумму, внести соответствующие изменения в базу АИС ОСАГО и возместить моральный вред в сумме <данные изъяты> в 10-дневный срок, однако ни одно требование его претензии ответчик до настоящего времени не исполнил. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в удовлетворении доводов претензии.

Просил обязать ООО МСК «Страж» им. С.Живаго внести данные КБМ (0,65) класс 10 на ФИО1, Т.И.В., Т.Р.Н. в Единую автоматизированную систему обязательного страхования; взыскать с ответчика излишне уплаченную сумму страховой премии в размере <данные изъяты>, неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения судом из расчета <данные изъяты> (стоимость излишне уплаченной денежной суммы) х 3% х количество дней, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по день вынесения решения суда; расходы за составление искового заявления в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом.

В ходе производства по делу ФИО1 исковые требования увеличил, дополнительно предъявив к ответчику требование о признании недействительными условий договора ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ (полис <данные изъяты> №) в части установления коэффициента бонус-малус и определения размера страховой премии со ссылкой на то, что оспариваемое условие договора противоречит законодательству и нарушает права истца как потребителя; дополнительно просил взыскать расходы по ксерокопированию документов в размере <данные изъяты>

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал полностью и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО2 иск не признала, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ источником сведений о предыдущем периоде страхования для правильного расчёта КБМ может быть только информация, содержащаяся в АИС РСА, на основании которой ООО МСК «Страж» и произвёл расчёт страховой премии по договору ОСАГО, заключенному с ФИО1 сначала ДД.ММ.ГГГГ, а затем ДД.ММ.ГГГГ Законность действий страховщика была проверена Центробанком России, отозвавшим вынесенное ООО МСК «Страж» предписание после изучения представленных документов, доказательств исправления неточностей, содержащихся в АИС ОСАГО в отношении ФИО1, Т.И.В. и Т.Р.Н., допущенных предыдущим страховщиком ООО «Росгосстрах», не представлено.

Суд, выслушав объяснения истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный Закон № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту - ФЗ «Об ОСАГО»), который определяет правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.8 указанного Федерального Закона, регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В соответствии со ст.9 ФЗ «Об ОСАГО» страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица;

б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

в) технических характеристик транспортных средств;

в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;

г) сезонного использования транспортных средств;

д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (коэффициент бонус-малус, или КБМ) установлен указанием Центрального Банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно Приложению № которого установлен <данные изъяты> класс для КБМ, равного <данные изъяты> класс - для КБМ, равного <данные изъяты> класс для КБМ, равного <данные изъяты> класс для КБМ, равного <данные изъяты>

По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии сведений указанным водителям присваивается класс <данные изъяты>.

Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

Аналогичные классы были установлены и Постановлением Правительства РФ от 08 декабря 2005г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии», действовавшим до 11 октября 2014 года.

Кроме указанного коэффициента, при определении размера страховой премии применяются: коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ); коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО); коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС); коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории <данные изъяты> (КМ); коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (КПр); коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (КС); коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования (КП).

В соответствии со ст.30 ФЗ «Об ОСАГО» в целях информационного обеспечения возможности заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа, осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков, применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, контроля за осуществлением обязательного страхования и реализации иных положений настоящего Федерального закона создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании (далее по тексту - АИС ОСАГО).

Оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков.

Оператор автоматизированной информационной системы обязательного страхования организует и (или) осуществляет обработку персональных данных, формируемых в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных в целях обеспечения реализации положений настоящего Федерального закона;

Согласно п.6 ст.30 ФЗ, страхователь для заключения договора обязательного страхования или внесения в него изменений обязан предоставить свои персональные данные, персональные данные собственника транспортного средства, а в случае, если заключаемый договор обязательного страхования предусматривает управление транспортным средством указанными страхователем водителями, - персональные данные каждого из таких водителей.

В соответствии с п.10 ст.15 ФЗ «Об ОСАГО» при прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора ОСАГО (далее - сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - АИС ОСАГО).

Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

В силу п.10.1 ФЗ «Об ОСАГО», при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов определяются Банком России. При этом размер страховой премии определяется с учётом наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, для чего применяется коэффициент КБМ.

Сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах, о продолжительности страхования предоставляются страховщиками страхователю бесплатно в письменной форме и вносятся в АИС ОСАГО, оператором которой, организующим и осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков - РСА.

В судебном заседании установлено, что между ФИО1 и ООО МСК «Страж» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что подтверждается страховым полисом <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно указанному страховому полису, истцом была застрахована автогражданская ответственность при управлении транспортным средством - автомобилем <данные изъяты> госномер №, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следующих лиц: его самого, Т.И.В. и Т.Р.Н.

При заключении договора истцом уплачена страховая премия в размере <данные изъяты>, что подтверждается квитанцией №.

Как указано в заявлении ФИО1 о заключении договора ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ, страховая премия рассчитана исходя из базовой ставки страхового тарифа <данные изъяты> с применением коэффициентов: <данные изъяты> Своей подписью в заявлении ФИО1 подтвердил присвоение класса, зависящего от наличия страховых выплат, ему самому - <данные изъяты>, Т.И.В. и Т.Р.Н. - <данные изъяты>

В предыдущий период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданская ответственность ФИО1, Т.И.В. и Т.Р.Н. также была застрахована в ООО МСК «Страж», что подтверждается страховым полисом серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно заявлению ФИО1 о заключении договора ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ, подписанному им собственноручно, при расчёте страховой премии размер базового тарифа <данные изъяты> умножался на указанные выше коэффициенты, кроме коэффициента КБМ, который был принят равным <данные изъяты>, что соответствовало <данные изъяты> классу, присвоенному каждому из водителей: ФИО1, Т.И.В. и Т.Р.Н.

До указанного времени, в период с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ, гражданская ответственность ФИО1 при управлении автомобилем <данные изъяты> госномер № страховалась им в ООО «Росгосстрах», с включением в состав лиц, допущенных к управлению указанным транспортным средством, также Т.Р.Н. и Т.И.В.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ООО «Росгосстрах» были выданы Сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортного средства по договору обязательного страхования №, заключенному на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым всем указанным водителям присвоен <данные изъяты> класс, зависящий от наличия страховых выплат на дату заключения договора (соответствует КБМ, равному <данные изъяты>), страховые случаи за период действий договора не зафиксированы.

На обращение истца в ООО «Росгосстрах» с заявлением о несоответствии указанных сведений действительности был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором страховщиком подтверждён данный факт, в связи с чем, исходя из подлежавшего применению при расчёте страховой премии коэффициента КБМ 0,7 предложено получить излишне уплаченную страховую премию в размере <данные изъяты>

Между тем, как достоверно установлено судом и подтверждается скриншотами страниц АИС ОСАГО, на момент заключения ФИО1 договора ОСАГО с ООО МСК «Страж» от ДД.ММ.ГГГГ, в АИС ОСАГО содержались сведения присвоении ФИО1, Т.И.В. и Т.Р.Н. классов, зависящих от наличия страховых выплат, <данные изъяты> соответственно, что соответствует КБМ, равному <данные изъяты> соответственно.

Поскольку при расчёте страховой премии применяется максимальное значение коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством, указанным коэффициент был принят равным <данные изъяты>.

Указанные в заявлении ФИО1 о заключении договора ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ данные не противоречили информации, содержащейся в АИС ОСАГО.

Поскольку за период действия договора ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ страховых случаев зафиксировано не было, при заключении договора ОСАГО ДД.ММ.ГГГГ класс водителей был страховщиком повышен и установлен: ФИО1 - <данные изъяты>, Т.И.В. - <данные изъяты>, Т.Р.Н. - <данные изъяты> каковые изменения внесении в базу АИС ОСАГО.

ФИО1 неоднократно обращался в отделение по Владимирской области Главного управления по Центральному федеральному округу г.Москва Банка России по вопросу неправильного применения ООО МСК «Страж» коэффициента КБМ при расчёте страховой премии по договору ОСАГО, заключенному с ним ДД.ММ.ГГГГ, по результатам первоначальной проверки письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было сообщено о нарушении ответчиком порядка применения страховых тарифов и вынесении в адрес ООО МСК «Страж» предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

После этого ФИО1 обратился к ответчику с досудебной претензией, в которой со ссылкой на указанное выше письмо отделения по Владимирской области Главного управления ЦБ РФ по ЦФО содержалось требование о возврате ему излишне уплаченной суммы страховой премии, внесении в базу АИС ОСАГО сведений о присвоенных значениях КБМ на ФИО1, Т.Р.Н. и Т.И.Н. и возмещении морального вреда в сумме <данные изъяты>

На указанную претензию ООО МСК «Страж» был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывалось, что при заключении договоров обязательного страхования в целях расчёта страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат страховщик использовал информацию, содержащуюся в АИС ОСАГО, что подтверждается скриншотами страниц АИС ОСАГО.

В ходе последующих проверок Банком России было установлено, что на дату заключения между ФИО1 и ООО МСК «Страж» договора ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ (полис серии <данные изъяты> №) сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в автоматизированной информационной системе обязательного страхования содержались внесенные ООО «Росгосстрах» сведения о применении в отношении ФИО1, Т.И.В. и Т.Р.Н. <данные изъяты> класса (значение КБМ = <данные изъяты>) при расчёте страховой премии по договору ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ (полис серии <данные изъяты> №) сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако при заключении данного договора с ООО «Росгосстрах» в заявлении страхователя были представлены сведения о водителях Т., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, Т.Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, и Т.И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения (в действительности её дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ), при этом ООО «Росгосстрах» была допущена техническая ошибка в указании фамилии Т.Р.Н., которая указана в АИС ОСАГО как «Трифанов». В заявлении о заключении договора ОСАГО с ООО «Росгосстрах» от ДД.ММ.ГГГГ самим страхователем (ФИО1) дата рождения Т.И.В. была указана как ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с допущенными неточностями страховщиками в АИС ОСАГО направлялись разные сведения для формирования хэш-значений в отношении лиц, указанных в договорах ОСАГО, и на дату заключения с ООО МСК «Страж» договора ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ АИС ОСАГО содержало сведения о присвоенных значениях КБМ = <данные изъяты> всем лицам, указанным в договоре и допущенным к управлению транспортным средством, которые были определены при заключении последнего закончившегося договора ОСАГО с ООО «Росгосстрах», но в связи с внесением страховщиками различных данных (фамилий и дат рождения) АИС ОСАГО идентифицировало их как разных лиц и формировало хэш-значения с разными классами аварийности и значениями КБМ.

Между тем в ходе судебного разбирательства по настоящему делу достоверно установлено, что на момент заключения между ФИО1 и ООО МСК «Страж» договора ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ гражданская ответственность как ФИО1, так и Т.И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, и Т.Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, была застрахована на протяжении многих лет сначала в ООО «Росгосстрах», а затем в ООО МСК «Страж», при этом на момент заключения договора ОСАГО между истцом и ООО «Росгосстрах» всем указанным водителям подлежал присвоению КБМ <данные изъяты> (класс аварийности 9).

В соответствии с п.1 ст.168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу п.2 ст.168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В п.76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (статья 3, пункты 4 и 5 статьи 426 ГК РФ).

В силу ст.1 ФЗ «Об ОСАГО» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является публичным.

Согласно п.2 ст.426 ГК РФ, в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п.4 ст.426 ГК РФ).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны (п.5 ст.426 ГК РФ).

Следовательно, при отсутствии страховых случаев по договорам ОСАГО на момент заключения между ФИО1 и ООО МСК «Страж» договора ОСАГО ДД.ММ.ГГГГ при расчёте страховой премии подлежал применению страховой коэффициент КБМ <данные изъяты>, соответствующий <данные изъяты> классу, а значит, в части применения указанного коэффициента в размере <данные изъяты>, соответствующего <данные изъяты> классу аварийности, договор является недействительным.

В соответствии со ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно ст.180 ГК РФ, недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Анализируя установленные обстоятельства, подтверждённые исследованными доказательствами, суд приходит к выводу о том, что иск ФИО1 в части признания недействительным оспариваемого условия договора ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ является обоснованным и подлежит удовлетворению, в связи с чем в его пользу с ООО МСК «Страж» подлежит взысканию излишне уплаченная во исполнение недействительного условия договора страховая премия в размере <данные изъяты> (взысканная при заключении договора страховая премия <данные изъяты> за вычетом страховой премии, подлежащей уплате с учётом КБМ <данные изъяты>

Также на ответчика подлежит возложению обязанность по внесению в автоматизированную информационную систему обязательного страхования гражданской ответственности (АИС ОСАГО) сведений о присвоении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, Т.Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, и Т.И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, на момент заключения договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ - 10 класса, зависящего от наличия страховых выплат, исходя из значения коэффициента КБМ - <данные изъяты>, поскольку правом на внесение соответствующих сведений в АИС ОСАГО наделен только страховщик, заключивший последний договор ОСАГО со страхователем.

Разрешая иск ФИО3 в части взыскания с ответчика неустойки и компенсации морального вреда, суд исходит из того, что в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, данными в п. 33 Постановления от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в случае предъявления гражданином требования о признании сделки недействительной применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае признания недействительными условий заключенного с потребителем договора подлежат применению последствия, предусмотренные пунктом 2 статьи 167 ГК РФ.

Нормами ГК РФ в качестве последствий недействительности сделки взыскание штрафных санкций не предусмотрено, соответственно на них не распространяются положения ст.ст.15, 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также п.6 ст.13 указанного Закона РФ, поскольку требования истца о взыскании с ответчика денежных средств основаны на ничтожности части сделки, а не на недостатках услуги страхованию.

Вышеизложенное также следует из разъяснений, данных в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Кроме того, в силу ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором, и освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

Статьёй 15 Закона установлено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Учитывая, что в силу п.6 ст.30 ФЗ «Об ОСАГО» именно на страхователя возлагается обязанность при заключении договора обязательного страхования или внесении в него изменений предоставить свои персональные данные, а в случае, если заключаемый договор обязательного страхования предусматривает управление транспортным средством указанными страхователем водителями, - персональные данные каждого из таких водителей, при этом недостоверные сведения о дате рождения водителя Т.И.В. были внесены в АИС ОСАГО на основании собственноручно подписанного ФИО1 заявления, а неверные сведения о фамилии водителя Т.Р.Н. - в связи с технической ошибкой, допущенной сотрудниками ООО «Росгосстрах», суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО МСК «Страж» к гражданско-правовой ответственности за включение в договор ОСАГО, заключенный с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, недействительных его условий в части расчёта страховой премии с применением неверного коэффициента КБМ.

При изложенных обстоятельствах иск ФИО4 в части взыскания с ответчика неустойки и компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере <данные изъяты>: <данные изъяты> по требованию неимущественного характера и 400 по требованию имущественного характера о взыскании излишне уплаченной страховой премии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛА:

Иск ФИО1 удовлетворить частично.

Признать договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, заключенный между ФИО1 и ООО МСК «Страж» ДД.ММ.ГГГГ (страховой полис серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ), недействительным в части размера страховой премии, рассчитанной с применением коэффициента КБМ <данные изъяты>

Взыскать с ООО МСК «Страж» в пользу ФИО1 излишне уплаченную страховую премию в размере <данные изъяты>

Обязать ООО МСК «Страж» внести в автоматизированную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (АИС ОСАГО) сведения о присвоении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, Т.Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, и Т.И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, на момент заключения договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> класса, зависящего от наличия страховых выплат, исходя из значения коэффициента КБМ - <данные изъяты>.

В остальной части в иске ФИО1 отказать.

Взыскать с ООО МСК «Страж» госпошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья - подпись