Дело № 2-3675/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2016 года город Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего - Бегиашвили Ф.Н.,
при секретаре - Овчинниковой А.С.,
с участием:
помощника прокурора города Пятигорска - Иванниковой Д.К.,
ответчика - ИП ФИО1,
представителя ОНД по городу Пятигорску Управления надзорной деятельности профилактической работы ГУ МЧП России по Ставропольскому краю - ФИО2, (действующего на основании доверенности),
ответчика - ИП ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по иску прокурора города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 о признании деятельности по заготовке, хранению, переработке, реализации лома и отходов черных металлов незаконной и возложении обязанности по прекращению деятельности по заготовке, хранению, переработке, реализации лома и отходов черных металлов до получения соответствующей лицензии,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор, выступая в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Пятигорский городской суд с иском к ИП ФИО1 о признании деятельности по заготовке, хранению, переработке, реализации лома и отходов черных металлов незаконной и возложении обязанности по прекращению деятельности по заготовке, хранению, переработке, реализации лома и отходов черных металлов до получения соответствующей лицензии.
Свои требования процессуальный истец мотивирует тем, что ИП ФИО1 зарегистрирован в Межрайонной инспекции ФНС № по Ставропольскому краю с ДД.ММ.ГГГГ (ИИН ОГРНИП №). Согласно выписке из ЕГРИП основным видом экономической деятельности ИП ФИО1 является деятельность по розничной торговле в палатках и на рынках, дополнительным видом деятельности - обработка металлических отходов и лома. Со слов ИП ФИО1 фактическую деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов на данной территории ИП ФИО1 осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ.
Прокуратурой г. Пятигорска по результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что ИП ФИО1 на земельном участке, принадлежащем ему на праве аренды в соответствии с договором аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ с собственником земельного участка ФИО3, а также дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет предпринимательскую деятельность по заготовке, хранению, переработке, реализации лома и отходов черных металлов. Факт осуществления данной деятельности не отрицается ФИО1 и подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением ИП ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, ИП ФИО1 не вправе осуществлять деятельность по обращению с ломом и отходами черных металлов. Фактически осуществляемая им деятельность является незаконной.
Согласно ст. 13.1 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Правила обращения с ломом и отходами черных металлов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Проверкой выявлены существенные несоответствия осуществляемой ИП ФИО1 деятельности, предъявляемым Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 г. № 369, требованиям, а именно в нарушение п. 4 Правил в пункте приема отсутствовала информация о фамилии, имени, отчестве индивидуального предпринимателя, номера его телефонов; условия приема и цены на лом и отходы черных металлов, цветных металлов; перечень разрешенных для приема лома и отходов цветных металлов от физических лиц, утвержденного Правительством Ставропольского края.
В нарушение п. 5 Правил ИП ФИО1 не представлено нотариально заверенной копии документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов черных металлов, цветных металлов; документы на имеющиеся оборудование и приборы, а также документов о проведении их поверок и испытаний; инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов, цветных металлов и проверки их на взрывобезопасность: инструкции о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных металлов, цветных металлов; инструкции о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов.
В нарушение п. 8 Правил ИП ФИО1 на объекте по приему лома и отходов черных металлов не обеспечил проведение радиационного контроля лома и отходов каждой партии металлолома, журнал регистрации измерений не ведется. Данное также нарушает требования СанПин 2.6.1.993-00 «Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома» (п. 4.1, п. 4.6).
В нарушение п. 10 и п. 11 Правил прием металлолома осуществляется без оформления приемосдаточных актов, книга регистрации приемосдаточных актов не заведена.
В нарушение п. 18 Правил не ведется учет отчуждаемого металлолома, т.е. журнал регистрации отчужденных лома и отходов черных металлов не заведен.
Экологическая угроза деятельности по обращению сломом и отходами черных металлов обусловливает проведение государственной экологической экспертизы документов, обосновывающих получение лицензии на осуществление данного вида деятельности (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»), а также проведение радиационного контроля металлолома.
Таким образом, осуществляя деятельность по обращению с ломом и отходами черных металлов без лицензии, ИП ФИО1 не может подтвердить ее безопасность для населения и окружающей природной среды. Отсутствие лицензии исключает возможность осуществления органами специальной компетенции лицензионного контроля за соответствием осуществляемой деятельности предъявляемым требованиям.
Незаконная предпринимательская деятельность ФИО1 нарушает права неопределенного круга лиц на безопасную и благоприятную окружающую среду.
Просит суд признать деятельность ИП ФИО1 (зарегистрирован в Межрайонной инспекции ФНС № 11 по Ставропольскому краю с ДД.ММ.ГГГГ ИИН 263202118156, ОГРНИП №) по заготовке, хранению, переработке, реализации лома и отходов черных металлов незаконной. Возложить на ИП ФИО1 обязанность по прекращению деятельности по заготовке, хранению, переработке, реализации лома и отходов черных металлов до получения соответствующей лицензии.
В судебном заседании помощник прокурора г. Пятигорска - Иванникова Д.К. заявленные требования поддержала в полном объеме и просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании ответчик - ИП ФИО1, в порядке ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, исковые требования прокурора признал, представив суду, соответствующее заявление и пояснил, что действительно осуществлял деятельность по заготовке, хранению, переработке, реализации лома и отходов черных металлов по адресу: , без соответствующей лицензии. Просил суд вынести решение с учетом его признания иска.
В судебном заседании представитель ОНД по городу Пятигорску Управления надзорной деятельности профилактической работы ГУ МЧП России по Ставропольскому краю - ФИО2, действующий на основании доверенности, полагал требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель Комитета СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию и представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в г. Пятигорске, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте слушания гражданского дела в судебное заседание не явились, о причинах уважительности своей неявки суд в известность не поставили.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства - с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке.
В соответствии с указанной выше статьей правосудие по гражданским делам осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон, при этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно истцу.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Исковое заявление прокурора города Пятигорска данным требованиям закона соответствует.
Судом установлено, что ИП ФИО1 зарегистрирован в Межрайонной инспекции ФНС № 11 по Ставропольскому краю с ДД.ММ.ГГГГ (ИИН 263202118156, ОГРНИП №). Согласно выписке из ЕГРИП основным видом экономической деятельности ИП ФИО1 является деятельность по розничной торговле в палатках и на рынках, дополнительным видом деятельности - обработка металлических отходов и лома.
Из представленного суду акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ИП ФИО1 на земельном участке, принадлежащем ему на праве субаренды в соответствии с договором аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ с собственником земельного участка ФИО3, а также дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет предпринимательскую деятельность по заготовке, хранению, переработке, реализации лома и отходов черных металлов (л. д. 12-14).
В соответствии с п. 34 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 года № 1287, заготовка - приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации; хранение - содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов с целью последующей переработки и (или) реализации; переработка - процессы сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов; реализация - отчуждение лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
В соответствии со ст. 49 ГК РФ, коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Право лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с ч. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Согласно ст. 13.1 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Правила обращения с ломом и отходами черных металлов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из доводов процессуального истца, изложенных в иске следует, что проверкой выявлены существенные несоответствия осуществляемой ИП ФИО1 деятельности, предъявляемым Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 г. № 369, требованиям, а именно в нарушение п. 4 Правил в пункте приема отсутствовала информация о фамилии, имени, отчестве индивидуального предпринимателя, номера его телефонов; условия приема и цены на лом и отходы черных металлов, цветных металлов; перечень разрешенных для приема лома и отходов цветных металлов от физических лиц, утвержденного Правительством Ставропольского края. В нарушение п. 5 Правил ИП ФИО1 не представлено нотариально заверенной копии документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов черных металлов, цветных металлов; документы на имеющиеся оборудование и приборы, а также документов о проведении их поверок и испытаний; инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов, цветных металлов и проверки их на взрывобезопасность: инструкции о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных металлов, цветных металлов; инструкции о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов. В нарушение п. 8 Правил ИП ФИО1 на объекте по приему лома и отходов черных металлов не обеспечил проведение радиационного контроля лома и отходов каждой партии металлолома, журнал регистрации измерений не ведется. Также нарушены требования СанПин 2.6.1.993-00 «Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома». В нарушение п. 10 и п. 11 Правил прием металлолома осуществляется без оформления приемосдаточных актов, книга регистрации приемосдаточных актов не заведена. В нарушение п. 18 Правил не ведется учет отчуждаемого металлолома, т.е. журнал регистрации отчужденных лома и отходов черных металлов не заведен.
Указанные нарушения установлены судом и, по существу не оспариваются ответчиком.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиарам обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба, указанного в ч. 1 ст. 2 данного закона.
Экологическая угроза деятельности по обращению сломом и отходами черных металлов обусловливает проведение государственной экологической экспертизы документов, обосновывающих получение лицензии на осуществление данного вида деятельности (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»), а также проведение радиационного контроля металлолома.
Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка - под строительство жилого дома, не соответствует деятельности ответчика, что является грубым нарушением земельного законодательства.
Из изложенного следует, что, осуществляя деятельность по обращению с ломом и отходами черных металлов без лицензии, ИП ФИО1 не может подтвердить ее безопасность для населения и окружающей природной среды. Отсутствие лицензии исключает возможность осуществления органами специальной компетенции лицензионного контроля за соответствием осуществляемой деятельности предъявляемым требованиям.
На основании ст. 8 п. 1 ГК РФ, гражданские права и обязанности вытекают из оснований, предусмотренных законом или иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в силу ст. 55 ч. 3 Конституции РФ, может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты Основ Конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Данные положения закреплены и в ст. 1 ГК РФ.
На основании ст.ст. 2, 41 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу ст. 12 ГПК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу норм, предусмотренных ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, т.е. реализация предоставленных законом прав и свобод каждого отдельного гражданина не должна быть обусловлена отсутствием у неопределенного круга лиц на безопасную и благоприятную окружающую среду.
Исходя из указанных норм закона, предусматривающих право каждого отдельного гражданина на экологическую безопасность, суд считает, на основании представленных в судебное заседание доказательств, требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
Содержание указанной нормы закона следует рассматривать в контексте п.3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон в отстаивании и защите своих прав.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ).
В силу ст. 12 ГПК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств дела, суд считает, что отсутствие у ответчика соответствующей лицензии, ущемляет права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду.
Данные обстоятельства подтверждены указанными выше надлежащими письменными доказательствами, имеющимися в материалах гражданского дела, которым судом дана правовая оценка с учетом требований ст.ст. 60, 67 ГПК РФ.
Оценивая относимость, допустимость и достоверность доказательств, суд приходит к выводу о том, что, в условиях состязательности гражданского процесса, истцом доказаны те обстоятельства, на которые он ссылался как на обоснование своих требований, а ответчиком доводы истца не опровергнуты, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Действиями ответчика нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасную и благоприятную среду.
Поэтому требования истца, с учетом признания ответчиком иска, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
При изложенных обстоятельствах, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не ущемляет прав и охраняемых интересов других лиц.
В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд находит заявленные прокурором требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Государственная пошлина, размер которой в соответствии с пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ составляет - , на основании ч. 1 ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика, так как истец от ее уплаты освобожден на основании п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199, 320, 321 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать деятельность ИП ФИО1, зарегистрированного в Межрайонной инспекции ФНС № 11 по Ставропольскому краю с ДД.ММ.ГГГГ ИИН , ОГРНИП №, по заготовке, хранению, переработке, реализации лома и отходов черных металлов, незаконной.
Возложить на ИП ФИО1 обязанность по прекращению деятельности по заготовке, хранению, переработке, реализации лома и отходов черных металлов до получения соответствующей лицензии.
Взыскать с ИП ФИО1 в доход муниципального образования - город-курорт Пятигорск государственную пошлину в сумме - .
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Пятигорский городской суд в течение месяца, со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, либо апелляционного представления.
Судья Ф.Н. Бегиашвили