Дело № 2-3675/2020 29 октября 2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Поздеевой Ю.М.,
при секретаре судебного заседания Костяевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации МО «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г.Архангельск, <адрес>. В настоящее время в данном жилом помещении зарегистрировано 2 человека (ФИО1, ФИО2). Дом № по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания. Просит обязать Администрацию Муниципального образования «Город Архангельск» предоставить на состав семьи из двух человек, включая ФИО2, во внеочередном порядке жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры по договору социального найма общей площадью не менее 61,3 кв.м., расположенное не выше второго этажа, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта в черте г.Архангельска.
ФИО1, его представитель ФИО3 заявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации МО «Город Архангельск» ФИО4 просила отказать в удовлетворении требований, факт того, что дом признан аварийным, истец состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не оспаривала.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Судом установлено, что правообладателем жилого помещения по адресу: г.Архангельск, <адрес> является муниципальное образование «Город Архангельск».
По договору социального найма от 15 мая 2013 г. Администрация МО «Город Архангельск» (наймодатель) передала ФИО1 во владение и пользование находящееся в муниципальной собственности жилое помещение, состоящее из трех комнат в отдельной квартире по адресу: г.Архангельск, <адрес>.
Совместно с нанимателем в жилом помещении зарегистрирован ФИО2
По заключению межведомственной комиссии от 23 апреля 2019 г. № 146 выявлены основания для признания дома № по <адрес> аварийным, не пригодным для проживания.
Распоряжением заместителя Главы муниципального образования «Город Архангельск» от 17 мая 2019 г. № 1490р многоквартирный дом № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный дом № по <адрес> не включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп.
ФИО1 состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по состоянию на 14 сентября 2020 г. за номером 2075.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции. Данный вывод содержится также в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2018 г. N 74-КГ18-13.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Поскольку ФИО1 состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, принятых на учет до 1 марта 2005 г., необходимости признания ее малоимущей не требуется. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст.ст. 86-89 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
При этом согласно ст. 89 ЖК РФ при предоставлении жилого помещения взамен непригодного жилого помещения в качестве одного из критериев равнозначности жилого помещения предусмотрено соответствие общей площади предоставляемой отдельной квартиры по отношению к ранее занимаемой отдельной квартире независимо от количества комнат.
Как следует из материалов дела, в настоящее время ФИО1, ФИО2 проживают на условиях договора социального найма в трех комнатах в отдельной квартире в доме, который признан аварийным и подлежащим сносу.
Данный договор не оспаривался и изменения в него не вносились.
Поскольку при переселении из аварийного жилого фонда производится фактическая замена жилого помещения непригодного для проживания на благоустроенное жилое помещение с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности, то при предоставлении жилого помещения жилищные условия не должны быть ухудшены, наниматель соответственно имеет право на получение жилого помещения в виде отдельной квартиры, при этом указание на количество комнат ст.89 ЖК РФ не содержит. Общая площадь занимаемого жилого помещения – 61,3 кв.м., следовательно, общая площадь предоставляемого жилого помещения должна быть не менее 61,3 кв.м. При этом указание на предоставление жилого помещения, расположенного не выше второго этажа, действующими нормами законодательства не предусмотрено. Как пояснил представитель истца, так как сейчас истец проживает на 2 этаже, то и жилое помещение взамен аварийного должно быть предоставлено не выше второго этажа. То, что истец является инвалидом 3 группы, также не является основанием для указания в решении суда на то, что предоставленное жилое помещение должно быть расположено не выше второго этажа, так как, как уже указывалось судом, при переселении из аварийного жилого фонда производится фактическая замена жилого помещения непригодного для проживания на благоустроенное жилое помещение с улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требование о предоставлении во внеочередном порядке равнозначного жилого помещения взамен занимаемого в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу подлежит удовлетворению.
В порядке ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
иск ФИО1 к Администрации Муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать администрацию Муниципального образования «Город Архангельск» предоставить ФИО1 на состав семьи из двух человек, включая ФИО2, во внеочередном порядке жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью не менее 61,3 кв.м., со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта в черте г.Архангельска.
Взыскать с администрации Муниципального образования «Город Архангельск» в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий Ю.М. Поздеева