ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3675/2023 от 13.12.2023 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-3675/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Сергиенко Н.В.,

при секретаре Завьяловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области гражданское дело 13 декабря 2023 года по иску и.о. прокурора города Магадана, поданному в интересах неопределённого круга лиц, к муниципальному образованию «Город Магадан» в лице департамента образования мэрии города Магадана, муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 24» о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности, организовать проведение работ по оборудованию оконных блоков замками безопасности,

УСТАНОВИЛ:

и.о. прокурора г. Магадана, действуя в интересах неопределённого круга несовершеннолетних лиц, обратился в Магаданский городской суд с указанным выше иском.

В обоснование требований указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения образовательными организациями требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних. В ходе данной проверки установлено, что в муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 24» (далее – МАОУ «Гимназия № 24») имеются оконные блоки, не оборудованные в нарушение требований действующего законодательства замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении. Изложенное, по его мнению, свидетельствует о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, неисполнении обязанности учреждения по обеспечению безопасного пребывания в нём учащихся, а также нарушении прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.

Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Город Магадан», полномочия учредителя осуществляет департамент образования мэрии г. Магадана.

В этой связи, ссылаясь на приведённые обстоятельства и положения Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федерального закона «О противодействии терроризму», ГОСТ 23166-99 и ГОСТ 23166-2021, с учетом изменения предмета исковых требований просил суд:

обязать муниципальное образование «Город Магадан» в лице департамента образования мэрии г. Магадана в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий в МАОУ «Гимназия № 24» по оборудованию оконных блоков 66 замками безопасности в следующих помещениях:

- на 1-ом этаже в кабинете 1 в количестве 2 шт.; в кабинете 2 в количестве 2 шт.; в кабинете 5 в количестве 2 шт.; в кабинете 4 (цифровая образовательная среда) в количестве 2 шт.; в кабинете 3 в количестве 3 шт.;

- на 2-ом этаже в кабинете 14 в количестве 2 шт.; в кабинете 6 в количестве 2 шт.; в кабинете 7 в количестве 2 шт.; в кабинете 10 в количестве 2 шт.; в кабинете 9 в количестве 2 шт.; в кабинете 11 в количестве 2 шт.; в кабинете 12 в количестве 4 шт.; в кабинете 13 в количестве 3 шт.

- на 3-ем этаже в кабинете 22 в количестве 1 шт.; в кабинете 22а в количестве 1 шт.; в кабинете 16 в количестве 2 шт.; в кабинете 17 в количестве 2 шт.; в кабинете 18 в количестве 2 шт.; в кабинете 19 в количестве 2 шт.; в кабинете 20 в количестве 2 шт.; в кабинете 21б в количестве 1 шт.; в кабинете 21а в количестве 1 шт.; в кабинете ритмики в количестве 3 шт.; в кабинете 15 (цифровая образовательная среда) в количестве 2 шт.;

- на 4-ом этаже в кабинете 30 в количестве 2 шт.; в кабинете 28 в количестве 2 шт.; в кабинете 29 в количестве 1 шт.; в кабинете 27 в количестве 2 шт.; в кабинете 26 в количестве 2 шт.; в кабинете 25 в количестве 2 шт.; в кабинете 24 в количестве 2 шт.; в кабинете 23 в количестве 2 шт.; в кабинете 30а в количестве 2 шт.;

обязать МАОУ «Гимназия № 24» не позднее 2 месяцев с момента выделения финансирования в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, организовать проведение работ по оборудованию оконных блоков 66 замками безопасности в следующих помещениях:

- на 1-ом этаже в кабинете 1 в количестве 2 шт.; в кабинете 2 в количестве 2 шт.; в кабинете 5 в количестве 2 шт.; в кабинете 4 (цифровая образовательная среда) в количестве 2 шт.; в кабинете 3 в количестве 3 шт.;

- на 2-ом этаже в кабинете 14 в количестве 2 шт.; в кабинете 6 в количестве 2 шт.; в кабинете 7 в количестве 2 шт.; в кабинете 10 в количестве 2 шт.; в кабинете 9 в количестве 2 шт.; в кабинете 11 в количестве 2 шт.; в кабинете 12 в количестве 4 шт.; в кабинете 13 в количестве 3 шт.

- на 3-ем этаже в кабинете 22 в количестве 1 шт.; в кабинете 22а в количестве 1 шт.; в кабинете 16 в количестве 2 шт.; в кабинете 17 в количестве 2 шт.; в кабинете 18 в количестве 2 шт.; в кабинете 19 в количестве 2 шт.; в кабинете 20 в количестве 2 шт.; в кабинете 21б в количестве 1 шт.; в кабинете 21а в количестве 1 шт.; в кабинете ритмики в количестве 3 шт.; в кабинете 15 (цифровая образовательная среда) в количестве 2 шт.;

- на 4-ом этаже в кабинете 30 в количестве 2 шт.; в кабинете 28 в количестве 2 шт.; в кабинете 29 в количестве 1 шт.; в кабинете 27 в количестве 2 шт.; в кабинете 26 в количестве 2 шт.; в кабинете 25 в количестве 2 шт.; в кабинете 24 в количестве 2 шт.; в кабинете 23 в количестве 2 шт.; в кабинете 30а в количестве 2 шт.;

Определением судьи от 18 октября 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечён комитет по финансам мэрии г. Магадана.

В судебном заседании (до объявления перерыва) прокурор заявленные требования поддержала.

Представители МАОУ «Гимназия № 24» и департамента образования мэрии г. Магадана в судебном заседании (до объявления перерыва) с предъявленными требованиями не согласились по основаниям, изложенным в письменных отзывах на иск, просили отказать в удовлетворении иска.

Департамент образования мэрии г. Магадана в письменном отзыве на иск указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку доведение источников финансирования до главных распорядителей отнесено к компетенции комитета по финансам мэрии г. Магадана, и что финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков образовательных учреждений замками безопасности на 2023 г. не предусмотрено. Вместе с тем, законом такая обязанность на образовательные учреждения не возложена, поскольку действие ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» отменено приказом Росстандарта от 19 мая 2021 г. № 398-ст и не может применяться к спорным правоотношениям. Данные стандарты применяются до 1 января 2024 г. лишь в целях обеспечения переходного периода при производстве и оценке соответствия светопрозрачных ограждающих конструкций и приведения в соответствие области аккредитации испытательных лабораторий, имеющих в области аккредитации блоки оконные. ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» распространяется на оконные и балконе блоки различного функционального назначения, балконное остекленение и устанавливает общие требования к их изготовлению и применению, и, кроме того, распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий и комплексов дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности. В этой связи, считают, что требования к безопасной эксплуатации, в том числе наличию замков безопасности, должны быть установлены в проектной документации на здание либо в техническом задании на изготовление оконных блоков и отражены в паспорте изделия или в общем документе на эксплуатацию здания. И поскольку здание учреждения введено в эксплуатацию в 1980 году и реконструкция в нём не производилась, указанные требования ГОСТ к нему также не могут быть применены.

Представитель МАОУ «Гимназия № 24» в письменном отзыве на иск указал, что учреждение приобрело замки оконные с ключом в количестве 50 штук за счет внебюджетных средств на сумму 21926 руб. и данные замки установлены во все учебные кабинеты гимназии.

Представитель комитета по финансам мэрии г. Магадана в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще, в связи с чем суд, руководствуясь частью 3 статьи 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав представленные в деле письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации детство находится под особой защитой государства.

В силу статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).

Пункты 17, 18, 20 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006, устанавливают необходимость принятия комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на указанные объекты (территории), обеспечения их охраны, пропускного режима и оснащения объектов (территорий) техническими средствами и системами охраны.

Общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в пункте 7.1.10 СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», согласно которому оконные блоки в зданиях образовательных организаций для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися. Светопрозрачные и стеклянные ограждения в зданиях образовательной организации должны быть выполнены из неразрушающегося при растрескивании остекления.

Протоколом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 29 января 2021 г. № 136-П принят ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия».

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 мая 2021 года № 398-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 23166-2021 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2021 г.

Согласно ГОСТ 23166-2021 настоящий стандарт распространяется на оконные и балконные блоки различного функционального назначения, балконное остекление и устанавливает общие требования к их изготовлению и применению. Настоящий стандарт является основополагающим для комплекса стандартов на конкретные виды и конструкции изделий независимо от материала их изготовления и используемых комплектующих деталей (пункт 1).

Оконные и балконные блоки, балконное остекление должны быть безопасными при эксплуатации и обслуживании и соответствовать общим требованиям, предъявляемым к безопасности зданий согласно Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Федеральному закону от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункт 6.1.1).

Для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо соблюдать следующие требования:

применять откидно-поворотный способ открывания, предусматривающий вначале откидывание створки при повороте ручки и последующий перевод створки в распашное положение с помощью ручки через возврат створки в начальное (закрытое) положение, что затруднительно сделать ребенку младшего школьного возраста;

применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении;

детские замки безопасности следует выбирать с учётом рекомендаций производителей замков в зависимости от конструкции оконного блока и самого замка с обязательным выполнением функции блокировки распашного открывания;

детский замок безопасности должен предусматривать запирание как на ключ (т.е. иметь механизм запирания), так и с помощью специального ключа (ручки) без применения замочного механизма (пункт 6.3.1).

Как установлено судом и следует из материалов дела, МАОУ «Гимназия № 24» является юридическим лицом, осуществляющим образовательную деятельность. Учредителем учреждения является муниципальное образование «Город Магадан», функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования мэрии г. Магадана.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.4, 3.9 Положения о департаменте образования мэрии г.Магадана, утвержденного решением Магаданской городской Думы от 14 июня 2016 г. № 37-Д (далее – Положение), департамент являясь отраслевым органом мэрии города Магадана со статусом юридического лица, осуществляет полномочия и функции учредителя муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории муниципальн7ого образования «Город Магадан» в соответствии с действующим законодательством.

В качестве учредителя муниципальных образовательных учреждений департамент, в том числе организует за счёт средств местного бюджета мероприятия по содержанию зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, организует работы по выполнению капитального и текущего ремонта зданий и сооружений образовательных учреждений, вносит в комитет по финансам мэрии г. Магадана предложения по формированию бюджета образовательной отрасли (п.п. 2.3.5, 2.3.16, 2.3.24 положения).

Между тем, в ходе проведённой прокуратурой г. Магадана проверки установлено, что в МАОУ «Гимназия № 24» оконные блоки не оснащены замками безопасности.

По результатам проведённого 13 ноября 2023 г. осмотра оконных блоков в МАОУ «Гимназия № 24» установлено, что в учреждении есть техническая возможность установки замков безопасности на 66 оконных блоках, на 27 оконных блоках установлены замки безопасности.

Обстоятельства, указанные в акте, ответчиками не оспаривались и подтверждаются имеющимися в акте подписями.

Оценивая довод ответчика о том, что требования ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий, а потому требования к наличию замков безопасности должны быть установлены в проектной документации на здание либо в техническом задании на изготовление оконных блоков и отражены в паспорте изделия или в общем документе на эксплуатацию здания, суд находит несостоятельными, поскольку ГОСТ 23166-2021 устанавливает требования не только к изготовлению, но и применению оконных блоков, предусматривает применение детских замков безопасности для обеспечения безопасности детей. В этой связи, не имеется оснований считать, что приведенные требования обеспечения безопасности детей в части оборудования оконных блоков замками безопасности подлежат выполнению исключительно в соответствии с проектной документацией одновременно с возведением здания образовательного учреждения или его реконструкцией и (или) капитальным ремонтом.

При таких обстоятельствах, поскольку в нарушение требований закона безопасные условия обучения детей ответчиками не обеспечены в полном объеме, что создает угрозу жизни и здоровью обучающихся, исковые требования прокурора являются законными и обоснованными. Указанные нарушения подлежат устранению МАОУ «Гимназия № 24», для чего на муниципальное образование «Город Магадан» в лице департамента образования мэрии г. Магадана должна быть возложена обязанность по обеспечению финансирования соответствующих мероприятий.

Рассматривая требование прокурора об установлении муниципальному образованию «Город Магадан» в лице департамента образования мэрии г. Магадана срока для исполнения решения суда – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд, с учётом требований бюджетного законодательства полагает, что указанный срок необходимо установить в течение трех месяцев со дня утверждения департаменту бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, на указанные в просительной части иска мероприятия.

При этом с учётом объёма и характера действий, которые надлежит совершить МАОУ «Гимназия № 24» для исполнения решения суда, суд полагает указанный прокурором срок разумным и достаточным.

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

Поскольку исковые требования прокурора, освобождённого от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, подлежат удовлетворению, а ответчик – департамент образования мэрии г. Магадана освобождён от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 19 пункта 1 стать 333.36 НК РФ, государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика МАОУ «Гимназия № 24» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования и.о. прокурора города Магадана, поданному в интересах неопределённого круга лиц, к муниципальному образованию «Город Магадан» в лице департамента образования мэрии города Магадана, муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 24» о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности, организовать проведение работ по оборудованию оконных блоков замками безопасности – удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Магадан» в лице департамента образования мэрии г. Магадана (ИНН 4909001560) в течение 3 месяцев со дня утверждения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, обеспечить финансирование мероприятий в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Гимназия № 24» по оборудованию оконных блоков 66 замками безопасности в следующих помещениях:

- на 1-ом этаже в кабинете 1 в количестве 2 шт.; в кабинете 2 в количестве 2 шт.; в кабинете 5 в количестве 2 шт.; в кабинете 4 (цифровая образовательная среда) в количестве 2 шт.; в кабинете 3 в количестве 3 шт.;

- на 2-ом этаже в кабинете 14 в количестве 2 шт.; в кабинете 6 в количестве 2 шт.; в кабинете 7 в количестве 2 шт.; в кабинете 10 в количестве 2 шт.; в кабинете 9 в количестве 2 шт.; в кабинете 11 в количестве 2 шт.; в кабинете 12 в количестве 4 шт.; в кабинете 13 в количестве 3 шт.

- на 3-ем этаже в кабинете 22 в количестве 1 шт.; в кабинете 22а в количестве 1 шт.; в кабинете 16 в количестве 2 шт.; в кабинете 17 в количестве 2 шт.; в кабинете 18 в количестве 2 шт.; в кабинете 19 в количестве 2 шт.; в кабинете 20 в количестве 2 шт.; в кабинете 21б в количестве 1 шт.; в кабинете 21а в количестве 1 шт.; в кабинете ритмики в количестве 3 шт.; в кабинете 15 (цифровая образовательная среда) в количестве 2 шт.;

- на 4-ом этаже в кабинете 30 в количестве 2 шт.; в кабинете 28 в количестве 2 шт.; в кабинете 29 в количестве 1 шт.; в кабинете 27 в количестве 2 шт.; в кабинете 26 в количестве 2 шт.; в кабинете 25 в количестве 2 шт.; в кабинете 24 в количестве 2 шт.; в кабинете 23 в количестве 2 шт.; в кабинете 30а в количестве 2 шт.

Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 24» (ИНН 4909056600) не позднее 2 месяцев с момента выделения финансирования в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, организовать проведение работ по оборудованию оконных блоков 66 замками безопасности в следующих помещениях:

- на 1-ом этаже в кабинете 1 в количестве 2 шт.; в кабинете 2 в количестве 2 шт.; в кабинете 5 в количестве 2 шт.; в кабинете 4 (цифровая образовательная среда) в количестве 2 шт.; в кабинете 3 в количестве 3 шт.;

- на 2-ом этаже в кабинете 14 в количестве 2 шт.; в кабинете 6 в количестве 2 шт.; в кабинете 7 в количестве 2 шт.; в кабинете 10 в количестве 2 шт.; в кабинете 9 в количестве 2 шт.; в кабинете 11 в количестве 2 шт.; в кабинете 12 в количестве 4 шт.; в кабинете 13 в количестве 3 шт.

- на 3-ем этаже в кабинете 22 в количестве 1 шт.; в кабинете 22а в количестве 1 шт.; в кабинете 16 в количестве 2 шт.; в кабинете 17 в количестве 2 шт.; в кабинете 18 в количестве 2 шт.; в кабинете 19 в количестве 2 шт.; в кабинете 20 в количестве 2 шт.; в кабинете 21б в количестве 1 шт.; в кабинете 21а в количестве 1 шт.; в кабинете ритмики в количестве 3 шт.; в кабинете 15 (цифровая образовательная среда) в количестве 2 шт.;

- на 4-ом этаже в кабинете 30 в количестве 2 шт.; в кабинете 28 в количестве 2 шт.; в кабинете 29 в количестве 1 шт.; в кабинете 27 в количестве 2 шт.; в кабинете 26 в количестве 2 шт.; в кабинете 25 в количестве 2 шт.; в кабинете 24 в количестве 2 шт.; в кабинете 23 в количестве 2 шт.; в кабинете 30а в количестве 2 шт.

Взыскать с муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 24» (ИНН 4909056600) в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить срок составления мотивированного решения суда – 20 декабря 2023 года.

Судья Н.В. Сергиенко