Дело № 2-3678/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Владикавказ 07 декабря 2016 года
Советский районный суд г. Владикавказа РСО - Алания в составе:
председательствующего судьи Валиевой Л.Г.,
при секретаре Дзугаевой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Владикавказ РСО-Алания о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию и компенсации морального вреда
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Владикавказе о признании незаконным отказа от ... в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пп.20 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» 400-ФЗ работу в <данные изъяты> на должности <данные изъяты> в объеме полной ставки за период с ... по ... года, и в <данные изъяты> с ... по ... и об обязании назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с пп.20 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» 400-ФЗ с даты обращения за ней. В обоснование исковых требований указала, что ... обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. ... Пенсионным фондом ей был выдан протокол №, откуда усматривалось, что в назначении пенсии ей отказано, на основании того, что в ... году по данным индивидуального (персонифицированного) учета работа ею осуществлялась в объеме неполной ставки, а за период с ... по ... данные отсутствуют в полном объеме.
В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2, действовашая на основании доверенности, исковые требования ФИО1 поддержала, дополнила их требованиями о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> и пояснила, что как усматривается из протокола № от ..., в распоряжении ответчика при рассмотрении вопроса о назначении ФИО1 досрочной пенсии были справки от ...№, и справка от ...№. Из справки № от ... следует, что в <данные изъяты> ФИО1 в период с ... по ... работала на должности <данные изъяты>, в <данные изъяты>. Со ссылкой на п. 41 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития от 14 декабря 2009 г. N 987н « Об утверждении инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», из которого следует, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда, если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц, считает, что действия ответчика незаконны. Просила иск ФИО1 удовлетворить.
Представитель ГУ-УПФР РФ в г.Владикавказе ФИО3. действовавшая на основании доверенности, исковые требования ФИО1 не признала и пояснила, что комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан принято решение, оформленное протоколом № от ... об отсутствии оснований для зачета в специальный страховой стаж ФИО1 периодов работы: с ... по ... и с ... по ... в должности <данные изъяты> по следующим причинам:
Согласно пункту 4 Правил исчисления стажа от 24 июля 2002 года № 555, а также пункта 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от 31 марта 2011 года № 258н, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 6 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года № 258н периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно записям, произведенным в трудовой книжке, гражданка ФИО1 с ... по ... работала в должности <данные изъяты> а с ... по ...-в должности <данные изъяты>
В данных индивидуального (персонифицированного) учета гражданки ФИО1 отсутствуют соответствующие сведения за ... год( работа ею осуществлялась в объеме неполной ставки), а за период с ... по ... на ИЛС ЗЛ сведения отсутствуют в полном объеме. При данных обстоятельствах, то есть при отсутствии на лицевом счете гражданки ФИО1 сведений о льготном стаже за указанный период, Комиссия не нашла оснований для зачета данного периода работы в ее специальный страховой стаж. Просила в иске ФИО1 отказать.
Допрошенная в судебном заседании представитель ГУ-УПФР РФ в г.Владикавказе ФИО4 в судебном заседании ... пояснила, что протокол № от ... не содержит весь перечень обстоятельств, по которым Пенсионным фондом было отказано ФИО1 в назначении досрочной пенсии. Кроме указанных в протоколе причин отказа, ФИО1 не были представлены справки определенной формы, выданные работодателем, уточняющие особый характер работы ФИО1 Также после проведения проверки, проведенной Пенсионным фондом по обращению ФИО1 за пенсией обнаруженные расхождения с данными индивидуального (персонифицированного) учета. Пенсионным фондом направлялись в адрес работодателя письма с просьбой провести корректировку данных персонифицированного учета на гр. ФИО1 Поскольку корректировка работодателем не была проведена, считает, что действия Пенсионного фонда законны и обоснованы, а нарушение законных прав и интересов ФИО1 происходит со стороны работодателя. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии со статьей 39 Конституции России каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации, равенство прав и свобод гарантируется без какой либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила, которые определили наименование должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ".
Данным Списком предусмотрено наименование должности <данные изъяты> наименование учреждения – <данные изъяты> (п.№
В судебном заседании установлено и усматривается из материалов дела, что ФИО1 ... обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Владикавказе РСО-Алания с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, как лицо, осуществляющее лечебную деятельность.
Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан принято решение, оформленное протоколом № от ... об отсутствии оснований для зачета в специальный страховой стаж ФИО1 периодов работы: с ... по ... и с ... по ... в должности <данные изъяты> по следующим причинам:
Согласно пункту 4 Правил исчисления стажа от 24 июля 2002 года № 555, а также пункта 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от 31 марта 2011 года № 258н, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 6 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года № 258н период работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно записям, произведенным в трудовой книжке, ФИО1 с ... по ... работала в должности <данные изъяты> а с ... по ... в должности <данные изъяты>
В данных индивидуального (персонифицированного) учета гражданки ФИО1 отсутствуют соответствующие сведения за ... год (работа ею осуществлялась в объеме неполной ставки), а за период с ... по ... на ИЛС ЗЛ сведения отсутствуют в полном объеме. При данных обстоятельствах, то есть при отсутствии на лицевом счете гражданки ФИО1 сведений о льготном стаже за указанный период, Комиссия не нашла оснований для зачета данного периода работы в ее специальный страховой стаж.
Из материалов дела следует, что истица в спорные периоды фактически осуществляла лечебную деятельность с ... по ... в должности <данные изъяты> с ... по ... -в должности <данные изъяты>
Факт работы истицы в спорный период времени с ... по ... с исполнением обязанностей <данные изъяты> подтверждается:
- записями в ее трудовой книжке;
- справкой начальника филиала №<данные изъяты> от ...№, согласно которой ФИО1 с ... по ... работала в <данные изъяты> Уволена в связи с ликвидацией учреждения на основании: приказа <данные изъяты>№ от ...<данные изъяты> от ...№, <данные изъяты>№ от ....
<данные изъяты> переименована в филиал №<данные изъяты> на основании <данные изъяты>№ от .... Правопреемником филиала №<данные изъяты> является <данные изъяты> в соответствии с <данные изъяты>
- справкой работодателя под № от ..., из которой следует, что в период с ... по ... ФИО1 работала в должности <данные изъяты> (приказ от ...№);
Факт работы истицы в спорный период времени с ... по ... с исполнением обязанностей <данные изъяты> подтверждается:
- записями в ее трудовой книжке;
- приказом <данные изъяты>№ от ...<данные изъяты> откуда следует, что ФИО1 была принята на должность <данные изъяты> в соответствии с приказом <данные изъяты>
- справкой работодателя № от ..., из которой следует, что ФИО1 с ... по ... работала на должности <данные изъяты>
- приказом <данные изъяты> откуда видно, что ФИО1 <данные изъяты> уволена с ... в соответствии с п.5 ч.1 ст.77 ТК РФ;
- справкой работодателя под № от ..., из которой следует, что в период с ... по ... ФИО1 работала на 1 ставку в должности <данные изъяты> с ... переведена к другому работодателю по просьбе работника, трудовой договор расторгнут;
- справкой работодателя под № от ... о размере заработка ФИО1 с ... по ..., из которого в установленном порядке уплачены социальные страховые взносы.
Согласно пункту 4 Правил исчисления стажа от 24 июля 2002 года № 555, а также пункта 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от 31 марта 2011 года № 258н, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В данных индивидуального (персонифицированного) учета ФИО1 отсутствуют соответствующие сведения за ... (работа ею осуществлялась в объеме неполной ставки), а за период с ... по ... на ИЛС ЗЛ сведения отсутствуют в полном объеме.
Ответчиком в адрес начальника филиала №<данные изъяты> было направлено письмо за № от ... с просьбой проверить обоснованность выдачи справок № от ..., № и от ..., № на ФИО1
ГУ-УПФР РФ в г.Владикавказе за № от ... Отделению пенсионного фонда России по <данные изъяты> было направлено письмо с просьбой оказать содействие в проверке факта льготной работы ФИО1 и откорректировать индивидуальные сведения застрахованного лица в части специального трудового стажа.
ГУ-УПФР РФ в г.Владикавказе также направлялось письмо № от ... в адрес Отделения пенсионного фонда России по <данные изъяты> области с аналогичными просьбами.
В адрес ГУ-УПФР РФ в г.Владикавказе работодателем ФИО1 предоставлялись сведения, уточняющие выявленные несоответствия фактическим данным льготного стажа ФИО1 и данным персонифицированного учета.
Однако, до настоящего времени корректировка индивидуальных сведений застрахованного лица ФИО1 в части специального трудового стажа не произведена.
Положениями ст. ст. 8, 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.
Таким образом, именно на работодателе лежит обязанность по представлению в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений в отношении застрахованного лица, в том числе о работе в особых условиях.
С учетом изложенного ссылка пенсионного органа на то, что в выписке из индивидуального лицевого счета истца отсутствует указание на льготный характер и условия труда, в которых осуществлялась трудовая деятельность истца в спорные периоды, не может служить основанием для отказа в защите пенсионных прав, поскольку вина истца в ненадлежащем оформлении работодателем документов о характере трудовой деятельности отсутствует. ФИО1 как застрахованным лицом нарушений каких-либо обязанностей, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", не допущено. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
В частности, в соответствии с пунктами 6, 7 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
Таким образом, действующее пенсионное законодательство не ставит право лица на получение трудовой пенсии по старости (в том числе и досрочной), в зависимость от выполнения работодателем обязанности по предоставлению в органы Пенсионного Фонда РФ полных и достоверных сведений о работнике, а выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированная на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, вопреки утверждениям ответчика, не является единственным допустимым доказательством подтверждения трудового стажа.
То обстоятельство, что работодатели истца при наличии предусмотренных законом оснований не представили в Пенсионный фонд сведения о специальном страховом стаже с учетом характера выполняемых работ, не является основанием для отказа в защите прав работника путем корректировки данных сведений.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н, предусмотрено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений, а страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные. В случае бездействия страхователя либо его ликвидации территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц.
Таким образом, доводы стороны ответчика о невозможности внесения изменений в сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете истцов, в связи с работой в особых условиях труда, так как работодатель не представил необходимые сведения, не могут служить основанием для отказа ФИО1 в иске и препятствовать реализации права ФИО1 своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию, поскольку ответчик вправе возложить на страхователя обязанность по устранению имеющихся расхождений.
Принимая во внимание, что при включении в подсчет специального стажа истца приведенных выше периодов ее работы, у нее образуется необходимый стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии за осуществление лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, суд пришел к выводу об обязании ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионные органы с соответствующим заявлением.
Что касается требований истца о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, суд полагает, что данное требование не подлежит удовлетворению, поскольку не основано на законе, и истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о причинении ей ответчиком физических и нравственных страданий.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать недействительным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Владикавказ РСО-Алания № от ... об отказе ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии.
Обязать Государственное Учреждение–Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Владикавказу РСО-Алания включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии работу в <данные изъяты> периоды работы: с ... по ... и с ... по ... в льготном исчислении <данные изъяты> и назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости с ....
Исковые требования ФИО1 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Владикавказ РСО-Алания о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Валиева Л.Г.