ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3678/2022 от 04.07.2022 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело 2-3678/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области

В составе председательствующего Семеновой Н.П.,

При секретаре Грибковой А.А.,

С участием прокурора Кузьминой К.С

04 июля 2022 года в городе Волжском рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Волжского Волгоградской области к Администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области о понуждении обеспечить установку подъемника для инвалида- колясочника,

У С Т А Н О В И Л

Прокурор города Волжского Волгоградской области обратился в суд с иском к администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области о понуждении обеспечить установку подъемника для инвалида- колясочника. В обоснование иска указал, что, проводя проверку соблюдения законодательства, направленного на обеспечение жилищных прав инвалидов установил, что Головахин И.Н."."..г. года рождения является инвалидом первой группы и проживает в многоквартирного в . Подъезд, в котором расположена квартира Головахина И.Н. не оборудована подъемником для инвалидов-колясочников, в связи с чем, последний лишен возможности свободного передвижения. Постановлением Администрации городского округа- от "."..г.№... создана муниципальная комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов. В ходе проведения проверки исполнения законодательства об обеспечении прав и законных интересов в деятельности Комиссии вскрыты обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления требований федерального законодательства. Головахин И.Н. обратился в администрацию по вопросу проведения обследования жилого помещения и общего имущества многоквартирного в с целью их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. В рамках рассмотрения обращения Головахина И.Н.. муниципальной комиссией проведено обследование жилого помещения, и общего имущества многоквартирного дома. По результатам обследования установлена необходимость приспособления помещения с учетом потребностей инвалида. Прокуратурой города по ранее поданным обращениям проводились проверочные мероприятия, по результатам вносились представления в адрес застройщика АО «Флагман». При повторном обращении Головахина И.Н. в администрацию по вопросу проведения обследования жилого помещения и многоквартирного дома, дан ответ об установке мероприятий в целях приспособления общего имущества, в том числе подъемника для инвалида-колясочника на лестничном марше до площадки 1-го этажа. В бюджете не предусмотрено финансирование на приобретение и установку электрической платформы на лестничной площадке. Просит обязать администрацию городского округа- исполнить требования абзаца 2 пункта 4 Плана мероприятий, утвержденного постановлением администрации городского округа- от "."..г.№..., в течении 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу в рамках рассмотрения обращения Головахина И.Н.. Обеспечить установку подъемника для инвалида-колясочника в многоквартирном в .

Прокурор Кузьмина К.С исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель истца Головахина О.П.. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснив, что ее супруг Головахин И.Н. является инвалидом колясочником, проживают они на втором этаже, в настоящее время они лишены реальной возможности выходить на улицу, поскольку спуститься от лифта с лестничной площадки 1 этажа нет никакой возможности, она одна преодолеть 5 ступенек вниз с инвалидной коляской, не в состоянии, поэтому жизненно необходимо для обеспечения жизнедеятельности инвалида на лестничную площадку первого этажа нужен электроподъемник при наклоне 30 градусов. Они неоднократно обращались в Администрацию города и к прокурору с такой просьбой на протяжении нескольких лет, но Администрация данный вопрос не решает, им предложили коляску со ступенько – ходом, но такой вариант для ее супруга не приемлем, поскольку у него и руки порализованы, он не сможет управлять этой коляской, все документы в администрацию они предоставляли, но их проблему никто не решает, поскольку истец спускаться на коляске не может, так как ноги и руки парализованы и «ступенькоходом» пользоваться тоже не может, Головахин И.Н. лишен возможности выходить из дома. В соседнем доме, такая проблема для инвалидов колясочников давно разрешена, уже установлен электроподъемник, а в нашем подъезде говорят нет технической возможности, хотя никто никакой экспертизы не проводил и эту техническую возможность не проверял, соседний дом по планировке точно такой- же как и их дом, два дома близнеца, в том доме изыскали возможность, а в их доме отказываются решать проблемы инвалида, другого жилого помещения, где можно решить данную проблему им никто и никогда не предлагал, поэтому они поддерживают требования прокурора, просят заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика иск не признал. Возражая‚ указала, что требования прокурора считает необоснованными, поскольку Администрацией рассматривались требования Головахина И.Н. об установки «Электроподъемника» была создана комиссия, которая выезжала на место и было принято решение об отсутствии технической возможности на установку данного оборудования. Головахину И.Н.. была предложена инвалидная коляска со ступенькоходом, он от неё отказался, мотивируя тем, что не сможет ею пользоваться в виду того, что руки его так же как и ноги парализованы, тогда им было предложено поменять место жительства, но так же Администрация их согласия не получила, они не оспаривают, что конкретного жилья в другом доме Головахину администрацией не предлагалось, поскольку изначально необходимо получить согласие, а потом они стали бы подыскивать другое жилое помещение. Они не оспаривают того обстоятельства, что в соседнем аналогичном доме Электроподъемник для инвалидов установлен и что экспертизу по поводу наличия либо отсутствия технической возможности установки электроподъемника Администрация не проводила, однако прокурор не учитывает, что электроподъемник сложное, дорогостоящее оборудование и для его установки необходимо согласие всех собственников жилых помещений в этом доме, поскольку и в обслуживании электроподъемник так же затратное оборудование, необходимы денежные средства на его технические осмотры, ремонт, возрастет оплата электроэнергии на общедомовые нужды, поскольку после его установки будут привлекаться средства собственников многоквартирного дома на эти нужды.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с частью 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Частью 3 статьи 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным Кодексом, другими федеральными законами.

Федеральный закон от "."..г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула данного закона).

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2 Федерального закона от "."..г. N 181-ФЗ).

К числу таких гарантий в сфере жилищных правоотношений относится право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилыми помещениями (абзац 1 статьи 17 Закона N 181-ФЗ); на оборудование жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (абзац 8 статьи 17 Закона N 181-ФЗ).

Пунктом 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Установление требований к жилым помещениям, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (пункт 2 статьи 12).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 15).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 15).

Во исполнение указанных полномочий постановлением Правительства Российской Федерации от "."..г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности (далее Правила).

Доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (пункт 2 Правил).

В судебном заседании установлено, что в многоквартирном доме по адресу: , бульвар Профсоюзов, проживает инвалид первой группы Головахин И.Н.., "."..г. года рождения.

По обращению Головахина И.Н.. проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение жилищных прав инвалидов. В ходе проверки исполнения законодательства об обеспечении прав и законных интересов установлено, ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления требований федерального законодательства, а именно подъезд, в котором расположена квартира Головахина И.Н.., не оборудован подъемником для инвалидов-колясочников, в связи с чем, последний лишен возможности свободного передвижения.

Головахин И.Н.. обратился в администрацию по вопросу проведения обследования жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома по адресу: , бульвар Профсоюзов, , с целью их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

"."..г. в ходе рассмотрения обращения Головахина И.Н. муниципальной комиссией проведено обследование жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома. По результатам обследования муниципальной комиссией установлена необходимость приспособления жилого помещения и общего имущества с учетом потребностей инвалида, в связи с тем, что данный жилищный объект не соответствует требованиям, предусмотренным разделами 3,4 постановления Правительства Российской Федерации от "."..г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов"

По ранее поданным обращениям Головахина И.Н. Прокуратурой проводились проверочные мероприятия, и в адрес АО «Флагман» и администрации города вносились представления.

"."..г. застройщиком АО «Флагман» изменен угол наклона лестницы в подъезде №..., ведущей на первый этаж жилого .

Администрацией по результатам рассмотрения представления от "."..г. указано, что Комиссией состоялось выездное заседание по месту жительства Головахина И.Н. в ходе которого установлено, что застройщиком исполнены проектные мероприятия по обеспечению инвалидов, в том числе колясочников, и других групп населения с ограниченными возможностями придвижения в подъезде №... многоквартирного дома.

Согласно информации застройщика АО «Флагман» следует, что разделом 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалида» и положительным заключением государственной экспертизы №... от "."..г. для подъема инвалидов на лестничную площадку первого этажа предусмотрено применение инвалидной коляски «ступенькоход» Гранди Стандарт.

При этом прокуратурой установлено, что согласно Индивидуальной программе реабилитации или абилитации Головахина И.Н.. к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от "."..г.№....17.34/2020/И1, инвалиду в соответствии с особенностями заболевания бессрочно с "."..г. годарекомендовано техническое средство реабилитации –кресло-коляска с электроприводом с аккумуляторной батареей.

Так, в октябре 2021 года Головахин И.Н. по состоянию здоровья и возросшей потребностью, обеспечен креслом- коляской с электроприводом, из этого следует, что он не может использовать предлагаемое ему техническое средство - ступенькоход.

В связи с чем, "."..г. Головахин И.Н. обратился в администрацию по вопросу проведения обследования жилого помещения и общего имущества указанного многоквартирного дома с целью их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

На обращение Головахина И.Н.. Комитетом по обеспечению жизнедеятельности от "."..г. дан ответ о том, что "."..г. проведено комиссионное обследование жилого имущество многоквартирного дома, по результатам которого установлено отсутствие технической возможности для приспособления жилого помещения и общего имущества без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта. По итогам обследования комиссией установлены дальнейшие мероприятия в целя приспособления общего имущества, в том числе установка подъемника для инвалида-колясочника на лестничном марше до площадки 1-го этажа, с учетом мнения инвалида.

Так же, в ответе указано, что бюджетом городского округа – не предусмотрено финансирование на приобретение и установку электрической платформы на лестничной площадке этаже №... многоквартирного жилого .

Судом установлено, что до настоящего времени администрацией городского округа- не реализованы мероприятия абзаца 2 пункта 4 Плана мероприятий по принятию решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид.

Так же администрацией городского округа- не принятии мероприятия, направленные на оборудование подъезда многоквартирного дома, подъемником для инвалида – колясочника.

Установление требований к жилым помещениям, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (пункт 2 статьи 12).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 15).

Во исполнение указанных полномочий постановлением Правительства Российской Федерации от "."..г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности (далее Правила).

Доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (пункт 2 Правил).

В соответствии с пунктом 3 Правил координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее уполномоченный орган).

Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее - обследование) (пункт 4 Правил).

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования (пункт 6 Правил).

Согласно пункта 10 Правил порядок создания и работы федеральной комиссии устанавливается уполномоченным федеральным органом, порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом.

Заключение о возможности (об отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования и решения комиссии об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид (пункт 17 - 20, 22 Правил).

В соответствии пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от "."..г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" Приказом Минстроя России от "."..г. N 583/пр утверждены правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее по тексту Правила проведения проверки экономической целесообразности).

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил проведение проверки экономической целесообразности обеспечивается уполномоченным органом, указанным в абзаце третьем пункта 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от "."..г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".

Таким образом, устанавливая порядок доступности для инвалида жилого помещения, федеральный законодатель согласно вышеприведенных положений определил орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в качестве органа, наделенного полномочиями по организации проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, истец Головахин И.Н. лишен возможности свободного передвижения, ввиду длительного не выполнения администрацией городского округа - мероприятий направленных на оборудование подъезда многоквартирного дома подъемником для инвалида-колясочника.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-197 ГИК РФ, суд,

Р Е Ш И Л

Обязать администрацию городского округа - исполнить требования абзаца 2 пункта 4 Плана мероприятий, утвержденного постановлением администрации городского округа- от "."..г.№..., в течении 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Обеспечить установку подъемника для инвалида-колясочника в многоквартирном в .

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись Н.П.Семенова

Справка: мотивированное решение изготовлено 08 июля 2022 года.

Судья: подпись Н.П.Семенова