Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2012 года с. Большие Березники
Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего районного судьи Камакина В.Л.,
при секретаре Коробовой Е.М.,
с участием истцов: С.В.В, К.В.И., В.Г.Ф., Х.Р.Д, И.Н.И., К.С.В., К. З.Л. ., К.Л.А., К.А.А., Д.Н.И., С.Н.И., Л.Н.В., З.А.Н., Ч.Т.С., Ч.Г.Ф., М. В.М., М.Т.А., З.Б.А., К.З.Л., К.А.А., С.С.В., К.Е.Б., Б.О.А., Е. Н.В., К.Н.Б, К.И.Н., К.Г.А., К.Н.А., К.М.П., Ч.Л.М. и Н.В.Г.,
представителя ответчика - Правительства Республики Мордовия К.В.В., действующего на основании доверенности №01-17/641 от 19 октября 2012 года,
представителя ответчика - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия А.Ю.С., действующей на основании доверенности от 16 июля 2012 года,
представителя ответчика - Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия А.Е.В., действующей на основании доверенности №4088 от 22.11.2012 года,
представителя администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия Л.А.М., действующей на основании доверенности от 26 ноября 2012 года,
представителя администрации Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия Т.О.Ю., действующей на основании распоряжения №140 от 13 ноября 2012 года,
представителя Государственного комитета имущественных и земельных отношений,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.В.В., К.В.И., В.Г.Ф., Х.Р.Д., И.Н.И., К.Л.А., К.А.А., Д.Н.И., С.Н.И., Л.Н.В., З.А.Н., Ч.Т.С., Ч.Г.Ф., М.В.М., М.Т.А., З.Б.А., К.З.Л., К.А.А., С.С.В., К.Е.Б., Б.О.А., Е.Н.В., К.Н.Б., К.И.В., К.С.В., К.Г.А., К.Н.А., К.М.П., Ч.Л.М. и Н.В.Г. о признании незаконным бездействия Правительства Республики Мордовия, Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия, выразившегося в не рассмотрении заявления от 09 июля 2012 года и ходатайств Администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 27 июля 2012 года о переводе земельного участка площадью 77375+/-4793, кадастровый номер №, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Большеберезниковский муниципальный район, с. Большие Березники, ул. Лесная, находящегося примерно в 154 м. по направлению на северо-запад от ориентира дома № 28, из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов и о понуждении Правительства Республики Мордовия, Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия устранить допущенные нарушения их прав и законных интересов путем принятия решения о переводе спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов,
установил:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением, о признании незаконным бездействия Правительства Республики Мордовия, Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия, выразившегося в не рассмотрении заявления от 09 июля 2012 года и ходатайств Администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 27 июля 2012 года о переводе земельного участка площадью 77375+/-4793, кадастровый номер №, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Большеберезниковский муниципальный район, с. Большие Березники, ул. Лесная, находящегося примерно в 154 м. по направлению на северо-запад от ориентира дома № 28, из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов и о понуждении Правительства Республики Мордовия, Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия устранить допущенные нарушения их прав и законных интересов путем принятия решения о переводе спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов.
В обоснование исковых требований указали, что истцы проживают более 15 лет в жилых домах, которые были им, предоставлены Большеберезниковским лесхозом как ведомственные, которые они в дальнейшем приватизировали, часть домов были построены собственными силами.
Однако все их дома находятся на земельном участке, который сформирован и поставлен на кадастровый учет за №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом №28. Участок находится примерно в 154 метрах от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, Большеберезниковский район, с. Большие Березники, ул. Лесная. Данный земельный участок относится к категории земель: земли лесного фонда, площадь земельного участка 77375+/-4793 кв.м. В связи с этим они не имеют возможности оформить права на земельные участки под их домами и, сами дома, не могут реализовать права собственника по распоряжению своим имуществом.
28 июня 2012 года общим собранием граждан проживающих по ул.Лесная, с.Большие Березники, Большеберезниковского района Республики Мордовия они создали уличный комитет, председателем которого назначили К.В.И..
6 июля 2012 года К.В.И. от имени всех жителей ул. Лесная обратился к Главе Администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о переводе земли из государственного лесного фонда в земли населенных пунктов.
8 августа 2012 года в ответе Главы администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия было указано, что полномочия Администрации Большеберезниковского муниципального района по переводу земель лесного фонда в земли населенных пунктов отсутствуют. Администрация Большеберезниковского муниципального района обратилась с ходатайством в Правительство Республики Мордовия, Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия об оказании истцам ул. Лесная содействия в решении данного вопроса. Кроме того, согласно ответу Администрации Большеберезниковского муниципального района их заявление было направлено на рассмотрение Главе Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия.
9 июля 2012 года истцы обратились с аналогичным заявлением в Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия. Ответчиком данное заявление не возвращено, что свидетельствует о том, что каких-либо претензий к представленным документам у Министерства не имелось.
Обязанность по принятию решения о переводе земельного участка из земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов либо об отказе в таком переводе в установленный законом двухмесячный срок ответчиками исполнена не была.
Заявляя требование о признании бездействия Правительства Республики Мордовия, Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия истцы ссылаются на то, что Министерства допустили незаконное бездействие, выразившееся в том, что в течение установленного законом срока не рассмотрели по существу их заявление и ходатайства о переводе земельного участка.
До настоящего времени ответчиками не издан ненормативный акт по их заявлению и ходатайству Администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия о переводе земельного участка из категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Просят признать незаконным бездействия Правительства Республики Мордовия, Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия, выразившегося в не рассмотрении заявления от 09 июля 2012 года и ходатайств Администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 27 июля 2012 года о переводе земельного участка площадью 77375+/-4793, кадастровый номер 13:04:0118001:10, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Большеберезниковский муниципальный район, с. Большие Березники, ул. Лесная, находящегося примерно в 154 м. по направлению на северо-запад от ориентира дома № 28, из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов и возложить на Правительство Республики Мордовия, Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия обязанность устранить допущенные нарушения их прав и законных интересов путем принятия решения о переводе спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов.
Истцы К.В.И.., В.Г.Ф.Х.Р.Д.., К.К.С.В., К.Л.А.К.А.А.Д.Н.И.С.Н.И.., Л.Н.В.З.А.Н.Ч.Т.С., М.В.М.М.Т.А.., З.Б.А.К.З.Л.К.А.А.С.С.В.К.Е.Б.Б.О.А.К.Н.Б.Ч.Л.М. и Н.В.Г. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
В судебное заседание истцы С.В.В.., И.Н.И.Ч.Г.Ф.Е.Н.В.К.И.Н.К.Г.А.К.Н.А.К.М.П. не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель ответчика - Правительства Республики Мордовия К.В.В. исковые требования истцов не признал и суду пояснил, что в данном случае изменение границ поселения было осуществлено путем утверждения генерального плана поселения, а потому включение земельного участка в границы поселения решением Правительства Республики Мордовия является излишним и не обоснованным на законе. Кроме того, ходатайство о включении земельного участка в границы населенного пункта в Правительство Республики Мордовия не поступало.
Представитель ответчика - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия А.Ю.С. исковые требования истцов не признала и суду пояснила, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах квартала 198 Большеберезниковского участкового лесничества Большеберезниковского территориального лесничества, который относится к категории защитных лесов – леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, подкатегории – лесопарковые зоны.
Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия А.Е.В. исковые требования истцов не признала и суду пояснила, что Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия не имеет полномочий по принятию решений о переводе спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов.
Представитель администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия Л.А.М. считает, что исковые требования истцов не подлежат удовлетворению. Суду пояснила, что вышеуказанный земельный участок был включен в схему территориального планирования Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия и в Генеральный план Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия, который утвержден решением сессии Большеберезниковского сельского поселения №13 от 12 мая 2011 года.
Представитель администрации Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия Т.О.Ю. так же считает, что исковые требования истцов не подлежат удовлетворению.
В судебное заседание представитель Государственного комитета имущественных и земельных отношений не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом.
Выслушав объяснения истцов, представителей ответчиков, третьих лиц, исследовав письменные документы, суд считает, что исковые требования истцов не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Судом установлено, что жилые дома с номерами 1-25«а» по улице Лесная села Большие Березники расположены на территории лесных участков ГКУ «Большеберезниковское территориальное лесничество», Большеберезниковское участковое лесничество в квартале 198, выделе1, квартале 269 выделе 1(л.д.11).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 05 июля 2012 года №13/2012-46886 земельный участок площадью 77375+/-4793 кв.м. с кадастровым номером № расположен на землях лесного фонда.
Как следует из материалов дела, Администрация Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия обращалась с ходатайствами в Правительство Республики Мордовия, Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия о переводе земельного участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
В судебном заседании установлено что:
- Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия 19 июля 2012 года исходящий номер 2272 был направлен ответ председателю уличного комитета жителей улица Лесная села Большие Березники К.В.И. на обращение жителей ул.Лесная с.Большие Березники от 09 июля 2012 года б/н;
- Министерством строительства и архитектуры Республики Мордовия 22 августа 2012 года №2715 направлен ответ Главе администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия на ходатайство администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 27 июля 2012 года №01-1/521 о переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, в лесопарковой зоне на землях лесного фонда запрещается.
Перевод земельного участка из земель лесного в земли населенных пунктов для размещения домов индивидуальной жилой застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Согласно части 1.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 31 декабря 2012 года может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно части 2 этой же статьи в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Из смысла статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" следует, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 04.12.2006 N201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли поселений в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ.
В соответствии со статьей 84 Земельного Кодекса Российской Федерации, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Соответственно, утверждение или внесение изменений в генеральный план поселения является изменением границ населенного пункта, что влечет изменение категорий земельных участков.
Как следует из показаний представителя Правительства Республики Мордовия К.В.В., вышеуказанный земельный участок в настоящее время уже переведен в категорию земель населенных пунктов, при этом актом о переводе земли является Генеральный план Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия.
Согласно части 3 статьи 8 указанного Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета, для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 5 того же закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (далее - орган кадастрового учета).
Таким образом, суд считает, что обязанность по дальнейшему надлежащему правовому оформлению указанного земельного участка лежит на Администрации Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия.
Доводы истцов на статью 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", обязывающую исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по ходатайству органа местного самоуправления принять акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства, необоснованна, поскольку в данном случае подлежит применению статья 8 указанного закона, устанавливающая особенности перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Также необоснованны доводы истцов на положения статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" согласно которым решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, поскольку согласно части 1.1 указанной статьи при наличии генеральных планов поселений изменение границ населенных пунктов до 31 декабря 2012 года может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
Суд считает, что изменение границ поселения было осуществлено путем утверждения генерального плана поселения.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что со стороны Правительства Республики Мордовия, Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия отсутствует какое-либо бездействие, приведшее к нарушению прав истцов.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований С.В.В., К.В.И., В.Г.Ф., Х.Р.Д., И.Н.И., К.Л.А., К.А.А., Д.Н.И., С.Н.И., Л.Н.В., З.А.Н., Ч.Т.С., Ч.Г.Ф., М.В.М., М.Т.А., З.Б.А., К.З.Л., К.А.А., С.С.В., К.Е.Б., Б.О.А., Е.Н.В., К.Н.Б., К.И.В., К.С.В., К.Г.А., К.Н.А., К.М.П., Ч.Л.М. и Н.В.Г. о признании незаконным бездействия Правительства Республики Мордовия, Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия, выразившегося в не рассмотрении заявления от 09 июля 2012 года и ходатайств Администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 27 июля 2012 года о переводе земельного участка площадью 77375+/-4793, кадастровый номер №, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Большеберезниковский муниципальный район, с. Большие Березники, ул. Лесная, находящегося примерно в 154 м. по направлению на северо-запад от ориентира дома № 28, из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов и о понуждении Правительства Республики Мордовия, Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия устранить допущенные нарушения их прав и законных интересов путем принятия решения о переводе спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья
Большеберезниковского районного суда
Республики Мордовия В.Л.Камакин
1версия для печатиДело № 2-367/2012 ~ М-381/2012 (Решение)