ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-367/18 от 20.11.2018 Забайкальского районного суда (Забайкальский край)

Дело №2-367/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«_20_» ноября 2018 года пгт. Забайкальск

Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Горбатковой Е.В.,

при секретаре Кобаска К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «ЗабТЭК» о признании незаконными действия, взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с указанным заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в обоснование которого указал на следующие обстоятельства.

Для 01 июня 2015 года ресурсоснабжающей организацией в пгт. Забайкальск было ЗАО «ЭСК – Забайкальск». С 01 июня 2015 года функции ресурсоснабжающей организации выполняло ООО «Коммунальник», правопреемником которого является АО «ЗабТЭК». С 01 июня 2015 года коммунальные услуги, в том числе теплоснабжение, истцу по адресу: <адрес> оказывает новая ресурсоснабжающая организация. В период с 01.06.2015 по 15.09.2015 ООО «Коммунальник» начислило истцу задолженность за отопление в размере 9 977,50 руб. О наличии задолженности истец был уведомлен ответчиком в сентябре 2015 года. Указанная сумма задолженности была списана со счета истца. По мнению истца, списание денежных средств является неправомерным, поскольку ООО «Коммунальник» пыталось взыскать с истца задолженность за услугу отопления, предоставляемую по адресу: <адрес>. Однако Забайкальским районным судом 29.05.2017 было принято решение о признании незаконными действия ООО «Коммунальник» по начислению задолженности за июнь, июль, август 2015 года. Основываясь на указанном решении, истец обращался к ответчику о возврате списанных денежных средств, однако получил отказ. В летний период 2015 года Общество не оказывало коммунальную услугу по отоплению, поэтому не может взимать денежные средства за период с 01.06.2015 по 15.09.2015. С учетом изложенных обстоятельств истец просит признать незаконными действия ответчика, взыскать с ответчика денежные средства в размере 9 977,50 руб. и расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить. Также суду пояснил, что у ответчика не имелось оснований для удержания с его счета денежных средств за летний период 2015 года.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что расчет и начисление истцу платы за услугу отопления в спорный период производились в соответствии с требованиями закона равными частями в течение всего календарного года.

Представители третьих лиц УК ООО «Комфорт – Сервис», ЗАО «ЭСК – Забайкальск, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явились, о причинах неявки не сообщили.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.7). В указанное жилое помещение осуществляется поставка коммунальной услуги теплоснабжения.

Также из материалов дела следует, что до 01.06.2015 услугу теплоснабжения населению пгт. Забайкальск, в том числе и истцу, оказывало ЗАО «ЭСК – Забайкальск» (л.д.___). С 01.06.2015 оказание данной услугу стало осуществлять ООО «Коммунальник» (правопреемником которого является АО «ЗабТЭК»), с которым Администрацией городского поселения «Забайкальское» 01.06.2015 был заключен договор безвозмездного пользования муниципальным № 01/15 (л.д.___). В соответствии с условиями названного договора ссудодатель передает ссудополучателю в безвозмездное временное пользование имущество – объекты централизованного водоснабжения, водоотведения и объекты централизованного теплоснабжения, а ссудополучатель обязуется осуществлять пользование этим имуществом в соответствии с целями деятельности, определенными в Уставе, обеспечивая интересы населения и юридических лиц городского поселения «Забайкальское» в получении энергетических ресурсов (п.1.1 договора).

В силу п. 3.1 договора договор заключен сроком на один месяц, начиная с момента подписания договора обеими сторонами. В случае, если по истечении одного месяца не будет проведена и закончена конкурсная процедура на право заключения концессионного соглашения, имущество, указанное в п. 1.1 договора продолжает находиться в безвозмездном пользовании у ссудодателя на условиях, предусмотренных договором, до момента заключения концессионного соглашения с победителем конкурса. В дальнейшем как усматривается из материалов дела, между сторонами было заключено концессионное соглашение от 22.01.2016, в соответствии с условиями которого ответчик обязался осуществлять горячее водоснабжение, производство, передачу, распределение тепловой энергии населению и другим потребителям городского поселения «Забайкальское» (л.д.____).

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчик с 01.06.2015 приступил к исполнению условий договора по оказанию населению услуг водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.

Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа, следующего за истекшим месяцем (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за коммунальные услуги.

Из материалов дела следует, что за период с 01.06.2015 по 30.09.2015 истцу произведено начисление платы за услугу теплоснабжения по нормативу в размере 11 436,25 руб. исходя из тарифов, установленных РСТ Забайкальского края № 599 от 11.12.2014 (л.д.8). По мнению истца, за период с 01.06.2015 по 15.09.2015 ответчиком произведено незаконное начисление и взимание платы в размере 9 977,50 руб. Согласно пояснениям истца за летний период 2015 года до момента начала отопительного сезона 2015-2016гг. плату за данную услугу могла взимать предыдущая ресурсоснабжающая компания. У ответчика право на взимание в течение календарного года платы за услугу теплоснабжения, по мнению истца, возникло с момента наступления отопительного сезона.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг регулируются специальными правилами: до 01.09.2012 - Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, после этой даты - Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 с учетом Правил № 307 в части, касающейся услуги теплоснабжения.

В соответствии с пп. «е» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354 от 06.05.2011) отопление - подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам.

При этом пунктом 42.1 Правил № 354 от 06.05.2011 определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в многоквартирном жилом доме на основании формул 2, 3 и 3.1, содержащихся в приложении N 2 к данным Правилам, в зависимости от наличия или отсутствия индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета тепловой энергии.

Аналогичные положения содержались и в ранее действовавших Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, которые в полном объеме утратили силу с 1 июля 2016 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определен Правилами № 306, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006.

В соответствии с п. 2 Правилам № 306 от 23.05.2006 норматив потребления коммунальной услуги - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. Норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях - норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что в жилом помещении истца в спорный период индивидуальный прибор учета тепловой энергии установлен не был.

Исходя из положений Правил № 306 от 23.05.2006, при отсутствии средств измерения объем отпущенной тепловой энергии для ежемесячных расчетов должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов.

Как следует из материалов дела, 27.12.2005 на основании главы муниципального района «Забайкальский район» № 809 были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе отопления – 0,028 Гкал/кв. м. Указанный норматив утвержден с применением расчетного метода по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам (пункт 44 Правил № 306 от 23.05.2006, действовавший в редакции на момент издания постановления №809).

Из содержания пункта 13 раздела II приложения к Правилам (формула 6, действовавшая в редакции на момент издания постановления №809) следует, что при расчете по формуле норматива отопления (Гкал на 1 м2 в месяц) необходимое количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период домами, не оборудованными приборами учета, делится в формуле на 12 месяцев, что подразумевает определение норматива применительно к одному месяцу календарного года.

Следовательно, норматив потребления по коммунальной услуге «отопление» в пгт. Забайкальск составлял 1/12 годового расхода тепловой энергии, что соответствовало действующему на тот период законодательству.

В соответствии с п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (действовавшего до 01.07.2016) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, где одной из составляющих является норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м).

Анализируя содержание заключения по расчету тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО «Коммунальник» в муниципальном образовании городского поселения «Забайкальское» на 2015 год (раздел 5, л.д.___), суд приходит к выводу о том, что норматив 0,028 Гкал/кв. м в месяц рассчитан и утвержден исходя из годового, а не сезонного объема потребления тепловой энергии, равномерного распределения количества услуги в течение календарного года, ввиду чего плата за услуги по отоплению должна рассчитываться и вноситься в течение календарного года равными долями.

В силу подпункта «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении нормативов потребления тепловой энергии, при расчете за отопление, установленных на 30.06.2012, действуют до отмены их принявшими органами.

Доказательств утверждения норматива потребления тепловой энергии на 2015 год, рассчитанного исходя из периода отопительного сезона, не представлены.

Установление порядка оплаты за тепловую энергию равными платежами в течение года при отсутствии приборов учета тепловой энергии обусловлено тем, что тепловые системы должны находиться в постоянной готовности к обслуживанию потребителей, за исключением межотопительного периода, в котором проводится подготовка к новому отопительному сезону, поэтому за время проведения технологических перерывов и ремонтов системы отопления потребителями тепла также должна производиться оплата, поскольку составляющими себестоимости услуг по теплоснабжению являются не только расходы на производство и транспортировку тепловой энергии и теплоносителя, но и расходы на ремонт, и техническое обслуживание инженерного оборудования и коммуникаций, ремонтный фонд, оплату обслуживающего персонала.

Довод стороны истца о том, что у ответчика право на взимание платы за услугу теплоснабжения, возникло с момента наступления отопительного сезона, суд находит необоснованным.

Исходя из анализа приведенных выше положений Правил, следует, что плата за услуги по отоплению в отсутствие индивидуального прибора учета тепловой энергии должна вноситься в течение календарного года равными долями. А учитывая, что ответчик к исполнению обязанностей, связанных с предоставлением услуги теплоснабжения приступил с 01.06.2015, то именно с указанного момента у ответчика возникло право требования с потребителя оплаты за данную услугу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении иска ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Забайкальский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено «_23_» ноября 2018 года.

Судья Забайкальского

районного суда Горбаткова Е.В.