<данные изъяты>
Дело №2-367/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Надым, 18 апреля 2019 года
Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Горловой И.А., при секретаре судебного заседания Гришан А.А., с участием помощника Надымского городского прокурора Васильева В.В., истца по первоначальному иску- ответчика по встречному ФИО1, представителя ответчика-истца по встречному иску ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации МО Надымский район о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, встречному иску Администрации МО Надымский район к ФИО1, ФИО3, ФИО4 о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения,
Установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации МО Надымский район о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование иска указал, что ему на основании постановления Мэра от 24.12.2004 года № 792 предоставлено жилое помещение общей площадью 19,2 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, что подтверждается контрольным талоном к ордеру на служебное жилое помещение от 28.02.2005 года № 554-И. Ссылаясь на ст. 2, 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 92 ЖК РФ, п. 12,15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв. постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, указал, что решения о включении предоставленного ему жилого помещения в специализированный жилищный фонд не принималось, спорное жилое помещение предоставлено ему в 2004 году, до введения в действие ЖК РФ, в соответствии с действовавшим ранее законодательством. Проживает в спорном жилом помещении до настоящего времени, несет расходы по его содержанию, производит оплату коммунальных услуг. Занимаемое жилое помещение не является служебным, ранее он участия в приватизации жилого помещения не принимал, полагает отказ администрации МО Надымский район не законным.
Определением суда от 18.02.2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца привлечены ФИО3 и ФИО4
Администрация МО Надымский район предъявила встречный иск к ФИО1, ФИО3, ФИО4 о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. В обоснование иска указала, что постановлением Главы МО город Надым от 14.04.2008 № 73 «О приеме в муниципальную собственность муниципального образования город Надым и включении в состав муниципальной казны имущества» спорное жилое помещение включено в реестр муниципального имущества МО город Надым. Администрация МО Надымский район с 12.04.2012 года исполняет полномочия Администрации МО город Надым. Постановлением Мэра МО город Надым и Надымский район от 24.12.2004 года № 792 ФИО1 распределено служебное жилье-однокомнатная квартира по адресу <адрес> В дальнейшем истцу был выдан ордер на служебное жилое помещение *№ обезличен* серии И от *дата*. Ссылаясь на ст. 101-105 ЖК РФ, указала, что поскольку на момент выдачи ордера порядок отнесения жилья к категории служебного четко не был регламентирован, отнесение спорного жилого помещения к числу служебных и его предоставление нуждающемуся лицу одновременно, в едином документе, не противоречило действовавшему законодательству. Распределение спорного жилого помещения как служебного единым постановлением Мэра муниципального образования город Надым и Надымский район от 24.12.2004 № 792 не требовало вынесения дополнительного решения о включении его в состав служебного жилья. В силу ст. 105 ЖК РСФСР основанием для вселения в служебное жилое помещения являлся ордер на занятие по найму жилой площади в служебном жилом помещении. Спорное жилое помещение было предоставлено ФИО1 как сотруднику милиции, в соответствии с ч. 1 ст. 30 закона РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции», ст. 101 ЖК РСФСР. Истец был уволен из органов внутренних дел приказом УВД по ЯНАО от 24.12.2010 года № 629 л/с с 07.03.2011 года на основании п. «в» ст. 19 Закона о милиции. Выслуга лет на день увольнения составляет 12 лет 10 месяцев 27 дней в календарном исчислении, в том числе в РКС 07 лет 03 месяца 06 дней. Таким образом, договор найма служебного жилого помещения прекратил свое действие с момента прекращения ФИО1 трудовой деятельности в ОМВД России по Надымскому району. До настоящего времени в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают истец и члены его семьи ФИО3 и ФИО4, которые, соответственно, после увольнения ФИО1 утратили право занимать служебное жилое помещение, поскольку увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения в силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ. Ответчики не относятся к категории граждан, предусмотренных ч. 2 ст. 102, ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, не подлежащих выселению из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, а также к категории граждан, выселение которых не допускается по основанию, предусмотренному ст. 13 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ, ст. 108 ЖК РСФСР. ФИО1 на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоит, и не состоял. ФИО1 и члены его семьи утратили право пользования спорным служебным жилым помещением, в связи с чем подлежат выселению и снятию с регистрационного учета. Просила отказать ФИО1 в удовлетворении иска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить требования встречного иска.
В судебном заседании истец по первоначальному иску- ответчик по встречному ФИО1 на иске о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации настаивал, требования встречного иска не признал и пояснил, что обращался в Администрацию МО Надымский район по вопросу о приватизации жилого помещения, получил отказ в связи с тем, что имеет в собственности жилое помещение. В обоснование позиции пояснил, что жилое помещение было предоставлено ему связи с работой в правоохранительных органах, Администрацией. Является ветераном труда, льгот в связи со службой в правоохранительных органах не имеет.
Представитель ответчика по первоначальному иску- истца по встречному иску ФИО2 требования первоначального иска не признал, поддержал доводы встречного иска по основаниям, в нем изложенным.
Третье лицо по первоначальному иску-соответчик по встречному иску ФИО3 в судебном заседании 2.04.2019 года требования первоначального иска поддержала.
Третье лицо на стороне истца по первоначальному иску-соответчик по встречному иску ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, возражений по существу встречного иска не предоставил, позицию истца по первоначальному иску поддержал.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего не подлежащими удовлетворению требования первоначального иска, и подлежащими удовлетворению требования встречного иска о признании семьи Б-вых утратившими право пользования жилым помещением, о выселении без предоставления другого жилого помещения и снятию с регистрационного учета, суд приходит к следующему.
Постановлением Мэра МО город Надым и Надымский район от 24.12.2004 года № 792 «О распределении жилья по договору социального найма, выводе жилых помещений из числа служебных, распределении служебного жилья» утверждены списки на распределение жилья по договору социального найма, список на вывод жилых помещений из числа служебных, список на распределение служебного жилья. ФИО1 распределена служебная квартира по адресу <адрес>.
28.02.2005 года ФИО1, сотруднику УВД г. Надыма, Мэрией Мо г. Надым и Надымский район на основании постановления Мэра от 24.12.2004 года № 792 был выдан ордер на служебное жилое помещение на право занятия однокомнатной квартиры по адресу <адрес>, на состав семьи 1 человек.
По сообщению ГУП ЯНАО «ОЦТИ» ФИО1, ФИО3, ФИО4 участия в приватизации жилых помещений не принимали.
За ФИО4 права собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано
За ФИО3, ФИО1 на праве собственности зарегистрированы объекты недвижимости, в том числе жилые помещения, основанием приобретения которых не являются договоры о передаче в собственность жилого помещения.
По сообщению управления по жилищным программам Департамента муниципального имущества Надымского района ФИО1 на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на территории МО город Надым по состоянию на 05.03.2019 года не состоит, и ранее не состоял. В орган местного самоуправления по вопросу постановки на указанный учет не обращался.
Как следует из трудовой книжки истца, в период с 10.04.1998 года по 07.03.2011 года он проходил службу в органах внутренних дел непрерывно 12 лет 10 месяцев 27 дней, в том числе в РКС 7 лет 03 месяца 06дней.
Постановлением Главы МО город Надым от 14.04.2008 года № 73 «О приеме в муниципальную собственность» <адрес> принята в муниципальную собственность в составе имущественного комплекса МУП «Производственное ремонтно-эксплуатационное предприятие».
На основании распоряжения Администрации МО Надымский район от 27.07.2012 года № 1480-р кв. <адрес> принята и включена в состав муниципальной казны МО город Надым.
Право собственности МО город Надым на спорное жилое помещение подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 23.12.2015 года.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 16 октября 2012 г. N 170-ФЗ) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Между тем, такое решение об обеспечении ФИО1 жилым помещением как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует. Спорное жилое помещение предоставлено истцу в качестве служебного.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Ордер на служебное жилое помещение и решение о предоставлении истцу спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.
При таких обстоятельствах, исходя из фактических обстоятельств дела, оснований для вывода о том, что истец занимает спорное жилое помещение фактически по договору социального найма, и имеет в связи с этим право на приватизацию квартиры не имеется.
Постановлением Администрации МО Надымский район от 17.12.2015 года № 670 утверждено Положение о порядке принятия решения о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО Надымский районе, МО город Надым», которым определены категории лиц, имеющих право на приватизацию служебных жилых помещений.
В соответствии с п. 2.1 Положения, право на приватизацию занимаемых служебных жилых помещений имеют ранее не реализовавшие право на однократную бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, нуждающиеся в жилых помещениях, проживающие в служебном жилом помещении не менее 10 лет на дату подачи заявления о приватизации служебного жилого помещения, следующие категории лиц: 1) имеющие трудовой стаж в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, государственных и муниципальных учреждениях, предоставивших (либо по ходатайству которого было предоставлено) служебное жилое помещение, не менее 10 лет на момент подачи заявления о приватизации служебного жилого помещения; 20 инвалиды 1 и 2 группы; 3) граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставшие на учет до 01 марта 2005 года;
В силу п. 2.2 Положения, при этом право на приватизацию может быть реализовано при наличии одновременно следующих условий: 1) отсутствие на дату подачи заявления о приватизации служебного жилого помещения у гражданина-нанимателя служебного жилого помещения и членов его семьи других жилых помещений на праве собственности; 2) гражданин-наниматель служебного жилого помещения в период проживания в служебном жилом помещении не совершал в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о приватизации служебного жилого помещения, гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к их отчуждению.
29.06.2018 года на основании протокола № 7 заседания комиссии по рассмотрению вопросов приватизации служебных жилых помещений от 21.06.2018 года Администрация МО Надымский район отказала ФИО1 в приватизации занимаемого служебного жилого помещения. Одновременно истцу отказано в приватизации служебного жилого помещения на основании Положения о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования Надымский район, муниципального образования город Надым ввиду отсутствия оснований для признания истца нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
04.12.2018 года Администрация МО Надымский район уведомила истца об отказе в заключении договора социального найма на предоставленное истцу служебное жилое помещение.
Решение органа местного самоуправления об отказе истцу в приватизации служебного жилого помещения в порядке, установленном положением о порядке принятия решения о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования город Надым, утв. постановлением Администрации МО Надымский район от 17.12.2015 года № 670 истцом не оспаривается.
В указанной связи суд находит, что исковые требования ФИО1 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В соответствии со ст. ст. 92, 93 ЖК РФ и ч. 1 ст. 100 ЖК РФ служебные жилые помещения являются разновидностью специализированного жилищного фонда и предназначены для временного проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного кодекса.
По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, со стороны Администрации МО Надымский район в адрес истца не поступало требования об освобождении занимаемого служебного жилого помещения, в добровольном порядке истцом и членами его семьи служебное жилое помещение не освобождено, следовательно, договор найма спорного служебного жилого помещения продолжает свое действие.
При рассмотрении дела суд учитывает также положения пунктов 41,42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которых вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
В то же время необходимо иметь в виду, что по действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР), а основанием для вселения в общежитие - ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (статья 109 ЖК РСФСР);
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения (например, гражданин предоставил не соответствующие действительности сведения о заключении трудового договора или назначении на должность, у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте, гражданин не отнесен законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения);
К отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются с учетом их длящегося характера нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (статья 5 Вводного закона);
В силу п. 42 указанного постановления, в соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.
Учитывая, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого истец ФИО1 и члены его семьи продолжает занимать спорное жилое помещение, не прекратил своего действия, оснований для признания истца и членов его семьи утратившими право пользования служебным жилым помещением не имеется, соответственно, отсутствуют основания для выселения истца и членов его семьи из спорного жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 209 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Администрации МО Надымский район о признании права собственности на жилое помещение- кв. <адрес> в порядке приватизации- оставить без удовлетворения.
Встречные исковые требования Администрации МО Надымский район к ФИО1, ФИО3, ФИО4 о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течении месяца со дна принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа подачей апелляционной жалобы через Надымский городской суд.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято 23.04.2019 года.
Копия верна. Судья суда
Решение не вступило в законную силу: 23.04.2019 года
Подлинник хранится в деле № 2-367/2019 в Надымском городском суде, 89RS0003-01-2019-000312-28