ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-367/19 от 26.03.2019 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 марта 2019 года <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Постоялко С.А.,

При секретаре ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к мэрии <адрес>, Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Истец прокурор <адрес> обратился в суд с иском, в котором просил обязать ответчика оборудовать остановку общественного транспорта «Широкая», обозначенную дорожными знаками 5.16 Правил дорожного движения РФ (место остановки автобуса и(или) троллейбуса), расположенную на <адрес> в районе <адрес> посадочную площадку в соответствии ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», оборудовать вблизи ООТ «Широкая» пешеходный переход, обозначенный дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению начальника ГИБДД Управления МВД России по <адрес> о нарушении требований законодательства о безопасности дорожного движения мэрией <адрес>. В ходе проведенной проверки установлено, что в районе здания по <адрес> расположена остановка общественного транспорта «Широкая», обозначенная дорожными знаками 5.16 Правил дорожного движения РФ (место остановки автобуса и(или) троллейбуса) в нарушение п. 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» высота бордюрного камня относительно проезжей части составляет 3 см., посадочная площадка расположена ниже уровня остановочной площадки и уровня бордюра на 3 см., в нарушение п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 в районе данного остановочного пункта отсутствует пешеходный переход, обозначенный дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход». В связи с чем, истец обратился в суд.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес>Сниккарс А.Н. поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить.

Представитель ответчиков мэрии <адрес>, Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес>, в судебное заседание не явилась, уведомлена. Ранее, в ходе судебного разбирательства с заявленными требованиями не согласилась, указав, что пешеходный переход в районе ООТ «Широкая» оборудован. Оборудование остановочной платформы запланировано в перечень работ на 2019 год.

Выслушав пояснения прокурора, допросив свидетеля ФИО1, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на безопасность дорожного движения и ответственность государства в лице его органов за обеспечение безопасности дорожного движения закреплены в статьях 3, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В силу части 4 статьи 6 указанного Закона, органы местного самоуправления наделены полномочиями в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения - на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения. Данные полномочия являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно пункта 5 части 1 статьи 16, части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечение безопасности дорожного движения, а также осуществление муниципального контроля за сохранностью дорог, относится к вопросам местного значения поселения. При этом, местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, осуществляя дорожную деятельность, в виде ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, за счет средств местных бюджетов, а также иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования (части 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Решением городского Совета Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ N 654 учреждено структурное подразделение (отраслевой орган) мэрии <адрес> - департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес>, утверждено Положение о департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> (приложение).

Согласно указанному Положению, Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> является структурным подразделением (отраслевым органом) мэрии <адрес> (пункт 1.1 Положения). Департамент является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 1.3 Положения).

Одной из основных задач Департамента, в соответствии с пунктом 2.1 Положения является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 Положения определено, что финансовое обеспечение деятельности департамента осуществляется за счет средств бюджета <адрес>.

В силу Федерального закона «О техническом регулировании», а также в соответствии с п.1 постановления Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 30.01.2002г. со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003г., признаны национальными стандартами; впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

Согласно п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», остановочный пункт на участках дорог в пределах населенных пунктов должен состоять из следующих элементов:

остановочная площадка;

посадочная площадка;

заездной «карман»;

боковая разделительная полоса;

тротуары и пешеходные дорожки;

автопавильон;

пешеходный переход;

скамья;

-урна для мусора;

- технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки,разметка, ограждения);

- освещение (при расстоянии до места возможного подключения краспределительным сетям не более 500 м),

В соответствии с п. 5.3.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 при прохождении дорог по территории населенных пунктов остановочные пункты размещают с обеспечением следующих требований:

на дорогах скоростного и улицах непрерывного движения - вне габаритов проезжей части в непосредственной близости от внеуличных пешеходных переходов, на боковых проездах (в случае их наличия);

на магистральных дорогах и улицах общегородского значения с регулируемым движением и районных при уровне загрузки не более 0,6 - в габаритах проезжей части;

на магистральных дорогах и улицах с проезжей частью в одну-две полосы движения в одном направлении при уровне загрузки более 0,6 - в заездных «карманах».

В соответствии с п. 5.3.3.6. ГОСТ Р 52766-2007 - Остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком или за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 25 м и 5 м соответственно.

В соответствии с п. 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007 - Посадочную площадку устраивают на границе остановочной площадки. Длина посадочной площадки должна быть равна длине остановочной площадки, а ее ширина должна быть не менее 2 м. В населенных пунктах в стесненных условиях ширина посадочной площадки может быть уменьшена до 1,5 м. Возвышение посадочной площадки над остановочной должно быть 0,20 м.

В силу п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-04 Знаки 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» применяют для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов. Знаки должны быть двусторонними. Односторонние знаки допускается применять вне населенных пунктов на участках дорог с разделительной полосой, на которых отсутствует движение пешеходов вдоль дорог. Знаки 5.16 устанавливают в начале посадочной площадки. При наличии на остановочном пункте павильона допускается устанавливать знаки на павильоне над его ближайшим по ходу движения краем или на самостоятельной опоре.

Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокурору <адрес> поступило письмо начальника ОГИБДД УМВД по <адрес> о том, что на <адрес> ориентир <адрес> на остановке общественного транспорта «Широкая» высота бордюрного камня составляет 3 см., при этом посадочная площадка расположена ниже уровня остановочной площадки и уровня бордюра на 3 см (л.д.7-10).

ДД.ММ.ГГГГ сотрудником отдела ГИБДД УМВД России по <адрес>ФИО1 проведена проверка поступившей из прокуратуры <адрес> информации, в ходе которой установлено, что на <адрес>, в районе <адрес>, расположена ООТ «Широкая», на которой высота бордюрного камня относительно уровня проезжей части составляет 3 см., при этом посадочная площадка расположена ниже уровня остановочной площадки и уровня бордюра на 3 см., чем нарушен п. 5.3.3.8 (л.д.5).

Таким образом, несоответствие указанных выше участков дороги требованиям п. 5.3.3.8 ГОСТ 52766-07 в области безопасности дорожного движения подтверждается материалами, представленными истцом.

Ответчиком, вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представлено суду относимых и допустимых доказательств устранения недостатков безопасности дорожного движения в указанном месте автомобильной дороги - акта, либо иного доказательства, свидетельствующего об устранении вышеназванных нарушений.

Довод представителя ответчика о том, что устранение установленных нарушений требованиям Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 требует значительных финансовых затрат и будет выполнено в 2019 года не может служить основанием для освобождения от исполнения возложенных на него законом обязанностей.

При этом, суд принимает во внимание, что ответчиком не представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о невозможности устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, бездействие ДТиДБК мэрии <адрес>, выраженное в невыполнении требований вышеуказанного законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, нарушает законодательство в области безопасности дорожного движения и создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих в <адрес>, в связи с чем, исковые требования в указанной части обоснованы и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в части оборудовать вблизи ООТ «Широкая» пешеходный переход, обозначенный дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

В ходе судебного разбирательства ответчиком представлен ответ заместителя начальника департамента - начальника управления благоустройства, озеленения и правового обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ.2018 года .1-08/0833, из которого следует, что на участке улицы в районе пересечения <адрес> и <адрес>, в пределах нормативной доступности (46 м) имеется регулируемый пешеходный переход, от которого по четной и нечетной стороне <адрес> можно пройти к остановке общественного транспорта «Широкая» (л.д. 22-23).

Допрошенный в судебном заседании государственный инспектор ОГИБДД УМВД России по <адрес>ФИО1, подтвердил, что в районе остановки общественного транспорта «Широкая», на участке улицы в районе пересечения <адрес> и <адрес>, имеется регулируемый пешеходный переход на расстоянии 46 метров, от которого по четной и нечетной стороне <адрес> можно пройти к остановке общественного транспорта «Широкая». В настоящее время если бы проводил проверку, то в качестве нарушения указал бы только, что на <адрес>, в районе <адрес>, расположена ООТ «Широкая», на которой высота бордюрного камня относительно уровня проезжей части составляет 3 см., при этом посадочная площадка расположена ниже уровня остановочной площадки и уровня бордюра на 3 см., чем нарушен п. 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-07.

С учетом изложенного, руководствуясь подлежащими применению нормами ГОСТ Р 52766-07, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на которые ссылается прокурор в части обязанности ответчика обустроить вблизи ООТ «Широкая» пешеходный переход, обозначенный дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2.

В силу требований ч. 1,2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает необходимым с целью контроля исполнения решения суда, установить разумный срок для выполнения действий ответчиком – в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к мэрии <адрес>, Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> об обязании совершить действия удовлетворить частично.

Обязать Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать остановку общественного транспорта «Широкая», обозначенную дорожными знаками 5.16 Правил дорожного движения РФ (место остановки автобуса и(или) троллейбуса), расположенную на <адрес> в районе <адрес> посадочной площадкой в соответствии ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Судья Постоялко С.А.