ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-367/2014 от 27.02.2014 Рассказовского районного суда (Тамбовская область)

                                 Дело № 2 - 367/2014 г.

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 27 февраля 2014 г.

 Рассказовский районный суд Тамбовской области в составе:

 председательствующего судьи Качаловой Р.Ю.

 с участием помощника прокурора Рассказовской межрайонной прокуратуры Литовской И.А.

 при секретаре Самсоновой Н.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Терехова А. Н. к Рассказовскому городскому Совету народных депутатов Тамбовской области о восстановлении на работе и оплате за время вынужденного прогула,

 УСТАНОВИЛ:

     Настоящим иском Терехов А.Н. просит восстановить его на работе в качестве председателя постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления и депутатской этики Рассказовского городского Совета народных депутатов Тамбовской области, работающего на постоянной основе и взыскать с Рассказовского городского Совета народных депутатов (далее городского Совета) средний заработок за время вынужденного прогула за период с дд.мм.гггг по день восстановления на работе.

     Иск мотивирован следующим: на указанную должность Терехов А.Н. был принят дд.мм.гггг в соответствии с п.7.ст. 28 Устава г Рассказово и Регламентом городского Совета. Распоряжением председателя городского Совета № 02-Р от дд.мм.гггг трудовой договор с ним был расторгнут в связи с сокращением численности работников ( п.2 ст.81 ТК РФ). Истец считает свое увольнение незаконным, поскольку оно противоречит, по его мнению, решению городского Совета № от дд.мм.гггг «Об утверждении структуры Рассказовского городского Совета народных депутатов», которое определяет штатное расписание, противоречит Регламенту городского Совета (п.3 ст.10), согласно которому председатель постоянной комиссии городского Совета, работающий на постоянной оплачиваемой основе, может быть освобожден от занимаемой должности по его личной просьбе, а также в связи с обстоятельствами, исключающими возможность выполнения им своих обязанностей, противоречит п.1 ст.33 и п.17 ст.29 Устава г Рассказово, в силу которых председатель постоянной комиссии избирается и освобождается от должности городским Советом, исполняет свои обязанности до начала работы городского Совета нового созыва.

      В судебном заседании Терехов А.Н. иск поддержал, добавив к вышеизложенному следующее: поскольку на работу он был избран решением городского Совета № от дд.мм.гггг г, то и освобождение его от работы досрочно возможно только по решению Совета, кроме того, его увольнение является грубым нарушением действующего законодательства, а именно : ст.ст. 54,55,56,57 Конституции РФ, предписывающих, что законы, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют, п.1ст.4 ГК РФ, согласно которому акты гражданского законодательства обратной силы не имеют и применяются к отношениям, возникшим до введения их в действие, ст.12 ТК РФ, предусматривающей то же самое, п.1 ст.8 решения городского Совета № от дд.мм.гггг г, предусматривающего, что действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, если иное не установлено в самом правовом акте, к тому же полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае: 1) смерти ; 2) отставки по собственному желанию; 3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; 8) отзыва избирателями; 9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления; 10) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Поэтому любые действия по досрочному сложению его полномочий можно рассматривать как самоуправство должностного лица.

 Представитель ответчика Агеева М.Ю. иск не признала и пояснила, что дд.мм.гггг городской Совет заключил с Тереховым А.Н. трудовой договор, в соответствии с которым он был назначен на должность председателя постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления и депутатской этики на постоянной оплачиваемой основе. Решением городского Совета № от дд.мм.гггг в Устав города были внесены изменения и дополнения, которыми должность председателя постоянной комиссии, которая выборной не является, исключена. В соответствии со ст. 180 ТК РФ истец был уведомлен о предстоящем увольнении за два месяца. Депутатом городского Совета истец продолжает быть.

 Выслушав доводы сторон, заключение помощника прокурора Литовскую И.А., исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению исходя из следующего:

 В соответствии с п.2 ст.130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления.

 В силу п.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ( с последующими изменениями и дополнениями) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 Согласно ст.44 этого же Закона, уставом муниципального образования должны определяться:

 1) наименование муниципального образования;

 2) перечень вопросов местного значения;

 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

 7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

 8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

 9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

 В соответствии со ст. 28 Устава г <адрес>, утвержденного решением Рассказовского городского Совета народных депутатов № от дд.мм.гггг г, в редакции до дд.мм.гггг в структуру городского Совета входил, в том числе, и председатель постоянной комиссии.

 Решением городского Совета № от дд.мм.гггг истец Терехов А.Н., избранный депутатом городского Совета дд.мм.гггг, был принят на работу с дд.мм.гггг на должность председателя постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления и депутатской этики городского Совета, работающего на постоянной оплачиваемой основе.

 дд.мм.гггг с ним был заключен трудовой договор на срок полномочий городского Совета.

 Вместе с тем в п.6 договора указано, что договор может быть расторгнут по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством РФ и Тамбовской области, а также Уставом г Рассказово.

 дд.мм.гггг городской Совет принял решение № о внесении изменений и дополнений в Устав г Рассказово, которым председатель постоянной комиссии из структуры городского Совета был исключен, кроме того, из п.17 ч.2 ст.29 Устава было исключено указание о том, что от должности председателя постоянной комиссии освобождает городской Совет.

 В соответствии с вышеназванным решением председатель городского Совета Свистунов С.А. издал распоряжение от дд.мм.гггг № 65-Р о сокращении должности председателя постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления и депутатской этики, работающего на постоянной оплачиваемой основе и исключении этой должности из штатного расписания городского Совета.

 Следует отметить, что Регламентом городского Совета, утвержденным решением городского Совета № от дд.мм.гггг (ст.74), формирование штатного расписания городского Совета возложено на председателя городского Совета.

 О предстоящем сокращении Терехов А.Н. был уведомлен дд.мм.гггг г, о чем свидетельствует его подпись в указанном распоряжении и уведомлении.

 дд.мм.гггг распоряжением председателя городского Совета от дд.мм.гггг № 02-р он был уволен по п.2 ч.ст.81 ТК РФ в связи с сокращением штата работников.

 В силу ст. 394 ТК РФ работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный спор, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными.

 Из смысла положений ст.394 ТК РФ усматривается, что увольнение признается незаконным в случаях отсутствия основания для увольнения, а также при нарушении порядка увольнения.

 В рассматриваемом деле с учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о законности увольнения истца, то есть произведенного при наличии законного основания для увольнения и соблюдением порядка увольнения.

 Так, п.2 ч.1ст.81 ТК РФ предусматривает расторжение трудового договора в случаях сокращения численности или штата работников, что в данном споре и имеет место быть.

 Согласно ст. 180 ТК РФ, о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

 Факт соблюдения порядка увольнения подтверждается материалами дела и истцом не оспаривается.

 Доводы Терехова А.Н. о том, что председатель постоянной комиссии, работающий на постоянной оплачиваемой основе, является выборной должностью и потому увольнение с этой должности регулируется положениями пункта 10 ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которые такого основания для досрочного прекращения полномочий, как сокращение штата работников, не предусматривают, несостоятельны, поскольку в приведенной правовой норме закреплены случаи досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления, которые избираются на муниципальных выборах.

 Председатель постоянной комиссии, действующий на постоянной оплачиваемой основе, ни членом выборного органа местного самоуправления ни выборным должностным лицом местного самоуправления не является, о чем свидетельствует и тот факт, что на должность председателя постоянной комиссии Терехов А.Н. был не избран, а принят решением городского Совета от дд.мм.гггг № 14.

 Что касается полномочий Терехова А.Н. как депутата, то они увольнением его не прекращаются.

 Ссылка истца на нарушение ст.ст. 54,55,56,57 Конституции РФ, п.1 ст.4 ГК РФ, ст.12 ТК РФ, согласно которым законы, ухудшающие положение граждан, акты гражданского законодательства, законы или иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, обратной силы не имеют, ничем не обоснована.

 Увольнение истца основано на законах и нормативных правовых актах, которые подлежали применению к отношениям, возникшим после введения их в действие.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 и 194 ГПК РФ, суд

                                                 РЕШИЛ:

 В иске Терехова А. Н. к Рассказовскому городскому Совету народных депутатов <адрес> о восстановлении на работе и оплате за время вынужденного прогула отказать.

 Решение может быть обжаловано в тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Решение в окончательной форме принято 04.03.2014 г

 Судья                              Р.Ю.Качалова