Дело № 2- 367/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Онега 29 апреля 2014 г.
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Жиркова В.Н.,
при секретаре Кузьминой О.П.,
с участием помощника Онежского межрайонного прокурора Яковлевой В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению главы администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
глава администрации МО «Онежский муниципальный район» ФИО1 обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя от <Дата>, вынесенного по делу №<данные изъяты>. Заявление мотивирует тем, что решением Онежского городского суда Архангельской области по делу ... на администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» возложена обязанность в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, вывозимых с территории МО «Золотухское». Возбуждено исполнительное производство № <данные изъяты>. В соответствии с требованием судебного пристава - исполнителя Онежского ОСП от <Дата> ... администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» обязана в срок до <Дата> исполнить решение суда. <Дата> постановлением судебного пристава-исполнителя с администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей. Полагает, что при вынесении данного постановления, судебным приставом-исполнителем не были учтены уважительные причины неисполнения решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения. Данное решение не может быть исполнено в установленный срок по следующим основаниям. Между администрацией муниципального образования «Онежский муниципальный район» и МУП «Золотухская управляющая компания» <Дата> заключен договор аренды на земельный участок № <данные изъяты>, с видом разрешенного использования: под свалку твердых бытовых отходов. МУП «Золотухская УК» заключила договор № <данные изъяты> от <Дата> с ЦЛАТИ (Центр лабораторного анализа и технических измерений) по Архангельской области на выполнение работ по оценке воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов в части разработки паспорта объекта размещения отходов (паспорт свалки), оформление паспортов опасных отходов, разработки «Порядка осуществления производственного экологического контроля в области обращения с отходами», разработке «Программ мониторинга объекта размещения отходов», подготовке пакета документов (материалы обоснования) для получения лицензии на деятельность, по обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности. Было получено положительное гидрогеологическое заключение по проектируемому полигону твердых и жидких бытовых отходов (ТБО, ЖБО). Выдача лицензии управлением Росприроднадзора по Архангельской области, осуществляется на основании проектной документации, разработанной ЦЛАТИ (Центр лабораторного анализа и технических измерений) по Архангельской-, области. Кроме того, специалисты управления Росприроднадзора проводят обследование объекта размещения отходов преимущественно в бесснежный период. В связи с этим, администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» обращалась с Онежский городской суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Определением Онежского городского суда от <Дата> администрации отказано в предоставлении отсрочки. Таким образом, Администрация принимает все необходимые меры для исполнения Решения суда в полном объеме. Администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» принимает все необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа, однако исполнить решение суда в сроки, установленные судом, не представлялось возможным по объективным причинам (при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, администрация приняла все меры для надлежащего исполнения обязательства). Судебный пристав-исполнитель с момента окончания срока добровольного исполнения исполнительного документа не вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, а выносит его <Дата> уже в размере <данные изъяты> рублей. Полагает, что на исполнение решений Онежского городского суда, вынесенных до <Дата> года, распространяет свое действие Федеральный закон от <Дата> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" до начала действия Федерального закона от <Дата> №441-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве".
Представитель должника - Администрации МО «Онежский муниципальный район», в судебном заседании не участвовал, о дате, месте и времени рассмотрения дела должник извещён надлежащим образом.
В судебном заседании помощник прокурора не согласна с доводами должника о наличии уважительных причин для его освобождения Администрации МО «Онежский муниципальный район» от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей. Считает постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора законным и обоснованным, поэтому просила отказать в удовлетворении заявления должника.
Представитель администрации МО «Золотухское», ОСП по Онежскому району в судебном заседании не участвовали; о дате, месте и времени рассмотрения дела заинтересованные лица извещены надлежащим образом.
Отсутствие не явившихся сторон не является препятствием к рассмотрению дела.
Заслушав помощника прокурора, исследовав представленные по делу доказательства, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ).
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Исполнительский сбор, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от <Дата> №13-П, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности на определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением Онежского городского суда Архангельской области от <Дата> на администрацию МО»Онежский муниципальный район» возложена обязанность в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, вывозимых с территории муниципального «Золотухское».
Выдан исполнительный лист № <данные изъяты>. Постановлением судебного пристава-исполнителя от <Дата> возбуждено исполнительное производство № <данные изъяты>, должнику - Администрации МО «Онежский муниципальный район» было предложено в срок до <Дата> с момента получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. Кроме того, должник предупрежден, об ответственности за неисполнение исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения.
Постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Онежскому району УФССП по Архангельской области ФИО4 от <Дата> с должника - Администрации МО «Онежский муниципальный район» взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии с ч.6 ст.112 Закона № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном названным федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно указанному постановлению исполнительный документ должником администрацией МО «Онежский муниципальный район» в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. В случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, срок для добровольного исполнения – в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу – исполнителю должником не представлено. Должником в порядке ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств в обоснование нарушения сроков, установленных для исполнения исполнительного документа, вызванных причинами чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Согласно п. 3 ст. 112 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 441-ФЗ).
Из содержания заявления должника - Администрации МО «Онежский муниципальный район» и пояснений его представителя в судебном заседании, следует, что Администрации МО «Онежский муниципальный район» просит суд освободить должника - Администрацию МО «Онежский муниципальный район», по указанному исполнительному документу, от уплаты исполнительского сбора, взысканного судебным приставом-исполнителем по постановлению от <Дата>.
В силу ч.7 ст.112 Закона № 229-ФЗ при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Материалами дела достоверно установлено, что по состоянию на <Дата> должник требования исполнительного документа надлежащим образом не исполнил.
Приведённые главой Администрации МО «Онежский муниципальный район» доводы, изложенные в заявлении, суд считает несостоятельными.
Факт неисполнения должником в срок, установленный для добровольного исполнения требования исполнительного документа, заявителем не оспаривается.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, единственным основанием освобождения от взыскания исполнительского сбора является наличие чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, то есть обстоятельств непреодолимой силы.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, что в данном случае означает обязанность Администрацией МО «Онежский муниципальный район» доказать существование объективных препятствий для выполнения им обязанности по исполнению постановления судебного пристава-исполнителя.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в качестве оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора администрация округа ссылается на отсутствие вины в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, ссылаясь на то, что от исполнения решения не уклонялись.
Обстоятельства, на которые ссылается Администрация МО «Онежский муниципальный район» в обоснование своей позиции, не могут рассматриваться в качестве оснований, установленных п. 7 ст. 112 Закона N 229-ФЗ и ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановление судебного пристава – исполнителя от <Дата>, о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей с Администрации МО «Онежский муниципальный район», должником исполнительного производства в установленном порядке не обжаловалось.
В силу ч. 1 ст. 7 Закона № 229-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, исполняются органами, организациями, в том числе, государственными органами, органами местного самоуправления, …, должностными лицами и гражданами.
Статьей 12 Закона № 229-ФЗ к числу исполнительных документов наряду с исполнительными листами судов и судебными приказами отнесены, в том числе судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также постановления судебного пристава-исполнителя.
Действующее законодательство об исполнительном производстве не содержит положений, которые бы устанавливали льготы в части возможности взыскания исполнительского сбора для должников из бюджетной системы.
Таким образом, Администрация МО «Онежский муниципальный район», будучи должником по исполнительному производству, обязана исполнять требования исполнительных документов и нести установленную, в том числе ст. 112 Закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ответственность за их неисполнение в добровольном порядке.
Положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений исполнительского сбора, налагаемого судебным приставом-исполнителем, который согласно ФЗ "Об исполнительном производстве" подлежит взысканию во внесудебном порядке на основании соответствующего исполнительного документа, каковым является постановление судебного пристава-исполнителя.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, непредставление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа, обязывающего должника организовать работу по сносу аварийного дома согласно решению суда, вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, и иных объективных обстоятельств, суд не находит оснований для освобождения должника - Администрации МО «Онежский муниципальный район», от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявления главы Администрации МО «Онежский муниципальный район» ФИО1, об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Онежскому району Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области от <Дата>, о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, по исполнительному производству ... – отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд.
Председательствующий судья подпись В.Н. Жирков
<Адрес>