ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-367/2021 от 19.05.2021 Колпашевского городского суда (Томская область)

Дело №2-367/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2021 года г. Колпашево Томской области

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Сафоновой О.В.,

при секретаре Капитановой Л.А., помощнике судьи А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению областного государственного казённого учреждения «Центр социальной поддержки населения Колпашевского района» к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Колпашевского района» (далее – ОГКУ «ЦСПН Колпашевского района») обратилось в Колпашевский городской суд <адрес> с иском к ФИО1 в котором просит взыскать необоснованно полученные денежные средства ЕДВ ЖКУ ветеранам труда в размере 66 814,80 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что ответчик являлся получателем ежемесячной денежной выплаты на жилищно-коммунальные услуги (далее – ЕДВ ЖКУ) с Д.М.Г. по адресу: <адрес> по заявлению на предоставление мер социальной поддержки как «Ветеран труда» и на назначение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном законодательством. После обращения ФИО1 Д.М.Г. с заявлением о прекращении выплаты по предшествующему адресу и получения ЕДВ ЖКУ как «Ветеран труда» по новому адресу: <адрес> было установлено, что ответчик снята с учета по адресу <адрес> с Д.М.Г.. В соответствии с п.39, 40 Порядка (Постановление Администрации Томской области от 19.01.2011 №7а «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающим на территории Томской области») выплата ЕДВ ЖКУ прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия гражданина с регистрационного учета, определены обязательства получателя ЕДВ ЖКУ не позднее 10 дней сообщать об изменении условий, влияющих на размер ЕДВ ЖКУ либо влекущих прекращение выплаты. Вместе с тем ответчик продолжал получать ЕДВ ЖКУ на оплату жилищно-коммунальных услуг по предшествующему адресу вплоть до Д.М.Г., при этом, не сообщив своевременно о перемене места жительства. Таким образом имелись основания для прекращения выплаты ответчику с Д.М.Г.. В период переплаты с Д.М.Г. по Д.М.Г. образовалась излишне выплаченная сумма в размере 66 814, 80 рублей, которую просят взыскать с ответчика.

Представитель истца ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Колпашевского района», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Согласно представленным письменным пояснениям по исковым требованиям дополнительно указывают, что у ответчика отсутствуют предусмотренные законом основания для перерасчета сумм выплат, изменение места жительства и не сообщение об этом влечет за собой безусловное прекращение выплат и взыскание излишне выплаченных сумм. Начисление выплат по новому адресу в силу закона носит заявительный характер и выплаты могут быть назначены в соответствии с п.25 Порядка со следующего месяца после подачи заявления.

Ответчик ФИО1, её представитель ФИО3, действующий по устному ходатайству в судебное заседания не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявили.

Ранее в судебном заседании, а также в письменных пояснениях указали, что изменение места жительства было в одном населенном пункте, изменение места жительства не влечет за собой утрату статуса «ветерана труда» и предусмотренных льгот и субсидий, о необходимости извещения об изменении места жительства ее не предупреждали, число зарегистрированных проживающих лиц как по прежнему, так и по новому месту жительства не изменилось. Согласна на взыскание с нее разницы ЕДВ за заявленный период в суммах подлежащих выплате между первым и вторым адресом.

На основании ч.4,5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов, в том числе категории ветеран труда в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно ст.22 Закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки ветеранам труда, проживающим на территории Томской области, предоставляются в соответствии с Законом Томской области от 16.12.2004 №254-ОЗ (ред. от 04.10.2018) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области" (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 02.12.2004 №1576) за счет средств областного бюджета.

В соответствии со ст.4 указанного Закона ветераны труда, проживающие на территории Томской области, имеют право на следующие меры социальной поддержки:

- ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого Администрацией Томской области.

- ежемесячную денежную выплату в размере 400 рублей на одного получателя.

Порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, определяется Администрацией Томской области (ст.7 Закона).

Так, Постановлением Администрации Томской области от 19.01.2011 №7а был утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающим на территории Томской области.

П.4 данного Порядка установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются на одно жилое помещение, являющееся местом жительства (пребывания) гражданина по его выбору.

Для назначения мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг граждане обращаются в областные государственные казенные учреждения "Центр социальной поддержки населения" муниципальных районов Томской области, областное государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения коммунальных услуг" (далее - уполномоченное учреждение) по месту жительства (пребывания) или в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) лично либо через своего представителя (п.6).

В соответствии с п.26 Порядка гражданам, имеющим право на получение ЕДВ ЖКУ в соответствии с нормативным правовым актом, указанным в подпункте 1) пункта 3 настоящего Порядка, ЕДВ ЖКУ назначается на 12 месяцев с месяца, следующего за месяцем регистрации заявления гражданина о ее назначении в уполномоченном учреждении.

Выплата компенсации расходов, ЕДВ ЖКУ производится уполномоченным учреждением ежемесячно, с 5-го по 25-е число, путем перечисления денежных средств на счета граждан в кредитных организациях, либо через операторов почтовой связи, либо иным способом, указанным в заявлении о назначении компенсации расходов, ЕДВ ЖКУ (п.37 Порядка).

В судебном заседании установлено, что на основании заявления ФИО1 от Д.М.Г., с Д.М.Г. ей назначена выплата ЕДВ ЖКУ, как лицу относящегося к категории «ветеран труда». Указанная компенсация назначена по адресу проживания заявителя: <адрес> категории благоустройства.

Расчет выплат осуществлен исходя из площади жилого помещения 56,6 кв.м., двух зарегистрированных в квартире лиц, имеющих льготы.

В заявлении ФИО1 указано, что ей разъяснена обязанность в течении 10 рабочих дней сообщать в Центр социальной поддержки населения об изменении обстоятельств, влияющих на размер ЕДВ ЖКУ, а также случаях, влекущих прекращение выплат.

Д.М.Г. ФИО1 изменила место проживания и регистрации на следующий адрес: <адрес>.

В установленный срок об изменении места регистрации не сообщила, в период с Д.М.Г. по Д.М.Г. года получала ЕДВ ЖКУ, рассчитанную на основании данных прежнего адреса: <адрес>.

Д.М.Г. ФИО1 обратилась в ОГКУ «ЦСПН Колпашевского района» о прекращении выплаты ЕДВ ЖКУ и назначении выплаты по новому адресу: <адрес>.

Решением уполномоченного органа, ФИО1 с Д.М.Г. назначена выплата ЕДВ ЖКУ по адресу: <адрес> исходя из площади жилого помещения 88,5 кв.м., 2 зарегистрированных в квартире лиц, имеющих льготы, дом 5 категории благоустройства.

Согласно указанных выше нормативных актов, а также представленных расчетов, ЕДВ ЖКУ состоит из двух выплат: на оплату коммунальных услуг и на оплату жилищных услуг.

Согласно представленному истцом расчету за период с Д.М.Г. по Д.М.Г. произведена оплата ЕДВ по адресу: <адрес>: на оплату жилищных услуг в размере 6 866,75 рублей, на оплату коммунальных услуг 59 945, 18 рублей.

П.39 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг… определено, что предоставление гражданам мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступило изменение места жительства (пребывания) (п.п. 1).

При этом п.40 указанного Порядка установлено, что граждане, являющиеся получателями компенсации расходов, ЕДВ ЖКУ обязаны не позднее 10 рабочих дней с даты наступления обстоятельств, указанных в подпунктах 1), 5) пункта 39 настоящего Порядка и подпункте 2) пункта 43 настоящего Порядка, представить в уполномоченное учреждение документы, подтверждающие наступление этих обстоятельств.

Согласно п.41 Порядка при прекращении выплаты компенсации расходов, ЕДВ ЖКУ возврат излишне выплаченных сумм компенсации расходов, ЕДВ ЖКУ, ЕДВ на топливо, компенсационной доплаты производится гражданином добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата взыскивается в судебном порядке.

Таким образом, действующими нормативными актами, в том числе, установленными для Томской области, установлена обязанность гражданина-получателя мер социальной поддержки - в десятидневный срок извещать орган социальной защиты населения муниципального образования о перемене места жительства и иных обстоятельствах, имеющих отношение к реализации права на предоставление мер социальной поддержки.

Право инвалидов и ветеранов труда на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено соответствующими федеральными законами (Федеральным законом "О ветеранах", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан (то есть возмещение произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов), источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.

Вместе с тем из нормативных положений законодательства Томской области в их системном единстве и взаимосвязи следует, что несвоевременное информирование гражданином-получателем мер социальной поддержки органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки, что соответствует требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Соответственно, в случае несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства и образования по этой причине переплаты ежемесячной денежной выплаты по прежнему месту жительства речь может идти о взыскании излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Аналогичная правовая позиция закреплена в п.12 "Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание правовой статус ответчика (ветеран труда), ее возраст, перемену ее места жительства в пределах одного населенного пункта суд приходит в выводу об отсутствии оснований для прекращения права ответчика на получение ЕДВ ЖКУ.

Таким образом, излишне выплаченными суммами является не вся полученная за период с Д.М.Г. по Д.М.Г. сумма ЕДВ ЖКУ, а сумма разницы между выплаченными (по прежнему месту жительства) и причитающимися (по текущему месту жительства) ежемесячными суммами.

Анализ представленных расчетов ЕДВ, в том числе по новому месту жительства, свидетельствует о том, что размер ЕДВ на оплату жилищных услуг начисленных за Д.М.Г. по новому месту жительства (215,87 рублей) превышает размер аналогичных выплат по предшествующему месту жительства (213 рублей). Истцом расчет указанной выплаты по новому месту жительства за период с 04.2018 не представлен.

Анализируя имеющиеся доказательства, суд считает, что при получении ответчиком ЕДВ по оплате жилищных услуг переплаты не допущено.

Представленные расчеты ЕДВ на оплату коммунальных услуг свидетельствуют о том, что за период с Д.М.Г. по Д.М.Г. ответчику по предшествующему месту жительства (<адрес>) выплачено 59 157, 31 рублей.

За тот же период времени по адресу: <адрес> могло быть выплачено 42 245 рублей (исходя из категории жилья, площади, 1 зарегистрированного человека в Д.М.Г. и 2 зарегистрированных лиц с мая 2018 года).

Таким образом, переплата за заявленный период составила 16 912, 31 рублей.

Также была осуществлена переплата ЕДВ по оплате коммунальных услуг за январь 2021 года в сумме 787, 87 рублей.

Таким образом, сумма переплаты за период с апреля 2018 года по январь 2021 года составила 17 700, 18 рублей.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является неосновательное обогащение. При рассмотрении требований о взыскании неосновательного обогащения должны быть установлены факт такого обогащения и его размер.

В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что сумма 17 700, 18 рублей является в силу закона неосновательным обогащением, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Таким образом, с ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 708, 01 рублей в доход бюджета муниципального образования «Колпашевский район».

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования областного государственного казённого учреждения «Центр социальной поддержки населения Колпашевского района» к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу бюджета Томской области <данные изъяты> переплата прошлых лет (ЦСПН Колпашево) необоснованно полученные денежные средства ЕДВ ЖКУ ветеранам труда в размере 17 700 (Семнадцать тысяч семьсот) рублей 18 копеек.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 708 (Семьсот восемь) рублей 01 копейки в доход бюджета муниципального образования «Колпашевский район».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: О.В.Сафонова

В окончательной форме решение принято Д.М.Г..

Судья: О.В.Сафонова