ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-367/22 от 28.01.2022 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

... Дело № 2-367/22

16RS0046-01-2021-020419-07

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2022 года г. Казань

Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Я.В. Малковой

при ведении протокола судебного заседании помощником судьи Сибатровым А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о разрешении разногласий, возникших при заключении соглашения

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о разрешении разногласий, возникших при заключении соглашения. В обоснование указала, что ... г. обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани с заявлением о подготовке проекта постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани о подготовке проекта межевания территории (письмо-заявка № ... от ... г.) с целью перераспределения земельного участка в ... находящегося в собственности истца и земельным участком, находящегося в муниципальной собственности.

В ... г. из УАиГ истцу сообщили, что проект постановления Исполнительного комитета г. Казани о подготовке проекта межевания территории по ул. ... г. и пройдет согласование в установленном порядке ( постановление ИКМО г. Казани №... от ... г.).

Только лишь ... г. был утвержден проект межевания территории по ..., что подтверждается Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани № .... После чего в соответствии со статьями 39.28-39.29 Земельного кодекса Российской Федерации истец смог обратиться в УАиГ за согласием на заключение соглашения о перераспределении земельных участков, что подтверждается текстом Соглашения № ... без указания даты.

УАиГ дало согласие на заключение соглашения о перераспределении земельного участка по ..., находящегося в ее собственности и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, на основании чего Комитетом земельных имущественных отношений муниципального образования г. Казани было подготовлено Соглашение № 2292 о перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и в частной собственности.

В соответствии с пунктом 7 указанного соглашения плата за увеличение площади земельного участка составила 2 177 782,69 руб.и определяется как 100 % от кадастровой стоимости, согласно Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан, или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденногоПостановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.08.2018 № 638.

Истец в своем письме от ... просил ответчика произвести перерасчет платы на основании Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан, или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 168 от 19.03.2015 (редакция № 1, действующей на момент первого обращения от 18.04.2016 ).

На основании пункта указанного Порядка размер платы определяется как 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Республики Татарстан, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности, и в соответствии с указанной нормой размер платы за увеличение земельного участка должен составить 326 667, 4 руб.

Однако, плата за увеличение земельного участка в соглашении составила 2177782,69 руб. и определяется как 100 % от кадастровой стоимости, что на 1851115,2 руб. больше, чем рассчитывал истец при обращении ... г. в УАиГ.

Ответчик отказал истцу в перерасчете, указав на то, что истец обратился за согласием на заключение соглашения о перераспределении земельного участка кадастровым № ... находящегося в собственности истца, и земель находящихся в государственной собственности только после вступления в силу Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.08.2018 № 63

Истец с ... год изыскивал возможность оплаты в размере, указанного в соглашении, однако экономическая и эпидемиологическая ситуация в стране не позволила оплатить необходимую сумму.

После анализа обстоятельств с момента первого обращения истца в ... году по настоящее время истец не может согласиться с определенным ответчиком платы, указанной в пункте 7 соглашения на основании следующего:

В связи с бездействием структурных подразделений Исполнительного комитета МО г. Казани было допущено существенное нарушение сроков по предоставлению соответствующей муниципальной услуги, что привело к продлению процедуры перераспределения земельных участков и увеличению платы за увеличение земельного участка (п. 7 соглашения).

В отсутствие бездействий, повлекших продление процедуры по утверждению проекта межевания территории по ул.К.Тинчурина д.7 г. Казани, истец бы мог обратиться с обоснованным заявлением о перераспределении земельных участков в срок до вступления в силу изменений в п.3 Порядка в редакции от 03.08.2018.

Обращаясь в УАиГ с заявлением ... г. о подготовке проекта постановления ИКМО о подготовке проекта межевания территории с целью дальнейшего перераспределения земельных участков, истец указывает, что рассчитывал на разумность сроков рассмотрения своего обращения и процедуры перераспределения в целом, а также установление размера платы за увеличение земельного участка в результате перераспределения в соответствии с установленным п.3 Порядка (в редакции от 19.03.2015, действовавшей до 03.08.2018), то есть платы в размере 15% кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Республики Татарстан, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, сходящимися в частной собственности. В противном случае указанные действия для истца были бы бессмысленными.

Кроме того, утверждение проекта межевания территории, направление согласия на заключение соглашения о перераспределении в соответствии с утвержденным проектом межевания территории в данном случае являются элементами процедуры перераспределения земельного участка, поскольку в отсутствие утвержденного проекта межевания территории подача непосредственного заявления о перераспределении, направление согласия на заключение соответствующего соглашения было невозможным.

Следовательно, применение п.3 Порядка в редакции от ... (действовавшей до ... г.) находится в причинной связи с бездействиями структурных подразделений Исполнительного комитета МО г. Казани, выразившимися в нарушении сроков предоставления соответствующих муниципальных услуг.

Истец указывает, что затягивание органами местного самоуправления процедуры перераспределения земельных участков нарушило условное равновесие между интересами участников земельных правоотношений. Именно на обеспечение разумного равновесия притязаний участников указанных правоотношений направлены Положения Земельного кодекса РФ, Порядка, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №168 от 19.03.2015, закрепляющих общий порядок определения размера платы за увеличение земельного участка в результате перераспределения.

В связи с вышеизложенным, истец .... направил в адрес ответчика протокол разногласий к соглашению № 2292 о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности в части платы за увеличение земельного участка (п. 7 соглашения) с подробным обоснованием своей позиции.

Однако, ответчик своим письмом исх. № ... от .... отказал в перерасчете платы за увеличение земельного участка, указав на то, что истец обратился за согласием на заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым № ..., находящегося в собственности истца, и земель, находящихся в государственной собственности ... (№ ...), то есть после вступления в силу Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.08.2018 № 638.

Просит урегулировать разногласия по пункту 7 соглашения №2292 о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, утвердив его на следующих условиях: произвести перерасчет платы на основании. Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения c земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан, или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 168 от 19.03.2015 (редакция № 1, действующей на момент первого обращения истца ... г).

В судебном заседании представитель истца поддержал требования.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которого просил в иске оказать и рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В силу пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется: в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2015 N 168 утвержден Порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан, или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 3 которого в редакции, действующей до 02.08.2018, предусматривалось, что размер платы определяется как 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Республики Татарстан, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящего Порядка.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.08.2018 N 638 внесены изменения в Порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан, или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2015 N 168, пункт 3 изложен в следующей редакции: размер платы определяется как разница между кадастровой стоимостью земельного участка, подлежащего передаче в частную собственность, после увеличения площади земельного участка, находящегося в частной собственности, в результате перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан, землями или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности на день подачи заявления о перераспределении, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящего Порядка.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ...

ФИО1 обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани с заявлением от ... о подготовке проекта постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани о подготовке проекта межевания территории по ул. К. Тинчурина г. Казани и выдаче технического задания.

Согласно заявлению истца от ...., направленного в адрес Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани она выразила свое согласие с границами земельного участка, предложенными в письме от ...

Постановлением ИК МО г. Казани от 9.09.2019 N 3202 утвержден проект межевания территории по ул. К. Тинчурина, предусматривающий образование земельного участка путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером ... находящегося в частной собственности, площадью 419 кв. м, согласно приложениям к указанному постановлению.

Постановлением ИК МО г. Казани от 9.09.2019 N 3202 ФИО1 рекомендовано обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан для проведения государственного кадастрового учета земельного участка; после проведения государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в подпункте 1.1 постановления, представить в МКУ "КЗиО ИК МО г. Казани" соответствующие документы для заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером ..., находящегося в частной собственности.

... ФИО1 обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани с заявлением о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером ..., находящегося в частной собственности на основании проекта межевания территории, утвержденного постановлением ИК МО г. Казани от 9.09.2019 N 3202.

МКУ "КЗиО ИК МО г. Казани" в адрес истца направлено соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности N 2292, в пункте 7 которого указана выкупная цена за увеличение площади земельного участка в размере 2177782,69 руб.

Истцом направлено протокол разногласий, в котором изложен пункт 7 в следующей редакции: "Плата за увеличение площади земельного участка составляет 326667,4 руб."

Ответчик письмами от ... отклонил протокол разногласий, сообщив об отсутствии оснований для перерасчета платы за увеличение площади земельного участка, которая подлежит определению на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2015 N 168, в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.08.2018 N 638.

Порядок перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, регламентирован статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

В заявлении о перераспределении земельных участков, в том числе указываются: кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить; реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом (подпункты 3, 4 пункта 2 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации), а также прилагаются копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо (пункт 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 7 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.

Таким образом, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка, и при отсутствии указанных документов уполномоченный орган возвращает заявление заявителю.

При этом обязательным приложением к соглашению о перераспределении земельных участков является кадастровый паспорт земельного участка, который образуется в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

ФИО1 обратилась с заявлением о перераспределении земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности, и земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено, в соответствии с проектом межевания территории по ул. ..., утвержденного постановлением ИК МО г. Казани от ... N ....

На основании указанного проекта межевания территории земельный участок площадью 419 кв. м был поставлен на государственный кадастровый учет.

Процедуры утверждения проекта межевания и перераспределения земельного участка являются взаимосвязанными, вместе с тем, действующий нормативный порядок предусматривает определение размера платы за увеличение площади земельного участка в результате перераспределения именно на день подачи заявления о перераспределении, а не какого-либо иного обращения.

Заявление о перераспределении должно соответствовать требованиям статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и содержать необходимые приложения, в том числе утвержденный проект межевания, в отсутствие которого процедура перераспределения совершена быть не может. То есть, реализация у лица права на заключение в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации соглашения о перераспределении возникает после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Поскольку ФИО1 обратилась в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка и земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено, ..., приложив документы, предусмотренные статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что размер платы за увеличение площади земельного участка, принадлежащего истцу, за счет земельного участка, находящегося в публичной собственности, должен определяться в соответствии с Порядком определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан, или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2015 N 168, в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.08.2018 N 638.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования ФИО1 к МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о разрешении разногласий, возникших при заключении соглашения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Вахитовский районный суд г. Казани.

...

...

Судья Я.В. Малкова

Решение08.02.2022