Дело № 2-3680/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2017 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего Царёвой Т.С., при секретаре судебного заседания Тихомировой А.Ю., с участием истца ФИО1 и его представителя ФИО2, представителя ответчика администрации г. Костромы ФИО3, представителя ответчика департамента по труду и социальной защите населения Костромской области ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО5 к администрации г. Костромы, департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о признании права собственности на объект недвижимого имущества отсутствующим, признании права на получении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО5 обратились в суд с иском к администрации г. Костромы, департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области в окончательной редакции которого просили суд признать отсутствующим право собственности ФИО5 на жилой дом, назначение: жилое, 2-этажный, общей площадью 60 кв.м., по адресу: <адрес>; исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об объекте жилой дом, назначение: жилое, 2-этажный, общей площадью 60 кв.м., по адресу: <адрес>, условный номер ..., запись ... от <дата> о регистрации за ФИО5 права собственности на данный объект; признать за ФИО1 право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» с момента подачи заявления 15.03.2017; обязать администрацию г. Костромы восстановить ФИО1 с членами семьи ФИО5, ФИО6, ФИО7 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет и направить личное дело в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области; обязать департамент по труду и социальной защите населения Костромской области обеспечить ФИО1 жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты в соответствии с ФЗ «О ветеранах» за счет средств федерального бюджета в порядке очередности, существовавшей по состоянию на 15.03.2017.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 является ветераном боевых действий и вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки от государства. Он с членами семьи состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 28.01.1998 по 18.05.2017. Постановлением главы администрации г. Костромы от 18.05.2017 № ФИО1 с членами семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях ввиду якобы улучшения жилищных условий и обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в пределах установленного размера, о чем им было сообщено в письме от ...№. Администрация г. Костромы по данным ЕГРН установила наличие зарегистрированного за супругой истца ФИО5 права собственности на жилой дом, общей площадью 69 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Учет данного объекта в общей площади имеющихся у семьи жилых помещений повлек обеспеченность членов семьи более 12 кв.м. Вместе тем никакого улучшения жилищных условий не было. Семья истцов фактически нуждается в улучшении жилищных условий. Реально строительство указанного жилого дома не производилось. Регистрация права собственности на объект произведена в упрощенном порядке на основании недостоверной декларации. Подача такой декларация явилась вынужденной мерой. Истцам было необходимо, чтобы формально («на бумаге») на их земельном участке числился жилой дом. Указанное обстоятельство являлось условием для прокладки к их участку, так же как и к участкам других членов товарищества, расположенных в НСТ, системы газопотребления (газораспределения). К существовавшему на земельном участке садовому домику подключение было не возможным. Недостоверная декларация существует только на бумаге и не подтверждена никакими техническими данными. По остальным признакам семья истцов соответствовала категории нуждающихся в улучшении жилищных условий. В этом же году, до момента снятия истцов с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, письмом Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы от <дата>№ ФИО1 был уведомлен о возможности предоставления ему единовременной социальной выплаты на улучшение жилищных условий. Соответственно истец полагал, что его очередь на получение выплаты подошла. Заявлением от <дата> ФИО1 выразил желание получить указанную выплату. В этом же заявлении он отразил аналогичные объяснения по обстоятельствам регистрации несуществующего жилого дома. Во внесудебном порядке истцы обращались в органы государственной регистрации и кадастра с заявлениями об исключении записи о регистрации права на жилой дом, а также сведений из кадастра недвижимости по указанному жилому дому. В удовлетворении заявлений было отказано, так как действующим законодательством и нормативными документами такая возможность предусмотрена только в случае уничтожения объекта, утраты его функционального значения, то есть при прекращении существования объекта. Однако задекларированный дом фактически не никогда не существовал. Недостоверность сведений в указанной декларации не является основанием для погашения соответствующих данных в ЕГРН.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Росреестра по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области», ФИО6, ФИО7
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО5 исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ФИО1 по устному ходатайству ФИО2 требования истцов считала обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика администрации по доверенности ФИО8 исковые требования не признала. Полагала, что ФИО1 с членами семьи обосновано, на основании существующих данных о зарегистрированных правах его супруги на жилой дом, площадью 60 кв.м., снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика департамента по труду и социальной защите населения Костромской области (далее - Департамент) по доверенности ФИО4 исковые требования не признала. По существу дела пояснила, что принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан. Существует порядок предоставления указанной меры социальной поддержки. В Департаменте имеется Реестр ветеранов боевых действий, нуждающихся в предоставлении денежной выплаты. В Реестре значился ФИО1 Департамент по мере поступления из федерального бюджета средств на предоставление денежной выплаты запрашивает у ОГКУ «Центр социальных выплат» учетные дела граждан в соответствии с установленной очередностью. Также у Департамента имеются полномочия по взаимодействию по данным вопросам с органом местного самоуправления. Учетное дело ФИО1 в Департаменте отсутствует. Никаких документов на ФИО1 к ним не поступало. Решений о выплате единовременной компенсации ФИО1 в связи с наступлением его очередности не принималось. Оснований для возложения на Департамент обязанности, указанной в просительной части искового заявления, не имеется.
Третьи лица Управление Росреестра по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области», ФИО6, ФИО7 ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Как следует из материалов дела и установлено судом, семья истца ФИО1 состоит из четырех человек - он, супруга ФИО5, дочери ФИО6, <дата> г.р., и ФИО7, <дата> г.р. Они занимают муниципальное жилое помещение - однокомнатную квартиру, общей площадью 38, 6 кв.м., жилой площадью 17 кв. м, по адресу: <адрес>, которое предоставлено ФИО1 на основании ордера № от <дата>.
ФИО1, ФИО7, ФИО6 зарегистрированы в указанном жилом помещении по месту жительства с <дата>, а ФИО7 – с <дата>.
ФИО1 является участником событий в Республике Афганистан, ветераном боевых действий (свидетельство серия ...).
Согласно ст. ст. 36, 37 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР, предусматривавшего право первоочередного и внеочередного предоставления жилых помещений, они могли быть предоставлены не только указанным в этих статьях категориям граждан, но и в других случаях, предусмотренных законом.
В силу ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», действовавшего в редакции до 01.01.2005, во взаимосвязи пп. «ж» п. 1 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 № 59 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям» военнослужащим, уволенным с действительной военной службы, предоставлялось право на первоочередное обеспечение жилой площадью.
В настоящее время указанный порядок изменился, понятие первоочередного предоставления жилых помещений утратило силу, граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом указанных положений.
Улучшение жилищных условий ветеранов боевых действий производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», претерпевшим изменения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ (далее - Закон о ветеранах)
В соответствии с п. 3 п. 1 ст. 16 Закон о ветеранах, ветеранам боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Данная мера поддержки осуществляется в соответствии с положениями ст. 32.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу пп. 3 п. 3, п. 3.2 ст. 23.2 Закон о ветеранах по письменному заявлению ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшего на учет до 01.01.2005, его обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 23.2 Закона о ветеранах).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент постановки ФИО1 на учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с п. 2.1 Временных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Костромской области, утвержденных постановлением главы администрации Костромской области от 23.02.1996 № 119, в редакции, действовавшей в указанное время, (далее – Временные правила), гражданами, нуждающимися в предоставлении жилых помещений, признавались граждане, имеющие обеспеченность на одного члена семьи менее 12 кв.м общей площади жилого помещения.
Согласно п. 5.11. Временных правил предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и иметь площадь от 12 до 14 квадратных метров общей площади на одного человека.
Из материалов дела следует, что <дата> ФИО1, проживающий в квартире общей площадью 38,6 кв.м., жилой площадью 17 кв. м, расположенной по адресу: <адрес> обратился в администрацию г. Костромы с заявлением о принятии его на учет с членами семьи для получения жилой площади.
Решением городской жилищной комиссии (протокол №) от <дата> ФИО1 с членами семьи (4 человека) был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в список участников войны за №.
Постановлением главы администрации г. Костромы № от <дата> истец ФИО1 с семьей сняты с жилищного учета (список ветеранов боевых действий) на основании ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в связи с обеспеченностью жилой площадью по норме предоставления с учетом площади занимаемой квартиры и площади жилого дома - 60 кв.м., находящегося в собственности ФИО5, расположенного по адресу: <адрес>, т.е. в связи с утратой семьей ФИО1 основания, которое до введения в действие Жилищного кодекса РФ давало право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как отмечено ранее, в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с ранее действующими ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, п. 3.11 Временных правил учета граждан в Костромской области, граждане также подлежали снятию с учета нуждающихся в получении жилых помещений в случаях улучшения жилищных условий, если площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 2.1 Временных правил), и если отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Решением Думы города Кострома от 23.06.2005 № 54 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Костроме» на территории города Костромы, установлена учетная норма площади жилого помещения в отдельном жилом помещении, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления. Указанный порядок на территории Костромской области регламентирован Законом Костромской области от 22.11.2005 № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Согласно ст. 4 данного Закона на учет принимаются граждане, проживающие на территории Костромской области, признанные органами местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом Костромской области, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) по основаниям, предусмотренным законодательством.
В силу ст. 7 Закона Костромской области от 22.11.2005 № 320-ЗКО граждане считаются принятыми на учет со дня принятия решения органом, осуществляющим принятие на учет. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по отдельным спискам граждан по следующим категориям: 1) признанным в установленном порядке малоимущими, а также принятым на учет до 1 марта 2005 года; 2) определенным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации; 3) определенным ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области от 25.12.2006 № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма. Списки формируются в той же хронологической последовательности, в которой граждане были зарегистрированы в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет. Граждане, принятые на учет до 01.03.2005, включаются в указанные списки в хронологической последовательности с учетом даты ранее принятого решения органом, осуществляющим принятие на учет (ч.3). На каждого гражданина, принятого на учет нуждающегося в жилых помещениях, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все документы, предусмотренные статьей 5 настоящего Закона. Орган, осуществляющий принятие на учет, обеспечивает хранение учетных дел граждан (ч. 5). Орган, осуществляющий принятие на учет, ежегодно до 1 апреля проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении. Граждане, принятые на учет до 01.03.2005, для прохождения перерегистрации должны представить (направить) в орган, осуществляющий принятие на учет, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), обязанность по представлению которых возложена на гражданина, подтверждающие основания, которые давали им право на получение жилых помещений до введения в действие Жилищного кодекса РФ. В случае если у гражданина за истекший период не произошло изменений в ранее представленных (направленных) документах (их копиях или сведениях, содержащихся в них), гражданин обязан в письменной или электронной форме уведомить орган, осуществляющий принятие на учет, о неизменности ранее представленных им сведений (ч. 6). Решение о снятии с учета принимается органом, осуществляющим принятие на учет, в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях, предусмотренных ст. 56 Жилищного кодекса РФ (кроме граждан, принятых на учет до 01.03.2005) (ч. 7). Если после снятия с учета по основаниям и в порядке, установленными законодательством, у гражданина вновь возникло право принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, то принятие на учет производится по общим основаниям (ч. 8).
Работа органа местного самоуправления по вопросам улучшения жилищных условий граждан осуществляется администрацией г. Костромы через её функциональный орган - Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы, которое в том числе предоставляет гражданам информацию об очередности предоставления жилых помещении (постановление администрации города Костромы от 10.08.2015 № 2086 «Об утверждении положений об отделах Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы»).
В целях реализации передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем, в том числе ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах», вставших на учет до 1 января 2005 года, ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», постановлением администрации Костромской области от 08.07.2008 № 224-а утвержден «Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в Костромской области за счет средств федерального бюджета» (далее - Порядок).
Организация работы по предоставлению единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным категориям граждан возложена на департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области (ч. 3 Порядка).
В соответствии с Положением о департаменте по труду и социальной защите населения Костромской области, утвержденным постановлением Губернатора Костромской области от 27.11.2015 № 220 Департамент осуществляет межведомственное взаимодействия при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения, обеспечивает формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг (п. 15 Положения).
Из поступившей по запросу суда информации Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы от <дата>№ усматривается, что в соответствии с письмом департамента по труду и социальной защите Костромской области <дата>№, в адрес ФИО1 Управлением было направлено уведомление от <дата>№ о возможности получения в 2017 году единовременной социальной выплаты на улучшение жилищных условий. Этим же письмом ему предложено в срок до 17.03.2017 обратиться с заявлением, отражающим намерение относительно получения такой выплаты. При этом разъяснено, что заявление следует предоставить непосредственно в ОГКУ «ЦСВ» либо в Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы. Заявителю также разъяснено, что в случае непредоставления указанного заявления вопрос о выдаче единовременной социальной выплаты на улучшение жилищных условий будет оставлен без рассмотрения (л.д. 12).
15.03.2017 от ФИО1 в Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы поступило заявление о направлении его учетного дела в ЦСВ, с отражением его волеизъявления на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий. При этом ФИО1 предоставил копию свидетельства о государственной регистрации права из которой следовало, что за супругой заявителя ФИО5 зарегистрировано право собственности на жилой дом.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права ... от <дата> ФИО5 является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, общая площадь 640 кв.м., адрес: <адрес> (л.д.13).
В соответствии с информацией, содержащейся в выписке из ЕГРН, установлено, что 04.04.2010 на основании декларации об объекте недвижимого имущества на данном участке ФИО5 зарегистрировала право собственности на нежилое здание, общей площадью 38 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (копия свидетельства о государственной регистрации права ... от <дата> – л.д. 14).
14.04.2014 на основании декларации об объекте недвижимого имущества за ФИО5 было зарегистрировано право собственности на жилой дом, общей площадью 60 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (копия свидетельства о государственной регистрации права № от <дата>, запись о регистрации права ... - л.д. 15).
В своем заявлении от 15.03.2017 ФИО1 разъяснил, что на земельном участке № в садоводческом товариществе ... жилого дома не существует.
19.05.2017 Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы направило в адрес ФИО1 постановление администрации г. Костромы от <дата>№ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
08.06.2017 ФИО5 обратилась в Управление Росреестра по Костромской области и ФГБУ «Кадастровая палата Костромской области» с заявлениями об исключении из ЕГРН регистрационной записи ... от <дата> о праве собственности на данный объект, а из кадастра недвижимости сведений об объекте - жилой дом, назначение – жилое, 2-этажный, общая площадь 60 кв.м., адрес (местонахождение): <адрес>, условный номер ... (л.д., л.д. 17-20).
В своих заявлениях ФИО5 указала, что <дата> фактически жилого дома на её земельном участке не существует. Для регистрации права собственности она подала декларацию на несуществующий объект недвижимости по следующим причинам. В 2014 году по решению общего собрания членов садоводческого товарищества ... за счет взносов членов производились работы по прокладке газопроводов для бытовых нужд по территории товарищества к конкретным земельным участкам. Работы должны были быть проведены подрядчиком на основании договора с товариществом в установленные в договоре сроки. Финансирование за счет средств членов товарищества производилось в отношении всего объема работ, без конкретизации прокладки газопровода до конкретного участка. Между тем, условием для прокладки газопровода являлось предоставление документов о наличии на участке жилого дома. В это время на её земельном участке был построен дом, назначение - нежилое, 2 – этажный, площадью 38 кв.м., условный номер ..., дата регистрации права <дата>, регистрационная запись .... Она планировала реконструкцию нежилого дома, в жилой. Но в связи с отсутствием денежных средств к моменту прокладки газопровода осуществить реконструкцию не удалось.
В соответствии с письмом Управления Росреестра по Костромской области от <дата>№, а также письмом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Костромской области» от <дата>№ в удовлетворении заявлений ФИО5 было отказано. При этом разъяснено, что изложенные заявителем обстоятельства не являются основаниями для погашения записи о регистрации права на недвижимое имущество. Отсутствует факт прекращения существования объекта, по основаниям, предусмотренным законом (например, отчуждение имущества, отказ от права собственности, гибель или уничтожение имущества). Заявителем не был представлен установленный законом акт обследования места нахождения объекта, составленный кадастровым инженером, который бы подтверждал гибель или уничтожение здания жилого дома (л.д.21).
В соответствии со ст.ст. 55, 56, 57 ГПК судом могут быть приняты любые доказательства, удовлетворяющие требованиям закона об их относимости и допустимости, с достоверностью подтверждающие сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон.
Как следует из копии дела правоустанавливающих документов на жилой дом, общая площадь 60 кв.м., адрес (местонахождение): <адрес>, условный номер ..., право собственности на данный объект недвижимого имущества зарегистрировано на основании заявления ФИО5 от <дата> и декларации об объекте недвижимого имущества от <дата>, в которой ФИО5 задекларировала указанные характеристики объекта как жилого дома, поставив отметку в соответствующей графе декларации.
В соответствии с актом обследования земельного участка № садоводческого товарищества ... от <дата>, проведенного председателем садоводческого товарищества Н.З.П. с участием собственника ФИО5, собственника соседнего земельного участка №Г.Н.М.., на данном земельном участке расположен нежилой дом, площадью 38 кв.м., теплица, уличный туалет. Других строений на участке не имеется. В этом же акте зафиксировано то, что в 2014 году за счет средств членов товарищества проводились работы по прокладке газопроводов для бытовых нужд членов садоводческого товарищества. В целях соблюдения договорного порядка выполнения работ по прокладке газопровода к участкам, собственники участков, планировавшие строительство жилого дома либо реконструкцию существующего нежилого дома в жилой, декларировали объект для регистрации права до его фактического создания. В противном случае оплаченных работ по прокладке частей газопровода срывалось по вине заказчика (л.д. 16).
Указанные обстоятельства также подтверждаются показаниями, допрошенных в судебном заседании свидетелей - членов НСТ «Колос-92» Н.Ю.А., М.Н.А..; копиями плана распределительного газопровода садоводческого товарищества ..., с отметкой о согласовании ОАО «Костромаоблгаз» от <дата>, плана земельных участков ...
Согласно заключению ООО «Проектно-строительное бюро» от 13.11.2017, представленного истцами в ходе судебного разбирательства, экспертом ФИО9 по заявке ФИО5 04.11.2017 был осуществлен выезд на земельный участок №, расположенный в садоводческом товариществе «...». По р езультатм выезда экспертом установлено, что на данном земельном участке расположены следующие строения: дом, назначение – нежилое, общая площадь 38 кв.м., фактически окончен строительством в 2010 г., право собственности зарегистрировано на основании свидетельства о праве на землю и декларации от 04.06.2010; теплица деревянная со стеклом, площадью 9 кв.м., возведена в 2016 году, уличный туалет деревянный, площадью 1 кв.м., год постройки 2017 г.
Других строений на участке не обнаружено. Не установлено также наличия строительных материалов, используемых для строительства каких-либо строений, отсутствуют фундаменты и материалы для проведения каких-либо строительных работ на данном земельном участке. Также не обнаружено следов, подтверждающих существование ранее объекта – двухэтажного жилого дома, площадью 60 кв.м.
В результате осмотра на месте, произведенного судом 16.11.2017, на земельном участке № садоводческого товарищества «...», выявленные аналогичные объекты и их характеристики. Судом также установлено, что значительная часть земли участка отведена для садоводства. Жилой дом и какие-либо следы его существования судом не обнаружены. Визуальный осмотр основного строения общей площадью 38 кв.м., показал, что спорное строение представляет собой деревянный сруб, не имеет удобств, канализационной уборной, отопления, водоснабжения, водоотведения. Из инженерных систем имеется только электроснабжение (способ включения нетрадиционный). На стенах внутреннего помещения отсутствует теплоизоляция, интерьерное покрытие. Общее санитарное состояние внутренних помещений выглядит неудовлетворительным. Фактический вид объекта запечатлен на фототаблице, приобщенной к протоколу осмотра.
Согласно объяснениям истца ФИО1, данным в ходе осмотра земли и строений, земельный участок и садовый дом, расположенный на нем, площадью 38 кв.м., используется членами его семьи в летнее время для отдыха и выращивания плодово-овощных культур.
В соответствии со ст. ст. 15, 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти.
Положения ст. 23 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» сводятся к тому, что жилые помещения должны соответствовать санитарным нормам, заселение жилых помещений непригодных для проживания не допускается.
В силу п. п. 9 - 13 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории; несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования; основания и несущие конструкции жилого дома, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом; жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение), в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных; инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
Согласно п. п. 4.3, 4.4. СНиП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные, утвержденного постановлением Госстроя РФ от 22.03.2001 № 35 (действовавшего на момент постройки спорного объекта) состав помещений дома, их размеры и функциональная взаимосвязь, а также состав инженерного оборудования определяются застройщиком. Однако в доме должны быть созданы условия для отдыха, сна, гигиенических процедур, приготовления и приема пищи, а также для другой деятельности, обычно осуществляемой в жилище. Дом должен включать как минимум следующий состав помещений: жилая (ые) комната(ы), кухня (кухня-ниша) или кухня-столовая, ванная комната или душевая, уборная, кладовая или встроенные шкафы; при отсутствии централизованного теплоснабжения - помещение для теплового агрегата. В доме должно быть предусмотрено отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, электроснабжение и радиовещание.
На основании вышеприведенных положений законодательства, с учетом исследованных по делу доказательств и установленных фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, каких - либо жилых домов на участке ФИО5 не имеется. В частности на земельном участке отсутствует дом со следующими характеристиками – жилой дом, назначение: жилое, 2-этажный, общая площадь 60 кв.м., адрес (местоположения): <адрес>, в связи с чем соответствующий жилой дом не может быть принят к учету при исчислении площади жилых помещений, приходящихся на членов семьи ФИО1
При этом суд учитывает также, что право собственности ФИО5 на спорное строение (жилой дом) зарегистрировано в упрощенном порядке в соответствии со ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» путем подачи декларации об объекте недвижимого имущества без разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, без проекта, экспертизы и подобного рода документов, которые требуются для жилого помещения.
Злоупотреблений правом со стороны истцов в целях улучшения/ухудшения жилищных условий при регистрации права ФИО5 на индивидуальный жилой дом в порядке ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - без документов, суд не усматривает.
Деревянное строение, фактически находящееся по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО5, не отвечает требованиям, которым должно отвечать жилое помещение. Доказательств фактической пригодности спорного объекта для постоянного проживания ответчиками не представлено.
Таким образом, жилищное положение истцов с момента постановки ФИО1 с членами семьи на учет нуждающихся в 1998 году не изменилось. Ввиду изложенного суд считает требования ФИО1 о возложении на администрацию г. Костромы обязанности восстановить его с членами семьи ФИО5, ФИО6, ФИО10 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также, по мнению суда, в процессе рассмотрения настоящего спора установлена совокупность обстоятельств, предоставляющих основания для удовлетворения исковых требований о признании отсутствующим право собственности ФИО5 на жилой дом, назначение: жилое, 2-этажный, общей площадью 60 кв.м., по адресу: <адрес>, и исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений об объекте.
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на вещь приобретается в том числе после её изготовления или создания.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на движимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Исходя из п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действующий на момент регистрации прав ФИО5 на спорный объект), недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 действующего Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Аналогичные положения содержались в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с ч. 1 ст. 16 действовавшего Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 1, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Как разъяснено в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты нарушенного права, приведенный в данной статье не является исчерпывающим.
Анализ содержания п. 52 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 года № 10/22 позволяет сделать вывод о том, что в данном пункте указан такой способ защиты права собственности как признание права отсутствующим.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующими является исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
По мнению суда, в случае отсутствия у вещи свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с назначением, указанным в ЕГРН, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине её недостоверности. Нарушенные в связи с сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество интересы заинтересованного лица, могут быть восстановлены по иску данного лица, при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты прав.
Из положений п. 3 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ следует, что в связи с наличием соответствующих обстоятельств (в данной части статьи – прекращение существования объекта недвижимости права на который зарегистрированы в ЕГРН) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно.
Как установлено судом, сведения о жилом доме ФИО5, расположенном по адресу: <адрес>, содержащиеся в ЕГРН (регистрационная запись ...), не соответствуют фактически имеющемуся имуществу, так как на указанном земельном участке расположено нежилое строение, не являющееся жилым домом, что явилось основанием для обращения истцов в суд с рассматриваемом в рамках настоящего гражданского дела иском.
В данном случае иной способ защиты нарушенного права собственника ФИО5, в том числе внесудебный, исключается, о чем в частности свидетельствуют требования п. 1 ст. 235 ГК РФ, ст. ст.14, 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», а также вышеприведенные ответы Управления Росреестра по Костромской области и ФГБУ «Кадастровая палата Костромской области».
Наличие у истца права собственности на фактически несуществующий объект недвижимого имущества, якобы расположенный на данном земельном участке, зарегистрирован за ней в установленном законом порядке.
Вместе с тем, несмотря на наличие в ЕГРН юридически действительных сведений о регистрации за ФИО5 права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, фактически указанный объект недвижимости никогда не существовал и не существует в настоящее время, а необоснованное наличие указанной регистрационной записи и соответственно данного права собственности у истца на несуществующий объект недвижимого имущества влечет нарушение прав истца как собственника земельного участка, возлагая на владельца необоснованное бремя обязанностей. Избранный истцом вещно-правовой способ защиты права направлен на устранение нарушения её прав наличием недостоверной записи об объекте, расположенном за земельном участке. При таких обстоятельствах суд полагает возможным удовлетворить требования ФИО5 о признании отсутствующим права собственности в отношении спорного объекта недвижимости.
Оснований для сохранения прав на отсутствующий объект не имеется.
Решение является основанием для исключения из ЕГРН сведений о праве собственности ФИО5 на объект - жилой дом, назначение: жилое, 2-этажный, общей площадью 60 кв.м., по адресу: <адрес>, условный номер ..., запись ... от <дата>, а также основанием для снятия жилого дома с указанными характеристиками с кадастрового учета и погашением соответствующих регистрационных записей.
Далее, рассматривая исковое требование о возложении на департамент по труду и социальной защите населения Костромской области обязанности выплатить ФИО1 единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья, суд не находит оснований для удовлетворения данного требования ввиду следующего.
Постановлением администрации Костромской области от 08.07.2008 № 224-а утвержден «Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в Костромской области за счет средств федерального бюджета» (далее - Порядок) предусмотрена определенная процедура, посредством реализации которой нуждающееся лицо, относящееся к категории граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, реализует свое право на социальное обеспечение. Осуществление выплаты является прерогативой определенного органа.
Для предоставления денежной выплаты граждане, указанные в пункте 1 настоящего Порядка (далее - заявитель), или их законные или уполномоченные представители (далее - представитель заявителя) обращаются в областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» (ОГКУ «ЦСВ») или областное государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» (МФЦ) с комплектом документов, перечень которых определен в п. 7 Порядка.
Учетные дела заявителей запрашиваются у органов местного самоуправления муниципальных образований специалистами ОГКУ «ЦСВ» или МФЦ посредством межведомственного взаимодействия.
Согласно п. 8 Порядка специалисты ОГКУ «ЦСВ»: 1) проверяют факт постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка; 2) формируют в хронологической последовательности, с учетом пункта 6 настоящего Порядка, Реестр ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на предоставление денежной выплаты, и Реестр ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, имеющих право на предоставление денежной выплаты (далее - Реестры граждан). Ежегодно, к 1 февраля, представляют сформированные Реестры граждан в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области: 1) по мере поступления из федерального бюджета средств на предоставление денежной выплаты запрашивает у ОГКУ «ЦСВ» учетные дела граждан в соответствии с установленной очередностью и с учетом положений абзаца второго пункта 6 настоящего Порядка; 2) в течение 10 рабочих дней со дня поступления учетных дел принимает решение о предоставлении гражданину денежной выплаты и информирует об этом ОГКУ «ЦСВ» (п. 9 Порядка).
ОГКУ «ЦСВ»: 1) в 3-дневный срок со дня получения информации из департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области уведомляет граждан о предоставлении денежных выплат; 2) в течение 5 банковских дней предоставляет денежные выплаты гражданам путем перечисления средств на счета, открытые получателями в кредитных учреждениях; 3) исключает из реестров граждан, получивших денежную выплату; 4) в 5-дневный срок со дня осуществления денежной выплаты сообщает в органы местного самоуправления муниципальных образований о предоставлении гражданам денежной выплаты и необходимости исключения граждан из списков, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 10 Порядка).
В целом аналогичный порядок организации предоставления государственной услуги по назначению единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в Костромской области за счет средств федерального бюджета, с подробным раскрытием административных процедур, регламентирован одноименным административным регламентом, утвержденным приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 11.05.2012 № 285 (здесь и далее – Административный регламент).
В частности, следует отметить содержание п. 4 указанного Административного регламента, согласно которому для получения информации по вопросам предоставления государственной услуги заявитель вправе обращаться лично, письменно, по телефону, по электронной почте в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, в уполномоченный орган, МФЦ, через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Государственная услуга предоставляется департаментом по труду и социальной защите населения через уполномоченный орган – ОГКУ «ЦСВ», а также через МФЦ, в части приема документов (п.6).
Основанием для начала административной процедуры является обращение заявителя посредством: 1) личного обращения в МФЦ по месту жительства или по месту пребывания с заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги; 2) почтового отправления в уполномоченный орган (ЦСВ) заявления и документов, необходимых для предоставления услуги; 3) направления заявления и документов через информационную систему «Единый портал Костромской области» в виде электронных документов, подписанных электронной подписью (при наличии технической возможности) (п. 25 Административного регламента).
Специалист уполномоченного органа (ЦСВ), ответственный за экспертизу документов, направляет учетное дело в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области (пп. 6 п. 33).
Далее специалист департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, осуществляет подготовку документов для рассмотрения на рабочей группе Департамента по предоставлению гражданам единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (п. 34). При наличии оснований для отказа в предоставлении выплаты готовится решение об отказе в предоставлении государственной услуги и уведомление об отказе в предоставлении такой услуги (п. 35). При подтверждении права заявителя на получение государственной услуги принимается соответствующее решение, уведомление о предоставлении выплаты, проект приказа Департамента о предоставлении заявителю государственной услуги. В последующем личное дело заявителя с протоколом рабочей группы, проектами приказа и уведомления директору департамента для принятия решения (п. 36). В случае соответствия протокола рабочей группы, проектов приказа и уведомления о предоставлении государственной услуги или уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги директор Департамента подписывает их и заверяет печатью Департамента. Личное дело заявителя и все подписанные документы направляются в уполномоченный орган (ЦСВ) для уведомления заявителя о результатах принятого решения и проведения мероприятий, направленных на непосредственное перечисление денежных средств льготнику (п.п. 41-45).
В соответствии с Порядком, приведенным выше, а также пп. 3 п. 18 Устава ОГКУ «Центр социальных выплат» непосредственное осуществление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, возложено на уполномоченный орган - ОГКУ «Центр социальных выплат».
В материалах дела отсутствуют доказательства отказа департамента по труду и социальной защиты граждан Костромской области ФИО1 в предоставлении единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, в том числе, как заявлено в иске, в порядке очередности, существовавшей по состоянию на 15.03.2017, поэтому полагать, что данный ответчик допустил нарушение каких-либо прав истца не имеется.
В соответствии с приведенным выше Порядком, Департамент принимает решение о предоставлении гражданину денежной выплаты в течение 10 рабочих дней со дня поступления в Департамент учетного дела. При этом социальная выплата предоставляется по мере поступления в этих целях финансовых средств из бюджета и в соответствии со списком, сформированным в хронологической последовательности относительно даты постановки лица на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
По сведениям представителя департамента по труду и социальной защите населения Костромской области ФИО4, доложенным в судебном заседании, учетное дело ФИО1 в Департамент не поступало, вопрос о предоставлении единовременной выплаты данному заявителю Департаментом не рассматривался. Судом представителю Департамента неоднократно предлагалось представить все имеющиеся в Департаменте, а также в его подчиненном учреждении - ЦСВ, документы, касаемые ФИО1 Какие-либо документы, относящиеся к рассматриваемому иску, представлены не были.
В исковом заявлении, наряду с требованием о восстановлении ФИО1 с членами семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий заявлено требование об обязании администрации г. Костромы направить его учетное дело в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области.
Данное требование мотивировано тем, что в начале 2017 года в его (ФИО1) адрес из функционального органа администрации г. Костромы (Управление имущественных и земельных отношений) поступило письмо № от <дата>, в котором истцу было предложено в срок до 17.03.2017 подать заявление о получении единовременной социальной выплаты. При этом разъяснялось, что с указанным заявлением он вправе обратиться как в ОГКУ «ЦСВ», так и в данное Управление администрации г. Костромы.
В соответствии с указанной в письме информацией ФИО1 15.03.2017 для подачи соответствующего заявления выбрал из числа предложенных в письме учреждений функциональный орган администрации г. Костромы - Управление имущественных и земельных отношений. В этом же заявлении просил направить его учетное дело в ЦСВ для получения социальной выплаты.
Учетное дело ФИО1 по заявлению последнего направлено не было. На основании представленных ФИО1 с заявлением документов орган местного самоуправления усмотрел основания для снятия ФИО1 с учета нуждающихся до направления учетного дела на выплату денежных средств.
Вопрос о снятии ФИО1 с учета получил оценку суда в настоящем решении ранее.
При разрешении требования истца о направлении его учетного дела для получения спорной выплаты в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области подлежит установлению обоснованность обращения заявителя с данным заявлением в администрацию г. Костромы в лице её Управления.
Как следует из содержания заявления ФИО1 от 15.03.2017 в данном заявлении он фактически просит перечислить ему единовременную денежную выплату и направить учетное дело в ОГКУ «ЦСВ».
С учетом того, что орган местного самоуправления в своем письме сам предложил заявителю подать такое заявление через Управление имущественных и земельных отношений, принимая во внимание наличие у органа местного самоуправления полномочий на работу с гражданами по вопросам улучшения их жилищных условий граждан, а также существование межведомственного взаимодействия между администрацией г. Костромы в лице её функциональных органов и департаментом по труду и социальной защиты населения Костромской области через его уполномоченный орган – ОГКУ «ЦСВ», в том числе по вопросам направления учетных дел и документов, суд приходит к выводу о том, что заявление ФИО1 от 15.03.2017 следует признать надлежащим обращением о предоставлении единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Доводы стороны ответчиков о том, что при этом ФИО1 не соблюдена форма заявления, утвержденная приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 11.05.2012 № 285 «Об утверждении административного регламента предоставления департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области государственной услуги по назначению единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидом и семьям, имеющим детей-инвалидов, в Костромской области за счет средств федерального бюджета» основаниями для отказа для удовлетворения иска в данной части не являются.
Как следует из формы данного заявления, являющего приложением к указанному Административному регламенту, содержание строк данной формы требует указания в заявлении имени заявителя, адреса его проживания и телефона, категории гражданина, данных документа, удостоверяющего его личность, СНИЛС, ИНН, № счета и наименования банка, даты, подписи, ссылки на ознакомление с условиями предоставления единовременной выплаты, согласие на обработку персональных данных.
В заявлении от 15.03.2017 ФИО1 содержатся практически все указанные реквизиты, за исключением категории гражданина, данных документа, удостоверяющего его личность, СНИЛС, ИНН, № счета и наименование банка, ссылки на ознакомление с условиями предоставления единовременной выплаты, согласия на обработку персональных данных.
Вместе с тем из текста заявления однозначно следует волеизъявление заявителя на перечисление ему единовременной социальной выплаты. Отсутствие СНИЛС, ИНН не являются основанием для отказа в предоставлении выплаты, поскольку указание последних не обязательно, они заполняются только в случае согласия на запрос необходимых документов по каналам межведомственного взаимодействия, на что прямо указано в утвержденной форме заявления, являющейся Приложением № 9 к Административному регламенту. Категория гражданина, данные документа, удостоверяющего его личность – отражены в документах учетного дела, которое заявитель просил направить в ЦСВ наряду с рассматриваемым заявлением. Согласие на обработку персональных данных по своей сути является правом, а не обязанностью заявителя, поэтому не может являться безусловным реквизитом заявления. Отсутствие в заявлении ФИО1 от 15.03.2017 ссылки на ознакомление с условиями предоставления единовременной выплаты, по мнению суда, не может повлечь изменение предусмотренных законом оснований для осуществления в пользу указанной категории граждан спорной выплаты. Отсутствие № счета для перечисления выплаты и наименование банка не препятствует для восполнения соответствующих реквизитов на стадии проверки комплекта документов специалистом ОГКУ «ЦСВ», что следует из положений п. п. 27, 28 Административного регламента.
Кроме того, в силу п. 11 Административного регламента документы, предъявляемые заявителем должны соответствовать только следующим требованиям: разборчивое написание текста, указание фамилии, имени, отчества заявителя, его адреса, телефона, отсутствие в документах подчисток, подписок, серьезных повреждений документов. Данные требования в заявлении ФИО1 от 15.03.2017 соблюдены.
Предусмотренные в качестве приложения к заявлению документы, указанные в п. 7 Порядка, п. 10 Административного регламента в данном случае представлены ФИО1 в материалы личного дела и отдельного их прикрепления к заявлению не требовалось. Как следует из содержания положений Порядка и Административного регламента требование о необходимости приобщения заявителем к своему заявлению на предоставление социальной выплаты перечня документов, подтверждающих категорию льготника и его право на льготу, действует в случае если подача указанного заявления производится лицом через ОГКУ «ЦСВ» и МФЦ, поскольку у специалиста данных упреждений на момент принятия заявления еще отсутствует возможность ознакомиться с учетным делом льготника и оценить обоснованность обращения лица с соответствующим заявлением. Обязанность предоставления учетного дела в момент подачи заявления в ЦСВ или МФЦ на гражданина не возлагается. Дело в порядке межведомственного взаимодействия запрашивается специалистами после принятия заявления.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявление ФИО1 от 15.03.2017 является надлежащим обращением за назначением единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что заявление ФИО1 от 15.03.2017 вместе с его учетным делом планировалось к направлению и было бы направлено администрацией г. Костромы для рассмотрения вопроса о выплате ФИО1 денежной суммы на строительство или приобретение жилого помещения в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области через его уполномоченный орган – ОГКУ «ЦСВ», если бы после принятия данного заявления не появилось постановление главы администрации г. Костромы № от <дата> о снятии семьи ФИО1 с учета нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного суд считает, что на ответчика администрацию г. Костромы следует возложить обязанность направить учетное дело ФИО1 в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области через его уполномоченный орган, т.е. адресовав документацию в ОГКУ «ЦСВ», что будет соответствовать Порядку и содержанию заявления ФИО1 от 15.03.2017.
Признав заявление ФИО1 от 15.03.2017 надлежащим обращением за назначением единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, при указанных выше обстоятельствах, суд полагает подлежащим удовлетворению и требование ФИО1 о признании за ним права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» с 15.05.2017, т.е. с момента подачи заявления.
При этом суд исходит не из общего права истца, как ветерана боевых действий на обеспечение жилым помещением, у которого соответствующее право появилось с момента появления у него совокупности условий, предусмотренных законом для назначения выплаты и признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий. В данном случае указанное право следует связывать с моментом, с которого истцу надлежит выплатить ежемесячную денежную компенсацию в соответствии с вышеуказанными Законом о ветеранах, Порядком, Административным регламентом, согласно которым данная компенсация назначается на основании заявления гражданина, имеющего право на ее получение, то есть носит заявительный характер. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации считается день подачи заявления.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
С учетом характера рассмотренных требований, с ответчика администрации г. Костромы в пользу истца ФИО1 подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1, ФИО5 удовлетворить частично.
Признать отсутствующим право собственности ФИО5 на жилой дом, назначение: жилое, 2-этажный, общей площадью 60 кв.м., по адресу: <адрес>
Решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений об объекте жилой дом, назначение: жилое, 2-этажный, общей площадью 60 кв.м., по адресу: <адрес> условный номер ..., запись ... от <дата> о регистрации за ФИО5 права собственности на данный объект.
Обязать администрацию г. Костромы восстановить ФИО1 с членами семьи ФИО5, ФИО6, ФИО7 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет и направить личное дело для решения вопроса о назначении выплаты в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, через ОГКУ «Центр социальных выплат».
Признать за ФИО1 право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» с момента подачи заявления с 15.03.2017.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с администрации г. Костромы в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Т.С. Царёва