ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3681 от 16.12.2010 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Центральный районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-3681/10

Решение

Именем Российской Федерации

16 декабря 2010 года

Центральный районный суд г. Омска в составе судьи Ямчуковой Л. В. при секретаре Н.В.Хруниной рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2 к Управлению Росреестра по Омской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области о признании действий незаконными, восстановлении нарушенного права,

Установил:

ФИО1 обратилась в суд с названным заявлением указывая, что является собственником жилого дома, общей площадью 357,10 кв.м, инвентарный номер №, литера А, А1, А2, А3, расположенного по адресу:  на основании договора купли-продажи от 29.12.1993 года, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права 10 октября 2007 года. Распоряжением ГУЗР Омской области № 3894 –р от 06 декабря 2007 года заявителю предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, с кадастровым номером №, площадью 904 кв.м., местоположение которого установлено относительно 2-х этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: , для жилищных нужд. На основании указанного распоряжения ФИО1 заключен договор кули-продажи названного земельного участка от 06 декабря 2007 года, который зарегистрирован в установленном законом порядке и выдано свидетельство о государственной регистрации права 11 февраля 2008 года. Согласно приложению к договору купли-продажи, кадастровая стоимость земельного участка составляет 492915,04 руб., цена выкупа земельного участка- 12322,88 руб., которая определена на основании Указа Губернатора Омской области от 19 июня 2003 года № 110 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области».

В июне 2009 года заявителем получено налоговое уведомление на уплату земельного налога за 2008 год, согласно которому налоговая база определена налоговым органом в размере 7 555 891 руб. Обратившись в Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее по тексту Управление), узнала, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 7 555 891 рубль, и определена исходя из его принадлежности по 1 виду разрешённого использования: земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки. В дальнейшем после подачи заявителем заявления, Управлением произведен перерасчет кадастровой стоимости земельного участка, которая составила 4 073 062,40 руб.

20 мая 2010 года постановлением Администрации г. Омска «О предоставлении разрешений на условно-разрешенный вид использования земельных участков» установлена категория земельного участка для размещения индивидуальной жилой застройки, согласно сведений, содержащихся в кадастровом паспорте от 04 августа 2010 года кадастровая стоимость земельного участка установлена 670 252,72 руб. Поскольку на вышеназванном земельном участке с момента приобретения жилого дома располагался именно индивидуальный жилой дом, считает, что установление кадастровой стоимости в ином размере является незаконным. Просит о признании действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 4 073 062,40 руб. незаконными ; обязать компетентный орган исключить указанные сведения.

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным выше. В порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила объем заявленных требований, просит исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 7 555 891 руб. с 27.12.2007 года. Обязать внести изменения о разрешенном виде использования земельного участка. Дополнительно пояснив, что на основании договора от 02 сентября 2009 года, собственником земельного участка является ФИО2 (супруг), право зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем выдано свидетельство от 23.09.2009 года. В связи с чем, налоговым органом также направлено уведомление в адрес ФИО2 о необходимости оплаты земельного налога исходя из завышенной налоговой базы.

В судебном заседании, привлеченный в порядке ст. 42 ГПК РФ ФИО2, участия не принимал, просит о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном письменном заявлении требования, изложенные ФИО1 поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Омской области (по доверенности), являющегося правопреемником Управления Роснедвижимости по Омской области, заявленные требования не признала по следующим основаниям.

В настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ФИО2 земельного участка с кадастровым номером № в размере 670252,72 рублей.

Сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка определены в указанном размере с использованием удельного показателя кадастровой стоимости земель по 2-му виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки» для квартала 55:36:090303 в размере 741,43 руб./кв.м., утвержденного постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», и внесены 28.07.2010 года в государственный кадастр недвижимости в связи с изменением разрешенного использования с «для жилищных нужд под строение» на «для размещения домов индивидуальной жилой застройки» на основании постановления Администрации города Омска от 20.05.2010 №386-п в соответствии с п. 13 постановления Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», п. 1.2., 2.3.2 приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка».

Содержание в государственном земельном кадастре такой характеристики земельного участка как вид разрешенного использования предусмотрено п. 2 ст. 14 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее - Закон о ГЗК).

Согласно положениям ст. 7 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 37, 39 Градостроительного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно положениям ст. 7 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 37, 39 Градостроительного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии с п. 6.2.17 указанного порядка при ведении форм государственного реестра земель кадастрового района, в строку 9 «разрешенное использование» формы Ф 1.1 государственного реестра земель кадастрового района (раздел «Земельные участки») орган, полномочный на осуществление государственного кадастрового учета земельных участков, обязан заносить разрешенное использование (назначение) в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, в строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка.

Таким образом, анализ указанных норм приводит к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации совершенно правильно и обоснованно на основании распоряжения Мэра города Омска от 16.06.2003 №1089-р в государственный земельный кадастр внесены сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером № «для жилищных нужд под строение».

На основании данных сведений о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером № «для жилищных нужд под строение», содержащихся в государственном земельном кадастре, в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 г. №39 и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 № П/0152 указанный земельный участок отнесен к 1-му виду разрешенного использования земельного участка -«Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки». Земельное законодательство, действовавшее в 2007, не содержало никакой обязанности у Управления Роснедвижимости по Омской области по уточнению, либо выяснению фактического использования земельных участков.

В соответствии с нормами указанных выше нормативных актов в 2007 году определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с первым номером видов разрешенного использования в размере 7555891,2 рублей и внесена на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 №174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36». Следует отметить, что кадастровая стоимость в размере 7555891,2 рублей определена, исходя из ошибочно установленной площади означенного земельного участка - 1677 кв.м.

После выявления того обстоятельства, что сведения о площади земельного участка при проведении государственной кадастровой оценки земель не соответствовали действительной его площади, Управлением Роснедвижимости по Омской области на основании акта определения кадастровой стоимости от 22.06.2009 внесены сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 4073062,4 рублей, рассчитанной исходя из фактической площади земельного участка (904 кв.м.) с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4505,60 руб./кв.м., утвержденного постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 №174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 №193-п).

Таким образом, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 7555891,2 рублей, впоследствии в размере 4073062,4 рублей внесены в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) на основании нормативно-правового акта (постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 №174-п).

Данный нормативно-правовой акт по настоящее время действует, не признан недействующим полностью или в соответствующей части в установленном законом порядке. Следовательно, действия Управления являются законными и обоснованными.

Считает, что заявителем пропущен трехмесячный срок на обжалование действий, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ. Заявителю стало известно о том, что внесены сведения в государственный земельный кадастр о кадастровой стоимости земельного участка в размере 7555891,2 рублей, впоследствии в размере 4073062,4 рублей - в июле 2009 года, при получении ответа от Управления Роснедвижимости по Омской области от 08.07.2009 №06-06/1181 на заявление от 18.06.2009 года. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата « по Омской области ( по доверенности) заявленные требования также считает не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным представителем Управления Росреестра по Омской области

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, ФИО1 являлась собственником жилого дома, общей площадью 357,10 кв.м, инвентарный номер №, литера А, А1, А2, А3, расположенного по адресу:  на основании договора купли-продажи от 29.12.1993 года, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права 10 октября 2007 года.

Распоряжением ГУЗР Омской области № 3894 –р от 06 декабря 2007 года заявителю предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, с кадастровым номером №, площадью 904 кв.м., местоположение которого установлено относительно 2-х этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: , для жилищных нужд.

На основании указанного распоряжения ФИО1 заключен договор кули-продажи названного земельного участка от 06 декабря 2007 года, который зарегистрирован в установленном законом порядке и выдано свидетельство о государственной регистрации права 11 февраля 2008 года. Согласно приложению к договору купли-продажи, кадастровая стоимость земельного участка составляет 492915,04 руб., цена выкупа земельного участка- 12322,88 руб., которая определена на основании Указа Губернатора Омской области от 19 июня 2003 года № 110 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области».

Согласно сведений, представленных Управлением Росреестра по Омской области, 27 декабря 2007 года в государственный кадастр недвижимости, по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по городу Омску в границах кадастрового района 55:36, утвержденным Постановлением Правительства Омской области « Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» от 19.12.2007 года № 174-п внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 7 555 891,2 руб.

В судебном заседании представителем Управления Росреестра по Омской области не оспаривался факт того, что кадастровая стоимость в размере 7 555 891,2 руб. определена, исходя из ошибочно установленной площади указанного земельного участка -1677 кв.м.

Согласно сведений, представленных Управлением Росреестра по Омской области, в государственный кадастр недвижимости 30 декабря 2005 года внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с Указом Губернатора Омской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области» от 19.06.2003 года № 110, в размере 914401 руб.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в период с 30.12.2005 года по 27.12.2007 года составляла 914401 руб.

После выявления того обстоятельства, что сведения о площади земельного участка при проведении государственной кадастровой оценки земель не соответствовали действительной его площади, Управлением Роснедвижимости по Омской области на основании акта определения кадастровой стоимости от 22.06.2009 года внесены сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 4073062,4 рублей, рассчитанной исходя из фактической площади земельного участка (904 кв.м.) с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4505,60 руб./кв.м., утвержденного постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 №174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 №193-п).

При рассмотрении данного спора суд учитывает, что производимый Управлением государственный кадастровый учет земельных участков включает в себя не только данные о местоположении и границах, площади, кадастровом номере земельного участка, но и его кадастровой стоимости.

На момент проведения государственного кадастрового учета согласно федеральному закону от 02.01.2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» в едином государственном реестре земель должны были содержаться следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

На основании пунктов 1.4.2, 2.1.2, 2.2.7 Методических указаний результаты работ по государственной оценке земель не ограничены удельными показателями кадастровой стоимости и в соответствии с пунктами 9 и 10 Правил проведения государственной оценки земель результаты государственной оценки земель после утверждения их органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат внесению в государственный земельный кадастр.

Кадастровая стоимость земельных участков, указанная в постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П (в первоначальной редакции), не была утверждена, тем самым нарушена процедура включения сведений о кадастровой стоимости земельного участка и удельных показателей кадастровой стоимости за один квадратный метр в государственный земельный кадастр без утверждения их результатов субъектом Российской Федерации.

Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ (в редакции от 04.12.2006 года, действовавшего в период издания постановления от 17.12.2007 № 174-п) «О государственном земельном кадастре», сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) вступил в силу с 01.03.2008 года.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 и пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 года № 206, от 14.12.2006 года № 767, от 17.09.2007 года № 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Из пункта 3 названных выше Правил следует, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Анализ части 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.200 № 316 (в редакции от 17.09.2007 года) позволяет сделать вывод, что правомочия по утверждению результатов среднего уровня государственной кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных выше положений земельного законодательства и Правил проведения государственной оценки земель, а также пунктов 35, 36 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 года № 731-03 «О регулировании земельных отношений в Омской области» Правительством Омской области в пределах его полномочий принято постановление от 17.12.2007 года № 174-п, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по муниципальному району, в том числе в границах кадастрового квартала 55:36 согласно приложению.

Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.

К видам разрешенного пользования согласно приложения к Постановлению № 174-п были отнесены:

-земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки;

-земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки;

- земельные участки, предназначенные для размещения гаражей v автостоянок;

-земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений;

-земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

-земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц;

-земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии;

-земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения;

-земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;

-земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

-земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов;

-земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте;

-земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов;

-земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами;

-земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.

Таким образом, Постановлением № 174-п в редакции от 19.12.2007 года была утверждена стоимость 1 квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного пользования.

Определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно Постановлению № 174-п в редакции от 19.12.2007 года осуществляется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.

В соответствии с пунктами 35 и 36 статьи 4 Закона Омской области от 08 февраля 2006 года « О регулировании земельных отношений в Омской области» к полномочиям Правительства Омской области относится утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, а также среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району ( городскому округу) Омской области.

Таким образом, суд считает, что определение кадастровой стоимости земельных участков должно производиться в отношении каждого земельного участка индивидуально, но с применением различных правовых механизмов.

В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации № 39 от 15.02.2007 года, стоимость вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года № 222, средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков подлежит использованию исключительно для исчисления кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка при упорядочении его границы; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи ( п.1.2, 2.1.3, 2.3.2).

Указанные Правила применяются, когда образование нового земельного участка; изменение площади земельного участка при упорядочении его границы; изменение вида разрешенного использования земельного участка; перевод земельного участка из одной категории в другую или отнесение земельного участка к определенной категории земель; выявление ранее учтенных земельных участков происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель.

Следовательно, Приложение « Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», утвержденное постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п, подлежит применению для определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и т.п., как это определено вышеназванными Методическими указаниями.

То обстоятельство, что одной из первых административных процедур при проведении государственной кадастровой оценки земель является формирование перечня земельных участков, является доказательством нормативно установленной обязанности органа исполнительной власти по утверждению кадастровой стоимости каждого земельного участка согласно перечню. Кроме того, как следует из приложения № 1 к Административному регламенту, перечень земельных участков формируется внутри каждого кадастрового квартала с указанием номера участка, видов разрешенного и фактического пользования, площади в кв.м., сведений о правах и т.п. в целях, перечисленных в пункте 6.4. Административного регламента, - для использования сведений при определении кадастровой стоимости (при этом отсутствует указание на использование указанных сведений при утверждении кадастровой стоимости).

Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.

Поскольку земельный участок ФИО1 (как до момента отчуждения в 2009 году, так и после ) не относились к вновь образованным, измененным, на принадлежащем земельном участке всегда фактически находился индивидуальный жилой дом, и т.п. как указывалось выше, суд считает, что определение кадастровой стоимости земельного участка путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка, является неправомерным. При этом, внесение сведений об определении первого вида разрешенного использования земельного участка –« земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки» вместо второго вида разрешенного использования –«земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки», суд считает, является неправомерным.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка Управлением Роснедвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости до утверждения кадастровой стоимости земельного участка в установленном законом порядке, как это предусмотрено п.2 ст.66 ЗК РФ, пунктами 1 и 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель ( утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316).

В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008 года).

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Административного регламента, к административным процедурам проведения государственной кадастровой оценки земель, в частности относятся:

-проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение (то есть, из буквального сод ржания следует, что в результате работ по определению кадастровой стоимости земельных участков на утверждение представляются результаты кадастровой оценки земель, а не земельных участков);

-утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

-внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;

разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.

Орган кадастрового учета при внесении записи в государственный земельный кадастр действует в соответствии с Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 № П/119, пунктом 3 которого определено, что «Сведения в бланки форм вносятся только на основании и в точном соответствии с представленными документами, имеющими юридическую силу»; пунктом 6.2. которого устанавливаются правила заполнения формы (Ф 1.1. кадастрового паспорта «в строку «9» заносится разрешенное использование /назначение/ в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, в строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти.

Установление видов разрешенного использования земельных участков не является компетенцией Управления. Статья 6 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 «О регулировании земельных отношений в Омской области» устанавливает, что органы местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений осуществляют зонирование территорий и определяют порядок использования земель населенных пунктов, а также устанавливают разрешенное использование земель в границах территориальных зон в соответствии с федеральными законами.

Общий порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Омска утвержден решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (далее - Решение).

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Решения изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Омска может осуществляться правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, без дополнительных разрешений и согласований, если применяемые в результате этого изменения виды использования указаны в градостроительном регламенте в качестве основных видов разрешенного использования или являются вспомогательными по отношению к существующим в пределах объекта права основным или условно разрешенным видам использования.

С учетом изложенного, суд считает, что вид разрешенного использования земельного участка не может устанавливаться произвольно, Административный регламент не содержит норм, предоставляющих Управлению Роснедвижимости самостоятельно относить земельные участки к какому-либо виду разрешенного использования. Между тем, Управление отнесло указанный земельный участок к 1 виду разрешенного использования, что привело к существенному увеличению кадастровой стоимости земельного участка.

Расчет земельного налога за 2008 год в отношении земельного участка, принадлежащего ФИО1, произведен на основании кадастровой стоимости земельного участка, внесенной Управлением Роснедвижимости без законных оснований.

Поскольку налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований ( п.4 ст. 391 НК РФ) внесение Управлением Роснедвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка ФИО1 без утверждения в установленном порядке, повлекло нарушение прав последней в области налогообложения, что подтверждается налоговыми уведомлениями за 2008, 2009 годы ( л.д.61,62).

На основании договора от 02 сентября 2009 года, собственником земельного участка с кадастровым номером № является ФИО2 (супруг), право зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем выдано свидетельство от 23.09.2009 года. В связи с чем, налоговым органом также направлено уведомление в адрес ФИО2 о необходимости оплаты земельного налога исходя из завышенной налоговой базы в размере ( л.д.63).

Как видно из материалов дела, в настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ФИО2 земельного участка с кадастровым номером № в размере 670252,72 рублей ( л.д.7).

20 мая 2010 года постановлением Администрации г. Омска «О предоставлении разрешений на условно-разрешенный вид использования земельных участков» установлена категория земельного участка для размещения индивидуальной жилой застройки, согласно сведений, содержащихся в кадастровом паспорте от 04 августа 2010 года кадастровая стоимость земельного участка установлена 670 252,72 руб.

Сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка определены в указанном размере с использованием удельного показателя кадастровой стоимости земель по 2-му виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки» для квартала 55:36:090303 в размере 741,43 руб./кв.м., утвержденного постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», и внесены 28.07.2010 года в государственный кадастр недвижимости в связи с изменением разрешенного использования с «для жилищных нужд под строение» на «для размещения домов индивидуальной жилой застройки» на основании постановления Администрации города Омска от 20.05.2010 №386-п в соответствии с п. 13 постановления Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», п. 1.2., 2.3.2 приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка».

Следовательно, поскольку на дату 27.12.2007 года порядок утверждения кадастровой стоимости не был соблюден и права заявителей по уплате установленного земельного налога были нарушены, применимо к положениям ст. 258 ГПК РФ суд считает возможным в качестве способа восстановления нарушенного права возложить обязанность исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере 7 555 891 руб.; 4 073 062 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4505,60 руб. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:090303:66, площадью 904 кв.м., разрешенное использование: для жилищных нужд под строение, с 27 декабря 2007 года.

Кроме того, согласно Главе I «Общие положения» Приказа от 19.04.2010 № П/182 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области» Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сокращенное наименование - Управление Росреестра по Омской области (далее - Управление), осуществляющим функции в том числе по государственной кадастровой оценке земель.

Приказом от 11.03.2010 № П/93 Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Омской области наделено функциями органа государственного кадастрового учета с 15.09.2010.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 03.08.2010 № П/407 «О внесении изменений в Устав федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Омской области» утверждены следующие функции: ведение государственного кадастра недвижимости, государственный кадастровый учет недвижимого имущества и предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, на основании действующего Устава ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области (Приложение № 21 к Приказу Управления Роснедвижимости от 28.12.2004 № П/115) и изменения к нему (Приказ от 07.07.2009 № 133) утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области не наделено функциями органа по государственной кадастровой оценке.

Согласно ч.2 ст.3 Закона о ГКН полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 настоящего Федерального закона, на основании и решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. Приказом от 11.03.2010 № П/93 Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Омской области наделено функциями органа государственного кадастрового учета с 15.09.2010. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 03.08.2010 № П/407 «О внесении изменений в Устав федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Омской области» утверждены следующие функции: ведение государственного кадастра недвижимости, государственный кадастровый учет недвижимого имущества и предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

При таких обстоятельствах суд считает, что обязанность по восстановлению нарушенных прав заявителей должна быть возложена на ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области.

В силу статей 254, 256 ГПК РФ граждане вправе оспаривать в судебном порядке решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Управление заявило о пропуске заявителем срока на обращение в суд. Суд не может согласиться с данным доводом и считает, что срок подлежит восстановлению, поскольку с момента получения заявителем налогового уведомления -июнь 2009 года, последняя обращалась с исковым заявлением от 11 августа 2009 года в Ленинский районный суд г. Омска, впоследствии неоднократно письменно обращалась в Управление Росреестра по Омской области по данному вопросу с целью урегулирования спора, что является основанием для признания причин пропуска срока уважительными.

Руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконными действия Управления Росреестра по Омской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости в размере 7 555 891,20 руб. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 904 кв.м., местоположение: , разрешенное использование: для жилищных нужд под строение.

Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере 7 555 891,20 руб. земельного участка с кадастровым номером № (предыдущий №), площадью 904 кв.м., местоположение: , разрешенное использование: для жилищных нужд под строение, с 27 декабря 2007 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: Л.В. Ямчукова