ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3681/18 от 31.07.2018 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2-3681/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 июля 2018 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Лысенко Н.С.,

с участием:

представителя заявителя – помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края Кривцовой А.В.,

при секретаре Проскуриной В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению заместителя в интересах неопределенного круга лиц об исключении недостоверных сведений об ООО «ПРОМСНАБ», внесенных в ЕГРЮЛ,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Шпаковского района Ставропольского края обратился в Промышленный районный суд <адрес> с заявлением, впоследствии уточненным, в интересах неопределенного круга лиц об исключении недостоверных сведений об ООО «ПРОМСНАБ», внесенных в ЕГРЮЛ.

В обосновании заявленных требований указано, что Прокуратурой Шпаковского района СК в ходе осуществления надзора за соблюдением налогового законодательства, а также федерального законодательства о государственной регистрации юридических лиц проведена проверка, в ходе которой установлено, что дата ООО «ПРОМСНАБ» поставлен на налоговый учет Межрайонной ИФНС России № 5 по Ставропольскому краю, также в едином государственном реестре юридических лиц были внесены сведения об адресе ее места нахождения.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ, ООО «ПРОМСНАБ» расположено по адресу: <адрес>, помещение 16.

По состоянию на дата по вышеуказанному адресу зарегистрировано 111 различных юридических лиц, мигрировавших в <адрес> из различных регионов страны.

В ходе обследования вышеуказанного адреса, проведенного прокуратурой района с сотрудниками Межрайонной ИФНС России № 5 по Ставропольскому краю, установлено отсутствие рабочих мест юридических лиц, отсутствие вывесок с наименованиями юридических лиц, почтовых ящиков, отсутствие постоянно действующих исполнительных органов юридических лиц либо иных органов или лиц, имеющих право действовать от имени юридических лиц без доверенности, отсутствие условий для возможности использования помещения связи с юридическими лицами. Также предпринимателя соседних торговых точек пояснили, что в помещении № 16 никто не работает, деятельность не осуществляется, кроме того указанное помещение согласно поэтажному плану здания является лестницей с лестничной площадкой, площадь помещения – 35,9 кв.м.

Согласно п. 3.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», площадь помещения для одного работающего должна составлять не менее 4,5 кв.м., однако в нарушение указанных требований в настоящее время по вышеуказанному адресу зарегистрировано 111 организаций.

Таким образом, исходя из количества зарегистрированных по указанному адресу организаций, следует, что фактически на каждого из юридических лиц отводится только 0,32 кв.м. площади, что делает заведомо невозможным осуществление организациями деятельности в данном помещении, возможность взаимодействовать с юридическими лицами, зарегистрированными по вновь отраженному в ЕГРЮЛ по вышеуказанному адресу, как посредством почтовой связи, так и непосредственно с исполнительными органами обществ, отсутствует, поскольку организации по данному адресу фактически не располагаются и деятельность не осуществляют.

При таких обстоятельствах, сведения об адресе местонахождения юридического лица ООО «ПРОМСНАБ», зарегистрированного по адресу: <адрес>, помещение 16, которые были внесены в ЕГРЮЛ, являются недостоверными.

В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Согласно подпункту «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе (месте нахождении) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Регистрация юридических лиц по адресу массовой регистрации нарушает интересы как неопределенного круга лиц, которые вступают в финансово-хозяйственные отношения с данными юридическими лицами, так и интересы Российской Федерации, ввиду того, что условия сделок делают заведомо невозможным размещение постоянно действующего исполнительного органа организаций по данному адресу, что препятствует надлежащему осуществлению, в том числе, налогового контроля и принятию всего комплекса мер, направленных на взыскание в бюджет Российской Федерации задолженности по налогам и сборам.

Согласно п. 6 ст. 51 ГК РФ включение в ЕГРЮЛ данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

В соответствии со ст.1 Закона № 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, данного Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 4, п.п. «в» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, являющийся федеральным информационным ресурсом.

Согласно ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.

Из смысла приведенных норм материального права следует, что представленные для регистрации документы об адресе юридического лица, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию.

Учитывая, что внесение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об адресе местонахождения зарегистрированного юридического лица ООО «ПРОМСНАБ», по адресу <адрес>, помещение 16, то есть по адресу массовой регистрации, нарушает интересы неопределенного круга лиц, которые вступают в финансово-хозяйственные отношения с данными юридическими лицами, также, условия сделок делают заведомо невозможным размещение постоянно действующего исполнительного органа организаций по данному адресу, что препятствует надлежащему осуществлению, в том числе, налогового контроля и принятию всего комплекса мер, направленных на взыскание в бюджет Российской Федерации задолженности по налогам и сборам.

В соответствии с приказом ФНС России от 23.08.2010 ММ-7-4/412 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю» в целях повышения эффективности работы и оптимизации структуры Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю упразднены функции регистрации Межрайонной ИФНС России № 5 по Ставропольскому краю и передраны в Межрайонную ИФНС России № 11 по Ставропольскому краю.

Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей согласно п. 6.2. Положения о Межрайонной ИФНС России № 11 по Ставропольскому краю, также введет данная инспекция.

Просит суд признать недостоверными сведения об адресе ООО «ПРОМСНАБ», зарегистрированного по адресу: <адрес>, помещение 16, внесённые дата в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером (ГРН) 2155836048586.

Также просит суд обязать Межрайонную ИФНС России № 11 по Ставропольскому краю признать недействительной запись в ЕГРЮЛ от 27.04.2015года ГРН 2155836048586.

В судебном заседании представитель заявителя – помощник прокурора Шпаковского района Ставропольского края Кривцова А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении, и просила суд их удовлетворить.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 11 по СК – ФИО1 по доверенности, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, представлено ходатайство о рассмотрении в отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 5 по СК – ФИО2 по доверенности извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, представлено ходатайство о рассмотрении в отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ООО «ПРОСНАБ», извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, причины неявки суду не известны, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по отдельности и в их совокупности, полагает необходимым заявленные требования удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

Статьей 56 ГПК РФ определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании п. 1 ст. 4, п.п. «в» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, являющийся федеральным информационным ресурсом.

Согласно ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Шпаковского района СК в ходе осуществления надзора за соблюдением налогового законодательства, а также федерального законодательства о государственной регистрации юридических лиц проведена проверка, в ходе которой установлено, что 27.04.2015 года ООО «ПРОМСНАБ» поставлен на налоговый учет Межрайонной ИФНС России № 5 по Ставропольскому краю, также в едином государственном реестре юридических лиц были внесены сведения об адресе ее места нахождения.

Так, в соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц (выписка по состоянию на дата) ООО «ПРОМСНАБ», зарегистрировано по адресу: <адрес>, помещение 16.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от дата следует, что нежилое помещение – встроенное помещение торгово-офисное, общей площадью 35,9 кв.м., номер на поэтажном плане – 16, этаж, 2, по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО3, о чем в ЕГРП дата сделана запись регистрации .

Из письма Межрайонной ИФНС России по СК следует, что по состоянию на дата по вышеуказанному адресу зарегистрировано 111 различных юридических лиц, мигрировавших в <адрес> из различных регионов страны.

В ходе обследования адреса: <адрес>, проведенного прокуратурой Шпаковского района СК с сотрудниками Межрайонной ИФНС России № 5 по Ставропольскому краю, процесс которого отражен в протоколе осмотра помещений от дата, установлено отсутствие рабочих мест юридических лиц, в частности ООО «ПРОМСНАБ», отсутствие вывесок с наименованиями юридических лиц, почтовых ящиков, отсутствие постоянно действующих исполнительных органов юридических лиц либо иных органов или лиц, имеющих право действовать от имени юридических лиц без доверенности, отсутствие условий для возможности использования помещения связи с юридическими лицами.

Также предприниматели соседних торговых точек пояснили, что в помещении № 16 никто не работает, деятельность не осуществляется.

Кроме того указанное помещение согласно поэтажному плану здания является лестницей с лестничной площадкой, площадь помещения – 35,9 кв.м.

Согласно п. 3.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», площадь помещения для одного работающего должна составлять не менее 4,5 кв.м., однако в нарушение указанных требований в настоящее время по вышеуказанному адресу зарегистрировано 111 организаций.

Таким образом, исходя из количества зарегистрированных по указанному адресу организаций, следует, что фактически на каждого из юридических лиц отводится только 0,32 кв.м. площади, что делает заведомо невозможным осуществление организациями деятельности в данном помещении, возможность взаимодействовать с юридическими лицами, зарегистрированными по вновь отраженному в ЕГРЮЛ по вышеуказанному адресу, как посредством почтовой связи, так и непосредственно с исполнительными органами обществ, отсутствует, поскольку организации по данному адресу фактически не располагаются и деятельность не осуществляют.

В силу п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Согласно п.п. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождении) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Однако выходом на место установлено отсутствие рабочих мест юридического лица ООО «ПРОМСНАБ»; вывесок с наименованиями юридического лица; почтовых ящиков; постоянно действующих исполнительных органов либо иных органов или лиц, имеющих право действовать от имени общества без доверенности; условий для возможности использования помещения связи с юридическими лицами.

Так, согласно информации из Шпаковского почтамта УФПС Ставропольского края (исх. № 1.5.6.9.25.13-408 от 09.03.2016 года) сведений о расположении организации ООО «ПРОМСНАБ» по адресу: <адрес>, помещение 16, почтамт не располагает. Вывесок и почтовых ящиков с указанием наименования данной организации не имеется. Договоры на оказание услуг почтовой связи, аренды абонентских шкафов, соглашения о доставке почтовых отправлений с указанной организацией не заключалось. Также, вся входящая корреспонденция возвращена отправителю по причине «Истек срок хранения», в связи с неявкой адресата за регистрируемыми почтовыми отправлениями (РПО). Отправленных РПО от данных организаций в городских отделениях почтовой связи не установлено.

При таких обстоятельствах, связь с юридическим лицом ООО «ПРОМСНАБ»отсутствует, а сведения об адресе местонахождения данного юридического лица, зарегистрированного по адресу: <адрес>, помещение 16, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц, являются недостоверными.

Согласно п. 6 ст. 51 ГК РФ включение в Единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

В силу п. 2 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 года № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», определены обстоятельства, при которых сведения об адрес юридического лица считаются недостоверными.

Так, о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица может свидетельствовать тот факт, что адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна.

Согласно ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.

Из смысла приведенных норм материального права следует, что представленные для регистрации документы об адресе юридического лица, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что регистрация юридических лиц, в том числе ООО «ПРОМСНАБ», по адресу: <адрес>, помещение 16, то есть по адресу массовой регистрации, нарушает интересы как неопределенного круга лиц, которые вступают в финансово-хозяйственные отношения с данными юридическими лицами, так и интересы Российской Федерации, ввиду того, что условия сделок делают заведомо невозможным размещение постоянно действующего исполнительного органа организаций по данному адресу, что препятствует надлежащему осуществлению, в том числе, налогового контроля и принятию всего комплекса мер, направленных на взыскание в бюджет Российской Федерации задолженности по налогам и сборам.

В соответствии с п. «з.1» ч. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежит запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Следовательно, суд полагает необходимым возложить на Межрайонную ИФНС России № 11 по Ставропольскому краю обязанность признать недействительной запись в ЕГРЮЛ от 27.04.2015 года ГРН 2155836048586 и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц недостоверные сведения об ООО «ПРОМСНАБ» в разделе «адрес (место нахождения)», указав, что данные сведения, представленные обществом при регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, являются недостоверными.

Таким образом, суд считает заявленные требования законными и обоснованными, в связи с чем полагает необходимым их удовлетворить.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц об исключении недостоверных сведений об ООО «ПРОМСНАБ», внесенных в ЕГРЮЛ, – удовлетворить.

Признать недостоверными сведения об адресе ООО «ПРОМСНАБ», зарегистрированного по адресу: <адрес>, помещение 16, внесённые дата в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером (ГРН) 2155836048586.

Обязать Межрайонную ИФНС России № 11 по Ставропольскому краю признать недействительной запись в ЕГРЮЛ от 27.04.2015года ГРН 2155836048586.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Н.С. Лысенко