ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3683/13 от 28.08.2013 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-3683/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 августа 2013 г., город Пермь,

Ленинский районный суд г. Перми в составе

председательствующего судьи Егорова Д.С.,

при секретаре Шипициной А.А., с участием:

представителя заявителя Нигматуллина Ф.Н., на основании устава,

представителя заинтересованного лица Управления Минюста РФ по Пермскому краю Кукариной О.Н., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Некоммерческого партнерства «Третейский суд Пермского края», об оспаривании решения органа государственной власти,

Заинтересованные лица: Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю, Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю, Юсупов Р.Р.,

У с т а н о в и л:

НП «Третейский суд Пермского края», в порядке Гл. 25 ГПК РФ, обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти, с учетом уточнения требований /т.2 л.д.15-18/, просит: признать незаконным предупреждение начальника Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю (далее по тексту – Управление) Юсупова Р.Р. от ДД.ММ.ГГГГ с требованием о переименовании организации путем исключения из наименования словосочетания «Третейский суд».

В обоснование своих требований заявитель указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в его адрес поступило обжалуемое предупреждение Министерства, которое, по его мнению, является незаконным и необоснованным. Так, согласно позиции Управления, ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает, что некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. При этом действующим законодательством не предусмотрено такой организационно-правовой формы юридического лица, как третейский суд, что, по мнению Управления, и делает невозможным использование в наименовании некоммерческой организации словосочетания «третейский суд».

Несмотря на то, что «третейский суд» не является организационно-правовой формой юридического лица, ссылка Управления на отсутствие возможности использования в наименовании некоммерческих организаций словосочетания «третейский суд» несостоятельна. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Следовательно, в том случае, если уставом некоммерческой организации, при которой создан постоянно действующий третейский суд, предусмотрено, что деятельность организации направлена на создание третейского суда, предоставление гражданам и юридическим лицам возможности урегулирования споров и защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав путем третейского разбирательства, а также осуществление примирительных процедур, направленных на досудебное урегулирование споров, то в наименование такой организации не только может, но и должно использоваться словосочетание «третейский суд». Вызвано это требованием Федерального закона «О некоммерческих организациях» об указании в наименовании некоммерческой организации характера ее деятельности. Более того, некоммерческая организация вправе использовать в своем наименовании словосочетание «третейский суд» даже в том случае, если не имеет намерения создать третейский суд, но осуществляет деятельность, направленную на популяризацию и развитие института третейского разбирательства. Исчерпывающий перечень запретов на включение в наименование некоммерческих организаций соответствующих словосочетаний содержится в действующем законодательстве, и в частности в Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Запретов на использование в наименовании юридического лица, в том числе некоммерческой организации, словосочетания «третейский суд» в действующем законодательстве не содержится.

Наименование «Третейский суд Пермского края» отражает четко и конкретно характер деятельности заявителя - некоммерческого партнерства, в соответствии с уставом которого, Некоммерческое партнерство «Третейский суд Пермского края» осуществляет третейское судопроизводство, через созданный при нем постоянно действующий третейский суд. Указанное наименование полностью соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Данное обстоятельство также подтверждается и тем, что Управлением неоднократно принимались решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы заявителя, в т.ч. в части его наименования, при этом во всех случаях соответствующими должностными лицами Управления давались заключения о соответствии документов требованиям действующего законодательства.

Кроме того, заявитель полагает, что проверка в отношении него проведена с нарушением требований ст. 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в т.ч., без принятия решения о проведении проверки оформленного распоряжением или приказом руководителя Управления, которым для проведения проверки было бы назначено соответствующее должностное лицо.

Определениями Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /т.1 л.д.1/, от ДД.ММ.ГГГГ /т.2 л.д.23/ к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены УФНС России по Пермскому краю, Юсупов Р.Р.

В судебном заседании представитель заявителя Нигматуллин Ф.Н. на доводах и требованиях, изложенных в заявлении, настаивал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции по Пермскому краю Кукарина О.Н. с заявлением не согласна, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях /т.1 л.д.103-105, т.2 л.д.38-41/, согласно которым, из устава Некоммерческого партнерства «Третейский суд Пермского края» партнерство создано для содействия его членам в осуществлении деятельности направленной на достижение целей, предусмотренных уставом. В силу п. 3.2 устава целями деятельности партнерства являются: повышение уровня правовой культуры в РФ, в т.ч. в сфере альтернативных способов разрешения споров; расширение применения третейского судопроизводства в рамках установленных действующим законодательством РФ; выработка предложения по совершенствованию действующего законодательства. Таким образом, из детального анализа положений устава следует, что указание в наименовании словосочетания «третейский суд» не отражает характер деятельности партнерства. Кроме того, Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» под термином «третейский суд» подразумевается конкретный состав судей, которые будут рассматривать спор. Доводы заявителя о том, что проверка в отношении заявителя проведена без соблюдения требований действующего законодательства РФ, не могут быть приняты во внимание. В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 г. № 705, Административным регламентом, Управлением проведен анализ отчетов Некоммерческого партнерства «Третейский суд Пермского края», по результатам которого установлено, что последним допущено нарушение норм действующего законодательства, выразившееся в использовании в наименовании словосочетания «третейский суд», каких либо проверок, а также мероприятий, проведение которых требует соблюдения Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в отношении заявителя Управлением не проводилось.

Заинтересованное лицо Юсупов Р.Р. о времени и месте рассмотрения дела извещен, представителя для участия в судебном заедании не направил. Заинтересованным лицом Юсуповым Р.Р. представлены письменные возражения относительно заявления /т.2 л.д.38-41/, содержание которых аналогично содержанию возражений Управления Министерства юстиции по Пермскому краю.

Заинтересованное лицо УФНС России по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещено, представителя для участия в судебном заседании не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие /т.2 л.д.32/, в своем отзыве от 12.08.2013 г. /т.1л.д.16-17/, доводы заявителя поддержало.

Заслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление необоснованным и неподлежащим удовлетворению, в силу следующего.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в отношении Некоммерческого партнерства «Третейский суд Пермского края» Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю вынесено предупреждение /т.1 л.д.7-8/, согласно которому, в ходе изучения материалов учетного дела Некоммерческого партнерства «Третейский суд Пермского края» установлено нарушение положений Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», Федерального закона «О некоммерческих организациях», выражающееся в том, что в наименовании некоммерческой организации используется словосочетание «третейский суд», в связи с чем, Партнерство обязано устранить допущенные нарушения законодательства РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 3.2 Устава Некоммерческого партнерства «Третейский суд Пермского края», утвержденным общим собранием членов Некоммерческого партнерства ДД.ММ.ГГГГ /т.1 л.д.39-44/, предметом деятельности Партнерства является осуществление третейского судопроизводства; оказание юридических услуг физическим и юридическим лицам, целями деятельности Партнерства являются: повышение уровня правовой культуры в РФ, в том числе в сфере альтернативных способов разрешения споров; расширение применения третейского судопроизводства в рамках установленных действующим законодательством РФ; выработка предложения по совершенствованию действующего законодательства; развитие системы взаимодействия между третейскими судами и иными судами, в том числе государственными.

В соответствии с ч. ч. 1, 2, 3 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», в Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора (ч. 1 ст. 3).

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах (ч. 2 ст. 3).

Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо: 1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда; 2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде; 3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон (ч. 3 ст. 3).

Согласно ч. 2 ст. 52, ч. 1 ст. 54 ГК РФ, в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным (ч. 2 ст. 52).

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций, должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (ч. 1 ст. 54).

Оценив доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности, суд считает, что оспариваемое решение – предупреждение Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в адрес Некоммерческого партнерства «Третейский суд Пермского края» принято в установленном порядке, является законным и обоснованным, поскольку, в соответствии с вышеназванными положениями закона, постоянно действующий третейский суд не может являться юридическим лицом, в т.ч. какой либо формой некоммерческой организации, а юридические лица при которых он образован, сами по себе могут только обеспечивать его деятельность, соответственно, некоммерческая организация при которой образован третейский суд не может иметь целью и характером своей деятельности – осуществление третейского судопроизводства, как не может иметь и организационно-правовую форму – третейский суд. При названных обстоятельствах, включение и использование в наименование некоммерческого партнерства словосочетания «Третейский суд» не отвечает требованиям действующего законодательства, в т.ч., положениям ч. 1 ст. 54 ГК РФ, п. 1 ст. 4 федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 1 федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», при проведении мероприятий по контролю не требующих взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и юридических лиц, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), положения настоящего закона не применяются.

Согласно п. 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 г. № 705, государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Министерством юстиции РФ и его территориальными органами.

Согласно п. 26 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2011 г. № 456, исполнение государственной функции по контролю за некоммерческими организациями, в т.ч. включает в себя процедуры по анализу отчетов некоммерческих организаций.

В судебном заседании установлено, что нарушение связанное с использованием в наименовании словосочетания «третейский суд» выявлено при анализе отчетов Некоммерческого партнерства «Третейский суд Пермского края», т.е. при проведении контрольных мероприятий не требующих какого либо взаимодействия Управления и Партнерства, а также возложения на партнерство обязанности по предоставлению информации, соответственно, доводы заявителя о нарушении Управлением требований федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются несостоятельными, поскольку к названным контрольным мероприятиям положения данного закона не применяются.

В рассматриваемом случае, выявив нарушения законодательства РФ, в соответствии с положениями п. 5 ч. 5 ст. 32 федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п.п. 5 п. 6 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2011 г. № 456, уполномоченное должностное лицо Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю приняло законное и обоснованное решение о принятии в качестве меры воздействия на нарушителя – вынесение письменного предупреждения с указанием допущенного нарушения и срока его устранения.

Каких либо иных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении закона вынесении оспариваемого предупреждения, заявителем не названо, подтверждающих их доказательств не представлено (ст. 56 ГПК РФ), судом не установлено (ст. 246 ГПК РФ).

С учетом изложенного, суд не находит предусмотренных ст. 255, ч. 1 ст. 258 ГПК РФ оснований для признания заявления Некоммерческого партнерства «Третейский суд Пермского края» обоснованным, в его удовлетворении следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении заявления Некоммерческого партнерства «Третейский суд Пермского края», об оспаривании предупреждения Управления Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, об устранении допущенного нарушения законодательства Российской Федерации, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его составления в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Судья

<данные изъяты>