Дело № 2-3684/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Кемерово
в составе председательствующего судьи Савинцевой Н.А.,
при секретаре Семешовой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово
04 июня 2014 года
Гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района города Кемерово в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Кемеровский городской округ» к Открытому акционерному обществу «Кемеровская теплосетевая компания» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Кемерово обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Кемеровский городской округ» с иском к ОАО «Кемеровская теплосетевая компанию» о понуждении к совершению действий.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Ленинского района г. Кемерово в соответствии с поручением прокуратуры города Кемерово в связи с обращением заместителя главы города Кемерово по вопросам жизнеобеспечения городского хозяйства ФИО1, проведена проверка исполнения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности открытым акционерным обществом «Кемеровская теплосетевая компания».
Проверкой установлены нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, допущенные должностными лицами ОАО «КТСК».
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе используемых коммунальных ресурсов.
Под энергетическим ресурсом в силу ч.1 ст. 2 названного Закона понимается носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (в т.ч. тепловая, электрическая энергия или другой вид энергии).
В статье 9 Закона № 261-ФЗ закреплено государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов (пункт 3).
Обязанность по оснащению помещений в многоквартирных домах (далее – МКД), введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона № 261-ФЗ, приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии (далее –энергоресурсов), а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, предусмотренная ч. 5 ст. 13 Закона № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года, возлагалась на собственников помещений таких многоквартирных домов.
При неисполнении этой обязанности собственником помещения в МКД по любым причинам в силу ч.9 ст. 13 Закона № 261-ФЗ оснащение помещений в многоквартирных домах приборами учета используемых энергоресурсов обязана выполнить организация, осуществляющая снабжение водой, природным газом, тепловой и электрической энергией или их передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - ресурсоснабжающая организация).
Согласно ч. 12 ст. 13 Закона указанные организации обязаны были до 1 июля 2013 года совершить действия по оснащению приборами учета используемых вышеназванных энергетических ресурсов в МКД, собственники помещений в которых не выполнили работ по установке приборов учета. Расходы по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов ресурсоснабжающим организациям возмещаются в последующем в добровольном либо принудительном порядке.
Прокурорской проверкой установлено, что с 01.07.2013 года ОАО «КТСК» является организацией, осуществляющей производство пара и горячей воды (тепловой энергии), а также их передачу через сети инженерно-технического обеспечения жителям МКД города Кемерово через систему магистральных трубопроводов, которые имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов (МКД), подлежащих в соответствии с требованиями ч.5 ст. 13 Закона оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (ресурсоснабжающей организацией).
Поэтому в соответствии с ч.ч. 5, 9, 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ ОАО «КТСК», как поставщик коммунальных ресурсов и организация, осуществляющая их передачу через участки тепловых сетей, переданных ОАО «КТСК» администрацией города Кемерово по договору аренды от 28.06.2013 № 13/519 для обеспечения предоставления услуг по теплоснабжению потребителей города Кемерово, обязано оснастить коллективными приборами учета используемых энергетических ресурсов МКД Ленинского района г. Кемерово.
В ходе проверки установлено, что расположенные в Ленинском районе города Кемерово многоквартирные дома: ..., обслуживаемые в соответствии с договорами на управление управляющей компанией ООО «УК «Жилищник» на момент проведения прокурорской проверки не оснащены коллективным прибором учета используемых коммунальных ресурсов – отопления и горячего водоснабжения.
Несмотря на неоднократные обращения руководства ООО «УК «Жилищник» в адрес ОАО «КТСК» по вопросу оснащения перечисленных МКД коллективным прибором учета коммунальных ресурсов (отопления и горячего водоснабжения), ОАО «КТСК» своей обязанности, предусмотренной Законом № 261-ФЗ, выполнить эти работы до настоящего времени не исполнило.
Выявленные нарушения закона явились следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» и влекут существенные нарушения интересов органов местного самоуправления, жилищных прав граждан.
Не оснащение ОАО «КТСК» МКД коллективными приборами учета отопления и горячего водоснабжения дестабилизирует систему ЖКХ города Кемерово в целом, исключает возможность участия муниципального образования «Кемеровский городской округ» в государственной программе капитального ремонта объектов жилищного фонда, осуществляемой с привлечением средств финансовой поддержки из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии с которым получение финансовой поддержки из Фонда возможно при условии 100%-го оснащения общедомовыми приборами учета энергоресурсов многоквартирных домов, подлежащих оборудованию такими приборами учета.
В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
ОАО «КТСК» в силу специфики своей деятельности является юридическим лицом, занимающим на рынке производства и сбыта тепловой энергии доминирующее положение, наибольшую долю рынка, т.е. имеет признаки монопольной коммерческой структуры. Теплоэнергия является важнейшим социальным благом и поэтому имеет не только сырьевое, но и социальное значение и она не может рассматриваться только как экономический продукт.
В силу указанного значения энергоресурсов Закон № 261-ФЗ установил государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов в конкретные установленные Законом сроки, механизма исполнения этого установления, поручил органам государственной власти субъекта РФ осуществление государственного контроля в сфере энергосбережения. (Закон Кемеровской области от 02.06.2011 N 61-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Кемеровской области в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»).
Бездействие ответчика нарушает интересы Российской Федерации по обеспечению условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
На основании изложенного, просил суд обязать ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» в срок до 01.09.2014 года оснастить многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Кемерово, ... по коллективными приборами учета коммунальных ресурсов - отопления и горячего водоснабжения и ввести их в эксплуатацию.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Кемерово Яжинова С.Н. на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, требования не признала, представила в дело письменные возражения в соответствии со ст. 35 ГПК РФ.
Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Кемеровской области ФИО3, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель третьего лица ООО «УК «Жилищник» ФИО4, действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала.
Представитель 3-его лица Администрации города Кемерово, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки.
С учетом мнения явившихся участников процесса, принимая во внимание положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации города Кемерово.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело по заявленным истцом требованиям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе используемых коммунальных ресурсов.
Под энергетическим ресурсом в силу ч.1 ст. 2 названного Закона понимается носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (в т.ч. тепловая, электрическая энергия или другой вид энергии).
В статье 9 Закона № 261-ФЗ закреплено государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов (пункт 3).
Обязанность по оснащению помещений в многоквартирных домах (далее – МКД), введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона № 261-ФЗ, приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии (далее - энергоресурсов), а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, предусмотренная ч. 5 ст. 13 Закона № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года, возлагалась на собственников помещений таких многоквартирных домов.
При неисполнении этой обязанности собственником помещения в МКД по любым причинам в силу ч.9 ст. 13 Закона № 261-ФЗ оснащение помещений в многоквартирных домах приборами учета используемых энергоресурсов обязана выполнить организация, осуществляющая снабжение водой, природным газом, тепловой и электрической энергией или их передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - ресурсоснабжающая организация).
Согласно ч. 12 ст. 13 Закона указанные организации обязаны были до 1 июля 2013 года совершить действия по оснащению приборами учета используемых вышеназванных энергетических ресурсов в МКД, собственники помещений в которых не выполнили работ по установке приборов учета. Расходы по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов ресурсоснабжающим организациям возмещаются в последующем в добровольном либо принудительном порядке.
Как следует из материалов дела, с 01.07.2013 года ОАО «КТСК» является организацией, осуществляющей производство пара и горячей воды (тепловой энергии), а также их передачу через сети инженерно-технического обеспечения жителям МКД города Кемерово через систему магистральных трубопроводов, которые имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов (МКД), подлежащих в соответствии с требованиями ч.5 ст. 13 Закона оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (ресурсоснабжающей организацией).
Поэтому в соответствии с ч.ч. 5, 9, 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ ОАО «КТСК», как поставщик коммунальных ресурсов и организация, осуществляющая их передачу через участки тепловых сетей, переданных ОАО «КТСК» администрацией города Кемерово по договору аренды от 28.06.2013 № 13/519 для обеспечения предоставления услуг по теплоснабжению потребителей города Кемерово, обязано оснастить коллективными приборами учета используемых энергетических ресурсов МКД Ленинского района г. Кемерово.
Судом установлено, что расположенные в Ленинском районе города Кемерово многоквартирные дома: № ... обслуживаемые в соответствии с договорами на управление управляющей компанией ООО «УК «Жилищник» не оснащены коллективным прибором учета используемых коммунальных ресурсов – отопления и горячего водоснабжения.
Несмотря на неоднократные обращения руководства ООО «УК «Жилищник» в адрес ОАО «КТСК» по вопросу оснащения перечисленных МКД коллективным прибором учета коммунальных ресурсов (отопления и горячего водоснабжения), ОАО «КТСК» своей обязанности, предусмотренной Законом № 261-ФЗ выполнить эти работы, до настоящего времени не исполнило.
Выявленные нарушения закона явились следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» и влекут существенные нарушения интересов органов местного самоуправления, жилищных прав граждан.
Возражения ответчика о том, что оснащению приборами учета объектов теплопотребления препятствуют бездействия управляющих компаний, в частности, ООО «УК «Жилищник», по надлежащему содержанию внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а именно - систематическое нарушение режима теплопотребления, предусмотренного договором теплоснабжения, суд не может принять во внимание по следующим основаниям: с 01.01.2013 года деятельность по теплоснабжению и поставке горячей воды осуществляет ОАО «Кемеровская теплосетевая компания».
ОАО «КТСК» с 01.01.2013 года по настоящее время фактически осуществляет поставку теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирных домах, находящиеся в управлении общества, а ООО «УК «Жилищник» производит их оплату.
Фактическое пользование ООО «УК «Жилищник» услугами ОАО «КТСК», как энергоснабжающей организации, являющейся обязанной стороной в публичном договоре энергоснабжения, расценивается в соответствии с пунктом 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), в связи с чем, данные отношения рассматриваться как договорные.
В силу ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть коммунальными ресурсами применяются правила, предусмотренные ст. 539 - 547 ГК РФ, так по договору энергоснабжения ресурсоснабжающая организация обязуется подавать обществу через присоединенную сеть энергию, а последнее обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ), и оплата энергии производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Согласно требованиям ФЗ РФ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» собственникам помещений в многоквартирных домах необходимо было в срок до 01.07.2012 года провести мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества и согласно ч. 5 ст. 13 указанного закона оснастить многоквартирные дома коллективными (общедомовыми) приборами учета горячей воды и тепловой энергии, однако, на момент рассмотрения дела по существу в установленный Законом об энергосбережении срок общедомовыми приборами учета тепловой энергии и горячей воды многоквартирные дома в городе Кемерово, находящиеся в управлении общества по адресам: ..., не оснащены.
Частью 9 ст. 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что ресурсоснабжающие организации, которые осуществляют снабжение, кроме прочего, горячей воды и тепловой энергии или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирных домов, подлежащих оснащению приборами учета соответствующих энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, а также такие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении соответствующего договора, таким образом, Законом об энергосбережении на ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета в местах подключения многоквартирных домов к централизованным системам энергоснабжения.
25.01.2013 года ООО «УК «Жилищник» в адрес ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» было направлено обращение исх. № 65, которым доведено о необходимости во исполнение ФЗ РФ № 261-25.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» оснастить многоквартирные дома общедомовыми приборами учета горячей воды и тепловой энергии, однако, в адрес ООО «УК «Жилищник» 19.02.2013 года поступило письмо ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» о том, что последнее не является организацией, на которую законом обязанность по установке общедомовых приборов учета к системам энергоснабжения.
Суд считает, что отказ ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» в установке общедомовых приборов учета горячей воды и тепловой энергии в многоквартирных домах, неоснащенных такими приборами учета, в которых ООО «УК «Жилищник» осуществляет функции управляющей организации, свидетельствует о несоблюдении ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» требований, установленных Федеральным законом «Об энергосбережении» по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых осуществляют общество, а также нарушает права потребителей, проживающих в вышеназванных домах.
Таким образом, ввиду невыполнения ответчиком в досудебном порядке возложенных на него обязанностей, имеются правовые основания для возложения на ответчика судебным решением обязанности оснастить многоквартирные жилые дома, расположенные в г. Кемерово, ... «А» коллективными приборами учета коммунальных ресурсов – отопления и горячего водоснабжения и ввести указанные приборы учета в эксплуатацию.
Иные возражения ответчика, указанные в письменных возражениях, также не могут быть приняты во внимание судом, как не основанные на законе.
Исходя из положений ст. 206 ГПК РФ суд, принимая во внимание, что выполнение работ по оснащению жилых домов коллективными приборами учета требует выполнения определенных технических подключений к сетям и т.д., считает возможным определить ответчику срок для исполнения указанной обязанности не позднее 01.09.2014 года,
Принимая во внимание, что прокурор в соответствии со ст. 333.36 НК РФ при подаче иска в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, с учетом существа постановленного решения в соответствии со ст. 103 ГПК РФ в связи с удовлетворением требований прокурора Ленинского района г. Кемерово с ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» в доход бюджета по ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Ленинского района города Кемерово в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Кемеровский городской округ» удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «Кемеровская теплосетевая компания» в срок не позднее 01 сентября 2014 года оснастить многоквартирные жилые дома, расположенные в г. Кемерово, ... коллективными приборами учета коммунальных ресурсов – отопления и горячего водоснабжения и ввести указанные приборы учета в эксплуатацию.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Кемеровская теплосетевая компания» в доход бюджета государственную пошлину в сумме 4000 рублей (четыре тысячи рублей).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в мотивированной форме подачей апелляционной жалобы или принесением апелляционного представления через Центральный районный суд г. Кемерово.
Судья Н.А. Савинцева
Решение в мотивированной форме составлено 04.07.2014 года.