Первомайский районный суд г. Омска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Первомайский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-3685/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Первомайский районный суд города Омска в составе
председательствующего судьи Кузнецовой О.П.,
при секретаре Куренковой Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске
14 декабря 2011 года
дело по исковому заявлению Омского транспортного прокурора к Центру ГИМС МЧС России по Омской области о признании действий незаконными, признании недействительным судового билета, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Омский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Центра ГИМС МЧС России по Омской области о регистрации судна «» за №, признании недействительным садовый билет , выданный 25.05.2010 года, возложении обязанности снять судно с регистрационного учета. Свои требования мотивирует тем, что судно-катер , мощность двигателя 55 кВт, грузоподъемностью 10000 кг, район и условия плавания ВВП, принадлежащий ФИО1, зарегистрировано в качестве маломерного судна и ему присвоен регистрационный номер №. Судно-катер «» с двигателем №, регистрационный номер №, является судном пассажировместимостью не более 12 человек. Независимо от мощности главных двигателей и вместимости используется во внутренних водных путях, а не в целях мореплавания. Государственная регистрация судна и прав на него проведена с нарушением требований, предусмотренных Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам. Незаконная регистрация не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за эксплуатацией указанного судна.
Помощник Омского транспортного прокурора Майер Е.П. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, приводя доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Центра ГИМС МЧС России по Омской области ФИО2 доводы заявления оспорил, пояснил суду, что судно поставлено на учет в 1998 году ГИМС и имело судовой билет старого образца. В 2010 году судовой билет заменен на билет нового образца. Данное судно используется собственником как прогулочный катер, грузы не перевозит. Если данное судно снять с учета, то Госморречнадзор не поставит данное судно на учет, так как оно было ранее перестроено. Данное судно автоматически причислено к маломерным с 1998 года, так как произошла дефорсация двигателя, о чем судовладельцем представлены документы. Не отрицал, что мощность двигателя может быть восстановлена.
Представитель Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора ФИО3, действующий на основании доверенности № от 12.12.2011 года, представитель ФГУ «Российский Речной Регистр» ФИО4, действующий на основании доверенности от 27.12.2010 года сроком действия до 31.12.2012 года, поддержали доводы прокурора, указав при этом, что искусственное ограничение мощности двигателя №, установленного на судне «», реализовано не изменением конструкции самого двигателя, а только регулировкой его компонентов, а именно, топливного насоса высокого давления совместно с всережимным регулятором частоты вращения, что означает возможность восстановления прежней мощности в случае необходимости. Таким образом, указанная в регистрационной карточке ГИМС мощность двигателя 55 кВт является частным случаем и не может служить критерием для определения статуса судна. При вышеуказанных обстоятельствах подобными критериями являются номинальная мощность двигателя, установленная заводом-изготовителем, а именно 125 кВт (170 л.с), а также район плавания судна - внутренние водные пути, поскольку судно с момента постройки согласно проектной документации не предназначено для плавания в морских районах. Таким образом, в силу ст. 35 КВВТ РФ судно подлежит регистрации в Государственном судовом реестре РФ бассейновым управлением Госморречнадзор.
Третье лицо ФИО1 полагал, что требования заявлены прокурором необоснованно. Пояснил суду, что данное судно было приобретено им в 1996 году, после пожара он отремонтировал судно, и установил двигатель № В 1998 году после окончания ремонта поставил его учет в ГИМС. В 2010 году он обратился в ГИМС для получения судового билета нового образца. К этому времени он уже заменил двигатель № на двигатель № Ни установку двигателя № ни замену его на двигатель № с заводом, построившим судно, а так же с ГИМС не согласовывал. В 2005 году обратился в автодорожный институт, специалисты которого дефорсировали его мощность до 55 л.с.. Но на надежность судна смена двигателя не повлияла.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.
Как предусмотрено ст.17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 КВВТ РФ указанные в пункте 1 настоящей статьи органы осуществляют также государственную регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее, чем 80 тонн.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 КВВТ РФ надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее, чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 «Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам», утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 года №500, государственной регистрации в ГИМС МЧС России, подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:
самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;
прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.
В соответствии п. 3 Правил судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление) подлежат государственной регистрации в судовой книге.
В силу пп. 10 п. 26 Правил основания возникновения права собственности на судно или часть судна (договор купли-продажи и документы регистрационной карточки-заявления судовладельца).
В соответствии с п. 28 Правил государственная регистрация судна и прав на него, произведенная с нарушением требований законодательства Российской Федерации и настоящих Правил, а также при установлении впоследствии обстоятельств, служащих основанием для отказа в государственной регистрации, считается недействительной.
Согласно регистрационной карточке-заявлению судовладельца от 20.05.2010г. ФИО1 просит зарегистрировать катер . (л.д. 11)
По сведениям, полученным из Обь-Иртышского управления Госморречнадзора, Обь-Иртышского филиала РРР, мелкосидящие катера проекта и его модификаций, в том числе , с 1957 года строились под техническим наблюдением Речного Регистра в . В настоящее время на классификационном учете филиала состоит 10 судов данного проекта. Судам с постройки присвоен класс Российского Речного Регистра «Р», (внутренние водные пути). Возможность эксплуатации судов в морских районах плавания не предусматривалась. До снятия судна с классификационного учета на нем был установлен главный двигатель марки
Основанием для регистрации судна в качестве маломерного послужили заявленные судовладельцем сведения о мощности главного двигателя 55 кВт (74,7 л.с), подтвержденные техническим обоснованием дефорсирования по мощности дизельного двигателя №, утвержденным проректором по научной работе ГОУ СибАДИ 12.04.2005.
Вышеуказанное техническое обоснование содержит сведения о том, что дизельный двигатель № мощностью деформирован с мощности 133 кВт до 55 кВт путем снижения номинально частоты вращения кулачкового вала насоса высокого давления с 1050 до 550 об/мин и уменьшения цикловой подачи топлива на номинальном режиме.
Вместе с тем, по мнению специалистов-экспертов Обь-Иртышского РРР, искусственное ограничение мощности двигателя №, установленного на судне «», реализовано не изменением конструкции самого двигателя, а только регулировкой его компонентов, а именно, топливного насоса высокого давления совместно с всережимным регулятором частоты вращения, что означает возможность восстановления прежней мощности в случае необходимости. Таким образом, указанная в регистрационной карточке ГИМС мощность двигателя 55 кВт является частным случаем и не может служить критерием для определения статуса судна.
При вышеуказанных обстоятельствах подобными критериями являются номинальная мощность двигателя, установленная заводом-изготовителем, а именно 125 кВт (170 л.с), а также район плавания судна - внутренние водные пути, поскольку судно с момента постройки согласно проектной документации не предназначено для плавания в морских районах.
Таким образом, судно «» подлежит квалификации органами РФ (п. 1 ст. 35 КВВТ РФ) и регистрации в Государственном судовом реестре РФ бассейновым управлением Госморречнадзор (п. 1 ст. 17 КВВТ РФ).
Таким образом, суд считает, что мощность двигателя установленного на судне-катере «» принадлежащем ФИО1, составляет более 55 (75) кВт л.с.. Данное судно не пригодно для использования его в целях мореплавания, соответственно надзор за безопасностью его эксплуатации в соответствии с ч. 2 ст. 36 КВВТ РФ должен осуществляться Государтсвенной речной судоходной инспекцией
Кроме того, суду не представлены доказательства того, что научные сотрудники ГОУ «СибАДИ» вне рамок наблюдения Речного Регистра, вправе производить работы на двигателях речных судов. Обеспечивая при этом должную безопасность судоходства.
Как предусмотрено п.3.1. Устава федерального государственного учреждения «Российский Речной Регистр», утвержденного Приказом Федерального агентства морского и речного транспорта от 13 апреля 2005 года №9, именно Регистр рассматривает и согласовывает техническую документацию на постройку, обновление, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, на изготовление и ремонт изделий (механизмов, оборудования, устройств, предметов снабжения) и материалов, предназначенных для судов, согласовывает и разрабатывает компьютерные программы, используемые для целей проектирования и при эксплуатации судов.
Как установлено пояснениями представителя Регистра, не оспаривается представителем ответчика и третьим лицом ФИО1 замена двигателя катера «Стрех», дефорсация такого двигателя произведена без согласования технической документации с регистром.
В связи с тем, что зарегистрированное в Центре ГИМС МЧС РФ по Омской области судно «» не учтено в Государственном судовом реестре РФ, органы Госморречнадзора не могут осуществлять надзор за безопасностью эксплуатации указанного судна в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта.
С учетом изложенного суд соглашается с доводами прокурора о том, что нарушение порядке регистрации судна и, как следствие, отсутствие надлежащего надзор со стороны уполномоченного государственного органа за безопасностью эксплуатации судна, зарегистрированного в Центре ГИМС МЧС РФ Омской области, что создает угрозу для неопределенного круга лиц.
В соответствие с положениями п.5 ст.16 КВВТ РФ, п.2 Правил государственной регистрации маломерных судов, утвержденных приказом МЧС РФ от 29.062005 №500, государственная регистрация судна может быть оспорена только в судебном порядке.
Пунктом 28 Правил государственной регистрации маломерных судов предусмотрено, что в случае признания регистрации недействительной судовой билет сдается в орган государственной регистрации, в нем ставится отметка "Регистрация недействительна". Такие же отметки делаются в судовой книге и регистрационной карточке-заявлении, которая хранится в картотеке снятых с учета судов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Омского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконной регистрацию Центром ГИМС МЧС России по Омской области судна , принадлежащего ФИО1, в качестве маломерного.
Признать недействительным судовой билет серии , выданный Центром ГИМС МЧС России по Омской области ФИО1.
Обязать Центр ГИМС МЧС России по Омской области снять с регистрационного учета судно , принадлежащее ФИО1
На решение может быть подана кассационная жалоба в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение вступило в законную силу 01.02.2011 года.