86RS0001-01-2021-007292-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2021 года г.Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Клименко Г.А.,
при секретаре Шенбергер Л.В.,
с участием: прокурора Утеева С.А., представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности от 12.01.2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело №2-3687/2021 по исковому заявлению ФИО2 к Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о взыскании компенсации морального вреда за не предоставление ответа на обращение граждан,
установил:
Истец ФИО2 обратилась в суд к ответчику Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о взыскании компенсации морального вреда за не предоставление ответа на обращение граждан.
Требования мотивированы тем, что 20.06.2021 года истец обратилась в Фонд социального страхования ХМАО-Югры с электронным заявлением о возможности проведения льготного протезирования зубов. 21.06.2021 года получила извещение Фонда социального страхования о направлении обращении в Департамент здравоохранения ХМАО-Югры о подведомственности. Ответа Департамента здравоохранения истец не получила, чем были причинены нравственные страдания и переживания о безразличном отношении к гражданину РФ. Истец просит взыскать с Департамента здравоохранения ХМАО-Югры 3000 рублей в качестве компенсации морального вреда за не предоставление ответа на обращение от 20.06.2021 года о возможности проведения льготного протезирования зубов и обязать предоставить ответ.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление.
Суд, заслушав представителя ответчика ФИО1, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, представленные суду доказательства в их совокупности, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующим выводам и по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, 20.06.2021 года ФИО2 посредством электронной почты обратилась с заявлением в Государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о разъяснении возможности проведения льготного протезирования зубов в связи с тем, что с 2000 года работала на постоянной основе и проживала в Ханты-Мансийском автономном округе, но не имела регистрации по месту жительства, а только регистрацию по месту пребывания.
21.06.2021 года Государственным учреждением региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан российской Федерации» в Департамент здравоохранения ХМАО-Югры направлено обращение ФИО2 по вопросу льготного протезирования зубов для рассмотрения по существу в пределах компетенции.
В обоснование доводов искового заявления истец ссылается на тот факт, что до настоящего времени ответ Департамента здравоохранения ХМАО-Югры по своему обращению по вопросу льготного протезирования она не получила.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами являются предметом регулирования Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно пункту 3 статьи 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (пункты 1 и 4 части 1 статьи 10 Закона).
Частью 1 статьи 12 названного выше Федерального закона предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно части 1 статьи 16 Закона гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из представленных материалов дела, 21.06.2021 года истец ФИО2 уведомлена ГУ РО ФСС по ХМАО-Югре о пересылке её обращения в Департамент здравоохранения ХМАО-Югры.
Департаментом здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в адрес ГУ РО ФСС по ХМАО-Югре направлен запрос № 07-исх-20977 от 10.11.2021 о предоставлении разъяснении относительно сложившейся ситуации.
15.11.2021 года на электронный адрес сотрудника Департамента здравоохранения ХМАО-Югры, направлявшего запрос, ФИО1 (tikhomirovaEM@admhmao.ml от сотрудника ГУ РО ФСС по ХМАО-Югре ФИО3 nn.pilipenko@ro86.fss.ru) поступило обращение ФИО2, которое было зарегистрировано и информация о регистрации направлена в адрес заявителя (ФИО2).
Кроме того, сотрудником организационного отдела Административного управления Депздрава Югры ФИО4 (сотрудник, ответственный за получение и регистрацию почтовой корреспонденции, поступившей по электронной почте), просмотрены все письма, поступившие на электронную почту Депздрава Югры с 21.06.2021 по 28.07.2021, среди которых письма из ГУ РО ФСС по ХМАО-Югре от 21.06.2021 года № 01-01-15/8615-3241 (обращения ФИО2) не обнаружено, о чем составлена докладная записка.
23.11.2021 года поступил официальный ответ ФСС по ХМАО-Юге в котором сообщалось, что обращение ФИО2 было направлено на электронную почту с приложением скрин из системы электронного документооборота.
В результате изучения прикрепленного скрина выяснилось, что сотрудниками ГУ РО ФСС по ХМАО-Югре при отправлении письма неверно указан электронный адрес Департамента здравоохранения ХМАО-Югры dz@dzadmhmao.ru вместо правильного - dz@admhmao.ru, в связи с чем, направленное письмо Департаментом получено не было.
Из анализа представленных документов следует, что вины Департамента здравоохранения в не предоставлении ответа на обращение ФИО2 не имеется.
На обращение ФИО2, полученное и зарегистрированное 15.11.2021 подготовлен и направлен ответ заявителю 01.12.2021, т.е. в 30 дневный срок, установленный Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Признавая необоснованными требования ФИО2 о компенсации морального вреда, отказывая в их удовлетворении, суд исходит из не доказанности материалами дела факта нарушения прав истца ФИО2 вследствие несоблюдения учреждением здравоохранения установленных законом сроков и порядка рассмотрения обращения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление ФИО2 к Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о взыскании компенсации морального вреда за не предоставление ответа на обращение граждан, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 20 декабря 2021 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Г.А.Клименко