Дело №2-3688/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Старооскольский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Михайлова Н.Ю., при секретаре судебного заседания ФИО5,
с участием помощника Старооскольского городского прокурора ФИО7, представителя ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Старый Оскол и <адрес> (далее – УПФР в городе Старый Оскол и <адрес>) ФИО6 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ года, сроком по ДД.ММ.ГГГГ года),
в отсутствие истца ФИО2, просившей о рассмотрении дела без ее участия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старооскольского городского прокурора, действующего в интересах ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Старый Оскол и <адрес> о признании отказа в увеличении размера ежемесячной денежной выплаты незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет денежной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
ФИО10 (до заключения брака ДД.ММ.ГГГГ – ФИО11) О.И. является матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего при исполнении обязанностей военной службы ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 (ФИО11) О.И. было выдано удостоверение, согласно которому она имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в УПФР в <адрес> и <адрес> с заявлением о повышении размера ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в сторону увеличения.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ УПРФ в <адрес> и <адрес>ФИО2 в перерасчете выплаты было отказано, с указанием на то, что под действие Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не попадают родители и жены военнослужащих, которые погибли после ДД.ММ.ГГГГ года.
Дело инициировано иском Старооскольского городского прокурора, действующего в интересах ФИО2, просившего суд признать отказ УПФР РФ (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> в удовлетворении заявления ФИО2 об увеличении ЕДВ и восстановлении нарушенного права от ДД.ММ.ГГГГ неправомерным; обязать УПФР РФ (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> восстановить право ФИО2 на получение ежемесячной денежной выплаты в тех же размерах, что получают согласно действующему законодательству участники Великой Отечественной войны с ДД.ММ.ГГГГ – с даты обращения ее к ответчику.
Помощник Старооскольского городского прокурора ФИО7 в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика – УПФР в городе Старый Оскол и <адрес>ФИО6 возражала против удовлетворения требований, сославшись на то, согласно нормам ФЗ «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ года, участникам Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий предоставляются различные меры социальной поддержки и устанавливаются различные размеры ежемесячных денежных выплат. Учитывая, что ФЗ «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № и ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №, были приняты и вступили в законную силу после вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, то с учетом положений постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно общему правилу, при возникновении спорной ситуации применению подлежит норма, изданная позже.
Что касается Определения Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ №, то оно распространяет свое действие на жен и родителей военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы до ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, ФИО2 не имеет права на получение ЕДВ в размерах, установленных для участников Великой Отечественной войны.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно свидетельству о рождении №№ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 является матерью ФИО3.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 вступила в зарегистрированный брак с ФИО9, в связи с чем изменила фамилию с «ФИО11» на «ФИО10» (свидетельство о заключении брака серия №№ от ДД.ММ.ГГГГ года).
ФИО3 был призван в Вооруженные силы ДД.ММ.ГГГГ года, при исполнении обязанностей военной службы погиб ДД.ММ.ГГГГ от осколочного проникающего слепого ранения левой плевральной полости. Смерть связана с исполнением военной службы, что подтверждается извещением командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ года, выпиской из приказа командира войсковой части №, свидетельством о смерти <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" право на ежемесячную денежную выплату имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 (ФИО10) О.И. было выдано удостоверение серия № от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому она имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» №5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ года.
П. 2 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки родителям погибшего (умершего) независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то есть данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных п. 1 ст. 21 Федерального закона для других членов семьи (нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) и состояния на иждивении погибшего (умершего) либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г.) была осуществлена замена части льгот, предоставляемых в натуральной форме, ежемесячной денежной выплатой, направленной на восполнение потерь указанным лицам, ранее являющимся получателями натуральных льгот (статья 44). Ответчик право истца на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном, как для членов семьи военнослужащего, погибшего при прохождении срочной военной службы, не оспаривает.
На письменное обращение ФИО2 об установлении ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, УПФР РФ (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ за №, - ответило отказом со ссылкой на отсутствие у нее права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для ветеранов Великой Отечественной войны, по мотиву того, что в соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" истцу установлена и выплачивается ежемесячная денежная выплата по категории "члены семьи военнослужащих, погибших при исполнении военной службы".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 246-О) - "Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ, изменив систему социальной защиты, предусмотрел гарантии сохранения ранее достигнутого уровня социальной защищенности граждан. Так, в соответствии с целями данного Федерального закона, указанными в его преамбуле, статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах" членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, предоставлено право на ежемесячную денежную выплату. Данная норма направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями льгот в натуральной форме, представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №502-О, от ДД.ММ.ГГГГ №536-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №453-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 823-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №1125-О-О и др.).
ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ пользовалась мерами социальной поддержки, установленными статьей 21 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах" для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий. При обращении в УПФР РФ (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, истцу было отказано со ссылкой на отсутствие у него права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для ветеранов Великой Отечественной войны.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности посредством установления временного регулирования общественных отношений, не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
При этом в рамках длящихся правоотношений Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ не может рассматриваться как не допускающий для лиц, у которых до ДД.ММ.ГГГГ возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых им нормах, реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом; при изменении после ДД.ММ.ГГГГ порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены (пункт 1 статьи 153).
Соответственно, признание абзацем вторым пункта 6 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ утратившими силу пунктов 3 и 4 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах", согласно которым права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены, а федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов данным Федеральным законом, являются недействительными, не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать ветеранам боевых действий определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты. Это подтверждается и положениями ст. 153 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, регулирующей вопросы предоставления прав, льгот и гарантий в условиях нового правового регулирования, признанных за соответствующими категориями граждан в рамках прежней системы социального обеспечения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №331-О-П указал, что Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона "О ветеранах" не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалась в частности на предписаниях п. 3 ст. 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Учитывая положения вышеуказанных норм права, а также позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №331-О, суд приходит к выводу, что отказ УПФР в <адрес> и <адрес> является неправомерным и нарушает законные права истца на получение ЕДВ, равное получаемому участникам Великой Отечественной войны.
Представленные заявителем доказательства являются относимыми и допустимыми, не вызывают у суда сомнений в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.
При таких обстоятельствах, суд признает требования, заявленные Старооскольским городским прокурором, действующим в интересах ФИО2 обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Старооскольского городского прокурора, действующего в интересах ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Старый Оскол и <адрес> о восстановлении права на получение ежемесячной денежной компенсации, признать обоснованным.
Признать отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Старый Оскол и <адрес> в удовлетворении заявления ФИО2 об увеличении ежемесячной денежной выплаты и восстановлении нарушенного права от ДД.ММ.ГГГГ неправомерным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Старый Оскол и <адрес> восстановить право ФИО2 на получение ежемесячной денежной выплаты в тех же размерах, что получают согласно действующему законодательству участники Великой Отечественной войны, с учетом стоимости набора социальных услуг в денежном выражении, с даты обращения - с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд.
Судья Н.Ю. Михайлова