Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 23 октября 2020 года Центральный районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Катасонова А.В. при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску исполняющего обязанности прокурора <адрес> г.о. Тольятти к Межрайонной налоговой инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>, Федеральной налоговой службы ФИО1 об устранении выявленных нарушений требований законодательства в сфере социальной защиты и социального обслуживания инвалидов, у с т а н о в и л: Исполняющий обязанности прокурора <адрес> обратился в суд с иском к Межрайонной налоговой инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>, Федеральной налоговой службы ФИО1, в котором просил с учетом уточнений обязать Межрайонную налоговую инспекцию Федеральной налоговой службы № по <адрес> устранить выявленные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты и социального обслуживания инвалидов путем установки в зданиях по <адрес><адрес> информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать ФНС ФИО1 принять организационные меры по обеспечению информационной мнемосхемой (тактильная схема движения) Межрайонную налоговую инспекцию Федеральной налоговой службы № по <адрес> путем финансирования расходов на указанные мероприятия. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации о <адрес>, б-р 50 лет Октября, <адрес>. В результате проверки было установлено, что по указанным адресам не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению. <адрес> по выявленным нарушениям ДД.ММ.ГГГГ за исх. № в адрес начальника Межрайонной налоговой инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> внесено представление с требованием устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты и социального обслуживания инвалидов. Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ выявленные нарушения в настоящее время не могут быть устранены в полном объеме, тактильная табличка не установлена. <адрес>ДД.ММ.ГГГГ направлено требование о предоставлении информации о фактическом устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты и социального обслуживания инвалидов, отраженных в представлении прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно предоставленного ответа инспекции от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени выявленные прокуратурой района нарушения не устранены в виду отсутствия целевого финансирования. Отсутствие информационных схем не в полной мере обеспечивает беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями в инспекцию, что нарушает права и интересы названной категории граждан. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора ФИО4 уточнённые исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Представитель ФИО1 МИ ФНС № по <адрес>ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Представитель ФИО1 ФНС ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен, возражений не представил. Представитель третьего лица УФНС ФИО1 по <адрес>ФИО6, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Представитель третьего лица Администрации г.о. Тольятти ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании оставила вопрос о разрешении иска на усмотрение суда. Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке. Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от организационно- правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно - спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставленным в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющие стойкие расстройства функций зрения и самостоятельного передвижении, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков или иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно - точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и свод правил), в результате применения которых, на обязательной основе, обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Пунктом 41 к Перечню отнесен Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». (СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная Указанный Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года. Среди этих принципов - полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. В силу пункта 1.1 СП 59.13330.2012 настоящий свод правил предназначен для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна).Пунктом 1.2 СП 59.13330.2012 установлено, что требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Требования распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство. Из этого следует, что действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения. Согласно п. 7.1.8 СП 59.13330.2012 при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. Учитывая, что установка средств информации и телекоммуникаций не требуют капитальных изменений объекта, Инспекция обязана создать все возможные условия доступности для инвалидов. Отсутствие информационных мнемосхем (тактильных схем движения) для инвалидов по зрению влечет ущемление прав и интересов указанной категории граждан на исполнение в полном объеме гарантированных государством прав инвалидов. Из материалов дела следует, что <адрес> проведена проверка исполнения требований вышеуказанного законодательства Российской Федерации в зданиях и помещениях Межрайонной ИФНС ФИО1 № 19 по <адрес>, расположенных по адресам: <адрес><адрес>. В результате проверки было установлено, что по указанным адресам не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению. Согласно пояснений ФИО1 финансирование из федерального бюджета на установку тактильных табличек, мнемосхем в зданиях Инспекций не производилось. До настоящего времени выявленные прокуратурой района нарушения не устранены в виду отсутствия целевого финансирования. Финансирование расходов на содержание Инспекции осуществляется за счет средств федерального бюджета, соответственно финансирование денежных средств является обязанностью ФНС ФИО1. Согласно раздела 1 Типового Положения об инспекции ФНС по району … (утв. Приказом Минфина ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 61н) Инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее - Инспекция) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС ФИО1) и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС ФИО1 по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) (далее - Управление) и подконтрольна ФНС ФИО1 и Управлению. Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, полнотой учета выручки денежных средств и использованием специальных банковских счетов платежными агентами (субагентами), банковскими платежными агентами (субагентами) и поставщиками, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правовыми актами ФНС ФИО1, настоящим Положением, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Суд считает, что требования истца к ФИО1 основаны на вышеуказанных положениях закона, что, по-сути, не оспаривается ответчиками. Поскольку законом предусмотрена обязанность установления на зданиях социального назначения мнемосхем, заявленные требования подлежат удовлетворению. Суд считает, что срок 1 год является достаточным для устранения нарушений, поскольку не требует ни значительных материальных затрат, ни проведения ремонтных или строительных работ. ФИО1 № 19 по <адрес> ссылается на то, что здание по адресу <адрес>, <адрес> передано ему администрацией г.о. Тольятти в безвозмездное пользование, инспекция не является собственником здания, а потому не является надлежащим ФИО1. С данными доводами суд не соглашается, поскольку договором № от ДД.ММ.ГГГГ о безвозмездном пользовании зданием по адресу <адрес>, <адрес> заключенным администрацией г.о. Тольятти и ФИО1 № 19 по <адрес>, предусмотрено, что пользователь (ФИО1 № 19 по <адрес>) обязуется содержать помещение в соответствии со всеми действующими нормами технической эксплуатации (п.2.2.2). При наличии указанных договорных отношений между ФИО1 № 19 по <адрес> и администрацией г.о. Тольятти, обязанность по установке на зданиях мнемосхем возлагается на ФИО1 № 19 по <адрес>. Также суд не принимает довод ФИО1 о том, что по своему функциональному назначению помещение по адресу <адрес>А не предназначено для приема и обслуживания налогоплательщиков. Из пояснений представителя ФИО1 № 19 по <адрес> в судебном заседании следует, что в указанных помещениях осуществляется, в том числе, прием граждан в рамках проведения камеральных налоговых проверок. Таким образом, данное помещение может посещаться и слабовидящими людьми. Доводы об отсутствии финансирования для установления мнемосхемы не являются основанием для освобождения от выполнения предусмотренной законом обязанности. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить. Обязать Межрайонную налоговую инспекцию Федеральной налоговой службы № по <адрес> устранить выявленные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты и социального обслуживания инвалидов путем установки в зданиях по адресу <адрес><адрес>, информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании, в течение 1 года со дня вступления в законную силу настоящего решения суда. Обязать ФНС ФИО1 принять организационные меры по обеспечению информационной мнемосхемой (тактильная схема движения) Межрайонную налоговую инспекцию Федеральной налоговой службы № по <адрес> путем финансирования расходов на указанные мероприятия. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий: |