ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3689/17 от 05.09.2017 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2-3689/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 сентября 2017 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Донских Н.В.

при секретаре

с участием:

представителя истца ФИО1 адвоката Жукова Е.В.

представителя ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда г.Ставрополя гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском (в дальнейшем уточненным) к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, просил суд включить периоды работы ФИО1 с дата по дата в должности водителя троллейбуса в Троллейбусном ДЕПО Трамвайно-Троллейбусного Производственного Управления Ташгорисполкома в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Признать за ФИО1 право на досрочное назначении пенсии по старости, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от дата №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с даты обращения с дата.

В обоснование иска указано, что ФИО1, в апреле 2015 года обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу <адрес> (далее - ГУ УПФ РФ по <адрес>) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, как лицо, проработавшее в качестве водителя троллейбуса на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеющее страховой стаж не менее 25 лет (п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от дата №400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Решением ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу <адрес> от датаФИО1 было отказано в досрочном назначении указанной пенсии, в связи с тем, что ГУ УПФ РФ по <адрес> не засчитало в специальный стаж периоды работы с дата по дата в должности водителя троллейбуса в Троллейбусном ДЕПО Трамвайно-Троллейбусного Производственного Управления Ташгорисполкома (далее - спорный период). Согласно записи трудовой книжки ФИО1, с дата по дата, истец работал в должности водителя троллейбуса в Троллейбусном ДЕПО Трамвайно-Троллейбусного Производственного Управления Ташгорисполкома и его стаж работы в данной должности составил 20 лет 6 месяцев 23 дня. Согласно сообщению заместителя генерального директора ГУЛ «Мосгортранс» от дата, в связи с обращениями в ГУЛ «Мосгортранс» и его филиалы Главных Управлений Пенсионного фонда РФ по вопросам установления факта льготного стажа водителям автобусов, троллейбусов, трамваем, работавшим в эксплуатационньгх отделах и службах движения парков и депо на городских регулярных пассажирских маршрутах решено разъяснить, что в документах по личному составу филиалов, переданных на хранение в архив ГУЛ «Мосгортранс» (приказах по личному составу, личных карточках Т-2, лицевых счетах по заработной плате) до 1992 года всем водителям подведомственных предприятий ГУЛ «Мосгортранс» записи о работе на городских регулярных пассажирских маршрутах не производились. Линейным водителям, работающим в эксплуатационных отделах и службах движения парков и депо, записывалось -«водитель 3 класса», «водитель 2 класса», «водитель 1 класса», а водителям, не работающим на линии, записывалось -«водитель-перегонщик», «водитель автомашины», «водитель подсобного транспорта» и т.д. Как следует из архивной справки Государственного Архива <адрес> от дата Госархив Ташкента сообщил, что в просмотренных документах фонда «Троллейбусное ДЕПО » имеются: приказ от дата о принятии на работу ФИО3, дата г.р., водителем 3 класса с дата; приказ -к от дата об увольнении с работы ФИО3, в связи с прекращением трудового договора с дата В соответствии с выпиской из приказа от дата-к с ФИО3, водителем троллейбуса с дата прекратить трудовой договор по ст. 99 Трудового кодекса Республики Узбекистан по инициативе работника. Включение спорного периода составляет необходимую продолжительность специального стажа, дающего истцу право на досрочную страховую пенсию по старости. Ссылка в оспариваемом решении на отсутствие документального подтверждения постоянной и полной занятости истца в спорный период работы в качестве водителя троллейбуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, является необоснованной. В данном случае сведений об издании работодателем приказов, на основании которых истец в вышеуказанный спорный период устанавливался неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, в госархиве не имеется. Не указание работодателем должности ФИО1 в трудовой книжке период с дата по дата, не может служить основанием для возложения на истца неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения. Поскольку на момент обращения истца за назначением пенсии, истец достиг возраста 55 лет, специальный стаж на работах в качестве водителя троллейбуса на регулярных городских пассажирских маршрутах составлял более 20 лет, и имел страховой стаж свыше 25 лет, за ФИО1 надлежит признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от дата №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Периоды работы с дата по дата в должности водителя троллейбуса в Троллейбусном ДЕПО Трамвайно-Троллейбусного Производственного Управления Ташгорисполкома в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежат включению в льготный стаж.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представителя истца ФИО1 адвокат Жуков Е.В. поддержал исковые требования и просил суд включить периоды работы ФИО1 с дата по дата в должности водителя троллейбуса в Троллейбусном ДЕПО Трамвайно-Троллейбусного Производственного Управления Ташгорисполкома в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Признать за ФИО1 право на досрочное назначении пенсии по старости, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от дата №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с даты обращения с дата.

Представитель Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю ФИО2, действующая по доверенности, требования истца не признала, считает отказ ГУ УПФ РФ по г.Ставрополю обоснованным, просит в иске отказать.

Суд, выслушав истца и его представителя, а также представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив собранные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

В судебном заседании установлено, что периоды работы гражданина после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

Право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено мужчинам по достижении возраста 55 лет, проработавшим на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеющим страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если мужчины проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

Назначение пенсий, предусмотренных частью 1 статьи 30, осуществляется согласно Спискам соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений. Указанная норма не является самостоятельной, а действует в системной связи с частью 2 статьи 30 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать Списки и Правила, регулирующие вопросы досрочного пенсионного обеспечения.

При подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал ли должность), указанной (указанную) в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке.

Списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 года N 239),

Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449),

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Судом установлено и материалами дела подтверждается: период трудовой деятельности истца с 03.07.1980 по 21.01.2001 года в качестве водителя в Троллейбусном ДЕПО Трамвайно-Троллейбусного Производственного Управления Ташгорисполкома при обращении за назначением досрочно трудовой пенсии не включен Государственным Учреждением – Управлением Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Не согласившись с решением ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю Ставропольского края истец обратился в суд с данным иском.

В обоснование своих доводов истец ссылается на следующие доказательства:

Так, согласно записи трудовой книжки ФИО1, с дата по дата, истец работал в должности водителя троллейбуса в Троллейбусном ДЕПО Трамвайно-Троллейбусного Производственного Управления Ташгорисполкома и его стаж работы в данной должности составил 20 лет 6 месяцев 23 дня.

Согласно сообщению заместителя генерального директора ГУЛ «Мосгортранс» от дата, в связи с обращениями в ГУЛ «Мосгортранс» и его филиалы Главных Управлений Пенсионного фонда РФ по вопросам установления факта льготного стажа водителям автобусов, троллейбусов, трамваем, работавшим в эксплуатационньгх отделах и службах движения парков и депо на городских регулярных пассажирских маршрутах решено разъяснить, что в документах по личному составу филиалов, переданных на хранение в архив ГУЛ «Мосгортранс» (приказах по личному составу, личных карточках Т-2, лицевых счетах по заработной плате) до 1992 года всем водителям подведомственных предприятий ГУЛ «Мосгортранс» записи о работе на городских регулярных пассажирских маршрутах не производились. Линейным водителям, работающим в эксплуатационных отделах и службах движения парков и депо, записывалось -«водитель 3 класса», «водитель 2 класса», «водитель 1 класса», а водителям, не работающим на линии, записывалось -«водитель-перегонщик», «водитель автомашины», «водитель подсобного транспорта» и т.д.

Как следует из архивной справки Государственного Архива <адрес> от дата Госархив Ташкента сообщил, что в просмотренных документах фонда «Троллейбусное ДЕПО » имеются: приказ от дата о принятии на работу ФИО3, дата г.р., водителем 3 класса с дата; приказ -к от дата об увольнении с работы ФИО3, в связи с прекращением трудового договора с дата

В соответствии с выпиской из приказа от дата-к с ФИО3, водителем троллейбуса с дата прекращен трудовой договор по ст. 99 Трудового кодекса Республики Узбекистан по инициативе работника.

В соответствии с действующим законодательством основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является заполненная надлежащим образом трудовая книжка работника. На самого работника возлагается только обязанность по добросовестному хранению трудовой книжки в периоды, когда она находится на руках у гражданина. Хранение и сбор, каких либо дополнительных документов подтверждающих особенности трудовой деятельности работника, законодательством на гражданина не возлагается. Всю ответственность за хранения документов связанных с трудовой деятельностью работника несет работодатель.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 516 (далее - Правила), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства исчисляются по фактически отработанному времени (п. 6 Правил).

Согласно п. 9 Правил не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника).

Согласно пункту 3 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованного с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (Письмо от 01.06.1992 г. N 1-2110-15), при суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца.

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 15 января 2009 г. N 188-О-П: Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Соответственно, осуществляемое федеральным законодателем правовое регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения этих лиц, должно предусматривать эффективные гарантии их права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, с тем, чтобы исключить возможность блокирования реализации приобретенных пенсионных прав и на основе доступных процедур обеспечить своевременное и в полном объеме получение полагающейся пенсии. В силу этого, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П, различия в условиях приобретения пенсионных прав в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или не исполнил, не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. В отношениях по обязательному пенсионному страхованию лиц, работающих по трудовому договору, обязанность по своевременному и полному перечислению страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации возлагается, по общему правилу, на работодателей, которые выступают в этих отношениях в качестве страхователей, к каковым подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит всех работодателей (организации, индивидуальных предпринимателей, физических лиц), фактически производящих выплату заработной платы физическим лицам - работникам. Обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное (в том числе пенсионное) страхование работников в порядке, установленном федеральными законами, предусмотрена также частью второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Министерства труда РФ от 17.10.2003 года №70 «Об утверждении разъяснений «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий…» при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на досрочную трудовую пенсию в указанный стаж включаются все периоды работы, которые зачитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действующему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа. Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответственного закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный стаж дающий право на пенсию по старости или за выслугу лет.

Оценивая доказательства, суд исходит также из разъяснений Министерства труда России от 22.05.1996 г. N 5 (пункт 5), в соответствии с которыми, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени, с включением в него времени выполнения вспомогательных, подготовительных и других, работ указанных в этом пункте.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

Положения Конституции Российской Федерации (статьи 6, 15, 17, 18, 19 и 55) по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В силу части 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ, который вступил в силу с 01 января 2015 года, периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, дающих право на досрочное назначение пенсии.

Совокупность представленных истцом доказательств подтверждает фактическое исполнение ФИО4 в период времени с дата по дата трудовых обязанностей в должности водителя в Троллейбусном ДЕПО Трамвайно-Троллейбусного Производственного Управления Ташгорисполкома в течение полного рабочего дня трудовых обязанностей в должности, предусмотренной Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. Спорный период работы истца с 03.07.1980 года по 21.01.2001 года должен засчитываться в стаж работы истца на соответствующих видах работ (водителя троллейбусов на регулярных городских пассажирских маршрутах), дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ (ч.1 и ч.2) все равны перед Законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения и других обстоятельств. Поэтому, не включение указанных выше периодов работы истца в льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением работы в должности мастера строительно-монтажных работ с вредными условиями труда, по сути, является формой дискриминации конкретного человека перед Законом в зависимости от места работы и нарушает конституционное право на социальное обеспечение по возрасту.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», судами при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11 июля 2002 года «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, работы с тяжелыми условиями труда. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 15 января 2009 г. N 188-О-П: Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Соответственно, осуществляемое федеральным законодателем правовое регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения этих лиц, должно предусматривать эффективные гарантии их права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, с тем, чтобы исключить возможность блокирования реализации приобретенных пенсионных прав и на основе доступных процедур обеспечить своевременное и в полном объеме получение полагающейся пенсии. В силу этого, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П, различия в условиях приобретения пенсионных прав в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или не исполнил, не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. В отношениях по обязательному пенсионному страхованию лиц, работающих по трудовому договору, обязанность по своевременному и полному перечислению страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации возлагается, по общему правилу, на работодателей, которые выступают в этих отношениях в качестве страхователей, к каковым подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит всех работодателей (организации, индивидуальных предпринимателей, физических лиц), фактически производящих выплату заработной платы физическим лицам - работникам. Обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное (в том числе пенсионное) страхование работников в порядке, установленном федеральными законами, предусмотрена также частью второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Министерства труда РФ от 17.10.2003 года №70 «Об утверждении разъяснений «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий…» при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на досрочную трудовую пенсию в указанный стаж включаются все периоды работы, которые зачитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действующему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа. Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответственного закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный стаж дающий право на пенсию по старости или за выслугу лет.

Оснований не доверять представленным истцом сведениям при наличии трудовой книжки - не имеется, поскольку работодатель несет ответственность за достоверность предоставленных сведений при разрешении вопроса о наличии / отсутствии у работника права на досрочное пенсионное обеспечение.

В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны. Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований или возражений (ст. 56 ГПК РФ).

Ответчиком не представлено суду каких-либо доказательств, которые бы опровергали представленные истцом сведения о работе водителем троллейбуса на регулярных городских маршрутах.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Доводы УПФ РФ по г. Ставрополю противоречат Конституционным нормам о равенстве всех перед законом и о праве на пенсию, поэтому требования заявителя о включении времени его работы в льготный стаж, начислении и выплате пенсии подлежат удовлетворению в данном случае с момента возникновения права - с 20.04.2015 года.

На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии - удовлетворить.

Включить периоды работы ФИО1 с 03.07.1980 по 21.01.2001 в должности водителя троллейбуса в Троллейбусном ДЕПО Трамвайно-Троллейбусного Производственного Управления Ташгорисполкома в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Признать за ФИО1 право на досрочное назначении пенсии по старости, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с даты обращения с 20.04.2015 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Донских