Дело № 2-457/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 20 февраля 2019 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Труновой А.В.,
при секретаре Друговой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 В.ича, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 к ООО Управляющая организация «Фотон» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
истцы обратились в суд с иском к ООО Управляющая организация «Фотон» (далее – ООО УО «Фотон» со следующими требованиями: о признании незаконными действий управляющей компании ООО «Домсервис» (в настоящее время – ООО УО «Фотон») по несвоевременной поверке общедомовых приборов учета многоквартирного дома АДРЕС, повлекших излишнее начисление всем собственникам дома по услуге «Отопление» в октябре 2017 года; о взыскании с ООО УО «Фотон» в пользу истцов денежных средств в размере 16 818,33 руб. в счет возмещения материального ущерба по услуге «Отопление» в 2017 году, согласно приведенной в исковом заявлении таблице; о взыскании с ООО УО «Фотон» в пользу истцов компенсации морального ущерба в размере 50 % от суммы материального ущерба; о взыскании штрафа в размере 50 % от суммы материального ущерба за отказ в добровольном порядке возместить материальный ущерб, нанесенный в октябре 2017 года.
В обоснование исковых требований указано, что ООО УО «Фотон» является управляющей организацией для дома АДРЕС. До переименования в 2018 году данная организация имела название ООО «Домсервис». В 2017 году ответчик своевременно не провел поверку общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, в результате чего собственникам помещений в доме в платежных извещениях за октябрь 2017 года была выставлена плата за отопление по нормативу, существенно превышающая ту плату, которая могла бы быть согласно показаний общедомовых приборов учета, если бы ответчик своевременно провел их поверку и поставил на коммерческий учет. ДАТА ответчик в своем письме истцу ФИО16 сообщал о том, что ДАТА истекает срок поверки прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, установленного в доме, в связи с истекшим сроком эксплуатации Метрна-320. Данное письмо свидетельствует о том, что ответчик знал о необходимости проведения поверки приборов учета. В мае 2017 года истцы обратились в ООО «Тепловодоприбор», которое предоставило им коммерческое предложение с более низкой стоимостью, чем в обслуживающей их приборы учета ООО «Взлет-Алтай-Сервис». Данное коммерческое предложение ФИО16 как председатель совета дома прикрепил к заявлению, адресованному ответчику, напоминая лишний раз о необходимости своевременной поверки прибора учета, по поводу чего у ФИО16 была устная договоренность с инженером ответчика ФИО1 о том, что он организует поверку приборов учета в июле 2017 года, в период остановки котельной МУП «Новоалтайские тепловые сети». В начале августа 2017 года ФИО1 в устной беседе заверил ФИО16, что приборы учета были поверены. Между тем, в ходе проведения обследования приборов учета инженер МУП «Новоалтайские тепловые сети» ФИО2ДАТА составил акт обследования системы тепловодоснабжения абонента, в котором сделана запись о том, что в связи с окончанием срока поверки расходомеров Метран-320 ДАТА снять узел учета тепловой энергии с коммерческого учета, дальнейшие расчеты за отопление и горячее водоснабжение производить согласно законодательству. В итоге МУП «Новоалтайские тепловые сети» произвело начисление платы за отопление по нормативу. В конце октября 2017 года истцы получили квитанции, в которых для двухкомнатной квартиры площадью 43,5 кв.м. стояла сумма за отопление за октябрь 2017 года – 1 795,04 руб., которая всех насторожила, т.к. за аналогичный период 2016 года за такую же площадь в квитанциях фигурировала сумма в 862,03 руб. При этом, если учесть, что исходя из статистических данных, октябрь 2017 года был теплее октября 2016 года (т.е. затраты на отопление были не выше предыдущего года), а стоимость гигакалории увеличилась в 1,05 раза, то соответственно, в квитанциях об оплате, с разумной степенью достоверности, должна была стоять сумма за отопление не более 862,03х1,05=893,50 руб., а размер переплаты с 1 кв.м. составил 893,5/43,5=20,54 руб./кв.м. Таким образом, по причине безответственного отношения ответчика к своим обязанностям всем истцам в октябре 2017 года был причинен моральный ущерб и материальный ущерб в виде разницы между размером платы за отопление по нормативу и фактическому потреблению тепловой энергии, который для каждого из истцов можно рассчитать по формуле: 20,54х(площадь квартиры). После заявления ФИО16 в адрес ответчика от ДАТА с требованием проведения перерасчета всем собственникам и срочной поверки приборов учета они были поверены в ноябре 2017 года, и МУП «Новоалтайские тепловые сети» ввело узлы учета тепловой энергии в коммерческую эксплуатацию, при этом перерасчет платы истцам произведен не был.
В судебном заседании истцы ФИО15, ФИО16 поддержали исковые требования по изложенным в заявлении основаниям.
Иные истцы, а также третьи лица в судебное заседание не явились, извещены, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель ответчика - ООО УО «Фотон» ФИО18 исковые требования не признал, ссылаясь на то, что прибор учета тепловой энергии был поверен в установленный срок, однако, ресурсоснабжающей организацией не был принят в эксплуатацию с указанием на то, что приборы тепловой энергии и горячего водоснабжения должны быть приняты на учет комплексно, с чем ответчик был не согласен; расчет платы за отопление был произведен исходя из среднемесячных показателей за предшествующие шесть месяцев отопительного сезона, как это предусмотрено законом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истцов и третьих лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пункт 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ устанавливает, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, установлено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Согласно пункту 59 (1) данных Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В силу пункта 61 Правил, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
В соответствии с п. 81 (10) Правил эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Согласно п. 81 (12) Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
В силу пункта 81 (13) потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
По делу установлено, что ООО «Домсервис» осуществляет с 2014 года управление многоквартирным домом АДРЕС.
В настоящее время данная организация в связи с переименованием носит название ООО Управляющая организация «Фотон».
Истцы являются собственниками квартир в указанном многоквартирном доме.
Факт убытков истцы связывают с начислением оплаты за услугу «отопление» в период октября 2017 года.
Из представленных документов следует, что срок поверки приборов учета тепловой энергии Метран-320-ДУ100 с номерами НОМЕР, НОМЕР истекал ДАТА.
Согласно акту снятия приборы учета отопления были сняты ДАТА.
Согласно свидетельствам о поверке приборы учета тепловой энергии Метран-320-ДУ100 с заводскими номерами НОМЕР, НОМЕР поверены ДАТА.
Поскольку управляющей организацией в пределах одного месяца была обеспечена поверка приборов учета тепловой энергии, и ДАТА ресурсоснабжающая организация была извещена о необходимости проверки приборов учета, то при указанных обстоятельствах нельзя сделать однозначный вывод о том, что ответчиком были нарушены вышеназванные нормы закона, и в частности, требования пункта 81 (13) Правил № 354.
Осуществление проверки приборов учета тепловой энергии МУП «Новоалтайские тепловые сети» ДАТА, а также непринятие прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию в указанную дату (при наличии состоявшейся поверки ДАТА) не может быть признано обусловленным исключительно действиями управляющей организации.
Требований к ресурсоснабжающей организации по настоящему делу не заявлено, в том числе, и о произведении перерасчета потребленной тепловой энергии, в связи с чем суд не входит в проверку и оценку законности действий данной организации по не введению прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию ДАТА, по отказу в заявлениях ООО «Домсервис» о перерасчете спорной платы по приборам учета после введения их в эксплуатацию.
Истцами заявлены требования именно к управляющей организации о возмещении убытков.
В силу п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для установления правовых оснований для возмещения убытков должны быть доказаны следующие обстоятельства в совокупности: факт виновных незаконных действий ответчика, факт несения истцами убытков, причинно-следственная связь между этими событиями.
Как указано выше, обязанность по поверке прибора учета тепловой энергии в установленный законом месячный срок ответчиком была исполнена. Введение прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию ДАТА не обусловлено исключительно действиями управляющей организации.
Причинение истцам убытков в заявленном ими размере с необходимой степенью достоверности не подтверждено.
Как следует из представленных документов и объяснений представителя ответчика, поскольку по состоянию на октябрь 2017 года прибор учета тепловой энергии не был принят в эксплуатацию ресурсоснабжающей компанией, то начисление оплаты за услугу «отопление» производилось исходя из среднемесячного объема потребления за последние шесть месяцев отопительного сезона.
Такой порядок начисления соответствует положениям пунктов 59, 59 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Из документов Государственной инспекции Алтайского края по поводу соответствующего обращения ФИО16 следует, что такое начисление является законным, нарушений в действиях ответчика инспекцией не установлено.
Истцами в судебном заседании правильность такого начисления фактически не оспаривалась.
При указанных обстоятельствах начисление истцам за октябрь 2017 года платы за отопление в имеющемся размере не может быть признано неправомерным, и следовательно, нельзя сделать вывод, что денежные средства, внесенные истцами в счет оплаты данной услуги, являются их убытками.
Доводы истцов о том, что оплата за отопление в октябре 2017 года превысила оплату за октябрь 2016 года, а фактически не могла ее превышать в связи с наличием более теплой погоды, не являются основанием к удовлетворению исковых требований.
Выводы о наличии убытков и их размере не могут носить предположительный и вероятностый характер. Реальный размер убытков должен быть доказан. Объем фактически потребленного коммунального ресурса не находится в строгой и безусловной корреляции с погодными условиями.
Факт реального причинения истцам убытков в заявленном ими размере (исходя из разницы оплаты за отопление за октябрь 2017 года и октябрь 2016 года) с необходимой степенью достоверности не подтвержден.
Пункт 61 вышеназванных Правил предусматривает возможность перерасчета платы за коммунальные услуги при наличии оснований к этому. Полномочия по такому перерасчету относятся к компетенции ресурсоснабжающей организации, а не управляющей компании.
Поскольку по делу не установлено факта неверного начисления спорной платы за отопление, а также факта несения истцами убытков, исходя из заявленных ими критериев и размера, то оснований для удовлетворения исковых требований суд не находит.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении исковых требований ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 В.ича, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 к ООО Управляющая организация «Фотон» о защите прав потребителей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Трунова
Мотивированное решение изготовлено 25.02.2019.